Курсовая работа
методическая разработка по музыке

Борисовская Виктория Юрьевна

Курсовая работа на тему: "ФЛЕЙТОВАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursach_b.docx39.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Борисовская Виктория Юрьевна

ФЛЕЙТОВАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01.

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«     » _______________ 2020 года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Шелепова Д.А.,

преподаватель музыкальных дисциплин

первой квалификационной категории

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Познавательный интерес младших школьников как психолого-педагогический феномен

1.2. Основные положения формирования у младших школьников интереса к музыкальному искусству

1.3. Пути и методы формирования познавательного интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста

Выводы по I главе

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЛЕЙТОВОЙ МУЗЫКИ

2.1. История возникновения флейты. Разновидности флейты

2.2. Анализ программы музыкального образования и репертуара

2.3. Возможности флейтовой музыки в формировании познавательного интереса младших школьников

Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В связи с принципиальной перестройкой жизни общества возрастает роль музыкального образования школьников как важного фактора формирования и развития художественной культуры личности. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

На современном этапе развития общества проблема формирования у детей интереса к музыке в процессе их образования приобретает все большую актуальность.

За последнее десятилетие создано много программ, направленных на формирование интереса к музыке. Однако до сих пор эта проблема далека от решения. Существует множество причин, способных влиять на данную ситуацию: ослабление престижа, приоритета духовной культуры вследствие изменения социально-экономических и политических условий в современном обществе, малокомпетентность учителей музыки в вопросах работы с учащимися младшего школьного возраста, недостаточное использование духовного потенциала музыкального искусства в воспитательном процессе общеобразовательной школы, плохая материальная база школ и т.д. Чтобы эффективно формировать интерес к музыке у школьника, необходимо понять, каков он сегодня, как он относится к музыке, каковы его интересы.

В научной литературе существуют различные подходы к решению проблемы формирования интересов личности. Социальные основы теории интереса рассматривают многие философы и социологи: А.С. Айзикович, Л.М. Архангельский, Г.А. Логинова, Г.Е. Глезерман, Г.П. Карамышев, М.И. Здравомыслов, Г.И. Гак, В.Г. Нестеров и др.

Условия и механизмы возникновения интереса и воздействие его на личность исследуют психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, и др. Возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе, выявляют педагоги Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова и др.

Развитие идеи музыкального воспитания подрастающего поколения в творческих видах деятельности было осуществлено виднейшими представителями музыкальной педагогики 20-х г.г. XIX века. Мы встречаемся с этими положениями в трудах таких выдающихся музыковедов, как Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н. Брюсова, К. Орф.

В теории музыкальной социологии и педагогики понятие интереса рассматривается в различных аспектах. Социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп рассматривают А.Н. Сохор, Е.Я. Бурлина и др., пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп – Ю.Б. Алиев, А.Н. Малюков, Т.П. Плеснина, А.И. Паламарчук, Л.Л. Куприянова, Е.Н. Ценкова и др.

Анализ литературы показал, что авторы научных трудов и публикаций по данной проблеме указывают самые разные пути и формы ее решения через формирование навыков полноценного восприятия музыки (М.Ю. Самакаева), использование различных видов музыкальной деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И.Паламарчук).

Мы считаем, что развитие интереса к музыкальному искусству возможно через приобщение детей к флейтовой музыке. Процесс накопления классического флейтового репертуара и  репертуара с участием флейты, берущий свое начало с эпохи барокко не всегда был однородным. В частности, практически все крупные композиторы эпохи барокко оставили сочинения для флейты и с ее участием. В начале ХХ века, с ее интенсивной историко-культурной динамикой возрождается композиторское внимание давно знакомому инструменту – флейта. Мы считаем, что флейтовая музыка является благодатной почвой для эстетического восприятия и может занять достойное место в процессе формирования познавательного интереса младших школьников.

Исходя из актуальности, нами была сформулирована тема исследования «Флейтовая музыка как средство развития интереса младших школьников к музыкальному искусству».

Цель исследования: теоретически обосновать возможность флейтовой музыки как средство развития интереса к музыкальному искусству.

Объект исследования: процесс развития интереса к музыкальному искусству.

Предмет исследования: флейтовая музыка.

Для достижения поставленной цели определённы задачи исследования:

1) На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику основным понятия;

2) Изучить особенности формирования и развития интереса младших школьников к музыкальному искусству;

3) Рассмотреть историю возникновения флейты и флейтовой музыки;

4) Проанализировать программы музыкального образования и выявить возможности применения флейтовой музыки в образовательном процессе;

5) Сделать выводы по теме исследования.

Теоретические методы исследования: анализ, классификация, поиск и отбор источников информации, систематизация, обобщение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Познавательный интерес младших школьников как психолого-педагогический феномен

В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы С.Л. Рубинштейна, Г.И.  Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др., посвященные анализу понятия «интерес» (в том числе, и познавательный интерес) и его компонентов. В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, причем мыслительные процессы описываются как его основное структурное ядро.

