Курсовая работа
учебно-методический материал по музыке
Курсовая работа на тему : "Рок-музыка в формировании музыкального кругозора у школьников среднего звена на уроках музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра музыкального образования
Боева Екатерина Михайловна
РОК-МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА
У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа допущена к | Специальность: 53.02.01 |
защите | Музыкальное образование |
«_____» декабря 2023 г. | Курс: 3, группа: 30 |
Заместитель директора по НМР | Руководитель: Литвяк А.В., |
____________ / Анищенко И.Л. | преподаватель МДК 03.03 |
Музыкально-инструментальный класс | |
Курсовая работа защищена | первой квалификационной категории |
с оценкой___________________ | |
«_____» декабря 2023 г. | |
Председатель комиссии: | |
_______________ / | |
Члены комиссии: | |
_______________ / | |
_______________ / |
Челябинск, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ШКОЛЬНИКОВ | 5 |
1.1. Характеристика понятия «музыкальный кругозор» | 5 |
1.2. Истоки рок-музыки | 7 |
1.3. Рок-музыка как направление в музыкальном искусстве | 9 |
1.4. Влияние рок-музыки на музыкальный кругозор школьников | 13 |
Выводы по 1 главе ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ РОК-МУЗЫКУ 2.1. Методические основы формирования музыкального кругозора на уроках музыки 2.2. Рок-музыка в содержании и структуре школьных программ по музыке Выводы по второй главе | 18 20 29 34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 35 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы данного исследования заключается в том, что перед современной школой, как компонентом социума, остро стоит задача в воспитании человека высокой культуры, способного к самостоятельному и творческому подходу к решению возникающих перед ним вопросов, ответственно относящегося к себе самому и собственной деятельности.
Осуществление такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе за счет расширения кругозора, так как это является важным аспектом формирования всесторонне развитой личности.
Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, широкий кругозор, в целом, обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие, а музыкальный кругозор, в частности, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности и активизирует интерес к расширению знаний.
Необходимость формирования кругозора акцентируется в Проекте основных направлений реформы общеобразовательной школы, в целом ряде методических и научно-исследовательских работ. Так, И.В. Бестужев-Лада в монографии «Мир нашего завтра» среди актуальных задач школы выделяет следующую: «Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, поскольку представления о жизни передавались из поколения в поколение почти без изменения, раз и навсегда, а теперь очень актуально».
Действительно, своевременность и необходимость подготовки школьников с широким кругозором, продиктованы современной эпохой.
Однако формирование музыкального вкуса подростков как личностного качества путем расширения кругозора – серьезная научная проблема и, надо признать, проблема далеко не разработанная. В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена и его компонентов, не установлены оценочные критерии, не ясен механизм его воздействия на личностные качества человека.
Термин «кругозор» довольно широко используется учеными-авторами психологической и педагогической литературы. Фигурирует понятие «кругозора» и в музыкально-педагогической методической литературе, у таких авторов, как: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, Т. Вендрова, А.С. Валенкова, Д.Б. Кабалевский, М.С. Красильникова, В.В. Медушевский, Л.В. Школяр и др. Однако, обращение к проблематике кругозора в данных работах носит эпизодический характер, а системный анализ проблемы формирования музыкального кругозора отсутствует.
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом формирования музыкального кругозора подростков и обусловили выбор темы настоящего исследования «Рок-музыка в формировании музыкального кругозора у школьников среднего звена на уроках музыки.».
Последнее своей целью имеет формирование музыкального кругозора школьников среднего звена посредством изучения истоков и различных жанров рок-музыки, как одного из направлений современного искусства.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках музыки.
Предмет исследования: формирование музыкального кругозора у школьников среднего звена в процессе изучения рок-музыки.
Задачи данного исследования:
- Изучить музыковедческую литературу, характеристику понятия «музыкального кругозора»,
- Раскрыть истоки и описание основных течений рок-музыки,
- Выявить влияния рок-музыки на музыкальный кругозор школьников.
- Рассмотреть методики и структуру программ по музыке. В работе использованы теоретические методы исследования, такие как поиск и отбор источников информации; структурирование, анализ, синтез и обобщение изученной информации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика понятия «музыкальный кругозор»
Кругозор – это объем и разнообразие знаний, представлений, взглядов и интересов индивида. Изначально слово «кругозор» в русском языке было синонимом слова «горизонт» и обозначало всё пространство, которое можно окинуть взглядом, находясь на открытой местности. Но сейчас оно практически не используется в данном значении и обозначает широту взглядов и интересов человека.[6]
Формирование кругозора – важный аспект развития человека, обеспечивающий быстрое самоопределение личности и ее социализацию. Развитие кругозора – важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие.[5]
Музыкальный кругозор – это совокупность систематических знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (предполагая также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном исполнительстве, композиторах и музыкального опыта слушателя и исполнителя). Музыкальный кругозор, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес. (Впервые это определение дали: Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.В. Медушевский) [5]
Формирование музыкального кругозора происходит при наличии определенного представления о музыкальном искусстве. Мы рассматриваем музыкальный кругозор как важную составляющую духовного потенциала, фон нравственного совершенствования личности. Глубина ее развития зависит от многих факторов, среди которых наиболее существенно желание духовного совершенствования. [5]
В понятие «кругозор» обычно входят следующие компоненты значения: пространство, окидываемое взором; объем интересов, знаний человека. Соответственно можно сформулировать: музыкальный кругозор - это музыкальное пространство, окидываемое взором; объем музыкальных интересов, знаний.
Иначе говоря, музыкальный кругозор формируется как совокупность следующих компонентов:
- знание о различных музыкальных явлениях, о становлении музыкально-исторической действительности во всем ее многообразии;
- обладание сведениями музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, музыкальная грамотность в широком смысле;
- наличие системного представления о музыке различных исторических эпох, направлений, композиторов; о накопленном веками музыкальном опыте;
- понимание содержательно-смыслового наполнения различных музыкальных произведений;
- умение определять их образный строй;
- способность ориентироваться не только в музыкальном искусстве, но и в других творческих областях, имеющих с ним общие корни, истоки и законы развития.
