Работа над гаммами в ДМШ
учебно-методическое пособие по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Гаммы - один из основных видов фортепианной техники. Для воспитания  юного пианиста, для поддержания должного уровня мастерства опытного исполнителя, без овладения всем коплексом гамм и постоянной работы над ним не обойтись. Трудно переоценить значение работы над гаммами в классе фортепиано. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_doc_4.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

«Гаммы одинаково полезны как начинающему, так и более подвинутому ученику, даже опытному исполнителю. Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним.» (Карл Черни).

Изучение гамм стало издавна обязательной частью музыкального воспитания. Но только к концу 18-го века гаммы становятся по выражению Черни «основой фортепианного обучения». Правда, в истории советской фортепианной педагогики в 30-х годах ХХ века предписывалось развивать технику только на художественных произведениях, однако этот период был недолог.

Справка: С. Рихтер никогда не играл гамм, а С. Рахманинов использовал их в своей музыкальной практике на протяжении всей жизни.

                               

В процессе обучения игре на рояле, педагог, как правило, стремится к гармоничному развитию музыкальных и технических навыков. В узком смысле слова, в понятие «техника» входит: скорость, пальцевая беглость, четкость, ловкость, точность пальцевой работы, умение играть чисто и т.д.

Развиваются все эти качества при постоянной работе над гаммами, аккордами, арпеджио и упражнениями. При этом следует обратить внимание не на количество пройденных гамм, а на качество их исполнения, точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности и певучести звучания, устойчивого ритма, пальцевой беглости.

Усвоение гаммовых упражнений необходимо для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные варианты фортепианной фактуры. Не стоит забывать, что игра гамм, аккордов, арпеджио не только способствует развитию техники, но и дает теоретические знания и ладогармонические ощущения клавиатуры. Умение уверенно играть эти формулы ускоряет и укрепляет развитие навыка игры с листа и подбора на слух. Игра гамм влияет на развитие высотного и красочного слуха. .

На первом году обучения  изучение гамм может быть весьма ограниченным (гаммы от белых клавиш), затем этот процесс идет значительно быстрее.

Начало игры гамм относится ко второму полугодию первого класса. Учащиеся должны сначала хорошо усвоить мажорные гаммы (а впоследствии и минорные) на слух. Дать ученику услышать гамму, спеть ее. Можно петь по отрезкам (часть гаммы поет педагог, часть – ученик), и по одному звуку (педагог поет «до», ученик – «ре»…). Можно попросить ученика спеть через ноту до – ми – соль, мысленно пропевая недостающие звуки. Это все упражнения для активизации и развития внутреннего слуха ребенка.

На гаммах постигаются  лад и тяготения, для этого сыграть ученику часть гаммы без окончания и попросить допеть конец, чтобы почувствовать тяготение к тонике.

Научить различать мажор и минор. Ученик должен поначалу научиться «строить» и играть одним пальцем гамму от любой ноты, а затем: перейти к практическому ее разучиванию.

Педагоги до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе о том, с какой гаммы начинать практическое освоение гамм. Как известно Шопен предлагал ученикам сперва играть гаммы с  многими черными клавишами. При этом, самая удобная для начала, в правой руке гамма Си – мажор, в левой – соответственно Ре Ь мажор. Затем, лишь постепенно убавляя количество черных клавиш, дойти до самой трудной – До – мажор.

Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» пишет, что,  принимая во внимание логику квинтового крута, в начале которого стоит « До» и в соответствии с которым построена наша клавиатура, практик – пианист будет отталкиваться все же не от теории музыки, а от теории фортепианной игры, имеющей дело с физиологией нашей руки.

Корто считал, что «бесполезно начинать учить гаммы на фортепиано с До-мажорной, являющейся самой легкой для чтения и самой трудной для рук, поскольку она не имеет никакой точки опоры. Следует начать с той, которая помогает положению руки, представляя длинным пальцам черные клавиши, как например, Си-мажор».

А. Николаев в своей «методике обучения игре на фортепиано» считает, что на первом этапе изучения гаммы, когда учение играет ее очень медленно, запоминая правильные пальцы, вопрос о различной степени технической трудности той или иной гаммы не играет особенной роли. Он предлагает проходить гаммы в порядке квинтового круга, начиная с До-мажора. Такая последовательность наиболее удобна, так как первые пять гамм исполняются одинаковой аппликатурой.

Разучивание этих гамм двумя руками целесообразно начинать с расходящегося движения, т.к. при этом пальцы располагаются в симметричном порядке.

Вообще, начинать учить гаммы следует каждой рукой отдельно в пределах одной, а затем двух октав. А. Николаев предлагает играть гаммы в параллельном движении на расстоянии двух октав между руками, т.к. при этом обеспечивается более, удобное положение рук по отношению к корпусу. Кроме того, при таком широком интервале учение более ясно слышит каждый звук и лучше может контролировать качество звукоизвлечения.

Пока ученик не достигнет уверенной игры гамм в параллельном движении на две октавы, не следует переходить к игре гамм в три-четыре октавы.

Во втором-третьем классах должны быть пройдены все мажорные гаммы. Работа над гармоническими и мелодическими гаммами идет параллельно с изучением мажорных гамм.

ГАММЫ И ГАММОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Практическая практика убеждает в том, что подготовительным упражнениям, предшествующим фактическому изучению гамм, целесообразно уделять достаточное внимание. Эти упражнения должны быть построены на элементах, из которых складывается гаммаобразное движение.

