Статья
статья по музыке (6 класс)

Чистова Кристина Олеговна

Статья на тему "Хоровое пение как средство музкального развития школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Чистова Кристина Олеговна

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Статья

Челябинск, 2021

Центральной проблемой в данной курсовой работе является вопрос музыкального просвещения, музыкального развития детей, так как музыка – универсальный инструмент, потому что  через приобщение детей к музыкальному искусству, помимо развития музыкальных способностей, происходит воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений и духовных потребностей ребенка. И актуальность этого вопроса в наше время все больше возрастатет, так как появление новых форм производства и потребления музыки, сместили функции музыкального искусства с воспитательной на креативно-развлекательную.
        Для решения данной проблемы автор в первую очередь рассмотрел психолого-педагогический аспект проблемы музыкального развития школьников, опираясь на труды различных видных деятелей культуры и педагогики, таких как: Б.М. Теплов и Д.Б. Кабалевский, где выяснилось, что проблема музыкального развития школьников является одной из центральных в музыкально-психологических исследованиях. А так же объясняется, что одной из основных проблем является мнение о том, что для занятий музыкой необходимо обладать талантом, способностями к данному предмету деятельности.

Однако, по мнению многих педагогов, среди которых не только Б.М. Теплов и Д.Б. Кабалевский, а так же Э.Б. Абдуллин, К.Д. Ушинский и многие другие – хоровое пение может стать отличным решением в данной проблеме, так как оно, помогает развивать музыкальную память, воспитывает художественный вкус, является способом самовыражения. Основными ценностными ориентирами предмета «Музыка» авторами выделяются: разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности, помогающее учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус; ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды, создающая условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы; воспитание потребности в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений. А.Н. Карасев придавал хоровому пению общевоспитательное значение. Он считал, что «помимо достижения музыкальных целей, оно может и должно в будущем иметь большое влияние на общее развитие учащихся».

После рассмотрения психолого-педагогического аспекта проблемы музыкального развития школьников с разных точек зрения различных авторитетных педагогов автор данной курсовой работы роль хорового исполнительства в музыкальном развитии детей, где выясняется в чем заключается основная направленность обучения хоровому пению, а именно: петь песни разного эмоционального содержания; чувствовать настроение музыкального произведения и передать его в своём исполнении; петь двухголосные песни; соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);  понимать основные дирижерские жесты – «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности свойственны следующие положительные особенности:
1. В коллективной хоровой деятельности учащийся раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
2. Ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
3. Хоровая деятельность, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела;
4. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества;
5. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика.

Так же автором были рассмотрены педагогические условия музыкального развития школьников средствами хорового пения, такие как : особенности детского голоса в различный период ребенка – от детства до подросткового возраста и его особенности на протяжении взросления; методика разучивания песни на уроке; требования к отбору репертуара для детского исполнительства. В следствии мы выяснили к чему может привести небрежное отношение к голосовому аппарату, какие болезни это может повлечь за собой и средства предотвращения нежелательных последствий. Выяснили, что песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Из методики разучивания песни следует выделить то, что учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. А так же установили последовательность самых главных моментов этого процесса:

1.краткое вступительное слово педагога;

2.исполнение (показ) песни учителем;

3.беседа с детьми о песне;

4.чтение поэтического текста песни;

5.разучивание песни (репетиционный план).

Вывод

        Обобщая все выше сказанное я хочу сказать, что хоровое пение и в правду может стать решением установленной выше проблемы, так как это не просто музыкальная деятельность: помимо того, что хоровое пение является одним из лучших способов музыкального развития – сегодня оно является наиболее массовой формой активного приобщения детей к музыки и, являясь одной из форм музыкальной деятельности детей на музыкальных занятий – имеет глобальное влияние на формирование не только физиологической составляющей, но и духовной. Автор курсовой работы раскрыл не только саму суть проблемы, но так же в подробностях рассмотрел все нюансы необходимых педагогических условий для занятия хоровым пением с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апраксина, О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. № 10 М.: Музыка, 1975 С. 104-113. – Текст: непосредственный.
  2. Алиев, Ю. Б. Венок песен и хоровых произведений для школьников: пособие для учителя. – М., 1999. – С. 62. – Текст: непосредственный.
  3. Апраксина, О. А. Музыкальное Воспитание в русской общеобразовательной школе. М. Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948 146 с. – Текст: непосредственный.
  4. Овчинникова, Т. Н. «Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом». – Текст: непосредственный.
  5. Берлянчик, М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. – М.,1983. - 200 с. – Текст: непосредственный.
  6. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. //Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.С. 67-94. – Текст: непосредственный.
  7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л. Наука,1974 365 с. – Текст: непосредственный.
  8. Теория и практика работы с детским хором среднего школьного возраста в общеобразовательной школе: [учебное пособие] / Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир, 1987. – 71 с. – Текст: непосредственный.
  9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.3 Педагогические статьи Электронный. – Текст: электронный ресурс:http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie sochineniy_t3_1948/go,16;fs,0/
  10. Теория и практика работы с детским хором среднего школьного возраста в общеобразовательной школе: [учебное пособие] / Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир, 1987. – 71 с. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....