По мнению ведущих педагогов, основой кругозора школьников является знания, систематические и последовательно приобретаемые в процессе обучения. Многое запечатлевается в сознании школьника в результате чтения художественной литературы, слушания и пения музыки, просмотры телепередач, посещение театра и т.д., а также их общения со сверстниками, взрослыми, в семье. [6]
Процесс развития музыкального кругозора предполагает ряд этапов:
-вхождение школьника в мир музыки;
-ценностное отношение к музыке как к виду искусства;
-развитие опыта восприятия музыкальных произведений;
-сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам. [6]
Музыкальный кругозор позволяет школьнику тонко воспринимать и ощущать музыкальные звуки, ритм, и тембр музыкальных произведений. Школьник с развитым музыкальным кругозором без труда не только воспроизводит музыку, но и может создавать её. Развить это можно путём прослушивания музыкальных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
Дети с развитым музыкальным кругозором отличаются от тех, кто только усваивает музыкальные знания, и характеризуются богатством внутренних переживаний. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.
Необходимость формирования музыкального кругозора у школьников очевидна. Задача его формирования у обучающихся актуализирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования и соответствующих образовательных программах. [10]
1.2. Истоки рок-музыки
Рок-н-ролл – стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. С самого начала рок-н-ролл характеризовался синкопическим ритмом и почти антилитературным стилем текстов, который органически развился первоначально из подросткового жаргона и речи чёрных, а позже уже стал придумываться. [1]
Период рок-н-ролла, по общему мнению, практически всех зарубежных исследователей продолжался до 1964 года, т.е. целое десятилетие, и характеризовался необыкновенной «проникающей способностью». В течение пяти лет рок-н-ролл стал популярен во всех странах Западной Европы, в социалистических странах Центральной Европы, а к началу 60-х годов стал популярен и среди советской молодёжи. [7]
Все специалисты единодушно в качестве обобщающего термина для широкого диапазона стилей используют термин «рок-н-ролл». Однако в общеупотребительном смысле этому термину ставится в соответствие вполне определённое звучание, поэтому более правильно, в избежание путаницы, использовать термин «рок». [2]
Рок (англ. Rock) – обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с англ. — «качать», «укачивать», «качаться») возникло как сокращение от названия рок-н-ролла, хронологически первого жанра рок-музыки, и обозначает характерные для рок-н-ролла ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll (крутить), twist (закручивать), swing (раскачивать), shake (трясти). [8]
Корни рока можно искать в далёкой древности: и в народной музыке, и в джазе, и в блюзе, но поистине рок стал тем самым, что мы понимаем сейчас, лишь в 50-х годах.
Рок произошёл сразу из трёх видов музыки: ритма, кантри и блюза которые стали истоками рока. Стиль кантри (буквально переводится как «сельская музыка») возник среди белого населения сельских районов юга и запада США, и был основан на песенных и танцевальных мелодиях, завезенных в Северную Америку ранними переселенцами из Европы.
Музыкальное течение, блюз, возникло в афроамериканском сообществе, среди выходцев с хлопковых плантаций. Ритм (ритм-н-блюз) в конце 1940-х годов стал официальным термином для обозначения современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке афроамериканских исполнителей США.
Наиболее ярким представителем раннего рок-н-ролла является Элвис Пресли, оказавший огромное музыкальное влияние на молодое поколение не только Америки, но и всего мира. Будучи успешным исполнитель рок-н-ролла, актёром, он смог дать людям зажигательные ритмы, воплощающие в себе дух свободы и независимости. Элвис был не просто музыкантом, его считали иконой, и дали прозвище «Король рока». Память о нём до сих пор живёт в сердцах благодарных поклонников, тем самым подтверждая, что настоящий дух рока жив.
Одним из первых музыкантов, придумавших рок-музыку, явился Литтл Ричард, он говорил: «сам я – до того, как вышел на сцену – никакого такого рок-н-ролла не слышал… Я же начал петь рок-н-ролл задолго до того, как вышел с ним на сцену…».
Отличительной чертой рок-музыки является неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако, уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока, использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами.
Тяжёлый рок – это жанр рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Основоположником тяжёлой рок-музыки считается Линк Рей – американский гитарист, который первым использовал эффект искажение музыки.
Лёгкий рок-это музыкальный жанр, применяющий техники рок-музыки для создания более приятного, мягкого и приглушённого звучания.
По мнению музыковедов, нельзя с точностью назвать дату появления советского рок-н-ролла. Скорее всего, он ведёт в середине 60-х годов. Впрочем, невозможно анализировать тексты песен групп того периода с точки зрения философии – первые ВИА по большей части занимались слепым копированием «Битлс» и других популярных западных музыкальных коллективов.
1.3. Рок-музыка, как направление в музыкальном искусстве
Сегодня становится ясно, что рок-музыка – не просто сфера музыкальных интересов и потребностей молодёжи, а нечто более широкое – новый способ выражения мировоззренческих принципов, ценностных ориентаций, особого мироощущения, специфической субкультуры. Речь идёт об изменении самого характера музыкального процесса.
Если ранее в истории музыкальной культуры утверждение той или иной жанровой либо стилистической формулы было результатом постепенного и органичного вызревания музыкально-общественной потребности, и фактор популярности мог свидетельствовать о «естественности» результатов этих процессов, гармоничном взаимодействии внешних и внутренних детерминант развития, то теперь, в условиях мощной технической оснащённости музыкальной культуры, ситуация резко изменилась. Техника обеспечила новые возможности и биофизиологического воздействия звукового материала.
Рок-музыку как культурный и исторический феномен можно назвать формой современного существования и проявления древнейших качеств и свойств человеческой психики. В настоящее время рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее.
Рок-музыка может рассматриваться как часть общей музыкальной культуры. Рок-музыка, как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности, так и на ее развитие в социуме.
В западной культуре ХХ века рок-музыка занимает особое место. Несмотря на сходство отдельных черт и приемов рок-музыки с таковыми же из других областей музыкальной культуры, прежде всего, из фольклора и музыки художественной профессиональной традиции, она обладает собственной моделью музыкально-психологической действенности в сложных условиях XX века.
В Советском Союзе история рока складывалась по-иному. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате «культурного шока» от английского биг-бита. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующие десятилетия ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества.
Анализ и изучение музыковедческой литературы показал, что рок-музыка отличается большим разнообразием групп, работающих в различных жанрах, таких как: поп-рок, фолк-рок, хард-рок, альтернативный рок, психоделический рок, хеви-метал, панк-рок и т.д. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных.