В гаммах, как известно, фигурируют два основных момента:

1 - поступенное движение трех, четырех и пяти пальцев подряд, 2- подкладывание первого пальца.

Первый вид движения можно подготовить упражнениями на непрерывное следование отрезков гаммы. Правая рука играет вверх на октаву и обратно.

Левая рука – от «до» вниз на октаву и обратно той же аппликатурой. Таким же образом играть секвенции по четыре и по пять звуков (соответственно 1-2-3-4, 2-3-4-5 и 1-2-3-4-5 пальцами). Играть эти варианты в разных тональностях, разными штрихами, в разных темпах, доводя до быстрого. Переступать с пальца на палец в этих упражнениях нужно без всяких толчков. Запястье – свободное, гибкое, кисть направляется в сторону движения и к моменту начало каждого мотива первый палец должен оказаться на нужной клавише.

Второй момент в гамме – подкладывание первого пальца.

Ученики часто неровно играют гаммы. Основной причиной толчков и неровностей является неподвижность и напряженность первого пальца, неумение плавно подводить первый палец под ладонь для смены позиции. У неопытных первый палец любит постучать и нарушать звуковую ровность. Г. Нейгауз предлагает первый палец заранее легонько поставить на клавишу, которую он должен занять в самом ближайшем будущем, т.е. приготовиться во время. Он предлагает плавно подкладывать 1-й палец и переносить через него остальные пальцы на стыках позиций руки. Левая рука играет вниз от «до» первой октавы и обратно, кисть слегка поворачивать, играть ровным звуком

Правая рука играет до конца клавиатуры и обратно, левая – в противоположном движении. Позиции гаммы в левой руке – ля – до, ре – соль (в малой октаве). Соответственно играть их 1-3, 1-4 пальцами. Играть во всех тональностях. Упражнение позволяет почувствовать в руке каждую позицию гаммы и помогает начинающим ученикам лучше усвоить ее аппликатурную формулу (3+4).

Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно, левая – вниз от до первой октавы. Легато играть на одном движении. Переносы выполнять всей рукой по дуге без взмахов кисти. Полезно поучить в разных темпах сначала очень медленно сочным звуком, ускоряя с каждым повторением, доведя темп до быстрого, после чего постепенно замедлить его. В быстром темпе «взять в руку» все звуки каждой позиции – для этого предварительно раскрыть ладонь и пальцы; можно играть и с энергичным супинационном разворотом, «схватывая в кулак» последнюю ноту. Это упражнение подготавливает усвоение аппликатуры гаммы и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции.

Для учащихся со слабыми пальцами Шмидт-Шкловская предлагает упражнение на независимые и сильные пальцы с задержанными звуками

Опора на задержанные звук, остальные пальцы «открываются» и «закрываются» все вместе. «Захватывающему» движению пальцев помочь небольшим боковым движением всей руки (вверх – супинационным, вниз -пронационным). Еще укрепляет слабенькие пальцы игра  гаммы в расходящимся движении, причем крещендо является хорошим средством для выравнивания пальцев.

Для блестящего, виртуозного исполнения гаммы, можно воспользоваться упражнением на постепенное увеличение гаммаобразной линии на один звук (до заполнения всей октавы) сначала в восходящем, потом в нисходящем движении. Последний звук в таком гаммовом отрезке опорный (запястье не поднимать).

В средних классах (способные и во 2-м классе), кроме гаммы «в октаву», начинают играть гаммы «в терцию», «дециму», « в сексту» и хроматические гаммы – и не только в параллельном, но также и в противоположном движении (диапазон игры этих гамм в одну, две, три, четыре, пять октав). Постепенно увеличивается темп.

В области хроматических гамм нужно в первую очередь твердо знать оба варианта, наиболее части применяемой аппликатуры. А. Алексеев рекомендует играть 1-2 пальцами вверх и 3-1 – вниз правой рукой, левой – наоборот: 1-2, 1-2, 1-2-3, 1-2, 1-2-3-4-3-2-1, 3-1, 3-2-1.

Возвращаясь к работе над одноголосными гаммами, стоит напомнить, что выполнение точной аппликатуры в гаммах воспитывает аппликатурную точность игры: ученик, не умеющий «выучивать пальцы» в гаммах, не сумеет выучить их в музыкальных произведениях. Для ознакомления ученика с принятой аппликатурой можно использовать «Таблицы гамм» А. Николаева.

Значение гамм в игре на фортепиано

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов полутонов - интервалику).

2. Гаммы способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).

6. Гаммы содержат в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Основные звуковые задачи при игре гамм:

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato.

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая мелодическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над гаммами в классе синтезатора

В данной методической работе я предлагаю различные приёмы и методы,  помогающие освоить гаммовый комплекс (гаммы, аккорды, арпеджио), используя технические возможности синтезатора, а также, позво...

Работа над гаммами для учащихся младших классов.

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников...

Работа над гаммами

1.     Значение процесса освоения гамм в техническом развитии учащихся.2.     Цели и задачи педагога3.     Методические рекомендации препода...

Работа над гаммами

1.     Значение процесса освоения гамм в техническом развитии учащихся.2.     Цели и задачи педагога3.     Методические рекомендации препода...

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

Учебно- Методическое пособие ТЕМА: «Работа над гаммой на ксилофоне в классе ударных инструментов»

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства.Игра гамм развивает таки...

Тема: « Гаммы. Основные тезисы в работе над гаммами».

Гаммы – это основа фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание гамм и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необходимо знать и помнить о ...