В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса школьника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги и психологи создают условия для развития личности самого ученика.

Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Однако существует весьма серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от школьного обучения, что сделает для него процесс обучения безразличным и не дающий ожидаемого результата. Таким образом, можно сказать, что проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования.

Интерес представляет собой сложное, значимое для личности образование. Понятие «интерес» имеет большое количество различных трактовок. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [7, с. 121]. Н.Г. Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [6, с.44]. А.С. Бакарёва видит в интересе «своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека в целом» [2, с. 9]. Также интерес – «…это специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [13, с. 36].

Психологический смысл понятия «интерес» отражает большое количество значимых для школьника процессов – от единичных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в потребностях и отношениях личности. Можно сказать, что познавательный интерес – основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов.

Проведенный А.Н. Леонтьевым анализ познавательного интереса детей младшего школьного возраста свидетельствует о том, что становление познавательного интереса у школьников процесс сложный, включенный в общую линию их развития.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [13, с. 82].

Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности [16].

Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.

В психологической литературе мы обнаружили схожие точки зрения ученых о природе возникновения познавательного интереса как такового. Большинство психологов как отечественных, так и зарубежных связывают интерес с потребностью и часто их сравнивают. Взаимосвязь между потребностями и познавательным интересом весьма сложна и не дает оснований ставить между ними знак равенства. Так, С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней [7]. К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [4]. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности. Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам [13].

Формирование познавательных интересов начинается у школьников с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности и появляется потребность приобретать как можно больше знаний. На основе этого у младшего школьника могут сформироваться социально желательные мотивы к учению, связанные с ответственным отношением к учебным занятиям и к учебе в целом. Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте способствует росту сознательного отношения обучающегося к учению, развитию познавательных процессов, стимулирует умение ими управлять.

Познавательный интерес в отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность на определенную предметную область, к глубокому познанию которой стремится школьник. Интерес к приобретению знаний формируется у школьников только при условии определенной организации учителем учебного процесса. Учителю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов младших школьников и общие закономерности психического развития ребенка в процессе обучения. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение, и тем большую роль у учителя должны играть методы активного обучения и воспитания.

Таким образом, интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений, проблема интереса и его роли в учебной деятельности школьника остается востребованной и актуальной в настоящее время как для педагогов, решающих вопросы создания методических условий его становления, так и для психологов, изучающих особенности личностного проявления данного феномена.

1.2. Основные положения формирования у младших школьников интереса к музыкальному искусству

В данном параграфе мы обратимся к основным положениям формирования у младших школьников интереса к музыкальному искусству на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО).

По мнению Н.Г. Куприной, музыка это вид искусства, отражающий действительность и обладающий воздействием на человека через осмысленные и специфическим образом организованные звуковые комбинации. Музыка также определяется как «специфическая разновидность звуковой деятельности людей» [16].

Через формирование у детей интереса к музыке возможно познание ими богатого мира музыкального искусства, что позволит реализовать познавательную и воспитательную функции музыки и сформировать духовную и нравственную культуру детей.

Стандарты нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования также подразумевает интегративный подход в музыкальном образовании. На первый план выходит не полученная в школе сумма знаний, а становление личности самого ребенка и трансформации, происходящие с ней под воздействием обучения. Новый ФГОС начальной школы отличается деятельностным характером, ставящим главной целью развитие личности учащегося.

В соответствии со стандартами нового поколения «развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности» является одной из приоритетных целей в изучении предмета «Музыка» в начальной школе, которая достигается с помощью системы ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности осуществляется личностное развитие учащихся, реализуется их творческий потенциал, формируется готовность выражать свое отношение к искусству, происходит становление ценностно-смысловой и духовно-нравственных сфер, развивается самосознание, позитивная самооценка и самоуважение, жизненный оптимизм и целеустремленность.

Спецификой музыкального образования в начальной школе является формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образности, разнообразии жанровых форм. В основе программ музыкального образования лежат отечественные и зарубежные классические музыкальные произведения, духовная (церковная) музыка, произведения современных композиторов, музыкальный фольклор народов мира. На уроках музыки осуществляется разностороннее развитие младших школьников посредством наблюдения, слушания музыки и размышления о ней, разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений, игр на детских музыкальных инструментах, различных видов музыкально-творческой импровизации.

Центральным понятием ФГОС НОО являются универсальные учебные действия (далее – УУД), которые призваны обеспечивать стадии усвоения программного материала. В УУД прослеживается взаимосвязь с достижением метапредметных результатов, под которыми подразумеваются способы действия, позволяющие ученикам решать задачи не только в рамках конкретного задания или учебного процесса в целом, но и в различных жизненных ситуациях. Актуальность метапредметных результатов в современном образовании обусловлена необходимостью развития мобильности, креативности, способности применять свои знания на практике, нестандартного мышления как важнейших качеств личности в информационном обществе. Уровень сформированности УУД позволяет увидеть, насколько достигнуты цели, поставленные образовательной программой.