Поп-рок – жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки. Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз, агрессивным настроением; использованием в качестве основных инструментов электрогитар и ударных установок. Представителями поп-рок жанра являются: Битлз, Роксет, Токио Хотэл, Аврил Лавин, Шакира, Гвен Стефани (Ноу Даубт), Мумий Троль, Земфира, Сплин, Ночные Снайперы, Звери, Брейнсторм, УмаТурман, Маша и Медведи, Чичерина, Аквариум и мн.др. [8]
Фолк-рок – музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рока. Музыкальное содержание стиля выражается сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электрогитар. К наиболее влиятельным коллективам фолк-рок сцены можно отнести Боба Дилана, Бёрдз, Стиллз, Иглз, Лэд Зеппелин (некоторые композиции), а так же представителей отечественного фолк-рока – Мельница, Пелагея, Отава Ё, Баба Яга и др. [8]
Хард-рок или хеви-рок, дословно переводящийся, как тяжёлый или жёсткий рок – жанр рок-музыки, главную партию в котором исполняют бас-гитары и ударные инструменты, а центральное звучание отдается ритм-секции (в других жанрах, базовая ритмичная фактура). Самые яркие «тяжёлые» исполнители: Лэд Зеппелин, Блэк Сэббэт, Дип Пёплз, Ролинг Стоунз, Дорз, Куин, Назарэт, ЭйСиДиСи, Юрайа Хип, Скорпионз, ЗиЗи Топ, ГанзАндРоузез, Мотли Крю, Аэросмит, Металика, Бон Джови, Кисс, Лорди, Рамштайн, Парк Горького, Черный Кофе, Круиз, ДДТ, Ария. [9]
Альтернативный рок (альтернативная музыка, альт-рок или просто альтернатива) – жанр рок-музыки, сформировавшийся из музыкального андеграунда 80-х, включает в себя обозначение постпанка, инди или любой другой андеграундной музыки. Лнкин Парк, Мьюз, Фу Файтерз, Рэд Хот Чили Пэпэрз, Нирвана, Грин Дэй, Радиохэд, Пёрл Джэм, Ю-Ту, Гориллаз, Плацебо, Кино, Алиса, Дельфин, Пилот, Наутилус Помпилиус, Агата Кристи, Би-2. [8]
Психоделический рок – музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Западной Европе и в Калифорнии; сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя и изначально связана с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами. Со временем, психоделика стала только имитировать действие галлюциногенов, для чего используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки. Использовались эти эффекты такими группами, как Наутилус Помпилиус, Крематорий, Гражданская оборона, Звуки Му. [6,8с]
Хеви-метал (буквально «тяжёлый метал») – жанр рок-музыки, ответвившейся от хард-рока в середине 70-х, дав начало всей «металлической» музыке. Прослеживались приёмы хеви-метала в таких группах, как: Оззи Озборн, Мотор Хэд, Ария, Мастер, Чёрный кофе, Август, Круиз. [6,8]
Панк-рок – жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США. Истоки жанра проистекают из гаражного рока, а также других музыкальных форм, ныне известных как протопанк. В панк-роке сочетаются социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока; культивируется нарочито примитивная игра раннего рок-н-ролла.
Как правило панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры, а также социальными и политизированными текстами. Популярные группы в этом стиле: Ролинг Стоунз, Кинкс, Грин Дэй, Король и шут, Ногу свело, Ленинград, Общежитие, НАИВ и мн.др. [6,9c]
Рок-музыка сыграла как обычно невиданную роль в сближении молодёжи, в том, что она смогла осознать себя значительной силой в обществе. Рок-музыка- зеркало молодёжного бунта и отражает его противоречие и разнохарактерность.
Рок-музыка – это музыка молодёжи, главным образом, создаваемая и исполняемая самой молодёжью для молодёжных аудиторий. Уже через несколько лет после возникновения, рок перестал быть лишь «большим шумом». Он стал многообразным, сложным. Повысился и возраст аудитории «нового рока». Рок стал в какой-то мере и музыкой взрослых тоже.
1.4. Влияние рок-музыки на музыкальный кругозор школьников
Характерной особенностью сегодняшнего времени является многообразие музыки, её жанров, форм и стилевых направлений. Однако школа, которой принадлежит главная роль в формировании музыкальной культуры и эстетического вкуса школьников, не учитывает творческие достижения современной музыки.
Современные потребности общества требуют от учителя компетентного подхода в вопросах, касающихся музыкального образования детей в школе. Эта компетентность является важной частью общего профессионализма учителя. «Настоящий, современный педагог, - по мысли Ш. Амонашвили, - это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего».
Таким образом, современный учитель музыки сегодняшнего дня должен владеть целым комплексом музыкальных знаний, знать современную музыку, уметь в ней разбираться, вовлекая детей в мир прекрасного. Рок-музыка и отчасти джаз достаточно популярны у школьной аудитории, а именно эти направления современной музыки находятся вне поля зрения учебных программ как ВУЗов, так и школ.
Отсюда музыкальное воспитание школьников во многом не соответствует реалиям сегодняшнего дня. В связи с этим существует разрыв между интересами, увлечениями детей и учебной программой. Музыка в их понимании делится на две категории: «классическая» и «современная». Школьник должен уметь различать яркие образцы современной музыки (в данном случае образцы рок-музыки) от некачественной музыки. Этот пробел может восполнить учитель музыки в общеобразовательной школе, знающий рок-музыку и внедряющий ее в содержание уроков музыки со школьниками-подростками.
Поэтому проблема освоения рок-музыки подростками на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе является актуальной. Для подросткового возраста характерна потребность в интенсивных физических и психологических нагрузках, поэтому современная музыка, в частности рок-музыка, способствует реализации этой потребности.
Феномен рока заключается в том, что рок является громкой, агрессивной, завораживающей, а также ритмичной и энергичной музыкой. Понятно стремление молодежи слушать и любить эту музыку – оно соответствует психофизиологическим и психологическим особенностям возраста.
Рок – это музыка, отражающая реакцию молодежи на состояние общества, его культуры, которое по тем или иным причинам ее не устраивает. Поскольку молодежь чаще всего не способна оформить свой протест в какие-то реальные организационные, коллективные действия, она сублимирует его в молодежные субкультуры, характеризующиеся своеобразными, вызывающими манерами поведения и проведения досуга.
Рок является тем видом искусства, с помощью которого молодежь более всего способна выразить свое отношение к традиционной культуре – в текстах, экспрессией движений, в самом звучании – «саунде» рока. Именно с этим связаны претензии рока на искренность, на независимость от коммерческих интересов, на то, чтобы считаться народной музыкой современности.
Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи». [7]
На уроках музыки школьникам особенно интересно узнать о том, что им нравится. Большой интерес представляет современная музыка, в частности, рок-музыка, поскольку она активно влияет на школьников, их мышление и мировоззрение. Музыкальный интерес как разновидность познавательного интереса также имеет социальную природу и рассматривается в целостной системе отношений личности в соответствии с основными законами общественного развития. Он представляет собой «проявление индивидуальных особенностей, специфический психический процесс, который развивается в процессе деятельности в системе воспитания и обучения» [2, с. 19]. Ю. Б. Алиев определяет музыкальный интерес учащихся как «активное эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к познанию музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности» [1, с. 126].
Подростки плохо различают положительные и отрицательные стороны рока, и в этом случае как раз учитель и должен представить им систематизированные сведения об истоках, формировании и становлении рок-музыки, ее направлениях и характерных их чертах. Ни в коем случае не нужно что-либо навязывать или запрещать. Учитывая возрастные особенности школьников, учитель выбирает лучшие образцы рок музыки Таким образом, основная задача педагога будет заключаться в том, чтобы задать верное направление траектории интересов школьников в данной области.
Среди рок-музыкантов нередко встречаются низкопробные коллективы, чье творчество оставляет желать лучшего. Но существует и немало профессиональных рок-групп – и в России, и за рубежом, – которые заслуженно являются кумирами миллионов студентов и школьников. Задача учителя музыки – приобщить детей не только к прекрасному творчеству великих русских и зарубежных композиторов прошлого, но и привить вкус к хорошей и качественной современной музыке, каковой, в частности, и является рок-музыка; научить детей ориентироваться в огромном потоке рок-групп и музыкальных направлений.
Знакомство с направлениями рок-музыки может не только удовлетворить интересы современных подростков, но в случае с арт-роком, или рок-оперой позволит им по-иному воспринять образцы академической музыки в виде рок-обработок и аранжировок. Школьники-подростки должны знать критерии, по которым они могут отличать лучшие образцы рок-музыки от примеров с низким художественным качеством. Изучение рок-музыки в общеобразовательной школе требует особого подхода к нему, поскольку вынужден черпать знания о современной музыке из неформальных каналов, и, как следствие, информация негативно влияет на развитие музыкального вкуса у школьников.
В качестве наглядного примера, более детально рассмотрим такой достойный, на наш взгляд, для ознакомления школьниками жанр рок-музыки, как рок-опера.
Рок-опера – пограничное явление между собственно роком, драматургией классической оперы и явлениями массовой культуры. Порой очень трудно разграничить такие явления, как рок-опера и мюзикл; последний более близок к поп - и масс-культуре, хотя использует мелодические и гармонические ходы, свойственные рок-музыке. [4]
Новый жанр рок-опера сложился в конце 60-х гг. ХХ столетия. В его создание в равной степени внесли вклад и рок-музыканты, и композиторы с классическим консерваторским образованием. Этот жанр объединил черты рока и классической музыки. У последней он заимствовал форму: рок-опера обычно включает вокальные арии, ансамбли, хоры и речитативы, инструментальную увертюру и оркестровые вставки, сценическое действие и т.д.
И в концертном, и в студийном исполнении такого произведения помимо рок-группы обычно принимает участие симфонический оркестр. Однако в основе рок-оперы – рок-музыка. Её стилистика восходит к различным направлениям рока (что совершенно не исключает заимствований из классической музыки, джаза и т. д.). [8]
Разница между рок-оперой и классической оперой заключается в том, что сами арии написаны в жанре рок-музыки, а на главные роли приглашают известных вокалистов из рок-групп (хотя бывают исключения), и на сцене кроме исполнителей арий могут присутствовать музыканты с электрогитарами.
Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники.
Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и сквозным интонационно-тематическим развитием. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки.
В XX веке изменилось многое, в том числе, отношение к звуку, появились новые возможности, связанные с развитием техники. Речь идет о разнообразных электроинструментах, прибавлении к симфоническому оркестру (или вне его) рок-ансамбля, в котором звучат соло-гитара, басгитара, ритм-гитара, электро-акустическая гитара. Развивается новое звуковое оборудование, способствующее усилению партии ударных инструментов. Вокал также претерпевает изменения: так, особое внимание уделяется тембровой специфике. Для участия в постановках начинают приглашать вокалистов известных рок-групп и целиком рок-коллективы.
В рок-опере в целом вокальная составляющая выражена так же, как и в опере – это партии. Ключевыми моментами развития сюжета становятся так называемые арии, выполненные в стиле рок, которые раскрывают зрителю отношение героя к происходящему. Нельзя сказать, что это именно арии со свойственными им академическими коннотациями, это название условно – все же, рок-опера имеет свою специфику, и с классической оперой ее роднит, скорее, структурное осмысление элементов действия.
В отличие от мюзикла, рок-опере свойственно тяготение к развернутым сценам. Если сопоставить сольный номер главного героя в мюзикле с «арией» героя рок-оперы, то станет ясно, что в мюзикле этот фрагмент будет являться усложнением песенной формы, а условная рок-ария явится упрощением оперной. Как и классической опере, рок-опере свойственно, наряду с арией, использование ансамблей и масштабных хоровых сцен. В этом плане стоит также отметить, что в рок-опере образы развиваются от арии к арии через коллективные сцены, и сквозное развитие образа подчиняет себе интерпретацию/показ событий/сюжета [4].
Классиком западноевропейской рок-оперы справедливо считается Э.Л. Уэббер, который в соавторстве с либреттистом Т. Райсом в 1970х-1980х гг. создал ряд рок-опер "Иисус Христос Суперзвезда" (во многом отражающую идеологию хиппи, позиционировавших себя в том числе как истинных христиан), "Кошки" (по стихам модернистского английского поэта Т.С. Элиота), "Призрак оперы" (по мотивам готического романа Г. Леру) и др.
В России первой рок-оперой стала "Орфей и Эвридика" А. Журбина (1970е). А подлинной классикой российской (советской) рок-оперы стали "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, своей популярностью во многом обязанные музыке и сюжету [7].
Выводы по 1 главе
В первом параграфе мы рассматривали понятия « музыкальный кругозор». Он представляет собой синтез музыкального знания, включающегося наряду содержательно-информативным, историческим и региональным компонентом, эмоционально-ценностный блок, интересы и потребности в самообразовании, самосовершенствовании.
Во втором параграфе выявили что рок-музыка ничем не вредит школьникам и возможна для прослушивания.
И как каждое серьёзное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их решить. Эта музыка достаточно правдиво передаёт духовное состояние школьников, она быстро откликается на все её проблемы. Рок-музыка сильно воздействует на людей, потому что она несёт новую гармонию. Она импровизационна, чрезвычайно насыщена, свежа и искренна.
