Курсовая работа
материал по музыке

Даньшина Екатерина Андреевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx72.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Даньшина Екатерина Андреевна

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена

 к защите

 «____» декабря 2022 года

Заместитель директора по НМР

____________/ Анищенко И.Л.

Курсовая работа защищена с оценкой____________________

«____» декабря 2022 года

Председатель комиссии:

_______________/

Члены комиссии:

_______________/

_______________/

Специальность: 53.02.01

Музыкальное образование

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Валах С. В.,

 преподаватель МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс высшей квалификационной категории


Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

8

1.1. Внимание как один из познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Виды внимания

8

1.2. Общая характеристика понятий игра и игровые технологии. Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе

13

1.3. Особенности развития внимания младших школьников

19

Выводы по 1 главе

22

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

23

2.1 Игровая технология как форма учебного процесса на уроках музыки

23

2.2 Приемы и методы активизации внимания младших школьников на уроках музыки

29

Выводы по 2 главе

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

38

ВВЕДЕНИЕ  

Актуальность проблемы исследования. Прогресс не стоит на месте. Глобальные изменения происходят не только во всем мире. Люди постоянно меняются. К сожалению, проблема концентрации внимания подрастающего поколения все более актуальна.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Анализ педагогического опыта показал, что учителя для активизации внимания младших школьников применяют на уроках игровые технологии, так как считают, что в условиях игровой деятельности становится возможным решение образовательных, воспитательных и развивающих задач – достижение дидактических целей, формирование характера, черт личности, усвоение норм жизни, отношение детей друг к другу [17].

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки проблемы активизации внимания младших школьников на уроках музыки и осуществления в практике обучения. Учитель всегда должен быть во всеоружии, обязан владеть самыми новыми педагогическими технологиями. Особенно это касается учителя музыки. Одним из путей, ведущих к активизации внимания школьников, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения, создание игровых ситуаций, использование приемов наглядного изображения высоты звуков (движением руки или указки) – активизируют внимание детей. Задача учителя музыки научить школьников искусству управления собственным вниманием, восприятием в процессе познания музыки.

Проблема воспитания активного слушателя – одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Поэтому развитие внимания на уроке, является необходимым условием приобщения младших школьников к музыкальному искусству. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а от всей учебной и воспитательной работы в школе

Есть множество различных методов и приемов для активизации внимания. В данной работе будет описан метод игровых технологий.

Игровые технологии – совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.

В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и другие педагоги.

Игровые технологии воспроизводят стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его   общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Игровые технологии как метод активизации внимания младших школьников на уроках музыки».

Цель: составить игры для младших школьников, направленные на активизацию внимания на уроках музыки.

Задачи:

  1. раскрыть основные понятия темы;
  2. определить роль игровых технологий в приобщении младших школьников к музыке;
  3. рассмотреть использование игровых технологий в качестве метода активизации внимания;
  4. выявить использование игры на разных этапах урока музыки;
  5. выявить приемы и методы для активизации внимания.

Объект: образовательный процесс на уроках музыки

Предмет: использование игровых технологий на разных этапах урока музыки  в начальной школе.

В работе использовались теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, анализ, структурирование, систематизация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

  1. Внимание как один из познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Виды внимания

В наш век ритм жизни очень быстрый. Человеку поступает большое количество информации, при этом увеличивается объем его знаний. Конечно же, все эти изменения в обществе влияют и на развитие детей. Самым необходимым условием для успешного обучения в школе является формирование внимания у детей, начиная с дошкольного возраста.

Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего мира, позволяя им сконцентрироваться на определенных объектах. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на том, что он делает. В каждый отдельный момент времени наше сознание направлено на те предметы, которые являются для нас наиболее значимыми и важными.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной деятельности человека. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Крайне актуально изучение внимания и для педагогики. Уже не одно десятилетие отечественные и зарубежные педагоги бьются над проблемой формирования устойчивого внимания учащихся на уроках [10].

В данной работе мы основывались на трудах отечественных исследователей: Рубинштейна С.Л., Столяренко Л.Д., Гальперина П.Я.

Внимание - один из познавательных психологических процессов. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание можно определить как процесс, обеспечивающий избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания [8].

Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение, или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

В настоящее время общепринято следующее определение. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [6].

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание способствует любой деятельности как составляющий элемент различных психических и двигательных процессов. Внимание с одной стороны является психическим познавательным процессом, с другой, психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности. Выделяют следующие функции внимания:

  1. активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
  2. отбор и организация поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями;
  3. обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания:

  1. концентрация;
  2. объем внимания;
  3. устойчивость;
  4. распределение;
  5. переключаемость.

Существуют так же несколько классификаций внимания.  Классификация по признаку произвольности является наиболее часто встречающейся [2].

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Непроизвольное – не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым раздражителем (свойственно человеку и животным). Основная функция непроизвольного внимания – в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то, происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание – свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определённую цель, задач и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность. Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Закономерность циркуляции, флуктуации внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке [6].

  1.  Теоретические аспекты использования игровых технологий в педагогическом процессе

С давних пор игра является важнейшей частью жизни человека. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит свое отражение трудовая деятельность людей. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной в труде ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням.

Игра - это одна из древнейших сфер человеческой деятельности. Она является богатой почвой для общения и деятельности детей, получения знаний, формирования умений и развития творческих способностей.

Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

Известно, насколько игровые технологии многогранны, они обучают, развивают, воспитывают, социализируют, развлекают и дают отдых. Исторически одна из первых ее задач — обучение. Практически с первых моментов возникновения, игровые технологии выступают как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей [4].

Содержание игровых технологий составляет: сюжет (тема и идея), правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Сюжет придает игре целеустремленность и делает игру увлекательной. Правила - это обязательное требование для участников игры. Двигательные действия составляет непосредственно сама подвижная игра, комплекс движений.

Главная функция игровых технологий состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности.

Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Рассмотрим основное назначение игровых технологий представленных в таблице 2.

Таблица 2 — Функции игровых технологий.

Назначение

Характеристика

Самоанализ

в игре человек постоянно сравнивает себя с другими людьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность

Достижение эмоциональной близости

 игра дает больше возможностей для достижения эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность

Развитие прогностических функций

в игре развиваются важные прогностические функции поведения. Очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в «ближайшем будущем»

Приобретение социального опыта

в игре приобретается опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей

Развитие воображения

игра развивает воображение. Воображение позволяет приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности

Преодоление комплексов и страхов

в игре легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует

Возможность манипулятивного воздействия на других

игра часто становится инструментом в руках мошенников и авантюристов

Игровой компонент в реальной деятельности взрослого человека

под игровым компонентом понимаются действия, которые только имитируют подлинные, реальные, ответственные отношения с окружающим миром

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.

Говоря о игровых технологиях, можно сказать следующее: понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера.

В зависимости от использования игровых технологий выделяют следующие виды уроков:

  1. уроки, с использованием разнообразных игровых заданий (КВН, конкурсы, соревнования и т.д.);
  2. уроки, с использованием игровых упражнений и заданий;
  3. уроки, с использованием игры лишь на определенном этапе урока (например, применение игры для знакомства с новым учебным материалом).

В настоящее время игровые технологии чаще используются в сфере начального образования. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному (подробному) обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на:

  1. тренировку памяти;
  2. выработку речевых умений и навыков;
  3. стимулирование умственной деятельности;
  4. развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету;
  5. преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия;
  6. развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими.

Игровые технологии выполняют следующие функции в образовательном процессе:

  1. развлекательная – данная функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставлять ребенку удовольствие, воодушевлять, пробуждать интерес к различным видам деятельности, удовлетворять его потребности в познании;
  2. коммуникативная – направлена на овладение и развитие ребенком своих коммуникативных умений и навыков, овладение диалектикой общения;
  3. самореализация – игра позволяет ребенку «примерить» на себе различные роли, получить бесценный навык практической деятельности;
  4. игротерапевтическая – направлена на преодоление ребенка разнообразных трудностей, которые возникают в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами);
  5. диагностическая – предусматривает выявление у детей отклонений в развитии, в процессе осуществления им игровой деятельности;
  6. коррекционная – направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка.