Что касается УУД по предмету «Музыка» в начальной школе, то можно выделить следующие:

Личностные. Школьники учатся осознавать жизненный смысл музыкальных образов, прослеживают в музыкальном произведении триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявляют нравственные нормы, этические и эстетические принципы творчества, усваивают социальные функции музыки в жизни человека и общества.

Познавательные. Учащиеся усваивают особенности музыкального жанра, стиля, музыкального языка с точки зрения средств создания музыкального образа; у них происходит систематизация и обобщение знаний в области «Музыка. Сюда можно отнести актуальные информационные умения и навыки: работа с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской; нахождение с помощью различных источников информации, необходимой для уроков музыки, создание компьютерных презентаций и др.

Регулятивные. Младшие школьники учатся опираться на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе познания музыки, учитывать исполнительский план в работе над исполнением сочинения, оценивать воздействие музыкального произведения на мысли и чувства и др.

Коммуникативные. Здесь необходимо научить детей учитывать позиции других людей, вступать в диалог с целью обсуждения музыкального произведения, совместной работы над ним и т.д., сотрудничать при выполнении учебных заданий, совместно разрабатывать и защищать исследовательские проекты и др.

Многие исследования указывают на лидирующее положение музыки в досуге и художественных предпочтениях учащихся начальной школы. В качестве важнейшей составляющей частью детской субкультуры, музыка имеет большое значение при формировании личностных качеств детей, их системы ценностных ориентаций, особенно эстетических. В то же время, с активным развитием теле- и радиоэфира, которое сопровождается обилием звуковых технических средств, музыкальное искусство в последние десятилетия превратилось в будничный звуковой фон жизни. При этом слушателю навязывается музыка сомнительного художественного качества и ценности. Важно отметить притягательность для большинства учащихся примитивной, иногда откровенно низкопробной музыки, в результате чего их слушательская культура остается на низком уровне развития, вне подлинных смыслов музыкального искусства. Для восприятия серьезной музыки необходима определенная подготовка, а, следовательно, и усилия, которые ребенку без руководства взрослого зачастую недоступны.

Это доказывает актуальность развития интереса к музыкальному искусству, что с точки зрения ФГОС НОО должно стать приоритетной целью музыкального образования и обусловить выбор средств для реализации учебных задач. Только при наличии глубокого искреннего интереса в ребенке может проснуться стремление к серьезному изучению музыкального искусства.

Таким образом, интегративный характер современного образования обуславливает важность развития музыкального интереса младших школьников среди задач музыкального образования, поставленных во ФГОС НОО. Интерес к музыке у детей младшего школьного возраста зависит от опыта и уровня подготовленности педагога к работе. Современная педагогика и опыт педагогов-практиков предлагает ряд различных педагогических технологий, творческих приемов и авторских находок, которые могут быть использованы для развития интереса у младших школьников к музыкальному искусству.

1.3. Пути и методы формирования познавательного интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста

Развитие навыков восприятия музыки – задача сложная, особенно на начальном этапе обучения. Дело в том, что младшим школьникам часто кажется, что они слушают музыку.  При слушании музыки оживленного характера дети часто фактически перестают ее воспринимать: вовлекаясь в моторику произведения, они даже не сразу замечают, если учитель прекращает исполнение (опыт Н. Л. Гродзенской, Л. В. Данилевской и др.).

Приступая к планированию занятий в каждом классе, учителю важно иметь в виду некоторые общие моменты, наиболее типичные именно для данного возраста. Поэтому, хотя абсолютно одинаковых (первых, вторых и следующих) классов не может быть, как не может быть абсолютно одинаковых даже двух людей, учитель, зная эти общие моменты, все же имеет определенную опору, основу для построения учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе.

Восприятие – слушание – музыки лежит в основе всех музыкальных занятий. Нельзя спеть мелодию, нельзя сочинить ее, не слыша, например,
звуковысотного и ритмического движения.  Поэтому, необходимо учить слушать музыку.

В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: «содержание учебного материала; организация учебной деятельности; общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем».

Следует отметить, что содержание учебного материала является и источником формирования познавательных интересов, наряду с процессом учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся.

Одним из основных видов стимуляции формирования познавательного интереса у младших школьников является вступительная беседа.

Вступительная беседа может и отсутствовать, если произведение, безусловно, будет восприниматься детьми в верном направлении. Главной целью вступительной беседы  является организация внимания, заинтересованности детей в том, чтобы, услышать произведение. Для мобилизации внимания детей учитель ставит перед ними различные задачи в зависимости от их подготовки как слушателей (их музыкального опыта) и от самой цели показа произведения.

