Конспект урока музыки 2 класс "Петя и Волк"
план-конспект урока по музыке

Конспект урока музыки в начальном звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petya_i_volk.docx29.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 2

Айрих Ксении Денисовны

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема: «Сюжет музыкального спектакля» (по симфоничской сказке «Петя и волк» С.Прокофьева)

Цель: формирование у обучающихся представления об особенностях построения сюжета музыкального спектакля, посредством ознакомления с симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»

Задачи:

Образовательная: накопление музыкальных впечатлений, усвоить характерные черты главных героев, учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, и дальнейшему их анализу, познакомить детей с терминами: симфоническая сказка, формировать целостное представление о творчестве С. Прокофьева, разучить 2 куплет и припев песни «Дети солнышку смеются», формирование у детей певческих умений и навыков.

Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развитие способностей различать характер арий, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к оперному жанру.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), метод пластического интонирование, метод контрастного сопоставления

Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар: «Дети солнышку смеются» муз. Елены Обуховой, тема Пети, дедушки, волка, охотников, заключительное шествие.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог урока

Челябинск, 2024

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1.Организационный момент

совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке.

Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев

-Здравствуйте, ребята

Рада видеть вас.

- Здравствуйте, учитель

Мы пришли к вам в класс

-Мы стоим на месте

Нам сказали тихо сесть.

-Здравствуйте

(Музыкальное приветствие)

Поют

3 минуты

2.Организация исполнительской деятельности

развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, разучить 2 куплет и припев, повторить 1 куплет,  воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности

Играет песня «Дети солнышку смеются»

- Ребята скажите, что за произведение играет? Правильно, это «Дети солнышку смеются» песню мы с вами учили на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим ее разучивать и приступим ко 2 куплету

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Пение на одной ноте.

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Движение по гамме вниз

- Скачки на квинту вверх и на септиму вниз

- Собственный показ;

- Работа над песней

- «Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

-

Ритмические:

- Быстрый темп;

- Паузы;

-Чередование восьмых и четвертей.

- Выдержать половинную ноту

- Прохлопывание ритма.

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «Т».

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

Разучивание второго куплета, повторение 1

Поют 1,2 куплет и припев.

7 минут

3.Ораганизация слушательской деятельности

накопление музыкальных впечатлений, усвоить характерные черты главных героев оперы- Руслана и Людмилы. Научиться находить различия между ариями (темп, динамика, характер), учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, и дальнейшему их анализу, познакомить детей с терминами: опера, баритон, сопрано, увертюра, формировать целостное представление о творчестве М.И. Глинки.  формировать интерес к оперному жанру.

- Посмотрите на экран. Кто может сказать, что изображено на картинке?

 - Верно, это театр! А что мы можем делать в театре? Для чего мы туда ходим?

 - Сегодня мы с вами отправимся в театр и познакомимся с сюжетами музыкальных спектаклей и послушаем одну из них.

- Давайте сначала поговорим о том, что же такое сюжет музыкальных спектаклей.

- Сюжет музыкального спектакля - это история, которая рассказывается с помощью музыки, вокала, актерской игры, танца и других сценических выразительных средств.

- Запишите пожалуйста это в ваш рабочий лист.

- Музыкальный спектакль обычно включает в себя развитие персонажей, конфликт, кульминацию и развязку, отражающие определенную тему или идею. Сюжет может быть основан на существующем литературном произведении, пьесе, фильме, реальном событии или полностью оригинальным. Комбинация музыки, драмы и хореографии создает уникальный мир, в который вовлекается зритель и позволяет ему погрузиться в атмосферу спектакля.

  Сегодня мы с вами отравимся в сказку, да не в простую, а симфоническую сказку. Как вы думаете, почему она называется «симфоническая»? Верно, ребята, её играет симфонический оркестр.

- Великий композитор Сергей Прокофьев создал одно из таких произведений, чтобы вы поближе познакомились с симфонической музыкой.

- Сергей Сергеевич Прокофьев - русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших композиторов XX века.

- Прокофьев стал новатором в музыке, внёс вклад в развитие музыкального языка и музыкальных форм. Вместе с тем его музыка отличается особой сложностью и техничностью.

- Как вы думаете, можно ли совместить симфоническую композицию и сказку? Конечно можно!

- Давайте поставим цель нашему уроку и соединим слова на экране (Симфоническая сказка, С. Прокофьев, «Петя и волк»)

- Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк» С.Прокофьева. Запишите цель нашего урока в рабочий лист.