За 60 с лишним лет существования, рок-музыка обрела довольно крупные масштабы и серьезный характер, обратившись в массовую культуру.
В третьем параграфе разобрались что она уже не является рядовым жанром молодежной культуры, а оказывает очень мощное влияние на формирование мировоззрения молодежи. Являясь активным выразителем социальных настроений, рок-музыка позволяет выяснить личностные ориентации учащихся и побуждает их к самостоятельному выражению своей позиции.
Исходя из этого, в четвёртом параграфе, мы выявили что, необходимо более полно ознакомить учащихся с рок-музыкой, рассказать им об истоках и развитии рока, об основных направлениях и ярких представителях, слушать рок-композиции и обсуждать тексты песен, музыкальные образы, посещать рок-концерты и делиться впечатлениями, пытаться организовать рок-музицирование.
Такая работа не пройдет даром. Она призвана воспитывать у школьников чувство социальной активности и ответственности; умение анализировать положительные и отрицательные качества рок-музыки, способности к анализу собственных вкусов и интересов в сфере рок-музыки.
Общение с рок-музыкой активизирует творческий потенциал учащихся, сплотит взаимоотношения в классе и с педагогом, обогатит интересы школьников.
ГЛАВА. 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ РОК МУЗЫКУ
2.1. Методические основы формирования музыкального кругозора на уроках музыки
Введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ставит перед учителем новые цели образования — воспитание ученика нового поколения — высоконравственного, думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Поэтому возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения учащихся.
Это затронуло и уроки музыки, их так же необходимо вести в новом ключе. Музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер. На этой способности музыки выразить конкретные, тонкие и заразительные эмоции и чувства основано широко распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).
Чтобы учащиеся поняли музыкальный образ в целом, учитель должен помочь им выявить выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, направить их внимание на сопоставление образов, их столкновение и развитие. Это позволит раскрыть отношения между художественной идеей, внутренней (интонационной) формой, которая осмысливается в опоре на жизненные прообразы музыки, и внешней (звуковой) формой — смена тембров, направления мелодического движения и его рисунка, изменения громкости, темпа, общего характера ритмики. Внутренняя форма воспринимается как речь на знакомом языке, воздействующая и своим звучанием, и смыслом; внешняя форма воспринимается как речь на незнакомом языке, которая может оказывать эмоциональное воздействие своим общим звучанием, без понимания её содержания.
Развитие музыкального кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса на уроках музыки не может быть успешным, если содержание музыкальных занятий не будет заполнено пластами музыкальной культуры;
- не будут найдены нетрадиционные формы работы с учащимися;
- определены педагогические средства и условия индивидуального развития каждого из них.
За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда.
«Эффективность подготовки урока во многом зависит от сочетания форм и видов работы, средств обучения и типов уроков, направленных на расширение их музыкального кругозора и развития вкуса.
Поэтому можно выделить такие виды:
- формы становления музыкального кругозора: урок - путешествие, урок - игра, урок с элементами интеграции, урок - свободное общение;
- формы расширения музыкального кругозора: урок - семинар, урок - обучение "Умей расширять свой кругозор", урок - панорама, урок -конкурс, урок - викторина, урок - диспут;
- формы закрепления и дальнейшего развития музыкального кругозора: урок - пресс-конференция, интегрированный урок, урок самообразования, урок - лекция, урок - КВН, урок - лекция - концерт, урок - конкурс.» [17]
В педагогической практике на уроках музыки в школе применяют различные методы: беседы, лекции, рассказы, письменные задания или упражнения, работы с учебником, а так же проблемные методы обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.
Метод — это деятельность учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.
Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева, выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики, создали и разработали методы музыкального образования.
Так на уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:
находить сходство и различия музыкальных произведений;
сравнивать музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
сравнивать музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
переводить содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
переводить содержание музыки в рисунок;
передать звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
анализировать музыкальные произведения;
вокализация инструментальных произведений;
драматизация музыки (инсценировка).
Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д.
В данной работе мы планируем применить следуюшие методы:
Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.
Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.
«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.
Продолжая характеристику методов, используемых для освоения рок-музыки необходимо особо выделить метод создания композиций (Л.В. Горюновой). На уроках, связанных с изучением рок-музыки, могут быть и литературно-музыкальные, и музыкально-поэтические композиции. Композиции могут быть представлены и в виде драматизации песен, и в бесконечном варианте игровых ситуаций, [1, с. 127].
«Метод размышления о музыке» направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;
«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.
Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:
«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;
«Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального
мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.
Метод художественно-педагогического анализа. Данный метод предполагает знания об эпохе, ее социальных, эстетических, художественных особенностях, о чертах того или иного стиля, об авторе, и т.п., а также оценку значения и функции данного произведения в обществе. Он реализуется, главным образом, в форме беседы и позволяет рассматривать процесс развития всех разновидностей массовой музыкальной культуры во взаимосвязи с другими видами искусств и с социальными процессами, происходящими в обществе. Особенно остро на происходящие в обществе события реагируют барды и рок-музыканты. Однако в ходе реализации данного метода недопустимы информационные перегрузки: переизбыток информации может повлечь за собой рассеивание внимания учащихся на второстепенных элементах [О.А. Апраксина].
Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».
Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно - деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию.
Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для их достижения.
Системно — деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет.
Рок-музыка с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях.
Как справедливо отмечала еще в 1980е годы видный специалист по музыкальной педагогике Е.В. Давыдова, в настоящий момент главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки, в то время как традиционные методики ориентируются на классические произведения (что приводит к, как говорят педагоги, инерции слуха) . Поэтому необходимо расширять музыкальный материал, который проходят на уроках сольфеджио, и не только за счет народной музыки. Таким "расширяющим" материалом могут послужить не только произведения академической музыки XX века или джаз (уже достаточно прочно вошедший в программу обучения в детских музыкальных школах), но и произведения рок-музыки. Ценным в этом отношении является то, что, рок-музыку учащиеся охотно слушают по собственной инициативе, им не нужно прививать любовь к ней; учащиеся самостоятельно собирают о полюбившихся группах материал не только биографического, но и иногда музыковедческого характера, не только активно слушают рок, но и пытаются воспроизводить его голосом или на инструменте (чаще всего гитаре или клавишных инструментах), обращая внимание на особенности мелодики, лада и гармонии.