Во вступительной беседе можно хорошо настроить детей на слушание, но затем не оправдать их ожиданий, не оправдать сказанного о музыке.

К сожалению, это случается не так редко, но причины – разные: учитель недостаточно хорошо подготовился к исполнению произведения; показанная запись звучала некачественно; внимание детей было израсходовано на слушание беседы и на слушание музыки его просто не хватило; произведение по своему характеру, стилю не имело в предварительном опыте детей сходных музыкальных впечатлений и т. д.

Конечно, самым желательным является «живое» исполнение, когда учитель настолько хорошо знает произведение, что может, исполняя его, смотреть в класс. «Встреча» с глазами детей во время слушания имеет важнейшее значение.

Учитывая психофизиологические особенности первоклассников (характер их внимания, памяти), с целью обострения их восприятия музыки, хорошо привлекать к ее исполнению тех детей, которые обучаются музыке (дома, в школе искусств): даже несовершенное их исполнение особенно нравится маленьким слушателям.

Беседа о прослушанном произведении, как и вступительная беседа, не должна быть долгой, многословной (иногда в беседе дети так далеко уходят от самой музыки, что весь смысл ее проведения пропадает).

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.

Например, с этой целью используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.

Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, т.е. путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Итак, мы весьма кратко охарактеризовали группу методов и входящих в них разнообразных приемов стимулирования интереса к учению.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых интересов, выделяют:

увлеченное преподавание;

новизну учебного материала;

историзм;

показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

использование новых и нетрадиционных форм обучения;

чередование форм и методов обучения;

показ достижений обучаемых;

создание ситуаций успеха;

создание положительного микроклимата в классе (группе);

педагогический такт и мастерство педагога.

Важными средствами развития познавательного интереса, по мнению большинства ученых, являются разнообразные методы обучения, которые стимулируют познавательную сферу учащихся. Как известно, главная задача на уроках музыки в общеобразовательной школе – увлечь учащихся музыкальным искусством. На решение этой задачи направлены многие методы активизации познавательной деятельности учащихся.

В переводе с греческого, термин метод – methodos – означает путь, способ продвижения к ожидаемому результату, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Под педагогическим методом ученые понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. Кроме этого метод характеризуется тремя признаками: направленностью обучения или воспитания (цель), способом усвоения (последовательность действий), характером взаимодействий субъектов (преподавание и учение).

Существует множество классификаций методов обучения. Нам ближе всего классификация, состоящая из последующих степеней активности и самостоятельности в деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский метод обучения.

Сущность объяснительно-иллюстративного, или информативно-рецептивного метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти.

Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Он используется для приобретения учащимися умений и навыков, достижения второго уровня усвоения знаний.

Репродуктивная деятельность обогащает знания, умения и навыки учащихся, формирует особые мыслительные операции, активизирующие познавательную потребность, которая, в свою очередь, является одним из критериев развития интереса. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Согласно этому, репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами обучения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности.

На начальном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель ставит проблему и сам решает ее, показывая тем самым учащимся, путь решения в его подлинных, но доступных для учащихся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути познания. Учащиеся при этом мысленно следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания и выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя.

У школьников, в процессе реализации проблемного метода обучения, возникает потребность в самостоятельном выполнении заданий, формируется психологическая готовность к работе, к ее успешному завершению, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету, а так же активизации познавательной деятельности учащихся. Более высокий уровень самостоятельности несет в себе частично-поисковый или эвристический метод. Основное его назначение в постепенной подготовке обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи; актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируя свои действия. При этом каждый шаг учащегося предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Полную самостоятельность школьников предполагает исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Сущностью данного метода является то, что его понимают как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Деятельность учащихся заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Этот метод обучения не применяется на занятиях младших школьников, так как исследовательская деятельность еще не свойственна данному возрасту.

Таким образом, развитию интереса учащихся к музыке способствует использование на занятиях, как общепедагогических продуктивных методов обучения, так и специальных методов и приемов музыкального образования, имеющих свои специфические особенности, которые способствуют развитию познавательного интереса учащегося.

Выводы по 1 главе

Анализ литературы показал, что интерес представляет собой сложное и значимое для личности образование, которое имеет множество различных трактовок. Интерес – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Познавательный интерес школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке музыки, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальности и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей. Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников и развития интереса к музыкальному искусству.

Таким образом, интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений, проблема интереса и его роли в учебной деятельности школьника остается востребованной и актуальной в настоящее время как для педагогов, решающих вопросы создания методических условий его становления, так и для психологов, изучающих особенности личностного проявления данного феномена.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЛЕЙТОВОЙ МУЗЫКИ

2.1 История возникновения флейты. Разновидности флейты

Флейта (лат. flauta, от flatus – дуновение) – деревянный духовой музыкальный инструмент. Является одним из самых древних инструментов [9].