Наиболее рационально внедрение игровых технологий в образовательный процесс, в следующих случаях:

  1. внедрение игровой технологии как самостоятельной для усвоения конкретной темы или раздела учебной дисциплины;
  2. в качестве элемента в рамках более обширной и глубокой образовательной технологии;
  3. в качестве самостоятельного урока или его конкретной части (введение, закрепление, контроль и т.д.);
  4. в качестве внеклассной или внеурочной деятельности (например, в виде игры «Зарница»).

Структура игровых технологий включает:

  1. целеполагание – постановка образовательной цели, ее научное и педагогическое обоснование;
  2. планирование – подбор методов, форм и средств достижения поставленной цели, определение этапов проведения технологии (планирование);
  3. реализация цели – достижение поставленной цели путем организации игр, упражнений и заданий, в соответствии с составленным планом;

4)       анализ полученных результатов [14].

Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

1.3. Особенности развития внимания младших школьников

Младший школьный возраст является важным периодом в формировании внимания у детей. Поэтому в процессе развития познавательных процессов в музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные особенности детей их возможности. Дети не только учатся быть внимательными, но и пробуют самостоятельно правильно регулировать свои познавательные процессы. А это является необходимым условием развития полноценной личности.

Учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание школьника.

Объем внимания в значительной степени зависит от прожитого опыта человека. У младшего школьника его еще очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов.

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста. Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается.

Чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного возраста, надо уяснить то, что характерно для их высшей нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемости и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Такая повышенная чувствительность нервной системы в этом возрасте обусловливает наличие у ребенка довольно сильного рефлекса на все новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы ребенок не старался обратить внимание на те внешние раздражители, которые на него действуют. Но очень скоро ориентировочный рефлекс становится у первоклассника более широким (по числу объектов, которые охватываются одновременно); смотря на один предмет, он не упускает из виду и другой, имеющий для него какое-то значение. Насколько внимание, дающее общую ориентировку, резко возрастает у детей от 7 до 10 лет, видно из следующего небольшого опыта, описанного в литературе. Во время игры учащихся в школьном коридоре на перемене сквозь их толпу прошел мужчина, которого они раньше не видели. Потом детей попросили (отдельно каждого) описать, кого они заметили и внешность этого человека. Ученики третьих классов дали довольно точное его описание, но некоторые не смогли указать, в чем человек был одет, какого роста, какие у него волосы. Что же касается первоклассников, то большинство из них вообще не заметили проходившего мужчины [3].

Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи. Поэтому учитель на уроке специально организует внимание учащихся, так как они не всегда могут ставить перед собой задачу сосредоточиться на учебной работе, выделить главное в рассказе учителя или в том, что он им покажет.

Школьники этого возраста сосредоточиваются произвольно, однако периоды напряженного внимания у них бывают реже, чем у взрослых или старших школьников. Поскольку этот вид внимания связан с торможением (а последнее представляет трудности для детей данного возраста), поэтому он не характерен для младших школьников. Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Так, на уроке младший школьник бывает внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, а потому, что на нею влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться [5].

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес.

Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний – все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности, для современных школьников очень важен интерес, который пробуждает внимание и концентрацию, что позволяет педагогам заниматься обучением.  

Сосредоточенность младших школьников становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Что касается внешних проявлений внимания или рассеянности (мимика, пантомимика, поза, движения), то у младшего школьника, благодаря его непосредственности, они более выразительны и заметны, чем у подростка и юноши. Также нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами: общее умственное развитие, познавательная активность, наличие интересов, навыков и умений в учебной работе, чувство ответственности, самостоятельности, организованность, общая дисциплинированность, достаточное развитие воли и т. д.

Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода - путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.

Выводы по 1 главе

 Роль игр и игровых технологий особо значима  в приобщении учащихся к пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. С начальных классов учителя музыки стремятся воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развивают умение ребенка осознанно «выразить свои суждения о прослушанном».

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей – основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную, но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.

Обобщая теоретический материал, хочется отметить, что одна из главных сфер воспитания и развития личности ребенка – игра. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для психолого-педагогических целей. Так, в процессе игр происходит развитие не только познавательной сферы личности (внимание, мышление, памяти, воображение, речи и т.д.), но и становление всех без исключения психологических свойств и качеств личности (черт характера, воли, навыков общения, нравственных качеств, способностей и т.д.).