Задача педагога в этом отношении - уметь ориентироваться самому в рок-культуре, текстах и музыке. Ко взрослому, который оказывается знаком с музыкой, слушаемой подростками, и проявляет не поверхностные знания, а достаточно глубокую компетентность и заинтересованность в данном вопросе, у подростков может развиться чувство уважения и даже привязанности. Таким образом, знания в области рок-культуры служат еще и для налаживания диалога между поколениями.
2.2 Рок музыка в содержании и структуре школьных программ в музыке.
Освоение рок-музыки в средних классах неразрывно связано с проблемой выбора методов обучения, которое определяется содержанием учебного предмета, а также возрастными особенностями учащихся. Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы разработали педагогические условия освоения рок-музыки в музыкальном образовании учащимися основной школы. Охарактеризуем их.
Первое педагогическое условие - поэтапное освоение рок-музыки в средних классах:
1й этап – ознакомительный. Первым этапом в освоении является изучение рок-музыки в исторической ретроспективе, а также знакомство с ее основными направлениями;
2й этап – сравнительно-аналитический. На втором этапе освоение рок-музыки происходит на основе изучения рок-н-ролла, хард-рока, интеллектуального рока и рок-оперы на музыкальном материале конкретных представителей данных направлений;
3й этап – обобщающий. Третий этап заключает в себе оценочно-личностный смысл учащихся. Их отношение к данному стилю и конкретным жанровым направлениям.
Второе педагогическое условие - использование специального комплекса методов музыкального образования: метода сравнения, метода художественно-педагогического анализа; метода создания композиций, метод диспута и дискуссии.
Поскольку сравнивать можно все, что угодно, представляется необходимым внести уточняющий признак. Таким признаком может являться общность тем исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, индивидуального творческого почерка художника (писателя, композитора) и т.п. Формы осуществления метода сравнения и сопоставления различны – письменная работа, брейн-ринг, деловые игры, диспуты, дискуссии.
В процессе подготовки лекционного материала учитель пользуется опорным конспектом, который представляет собой наглядную схему, отражающую основные понятия, раскрывающие содержание темы. Применение опорного конспекта способствует повышению эффективности работы, более четкой организации теоретического и фактического материала, его систематизации, помогает установить связь между понятиями, облегчает процесс усвоения знаний, а, следовательно, повышает интерес учащихся к курсу. Особенно важна работа с опорным конспектом в условиях отсутствия пособий и учебников [15].
1) Освоение рок-музыки должно проходить систематически по принципу от простого к сложному, по принципу доступности предлагаемого музыкального материала с учетом возрастных особенностей развития школьников.
2) Освоение должно проходить в контексте связи с другими видами музыкального искусства, основная опора происходит на взаимопроникновение поэзии и музыки.
3) Успешному освоению рок-музыки, а также формированию музыкального кругозора, в частности способствует так же развитие творческих навыков школьников и создание в процессе освоения рок-музыки метода проблемно-поисковых ситуаций. Это связано с таким видом деятельности как исполнительство, а так же выполнение различного рода творческих заданий. Например, составление различных кроссвордов, ребусов по данной тематике, написание докладов и сообщений об авторах или о том или ином произведении, проведение музыкальных викторин и т.д.
Таким образом, для изучения рок-музыки в средних классах необходим ряд условий, которые способствуют наиболее эффективному освоению этого жанра.
Проанализировав программу по музыке Е. Д. Критской, Г.П Сергеевой мы рассмотрели предметное расширение кругозора, к нему относится: воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию. Рок-музыка обладает энергией и динамикой, которые могут привлечь внимание учащихся и поддержать их интерес к изучению истории. Музыкальные элементы, ритм и мелодии создают эмоционально-насыщенную атмосферу на уроке, что способствует повышению мотивации учеников к активному участию в образовательном процессе. Рок-музыка, особенно песни группы Кино « Звезда по имени солнце», Группы Наутилус Помпилиус « Прогулки по воде», группы Queen « Barcelona» и т. д , помогает учащимся лучше усвоить материал. Рок-музыка может стать ассоциативным связующим звеном между абстрактными событиями и эмоциональными состояниями, делая уроки музыки более запоминающимися и понятными. Рок-музыка является важным элементом культурного наследия различных эпох и поколений. Включение рок-композиций, соответствующих историческому периоду, позволяет учащимся ощутить дух времени и понять социокультурный контекст прошлого. Это помогает более полно воспринимать исторические события и образы, формируя целостное представление о прошлом. Обсуждение и анализ рок-песен, связанных с историческими событиями, стимулирует общение и дискуссии в классе. Ученики могут выражать свои мнения, делиться эмоциями и взглядами на прошлое, что развивает навыки коммуникации и способствует более глубокому взаимопониманию. Использование рок-музыки способствует интеграции исторического материала с другими дисциплинами, такими как литература, искусство, политология, религиоведение, социология, философия и др. Это помогает учащимся понимать, как различные аспекты культуры и общества взаимосвязаны и влияют друг на друга [14]. Рок-музыка стала сильным культурным феноменом, оказывающим влияние на образ жизни, моду, мировоззрение и искусство. Ее эмоциональная сила и способность выражать чувства и идеи делают рок-музыку привлекательной для миллионов людей по всему миру и делают ее мощным средством для выражения исторических событий и человеческих переживаний. Применение рок-музыки в образовательном процессе на уроках истории – довольно специфическое явление, которое может принести немало пользы учащимся [см.: 12]:
Учащиеся могут создавать презентации, в которых музыкальные композиции рок-групп используются в качестве иллюстраций к определенным историческим событиям или персонажам. Это способствует визуализации исторических данных и усиливает усвоение материала. Преподаватель может использовать музыку рок-групп для ассоциации с определенными историческими периодами или культурными явлениями. Это помогает учащимся запомнить важные события и факты через связь с музыкальными образами. Песни рок-групп, основаны на исторических событиях могут быть использованы в виртуальных экскурсиях или исторических проектах. Учащиеся могут путешествовать во времени и пространстве, слушая песни и изучая исторические моменты на музыкальных «экскурсиях».
Мы сравнили программы по музыке и выявили что тематический материал по рок-музыке одинаковый в программах:
6 класс программа Е. Д. Критской, Т. С. Шмагина, Г. П. Сергеева, В.В Алеева и Т.И Науменко, включены в программу рок-опера « Орфей и Эвридика» К. Глюка и песня группы Кино « Звезда по имени солнце».
7 класс программа Е. Д. Критской, Т. С. Шмагина, Г. П. Сергеева, В.В Алеева и Т.И Науменко, включены в программу опера « Иисус Христос-супер звезда» Э. Л. Уэберра.