О её появлении можно услышать во многих легендах – Кришна, главное божество индуизма создал мир через красивое звучание флейты, которая так же проповедует любовь и свободу.

Упоминания существуют и в древнегреческой мифологии – когда Афина, богиня войны и мудрости, узнала о любовной связи между Посейдоном и морской девой Медузой, она превратила ее в чудовище с копной змей на голове. Не остались без наказания и сестры Медузы. Испытать гнев  богини пришлось Сфено и Эвриале. Но простого наказания было мало Афине. И тогда она приказала Персею принести голову Медузы Горгоны. Смерть сестры стала трагедией для Эвриалы и Сфено. Их стоны услышала Афина и решила изготовить музыкальный инструмент, который повторил бы горечный плачь сестер. Для этого она взяла оленью кость и сделала двойной авлос.

Одна из самых известных легенд, легенда о флейте Пана – однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний веселого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та ее спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана. И сейчас в лесах греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса [12].

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется 100 или 200 лет до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону.

Древнейшей формой флейты является свисток. Свистки разных видов существуют во всем мире, это игрушки, сигнальные инструменты, приспособления для магии и примитивные музыкальные инструменты.

У американских индейцев костяные, глиняные и деревянные свистульки разных форм и размеров играли важную роль в религиозных обрядах и повседневной жизни. В процессе развития цивилизации в свистковых трубочках прорезались пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой можно исполнять музыкальные произведения.

Такие инструменты делались двойными или даже тройными, как, например, в Тибете; в таких случаях исполнитель играл на двух или трех трубках одновременно. На островах юго-западной части Тихого океана и в Индии существуют одинарные или двойные носовые флейты, в которых воздух вдувается не ртом, а носом.

Древнейший тип флейты, засвидетельствованный в исторических документах – продольная флейта. Она была известна в Египте еще пять или более тысячелетий тому назад и остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке [26].

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями, а иногда и с отверстием, закрытым тонкой мембраной, которая придает звучанию некоторую гнусавость, была известна в Китае по меньшей мере три тысячи лет назад, а в Индии и Японии – более двух тысяч лет назад.

Мы видим, что флейта возникла во многих странах практически одновременно, в связи с этим, необходимо подробнее рассмотреть разновидности духового инструмента:

- Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди – поперечная флейта) – старинный китайский духовой инструмент с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая;

- Ирландская флейта (англ. Irish flute) – поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от одного до десяти), и без. Несмотря на соответствующее наименование, ирландская флейта по своему происхождению не имеет непосредственной связи с Ирландией, она представляет собой английскую модификацию поперечной деревянной флейты, которая в течение довольно продолжительного периода времени была известна как «немецкая флейта»;

- Кена (кечуа qina, исп. quena) – продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. В 1960-х – 1970-х годах кена активно использовалась некоторыми музыкантами, работавшими в рамках направления nueva canción;

- Свирель – русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй – 450-470 мм. В верхнем конце ствола – свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы;

- Сопель – разновидности продольной свистковой флейты, которая является традиционным русским народным духовым инструментом. Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента;

- Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (рус.): вистл, висл, первое более распространено) – народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран;

- Дудук армянский – старинный армянский духовой язычковый инструмент, печальные и нежные мелодии которого сопровождают всю историю этого небольшого народа. Изготовлен из абрикосового дерева, растущего в Армении. Согласно легенде, именно оно дает такой резонанс, позволяющий извлекать из инструмента незабываемые нежные звуки. ЮНЕСКО признало музыку дудука нематериальным культурным наследием человечества, послушайте и вы музыку этого удивительного инструмента, наверняка, она сможет тронуть вас до глубины души;

- Зурна – язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии [28].

Первые археологические находки поперечных флейт в Европе относятся к XII-XIV векам. В период Средневековья были распространены в основном простые инструменты свисткового типа (предшественницы блокфлейты), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. В Средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт в соль (сейчас диапазон альтовой флейты). Инструмент имел цилиндрическую форму и 6 отверстий одинакового диаметра.

В эпоху Ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне [1].

К концу XVII в. поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами. Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Отеттер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей – тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

Многочисленные экспериментаторы пытались добиться устойчивости интонирования во всех тональностях, но лишь немецкому флейтисту и композитору Теобальду Бёму (1794-1881) удалось создать современный тип флейты, инструмент с тех пор мало изменился [9].

В начале XX века большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

2.1. Анализ программы музыкального образования и репертуара

Для того чтобы выявить возможность развития интереса к музыкальному искусству средствами флейтовой музыки, необходимо сделать анализ программ по музыкальному образованию и определить как часто на уроках происходит обращение к флейтовой музыке, знакомству с инструментом.