Поэтому игра, являясь одной из форм практической деятельности ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Игровая технология как форма активизации внимания

 на уроках музыки

В современной школе сегодня актуально применять активные формы обучения для активизации внимания. К таким формам относятся игровые технологии, которые позволяют сделать интересными и увлекательными   работу учащихся  на уроке музыки.

Урок музыки – это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

В. А. Крутецкий говорил: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания». Поэтому целью применения технологии игровых форм обучения является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка. 

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технология внеклассной работы.

Уроки музыки в начальной школе позволяют широко использовать игровые методики и технологии в учебно-воспитательном процессе для развития их музыкального восприятия, чувства ритма и музыкальной формы, вокально-хоровых навыков, способности импровизировать, активизации двигательной моторики. Многие педагоги-практики рекомендуют применять на уроках музыки имитационные игры, игры-фантазии, соревновательные игры, стимулирующие развитие творческой самостоятельности мышления учащихся.

При планировании уроков музыки с использованием игровых технологий педагог-музыкант должен учитывать ряд моментов: методическую направленность обучения; эмоциональную насыщенность урока; расширение учебных рамок путем включения музыкально-ритмических движений, викторин, элементарного дирижирования, хорового сольфеджио. Применяя игровую технологию как форму или методический прием обучения, учитель должен быть уверен в педагогической целесообразности ее использования, в ее художественной ценности, социальной и воспитательной значимости.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания — такими как лекция, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.

Процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредотачивания, так как умение сосредотачиваться является не естественной функцией нашей психики, а сложным продуктом ее развития.

В основе деятельности лежат такие педагогические принципы:

  1. принцип наглядности;
  2. принцип доступности;
  3. принцип постоянного усложнения материала;
  4. принцип развития каждого ученика;
  5. принцип осознания учащимися процесса обучения.

Существует система работы по развитию внимания младших школьников.

Ее работа состоит из последовательно усложняющихся по спирали упражнений, направленных на развитие разных функций внимания и учитывающих индивидуальные особенности ребенка.

Первый компонент - классификация упражнений и методик, направленных на развитие функций внимания.

Второй компонент - методы:

  1. репродуктивные: наглядный и словесный;
  2. продуктивные: частично — поисковый, исследовательский и  самостоятельная работа.

Третий компонент - многообразие и вариативность, позволяющие использовать нетрадиционные формы работы: работа по группам; работа в режиме диалога; индивидуальные занятия; помощь на уроке; внеурочные.

Четвертый компонент - использование разных средств обучения: учебник, учебные пособия, иллюстрации, дидактический материал.

Использовать игровые технологии можно на разных этапах урока музыки, например:

Начало урока. Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру. Можно предложить детям запомнить числа или порядок расположение ряда предметов. Эта игра на увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

«Кто дольше слышит звук». Сыграть на инструменте один звук, попросить послушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его. А теперь попробовать пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента.

Конец урока. Закрепление полученных знаний. «Кто больше?» может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях известных русских и зарубежных композиторов (М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского). Учащимся показывают портрет и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот ребенок или команда, кто больше набрал фишек.

В зависимости от типа игровых технологий они должны занимать свое место в определенной части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления, итоге урока. Подводя итог можно сказать, что место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем целей, функций и классификации педагогических игр.

При применении игровых технологий на уроках следует учитывать определенные условия.

Первое условие — игровые технологии должны разрабатываться с учетом поставленных целей и интересов учащихся. Игры будут наиболее привлекательны для младших школьников, если они соответствуют актуальным потребностям возраста и личности. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Второе условие использования игровых технологий на уроке музыки -  внедрение игровых технологий должно обеспечивать творческо-преобразующую деятельность обучающихся. В отечественной литературе творчество чаще определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [9].

 Таким образом, в «творчестве» главными чертами являются новизна результата и его социальная значимость.

Третьим условием использования игровых технологий, способствующих активизации внимания младших школьников, является учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки младших школьников. Данное условие предполагает всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых.

