Музыкально - ритмические движения
консультация по музыке

Попова Эмилия Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_ritmicheskie_dvizheniya.docx19.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ   ДВИЖЕНИЯ

В начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком - Далькрозом. Метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются российской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

Положительное влияние музыки на детский организм доказано. Об этом писал И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.  Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей форме (ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов).

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться и в движении.

Развиваясь во времени, художественный образ, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.

Музыкально – ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.

Игры и танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.

Музыкально – ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:

  1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;
  2. Развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
  3. Развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
  4. Развивать художественно – творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

В музыкально – ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов: мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятия ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкально – ритмической основы произведения.

Программа по музыкально – ритмическим   движениям, имеет два подраздела: музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Музыкально – ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений.

Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. В процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала. Например, в игре «Поезд» муз. Е.Тиличеевой яркую роль играет такое средство музыкальной выразительности, как темп.

 Это соответствует замыслу пьесы, передающей образ медленно отходящего от станции поезда и постепенно ускоряющего движение. С изменением темпа музыки меняется и темп действий детей. Ясно также и выразительное назначение акцентов в игре «Кто скорее?» на украинскую народную мелодию. В соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер, дети ударяют в бубен, как бы вызывая друг друга на соревнование.

Итак, развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально – ритмические навыки.

Выразительные движения.

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.

Усложнение навыков выразительного движения идет в количественном отношении от группы к  группе увеличивается, например, объем элементов танца, построений и т. д. сложнее становятся сюжетно – образные движения, т. е. передаются разнообразные музыкально – игровые образы, выражаются все более тонкие музыкальные оттенки в характере ходьбы, бега и т. д.

Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.

Музыкально – ритмические движения:

1. развитие восприятия и музыкально – ритмического чувства, ритмичности движений;

2. Согласованность движений с характером музыки;

3. Обучение через игру, пляски, упражнения;

4. Развитие художественно – творческих способностей.

Значение:

1. Развитие музыкальных способностей;

2. Развитие нравственных чувств;

3. Умственное развитие;

4. Физическое развитие в целом.

Виды музыкально – ритмических движений:

1. Игры: сюжетные и несюжетные;

2. Пляски: импровизации и пляски с фиксированными движениями;

3. Упражнения: совершенствующие основные движения, образные -  подготовительные упражнения, композиция.

Виды музыкально – ритмических движений:

1. Музыкальная игра. Игра направленная на выражение эмоционального содержание музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально – учебные задания и, облегченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания – знакомства с социальным окружением, с природой и т. д.

Детские народные игры определяют частичную тематику с ее сказочными персонажами (особенно из области животного мира) и форму музыкальных игр.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, и решается основная задача – передать музыкально – игровой образ персонажа, несюжетные (разновидность подвижных игр), в них решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой.

Методы и приемы обучения музыкально – ритмическим движениям:

1. Применяются наглядно – слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно – зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

2. В пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста

Настоящий проект разработан на основе примерной программы «От рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. ...

Консультация музыкального руководителя "Музыкально ритмические движения в детском саду"

Данный материал будет полезен всем музыкальным руководителям детского сада. Очень познавательно и интересно....

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ  музыкальной культуры детей»...