- Сказку « Петя и волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году. Чтобы написать сказку, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать звучание каждого инструмента, представлять, как будут звучать совместно те или иные инструменты при исполнении мелодии, а так же нужно уметь подбирать для каждого героя свой инструмент для озвучивания. И Сергей Прокофьев отлично справился с этой задачей.

 - Главный герой нашей сказки- мальчик Петя. Это отважный пионер. Он приехал в гости к своему любимому дедушке в деревню. Давайте послушаем тему Пети и ответим, каким он вам представляется?

Слушание темы Пети

  Как характеризует музыка главного героя Петю? В каком жанре написана тема Пети?

Какие инструменты ведут тему Пети?

- Верно, тему Пети ведет квартет струнно-смычковых инструментов. Это скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Давайте запишем ы рабочих листах под картинками героев названия инструментов.

- Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

- Когда дедушка увидел, что Петя вышел за калитку, он был очень недоволен.

- А каким бы вы изобразили дедушку Пети?

- Давайте прослушаем тему дедушки и определим ее характер.

Слушание темы дедушки

- Ребята, какой же по характеру дедушка Пети?
- Действительно , дедушка немного ворчливый. Он недоволен, что Петя вышел за калитку. Говорит: «Места опасные. А если из лесу придет волк, что тогда?»

- Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки.

- Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота. Запишем этот инструмент в рабочий лист.

- Как звучит фагот: низко или высоко?

- Как и во всех сказках, в этой есть тоже отрицательный герой.

- Посмотрите на экран, давайте разгадаем шифр и узнаем.  Это волк. Послушаем тему волка, скажем, какая группа инструментов исполняет тему волка?

Слушание темы волка

- Звучала медно-духовая группа инструментов. Какой вам представился волк? Какой характер музыки?

-  Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.
- А вот из леса появились последние герои сказки-охотники

 

Слушание темы охотников


- Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Охотники боятся волка, поэтому и стреляют в разные стороны и оглядываются по сторонам. Их тему исполняют ударные инструменты- барабаны и литавры.
- Давайте послушаем Заключительное шествие сказки «Петя и Волк».
 Во время прослушивания изобразите образ главного героя - Пети.

Слушание заключительного шествия

  Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение Заключительного шествия всему симфоническому оркестру?
 Именно благодаря звучанию всего оркестра Заключительное шествие звучит важно и уверенно.

  Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
 Написал её композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание .
 И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

- Давайте мы еще раз прослушаем заключительное шествие, ваша задача будет представить себя дирижерами и дирижировать в соответствие с характером музыки. Если музыка будет мягкая и тихая, то ваши жесты должны быть маленькими и плавными. Если же музыка будет увеличиваться в громкости и становится грубой и звонкой, то жесты должны быть соответствующие.

Повторное слушание заключительного шествия

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

- Давайте запишем ваше домашние задание. Выпишите еще 3 героя симфонической сказки «Петя и Волк» и зарисуйте в тетради как они вам представляются.

- Театр

- Смотреть оперы, представления, спектакли

- В ней играют симфонические инструменты

- Знакомство с симфонической сказкой «Петя и Волк»

- Скрипка, флейта, веселый. озорной

- Сильный

- немного злостный и ворчливый

- Фагот звучит низко

- Волк

- Представился очень грозный и злой зверь, инструменты передали грубый характер

20 минут

4.Рефлексия

выявить и осознать основные компоненты деятельности

-Сейчас на ваших рабочих листах есть смайлики, но на них не указана эмоция-улыбка

- Если урок вам понравился и был интересен и полезен, вы рисуете улыбку

- Если же он показался вам не интересен и скучен, вы рисуете грусть

Оценивают свою работу

2 минуты

5.Итог урока

развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу.

А теперь давайте подведём итог урока. С каким произведением мы познакомились? Какой новый термин мы узнали? Какие вспомнили инструменты или узнали новые?

Спасибо за урок, до свидания!

- «Петя и волк»

- Симфонический спектакль

- Барабаны, скрипка, валторны, литавры, флейта и др.

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "ПЕТЯ И ВОЛК",презентации,тесты рубежного контроля

Видеозапись сказки"Петя и волк",презентация инструментов симфонического оркестра,тестирование по сказке"Петя и волк"и инструментам симфонического оркестра...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк".  Учителям музыки....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»....

конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс

конспект урока музыки " Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс...

Конспект урока музыки 1 класс "Волк и семеро козлят"

Конспект урока музыки в начальной школе...