Нами был проведен анализ основной программ по музыкальному воспитанию авторов Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Авторы программы  ставят цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Анализ программы показал, что знакомство с инструментом «флейта» начинается в первом классе – раздел «Музыка вокруг нас», тема «И Муза вечная со мной!». Музы, богини, покровительницы поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и Мнемозины. Мнемозина – мать девяти муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества. Эвтерпа – покровительница лирической поэзии. Она изображается с флейтой.

Так же в этом разделе есть тема «Музыкальные инструменты», где дети продолжают знакомиться с флейтой и ее звучанием. Муза, изображенная на развороте, играет на флейте. Какую музыку она исполняет? Для слушания можно использовать два контрастных фрагмента музыки западноевропейских композиторов XVIII в. - «Шутка» из Сюиты № 2, си минор И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка и тема Птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Во 2 классе, разделе «В музыкальном театре» тема «Симфоническая сказка», дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра на примере «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Птичка, маленькая и легкая, охарактеризована высокими «чирикающими» звуками флейты (со звучанием этого инструмента и темой Птички учащиеся познакомились еще в 1 классе).

В 3 классе, в разделе «День, полный событий», тема «Утро» учащимся предлагается прослушать «Утро» Грига, где звучат тембры духовых инструментов – флейт и гобоев, солирующих в пьесе, напоминают звучание пастушьей свирели.

В разделе «В музыкальном театре», тема «Музыкальные инструменты» со звучанием флейты – деревянного духового инструмента – учащиеся знакомились на примерах темы Птички из симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева (1,2 классы) и «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (1,3 классы). Вновь можно вспомнить стихотворение М. Лермонтова «Рыбак», в котором рассказана в шутливой форме история создания этого инструмента.

4 класс, в разделе «День, полный событий», «Три чуда» продолжение музыкальной сказки. Есть в сказке А.С. Пушкина и в опере Н. Римского-Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Слышатся знакомые мотивы, народные интонации: белочка поет «Во саду ли, в огороде», её главную партию исполняет флейта.

Раздел «В музыкальном театре», тема «Восточные мотивы». Здесь представлена музыка Арама Ильича Хачатуряна. Слушая в записи «Колыбельную Гаянэ», интересно выявить (обобщить) с ребятами важные особенности как русской, так и восточной музыки. Нежно, ласково и вместе с тем грустно звучит песня, мелодию которой в оркестре играют сначала флейта, затем скрипки.

Мы видим, что знакомство с флейтовой музыкой происходит в каждом классе — знакомство с инструментом, историей создания, прослушивание флейтовой музыки. Но на наш взгляд звучание флейты на уроках музыки недостаточно, так как в каждом классе лишь два-три урока посвящены знакомству с инструментом.

На наш взгляд флейтовая музыка может положительно влиять на формирование познавательного интереса младших школьников. Более подробно рассмотрим это в следующем параграфе.

2.3. Возможности флейтовой музыки в формировании познавательного интереса младших школьников

Познавательный интерес – это важный мотив обучения детей. Под влиянием этого процесса даже у самых слабых детей появляется некий результат. Учащиеся становятся более активными. Они без помощи родителей и, часто, даже учителей самостоятельно стремятся узнать что-то новое.

Приходя в школу, дети проявляют большой интерес к музыкальному образованию и с удовольствием включаются в процесс обучения. Сохранение и дальнейшее формирование уже имеющегося на момент поступления в школу интереса является актуальной задачей музыкальной педагогики. Являясь средством обучения, интерес позволяет лучше воспринимать материал, актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков.

Но постепенно интерес к урокам музыки пропадает, и возникает вопрос – как сохранить познавательный интерес на весь период обучения в школе?

Процесс формирования познавательных интересов, как и любой другой стороны личности, происходит в деятельности. Главный вид деятельности школьника – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности ученика.

Природа наделила детей возможностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача преподавателя – развивать творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся музыкальной деятельности, организовывать образовательный процесс так, что бы желание учиться в школе со временем не пропадало, а постоянно развивалось.

На наш взгляд, чтобы повысить познавательный интерес, развить его, необходимо превратить ребенка из пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника творческого процесса. Одним из условий заинтересованного отношения к музыкальной деятельности является формирование у учащихся положительного отношения к флейтовой музыке.

Мы считаем, что флейтовая музыка является благодатной почвой для эстетического восприятия и может занять достойное место в процессе формирования познавательного интереса младших школьников.

Для того чтобы восприятие младшими школьниками флейтовой музыки сыграло свою роль в формировании познавательного интереса, очень важно, во-первых, как можно раньше сформировать у них музыкальный вкус, научить ценить подлинные художественные произведения, и, во-вторых, развить музыкально-эстетические способности детей, прежде всего – их восприятие, слух и память.