Так же отметим, что игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. При традиционной организации учебного процесса младший школьник играет достаточно пассивную роль, и зачастую у него отсутствует психологический комфорт, который включает в себя чувство собственной значимости, уверенности и компетентности. Если же учитывать требования стандарта, то младший школьник будет сам регулировать и анализировать свою деятельность, его роль станет активной, будет формироваться положительная мотивация обучения. Это все поможет стать ученику более активным и заинтересованным в учебном процессе.

Игры должны соответствовать изучаемому материалу, т.к. применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход. Так же участники игры также должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д.

Таким образом, игровые технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного познания учащихся, при котором и происходит передача информации от учителя к ученику в благоприятной для всех участников процесса психологической обстановке.

2.2 Приемы и методы активизации внимания младших школьников

на уроках музыки

В школьном возрасте внимание, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания.

В каждой из работ по музыкальному обучению, воспитанию, развитию детей всегда учитывается обязательное и необходимое участие внимания в процессе исполнения музыкальных произведений, их слушания и восприятия, а так же в процессе осознания музыки, рассуждения и размышления о ней.

Значение внимания в процессе обучения детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе очень велико. Ни один из видов музыкальной деятельности не мог бы быть осуществлен вне тех или иных проявлениях внимания.

По причине недостаточной изученности процессов совершенствования развития внимания у учащихся в процессе музыкальной деятельности, встает проблема разработки и развития различных методик развития внимания в различных видах музыкальной деятельности. Возникает необходимость поиска и разработки соответствующих способов, приемов и принципов развития внимания у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное делать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним произвольное внимание .

Важнейшую из особенностей внимания, которую так же необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим.

Метод обучения является неотъемлемым и важным компонентом любого урока, он приводит в действие его внешние и внутренние ресурсы. С помощью правильно подобранных методов достигается возможность воспитывать ребенка, развивать и обучать его.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития внимания и памяти. Однако, для развития памяти ребенка полезны не только и нисколько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, развитие положительного отношения к ним. А это все происходит, если в учебной деятельности применяются различные формы организации учебного процесса.

Одной из таких форм организации учебного процесса часто выступает игровая технология.

В первую очередь акцентируется возможность с помощью игровых технологий активизировать внимание, повысить интерес, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений.

А. Леонтьев называет игру своеобразной «предэстетической деятельностью», т.к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план. С помощью них ребенок сознает в игре новую реальность, в которой все подчинено законам свободы и носит условный характер. Ребенок чувствует себя комфортно в этих условных ситуациях и, в дальнейшем, метафорический язык искусства станет ему более доступен. Увлеченность ребенка процессом игры еще одно ее свойство.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, что бы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Игровой метод в педагогике относят к методам, которые в работе с младшими школьниками способствуют активизации интереса, внимания и положительных мотиваций.

Игровой метод - это способ взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся присваивают социо-культурный опыт. К методам игрового обучения относят, прежде всего, дидактические игры, например, такие как игра-конкурс, игра-путешествие, блиц-игра, игра-викторина, ролевая игра. Игровой прием - это часть метода обучения.

Этот метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размера в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.

В обучении детей пению используется игровая методика. Это различные   упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации.  Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.  

Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных  игр – ритмодекламации.

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Следующий игровой метод - инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения. Детям нравится исполнять русские  народные  песни  и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и  самодельные  погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.

В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Вот несколько музыкально – дидактических игр, которые можно использовать на уроках музыки.

Лесенка – чудесенка.

Цель: развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Описание: карточка с изображением лесенки из семи ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Семь круглых фишек, соответствующих цвету ступенек лесенки.

Методика применения: учитель исполняет на металлофоне знакомую детям попевку, затем предлагает поочередно «музыкальные загадки» : исполняет без слов первую фразу попевки, но не доигрывает последний звук, затем исполняет вторую фразу попевки, не доигрывая нижнего звука. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька.

Выбери инструмент.

Цель: развивать у учащихся  представление об изобразительных возможностях музыки.

Описание: набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов (инструменты симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов).

Методика применения: учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Учащимся  исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности  звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания учащиеся должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

Учитель должен применять разнообразные средства и приемы воздействия на детей разного возраста. На уроках следует использовать красочные презентации, интересные, познавательные фильмы. Для младшего школьного возраста используется чередование умственной и практической деятельности.