Рок-Опера « Орфей и Эвридика» К. Глюка создана ещё во времена Советского Союза. Постановка имела огромный успех в стране и была сыграна 2000 раз. Рок-опера обновлялась восемь раз, а в 2003 году была внесена в книгу Гинесса за исполнение мюзикла 2350 раз одной труппой. Эту оперу считают реформаторской благодаря стремлению автора к гармоничному слиянию драматических элементов и музыки. Несмотря на успех премьеры в 1762 году и презентации второй редакции в 1774 году, опера создала почву для множества споров. Публика не сразу приняла новаторские решения австрийского композитора, но после повторного изменения оперы в 1859 году конфликт окончательно завершился в пользу Глюка. Раньеро Кальзабиджи горячо поддерживал Глюка во время составления сюжета и постановки спектакля. Легенда об Орфее имела много разнообразных вариаций, но либреттист выбрал сюжет из сборника «Георгиках», написанного великим древнеримским поэтом Вергилием. Автор описывает яркие мифологические образы и в конце книги пересказывает известный миф об Орфее. Орфей олицетворял могущество музыкального искусства, он стал основателем философского направления – орфизма. Эта религиозная школа сыграла определенную роль в развитии греческой науки.
В 1950 году миф «Орфей и Эвридика» в измененном виде был экранизирован во Франции. Сюжет кинокартины значительно отличается от древнегреческого мифа. Знаменитая опера «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка особенно ярко воспевает возвышенность чувств, преданную любовь и самоотверженность героев греческой мифологии. Античный сюжет, насыщенный драматическими элементами, является самым распространенным в опере и встречается в музыкальных произведениях многих композиторов.
Группа Кино « Звезда по имени солнце» прославилась на всю страну благодаря культовой киноленте Рашида Нугманова «Игла», которая вышла на большие экраны в 1988 году. По словам режиссёра, Цой сочинил эту песню в то время, когда жил у него в квартире во время съёмок осенью 1987-го, а первые ноты «звезды» были сыграны на его собственной гитаре. В августе 1989 года «Кино» выпустили альбом «Звезда по имени Солнце», который стал последней прижизненной пластинкой Цоя. Тематически новая пластинка сильно отличалась от того, что «Кино» делали на заре карьеры – в текстах песен появились серьёзные размышления о жизни и смерти, мотивы внутренней борьбы, глубокие и метафоричные образы. Нельзя с уверенностью сказать, что заглавный трек задал настроение всему альбому, но он определённо ему соответствовал. В записи «Звезды по имени Солнце», помимо самого Цоя, приняли участие гитарист «Кино» Юрий Каспарян, бас-гитарист Игорь Тихомиров и Георгий Гурьянов. На студии с музыкантами работал звукорежиссёр Михаил Кувшинов. По воспоминаниям самого Кувшинова, альбом записывали буквально с утра до ночи, не чувствуя усталости и не замечая времени – слишком увлечены были участники своим делом. Изначально альбом «Звезда по имени Солнце» должен был называться «Пачка сигарет», но буквально в последний день работы на студии Виктор Цой решил изменить название пластинки.
В 2017 году выпустили специальное видео «Звезда по имени Солнце», посвященное жизни и творчеству Виктора Цоя. Режиссёром ролика со множеством отсылок к жизни и творчеству великого музыканта выступил Стас Елисеев. В первый год проката «Иглу» посмотрели более 14,6 миллиона зрителей. Альбом «Звезда по имени Солнце» был официально издан только в 1993 году – до этого записи продавались лишь на компакт-кассетах, и музыканты группы не получали авторских отчислений с продаж. «Звезда по имени Солнце» вошла в топ-100 лучших песен русского рока XX века радиостанции «Наше радио». Трек расположился на 12-м месте в рейтинге. Большинство гитаристов-любителей начинают постигать азы игры на инструменте именно с песен «Звезда по имени Солнце» и «Пачка сигарет» Виктора Цоя. Такой выбор неслучаен – ритм-партия этих композиций играется на простейших аккордах и имеет несложный ритмический рисунок.
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» является легендарным произведением Эндрю Ллойда Уэббера. Спустя десятилетия оно не теряет актуальности и до сих пор вызывает бурные спорные реакции, касающиеся трактовки религиозного писания. Тем не менее, рок-опера остаётся классикой и ставится на лучших мировых сценах. Жанр был популяризирован достаточно быстро, и имел распространение во многих странах, в том числе и в СССР. Первоначально авторы планировали написать произведение не об Иисусе Христе, а о царе Давиде. Тим Райс даже придумал первые строчки для первого номера: «Самуил, Самуил, это первая книга, Самуил!» Впоследствии они были изменены на: «Иисус Христос, Иисус Христос, кто ты? Для чего нужна твоя жертва?» В ответ на натиски многих представителей церкви, авторы отвечали, что их герой представляет собой историю человека, а не Бога. В рок-опере идет речь именно о земной жизни, со всеми ее сомнениями и жестокостью реальности. Божественность же не опровергается созданным сюжетом рок-оперы, а наоборот поднимает этот вопрос, оставляя его открытым. В семидесятые годы вышел альбом, который был раскуплен практически мгновенно. Рок-опера принесла популярность, и уже через год стала первая постановка в Америке, театре Бродвея.
Выводы по 2 главе
В первом параграфе мы рассмотрели методы, которые некоторые из них в дальнейшем будут использованы. Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно - деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию. Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для их достижения. Введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ставит перед учителем новые цели образования — воспитание ученика нового поколения — высоконравственного, думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Поэтому возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения учащихся. Необходимость формирования музыкального кругозора у школьников очевидна. Задача его формирования у обучающихся актуализирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования и соответствующих образовательных программах. [10]
Во втором параграфе рассмотрели содержание и структуру школьных программ в музыке. Мы сравнили программы по музыке и выявили что тематический материал по рок-музыке практически одинаков:
6 класс программа Критской, Шмагина, В.В Алеева и Т.И Науменко, включена в программу рок-опера « Орфей и Эвридика» К. Глюка , песня группы Кино « Звезда по имени солнце».
7 класс программа Критской, Шмагина, В.В Алеева, Т.И Науменко, включена в программу рок-опера « Иисус Христос-супер звезда» Э. Л. Уэберра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведённого нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме. Понятие « музыкальный кругозор». представляет собой синтез музыкального знания, включающегося наряду содержательно-информативным, историческим и региональным компонентом, эмоционально-ценностный блок, интересы и потребности в самообразовании, самосовершенствовании. Кругозор как индивидуально-личностное образование, формирующегося на широкой базе определённой системы знаний и интересов и проявляющего через устойчивую потребность личности самообразовании имеет огромное функциональное значение в становлении духовной сферы школьников среднего звена.
