Конспект урока музыки 2 класс "Петя и Волк"
план-конспект урока по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 2 | |
Айрих Ксении Денисовны |
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема: «Сюжет музыкального спектакля» (по симфоничской сказке «Петя и волк» С.Прокофьева)
Цель: формирование у обучающихся представления об особенностях построения сюжета музыкального спектакля, посредством ознакомления с симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»
Задачи:
Образовательная: накопление музыкальных впечатлений, усвоить характерные черты главных героев, учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, и дальнейшему их анализу, познакомить детей с терминами: симфоническая сказка, формировать целостное представление о творчестве С. Прокофьева, разучить 2 куплет и припев песни «Дети солнышку смеются», формирование у детей певческих умений и навыков.
Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развитие способностей различать характер арий, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к оперному жанру.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), метод пластического интонирование, метод контрастного сопоставления
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Дети солнышку смеются» муз. Елены Обуховой, тема Пети, дедушки, волка, охотников, заключительное шествие.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке. | Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев -Здравствуйте, ребята Рада видеть вас. - Здравствуйте, учитель Мы пришли к вам в класс -Мы стоим на месте Нам сказали тихо сесть. | -Здравствуйте (Музыкальное приветствие) Поют | 3 минуты | ||||||||
2.Организация исполнительской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, разучить 2 куплет и припев, повторить 1 куплет, воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности | Играет песня «Дети солнышку смеются» - Ребята скажите, что за произведение играет? Правильно, это «Дети солнышку смеются» песню мы с вами учили на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим ее разучивать и приступим ко 2 куплету
| Разучивание второго куплета, повторение 1 Поют 1,2 куплет и припев. | 7 минут | ||||||||
3.Ораганизация слушательской деятельности | накопление музыкальных впечатлений, усвоить характерные черты главных героев оперы- Руслана и Людмилы. Научиться находить различия между ариями (темп, динамика, характер), учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, и дальнейшему их анализу, познакомить детей с терминами: опера, баритон, сопрано, увертюра, формировать целостное представление о творчестве М.И. Глинки. формировать интерес к оперному жанру. | - Посмотрите на экран. Кто может сказать, что изображено на картинке? - Верно, это театр! А что мы можем делать в театре? Для чего мы туда ходим? - Сегодня мы с вами отправимся в театр и познакомимся с сюжетами музыкальных спектаклей и послушаем одну из них. - Давайте сначала поговорим о том, что же такое сюжет музыкальных спектаклей. - Сюжет музыкального спектакля - это история, которая рассказывается с помощью музыки, вокала, актерской игры, танца и других сценических выразительных средств. - Запишите пожалуйста это в ваш рабочий лист. - Музыкальный спектакль обычно включает в себя развитие персонажей, конфликт, кульминацию и развязку, отражающие определенную тему или идею. Сюжет может быть основан на существующем литературном произведении, пьесе, фильме, реальном событии или полностью оригинальным. Комбинация музыки, драмы и хореографии создает уникальный мир, в который вовлекается зритель и позволяет ему погрузиться в атмосферу спектакля. Сегодня мы с вами отравимся в сказку, да не в простую, а симфоническую сказку. Как вы думаете, почему она называется «симфоническая»? Верно, ребята, её играет симфонический оркестр. - Великий композитор Сергей Прокофьев создал одно из таких произведений, чтобы вы поближе познакомились с симфонической музыкой. - Сергей Сергеевич Прокофьев - русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших композиторов XX века. - Прокофьев стал новатором в музыке, внёс вклад в развитие музыкального языка и музыкальных форм. Вместе с тем его музыка отличается особой сложностью и техничностью. - Как вы думаете, можно ли совместить симфоническую композицию и сказку? Конечно можно! - Давайте поставим цель нашему уроку и соединим слова на экране (Симфоническая сказка, С. Прокофьев, «Петя и волк») - Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк» С.Прокофьева. Запишите цель нашего урока в рабочий лист. - Сказку « Петя и волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году. Чтобы написать сказку, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать звучание каждого инструмента, представлять, как будут звучать совместно те или иные инструменты при исполнении мелодии, а так же нужно уметь подбирать для каждого героя свой инструмент для озвучивания. И Сергей Прокофьев отлично справился с этой задачей. - Главный герой нашей сказки- мальчик Петя. Это отважный пионер. Он приехал в гости к своему любимому дедушке в деревню. Давайте послушаем тему Пети и ответим, каким он вам представляется? Слушание темы Пети Как характеризует музыка главного героя Петю? В каком жанре написана тема Пети? Какие инструменты ведут тему Пети? - Верно, тему Пети ведет квартет струнно-смычковых инструментов. Это скрипка, альт, виолончель и контрабас. Давайте запишем ы рабочих листах под картинками героев названия инструментов. - Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. - Когда дедушка увидел, что Петя вышел за калитку, он был очень недоволен. - А каким бы вы изобразили дедушку Пети? - Давайте прослушаем тему дедушки и определим ее характер. Слушание темы дедушки - Ребята, какой же по характеру дедушка Пети? - Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. - Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота. Запишем этот инструмент в рабочий лист. - Как звучит фагот: низко или высоко? - Как и во всех сказках, в этой есть тоже отрицательный герой. - Посмотрите на экран, давайте разгадаем шифр и узнаем. Это волк. Послушаем тему волка, скажем, какая группа инструментов исполняет тему волка? Слушание темы волка - Звучала медно-духовая группа инструментов. Какой вам представился волк? Какой характер музыки? - Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
Слушание темы охотников
Слушание заключительного шествия Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение Заключительного шествия всему симфоническому оркестру? Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. - Давайте мы еще раз прослушаем заключительное шествие, ваша задача будет представить себя дирижерами и дирижировать в соответствие с характером музыки. Если музыка будет мягкая и тихая, то ваши жесты должны быть маленькими и плавными. Если же музыка будет увеличиваться в громкости и становится грубой и звонкой, то жесты должны быть соответствующие. Повторное слушание заключительного шествия - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. - Давайте запишем ваше домашние задание. Выпишите еще 3 героя симфонической сказки «Петя и Волк» и зарисуйте в тетради как они вам представляются. | - Театр - Смотреть оперы, представления, спектакли - В ней играют симфонические инструменты - Знакомство с симфонической сказкой «Петя и Волк» - Скрипка, флейта, веселый. озорной - Сильный - немного злостный и ворчливый - Фагот звучит низко - Волк - Представился очень грозный и злой зверь, инструменты передали грубый характер | 20 минут | ||||||||
4.Рефлексия | выявить и осознать основные компоненты деятельности | -Сейчас на ваших рабочих листах есть смайлики, но на них не указана эмоция-улыбка - Если урок вам понравился и был интересен и полезен, вы рисуете улыбку - Если же он показался вам не интересен и скучен, вы рисуете грусть | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
5.Итог урока | развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу. | А теперь давайте подведём итог урока. С каким произведением мы познакомились? Какой новый термин мы узнали? Какие вспомнили инструменты или узнали новые? Спасибо за урок, до свидания! | - «Петя и волк» - Симфонический спектакль - Барабаны, скрипка, валторны, литавры, флейта и др. | 3 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "ПЕТЯ И ВОЛК",презентации,тесты рубежного контроля
Видеозапись сказки"Петя и волк",презентация инструментов симфонического оркестра,тестирование по сказке"Петя и волк"и инструментам симфонического оркестра...

План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк". Учителям музыки....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»....

конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс
конспект урока музыки " Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс...
Конспект урока музыки 1 класс "Волк и семеро козлят"
Конспект урока музыки в начальной школе...