Выводы по 2 главе

Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология, в отличие от игр «вообще» имеет чётко поставленную цель обучения (воспитания) и соответствующий ей педагогический результат. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1)  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2)  как элемент более общей технологии;

3)  в качестве урока или его части;

4)  как технология внеклассной работы.

Использование игровых технологий будет способствовать активизации внимания и как следствие, повышению уровня активности познавательной деятельности младших школьников при условии, если урок проводится в игровой форме или игровые ситуации планируются на отдельных его этапах; игры соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся; игры отбираются или конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока.

Несомненно, что игра имеет исключительное значение для воспитания ребенка. Как доказали психологи и педагоги, игровые технологии обладают значительным развивающим потенциалом. В уроке музыки можно использовать различные виды игровых технологий.

Педагоги–музыканты грамотно используют игровые технологии на своих уроках, так как доказано, что именно они становится для него самым непринужденным способом проникновения в мир музыки, творчества.

В игровые технологии входят более специфические виды деятельности: музыкально–ритмические движения, музыкально–дидактические игры, выразительные движения, поэтому игра–тот вид деятельности, который необходимо использовать в обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашего исследования, отметим, что игровые технологии – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игровых технологиях активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения игровых методов непосредственно в урок музыки в общеобразовательных школах.

Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие-либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.

Игровые технологии эмоциональны по своей природе и опыту способны даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игровых технологиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игровых технологий интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Как правило, начальный период обучения музыке приходится на младший школьный возраст. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освоение нового вида деятельности будет представлять определенные трудности и повлечет за собой дополнительные эмоциональные и физические затраты. Поэтому важно чтобы постижение музыкально-исполнительских навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Я считаю, что необходимо наряду с традиционными методами обучения широко использовать специфические. В младших классах, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач. Младший школьный возраст благодатная почва для его использования, поскольку игра остается значимым и естественным видом деятельности. В общепсихологическом плане она мобилизует силы ребенка, приносит радость, позволяет активизировать творческие способности.

В отличие от игр вообще педагогические игровые технологии обладают существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии способствуют выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Наше исследование подтверждает, что игровые технологии - средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.

Я считаю необходимым указать на широкие возможности игрового метода работы с учениками. Он позволяет достичь положительных результатов в обучении, и при этом щадящим образом воздействовать на ребенка с учетом психологических особенностей детей младшего школьного периода.

В дипломной работе мы планируем доказать включение игровых технологий в урок и показать результаты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2002. – С. 18
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  3. Ермолаев, О.Ю.  Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. – Москва: Просвещение, 2013. - 264 с.
  4. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий, — Москва: Академический проект, 2020. — 420 .
  5. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2017. – 582 с.
  6. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  7. Праздников, Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности. / Г. А. Праздников. – СПб: Просвещение, 2000. – 135 с.
  8. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  9. Советский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия, 1989. - 1600 с.

Интернет – ресурсы

 10)  Библиофонд. // [сайт]. 2021. - URL:  https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=581300

11)  Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории. // [сайт]. 2022. – URL: https://impsi.ru/category/advice/ (дата обращения: 26.11.2022).

12) Игра как вид деятельности. // [сайт]. 2022. – URL: https://forpsy.ru/works/igra-kak-vid-deyatelnosti/ (дата обращения: 15.10.2022).

13) Игровая деятельность младших школьников на уроках музыки. // [сайт]. 2022. – URL: https://infourok.ru/igrovaya-deyatelnost-na-urokah-muziki-2226307.html (дата обращения: 29.11.2022).

14) Игровые технологии в образовательном процессе.// [сайт]. 2022. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/igrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_processe/ (дата обращения: 16.12.2022).

15) Психологические особенности внимания младших школьников // [сайт]. 2022. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/05/31/psihologicheskie-osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.10.2022).

16) Структура игры и классификация игр. // [сайт]. 2022. – URL: https://nataliababenko-dolds16.edumsko.ru/articles/post/2421121 (дата обращения: 23.11.2022).

17) ФГОС начальное общее образование. // [сайт]. 2022. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 18.12.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"

В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...