С первых уроков начинается процесс освоения первоначальных знаний  учеников. Необходимо познакомить  с разносторонним представлением о музыке, здесь определяющую роль играет уровень компетентности педагога в области преподавания предмета, также владение различными информационными ресурсами, современными информационно – коммуникативными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами. Всё это, в должной мере, способствует к пробуждению большого интереса у учащихся к изучаемому предмету. Учитывая возраст учеников на данном этапе, все знания необходимо преподносить, по возможности, в виде интересной игры. Важно, чтобы дети сами открывали для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме.

Далее мы предлагаем следующий этап, это знакомство с инструментом - флейта. Учителю необходимо рассказать лишь малую часть истории происхождения инструмента, чтобы мотивировать учеников к последующему самостоятельному познанию. На  уроках можно показать учащимся, как извлекаются звуки наиболее лёгкие для данного инструмента, предварительно пройдя процесс ознакомления постановки.

Тембр флейты в "Книге об оркестре" И.А. Барсовой описывается как "Бедный обертонами, холодный, не способный к выражению эмоций, сильных душевных движений" [ 3, с. 24].

Н. А. Римский-Корсаков тоже называет флейту холодной, наиболее подъодящей к мелодиям легкомысленного характера в мажоре и с оттенком грусти в миноре. В этом же направлении высказывались многие музыканты и теоретики.

Приведем цитаты некоторых из них: "Тембр флейты имеет некоторое сходство с мягким свистом. По окраске и тесситуре флейта близка колоратурному сопрано: та же некоторая внешняя холодность, легкость, воздушность и огромная подвижность" [8, с 247].

Флейта великолепно имитирует птичьи голоса: "поют птицы" в пьесе "Утро" Э.Грига? в музыкальной картине "Рассвет на москва реке" М. П. Мусоргского. Виртуозно подражает флейта птичке в музыкальной сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк".

Флейта часто используется композиторами для изображения жанрово-танцевальных, народных сцен. Например в финале 4-й части симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова "Шехеразада" главную танцевальную тему начинают две флейты в унисон.

Тембр флейты великолепно подходит для изображения сказачно-фантастических персонажей (например, "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова.

В подтверждение мысли о многогранности тембровых возможностей флейты приведем высказывание Г. Берлиоза из его "Большого тракта о современной инструментовке и оркестровке":

"Казалось бы, флейта - инструмент, почти лишенный специфической выразительности... при более близком знакомстве в ней обнаруживается присущая только ей особая выразительность, способность передавать некоторые душевные состояния, которых ни один другой инструмент не мог бы у нее оспорить.

Если бы например, понадобилось придать печальному напеву характер безутешной скорби и вместе с тем смирения и покорности судьбе, слабые звуки среднего регистра флейты... несомненно, создали бы нужный оттенок" [4, с. 384]

Когда ученики познакомились со звучанием флейты, можно предложить слушание музыкальных фрагментов, т. к. формирование познавательного интереса младших школьников тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки.  

Важнейшим фактором является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. В образной, игровой форме детям объясняются такие важнейшие понятия, как темп, артикуляция, динамика.

Все музыкальные инструменты можно разделить по диапазону частот:

Высокочастотные: флейты, тибетские чаши, церковные колокола.

Среднечастотные: флейта, струнные (гитара).

Низкочастотные: барабаны, электронные биты.

Низкочастотные влияют и рассчитаны на животные инстинкты, пробуждение в нас природных сил.

Среднечастотные удовлетворяют потребности личностного роста. А высокочастотные помогают настроиться на космические вибрации и соединиться со своим духом. Очиститься и зарядиться потоком высокой энергии, которая освобождает и настраивает на творчество!

Флейта уникальна тем, что она высокочастотный и среднечастотный инструмент. У нее большой потенциал, она может успокаивать и веселить, очищать и заряжать позитивом.

Флейта может стать помощником, который так необходим во все времена любому человеку.

Преподаватель должен руководить творческой деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. С другой стороны, творческое музицирование активизирует процесс обучения, приучая детей к свободному владению музыкальным материалом.

Мы планируем создать цикл тематических бесед с нотным и медийным приложениями «Флейтовая музыка детям» для внеклассных занятий.

Чем раньше дети будут слышать и принимать участие в исполнении высокохудожественной музыки, накапливать опыт восприятия музыки, в нашем случае флейтовой, опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, тем успешнее будет проходить процесс формирования познавательного интереса.

Выводы по 2 главе

Мы рассмотрели историю создания  флейты и ее разновидности. Один из самых древних инструментов о появлении которого можно услышать во многих легендах.

Флейта возникла во многих странах практически одновременно, в связи с этим, мы подробно рассмотрели разновидности духового инструмента.