Выявили что рок-музыка ничем не вредит школьникам и возможна для прослушивания. И как каждое серьёзное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их решить. Чтобы учащиеся поняли музыкальный образ в целом, учитель должен помочь им выявить выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, направить их внимание на сопоставление образов, их столкновение и развитие. Это позволит раскрыть отношения между художественной идеей, внутренней (интонационной) формой, которая осмысливается в опоре на жизненные прообразы музыки, и внешней (звуковой) формой — смена тембров, направления мелодического движения и его рисунка, изменения громкости, темпа, общего характера ритмики.
А также разобрались что она уже не является рядовым жанром молодежной культуры, а оказывает очень мощное влияние на формирование мировоззрения молодежи.
Далее мы рассмотрели методы. И что согласно ФГОС главный принцип обучения — системно - деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию. Содержание и структуру школьных программ в музыке. В программе В.В Алеева и Т.И Науменко было выявлено что рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях. Школьник должен уметь различать яркие образцы современной музыки (в данном случае образцы рок-музыки) от некачественной музыки. Этот пробел может восполнить учитель музыки в общеобразовательной школе, знающий рок-музыку и внедряющий ее в содержание уроков музыки со школьниками-подростками. Большой интерес представляет современная музыка, в частности, рок-музыка, поскольку она активно влияет на школьников, их мышление и мировоззрение. Музыкальный интерес как разновидность познавательного интереса также имеет социальную природу и рассматривается в целостной системе отношений личности в соответствии с основными законами общественного развития. Он представляет собой «проявление индивидуальных особенностей, специфический психический процесс, который развивается в процессе деятельности в системе воспитания и обучения» [2, с. 19]. Ю. Б. Алиев определяет музыкальный интерес учащихся как «активное эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к познанию музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности» [1, с. 126].
6 класс программа Е. Д. Критской, Т. С. Шмагина, включена в программу рок-опера « Орфей и Эвридика» К. Глюка и песня группы Кино « Звезда по имени солнце». Мы рассмотрели программу Критской. Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.Л Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы.
Итак, подводя итог, нашей исследовательской работы мы можем сказать, что цель исследования, сформулированная нами, была достигнута, а поставленные задачи – выполнены.
В дальнейшем, в дипломной работе мы хотим создать цикл бесед о рок-музыке для формирования музыкального кругозора у школьников среднего звена на уроках музыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Божко, Ю.В. Рок-музыка: сущность, история, проблемы/ Ю.В Божко, Н.Д.Саркитов- М :Знание, 1989.-64 с.
- Житинский, А.Н. Путешествие рок-дилетанта.-Л: 1990г.- 409 с.
- Козлов, А. Рок: истоки и развитие. М:-Мега-сервис, 1997.-191 с.
- Набок, И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология/ И.Л Набок- Л :Знание, 1969-32 с.
- Алиев Ю.Б.Формирование музыкальной культуры школьников и подростков. Автореф. дис..д.п.н.М.,1987. – 32 с.
- Бордовский Г.А. Развитие общекультурного кругозора учителя в современном информационном обществе//Совр.походы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога: Сб. науч. тр. С-Петербург, 1992. – 17 с.
- Козлов,А. Рок: истоки и развитие. М: - Мега-сервис, 1997. – 191с.
- https://terra.lgaki.info/art-zametki/kulturologicheskiy-analiz-zhanra-rok-operyi-v-kontekste-razvitiya-sovremennoy-zapadnoevropeyskoy-muzyiki.html (интернет-статья «Культурологический анализ жанра рок-оперы в контексте развития современной музыки» Ю.Я. Дерского)
- https://ru.wikipedia.org
- https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fstudentlib.com%2Fchitat%2Fdiplom-218444-rok_muzyka_i_molodezhnaya_kultura.html
- https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.last.fm%2Fru%2Fmusic
- https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Ftopster.plus%2Flist%2Fluchshie
- https://multiurok.ru/files/predmet-muzyka-v-usloviiakh-perekhoda-na-federalny.html
- Красинский И. В. Постижение истории через рок-музыку/ И. В. Красинский// Международный электронный научный журнал. – 2023-№3. – с. 2-14.
- Бутов А. Ю. Традиционная модель образования и вызовы современной эпохи// Традиционное прикладное искусство и образование. – 2019 - №3 (29) – с. 72 – 90.
- Саплина Е. В. Проблемы исторического образования// Вопросы образования. – 2005 - №2. - С. 173 – 185.
- Стрихар О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. — 2014. —№11.—С.423-425.
- Гавриков, В. Рок-искусство в контексте исторической поэтики [Текст] / В. Гавриков // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь: Ур. гос. пед. ун-т, 2007. - Вып. 9. - 276, [31] с.
- Давыдов, Д. М. О статусе и границах русской рок-культуры и месте рок-поэзии в ней [Текст] / Д. М. Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 6. - 173, [130-139] с.
- Давыдов, Д. М. Русская рок-культура и концептуализм [Текст] / Д. М. Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - Вып. 4. - 269, [212-216] с.
- Доманский, Ю. В. Русский рок о русском роке: «Песня простого человека» Майка Науменко [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. - Вып. 9. - 276, [96-106] с.
- Достай, С. А. Рок-текст как средство перевыражения национального менталитета [Текст] / С. А. Достай // Понимание как усмотрение и построение смыслов: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1996. - Ч. 1. - С. 71-77.
- Иеромонах Григорий (Лурье, В. М.) Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры [Текст] / Иеромонах Григорий (В. М. Лурье) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 6. - 173, [57-87] с.
24. Капрусова, М. Н. Альбом Майка Науменко «Сладкая N и другие»: путь героя [Текст] / М. Н. Капрусова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - Вып. 7. - 263, [55-73] с.
- Козицкая, Е. А. Новое культурное самосознание русского рока (на материале вещания «Нашего радио») [Текст] / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - Вып. 4. - 269, [207-212] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсовая работа заместителя директора по учебной работе
курсовая работа заместителя директора по учебной работе...
Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"
В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.
В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.
Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Тема: «Техника баскетбола. Броски и передача мяча в движении», 10 класс. КУРСОВАЯ РАБОТА (из опыта работы учителя)
Разработка мультимедия урока....

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"
В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...