Нами был проведен анализ основной программы по музыкальному воспитанию авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, определили как часто на уроках музыки происходит обращение к флейтовой музыке, знакомство с инструментом. Выяснили, что знакомство с флейтой происходит в каждом классе, но наш взгляд недостаточно.

В параграфе 2.3 мы рассмотрели возможности флейтовой музыки в формировании познавательного интереса младших школьников и пришли к выводу, что флейтовая музыка имеет возможность положительного влияния на познавательный интерес младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес - это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, юолее полному и глубокому отражению действительности. Познавательный интерес школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности.

Интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений, проблема интереса и его роли в учебной деятельности школьника остается востребованной и актуальной.

Теоретический анализ проблемы исследования подтвердил актуальность и значимость темы курсовой работы, а также позволил сделать следующие выводы:

Были рассмотрены основные  понятия, изучены особенности формирования и развития интереса младших школьников к музыкальному искусству

Была рассмотрена история создания флейты и ее разновидности.

Был проведен анализ основной программы по музыкальному воспитанию и выявлены возможности применения флейтовой музыки в образовательном процессе

Были рассмотрены возможности флейтовой музыки в формировании познавательного интереса младших школьников.

Интегративный характер современного образования обуславливает важность развития музыкального итереса младших школьников среди задач музыкального образования, поставленных во ФГОС НОО. Интерес к музыке у детей младшего школьного возраста зависит от опыта и уровня подготовленности педагога к работе. Современная педагогика предлагает ряд различных педагогических технологий, творческих приемов и авторских находок, которые могут быть использованы для развития интереса у младших школьников к музыкальному искусству.

Развитию интереса учащихся к музыке способствует использование на занятиях, как общепедагогических продуктивных методов обучения, так и специальных методов и приемов музыкального образования, имеющих свои специфические особенности, которые способствуют развитию познавательного интереса учащегося.

Рассмотрев фозможности флейтовой музыки в формированиее познавательного интереса младших школьников, в нашей работе, мы можем сделать вывод, что цель и задачи, которые мы ставили в начале исследования – достигнуты.

В дипломной работе мы планируем создать цикл тематических бесед с нотным и медийным приложениями "Флейтовая музыка детям" для внеклассных занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апатский, В.Н. Основы теории инструментах. / В.Н. Апатский.– К.: НМАУ им. П.И. Чайковского, 2006 – 432 с.
  2. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998  19 с.
  3. Барсова, И.А. Книга об оркестре/И. А. Барсова. - Москва: Музыка, 1969. - 232с.
  4. Берлиоз, Г. Большой тракт о современной инструментовке и оркестровке: в 2 т. / Г. Берлиоз; с доп. Р. Штрауса; пер., ред., вступ. ст. и коменнт. С. П. Горчакова. - Москва, 1972. - 467с
  5. Газарян, С.С. В мире музыкальных инструментов. / С.С. Газарян. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  6. Голубева Н. В. Серебряный колокольчик: программа коллективного музицирования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательно-оздоровительного учреждения / Н.В. Голубева. Тюмень: Вектор бук, 2008. 74 с.
  7. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. вузов / А.Н. Зимина. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
  8. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения/ Н. Зряковский. - Москва, 1994 - 193 с.
  9. Качмарчик, В. П. Немецкое флейтовое искусство XVIII–XIX вв.: монография. / В.П. Качмарчик. – Донецк, 2008 – 310 с.
  10. Куприна Н.Г. Экология музыкально-слуховой сферы современного ребенка. – М.: Дрофа, 2007. – 448с.
  11. Лаптев Н.Г. Основные аспекты музыкального воспитания младшихшкольников / Н.Г. Лаптев. Астрахань: Астраханский пед. ун-т, 2001. — 166 с.
  12. Левин, С. Я. Духовые инструменты в истории мировой музыкальной культуры: в 2-х ч.  / С.Я. Левин. – Л.: Музыка, 1983 – ч. 2 – 190 с.
  13. Музыка. 1—4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. — 64 с. — ISBN 978-5-09-026696-3.
  14.  Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  15. Усов, Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: учебное пособие. [Текст] / Ю.А. Усов. – М.: Музыка, 1989 – 207 с.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007.  512 с.
  17. Чулаки, М.И. Инструменты симфонического оркестра.  / М.И. Чудакин. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1972 – 175 с.
  18. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений  Л.В. Школяр, Е.Д. Критская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. —232 с.
  19. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006. 382 с.
  20. Фролова, Л. Педагогика: // FB.ru. 2018. URL: https://fb.ru/article/436342/adaptatsiya-v-pedagogike---eto-opredelenie-ponyatiya-rol-suschnost-i-usloviya. (Дата обращения: 18.01.2020).
  21. Юрченко, В.И. Формировании личности младшего школьника: // infourok.ru. 2018. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-rol-muzikoterapii-v-formirovanii-lichnosti-2919889.html. (Дата обращения: 26.02.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"

В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...