Музыкально - ритмические движения
консультация по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
В начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком - Далькрозом. Метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются российской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.
Положительное влияние музыки на детский организм доказано. Об этом писал И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей форме (ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов).
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться и в движении.
Развиваясь во времени, художественный образ, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.
Музыкально – ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.
Игры и танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.
Музыкально – ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:
- Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;
- Развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
- Развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
- Развивать художественно – творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.
В музыкально – ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов: мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятия ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкально – ритмической основы произведения.
Программа по музыкально – ритмическим движениям, имеет два подраздела: музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения.
Музыкально – ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений.
Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. В процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала. Например, в игре «Поезд» муз. Е.Тиличеевой яркую роль играет такое средство музыкальной выразительности, как темп.
Это соответствует замыслу пьесы, передающей образ медленно отходящего от станции поезда и постепенно ускоряющего движение. С изменением темпа музыки меняется и темп действий детей. Ясно также и выразительное назначение акцентов в игре «Кто скорее?» на украинскую народную мелодию. В соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер, дети ударяют в бубен, как бы вызывая друг друга на соревнование.
Итак, развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально – ритмические навыки.
Выразительные движения.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
Усложнение навыков выразительного движения идет в количественном отношении от группы к группе увеличивается, например, объем элементов танца, построений и т. д. сложнее становятся сюжетно – образные движения, т. е. передаются разнообразные музыкально – игровые образы, выражаются все более тонкие музыкальные оттенки в характере ходьбы, бега и т. д.
Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях.
Музыкально – ритмические движения:
1. развитие восприятия и музыкально – ритмического чувства, ритмичности движений;
2. Согласованность движений с характером музыки;
3. Обучение через игру, пляски, упражнения;
4. Развитие художественно – творческих способностей.
Значение:
1. Развитие музыкальных способностей;
2. Развитие нравственных чувств;
3. Умственное развитие;
4. Физическое развитие в целом.
Виды музыкально – ритмических движений:
1. Игры: сюжетные и несюжетные;
2. Пляски: импровизации и пляски с фиксированными движениями;
3. Упражнения: совершенствующие основные движения, образные - подготовительные упражнения, композиция.
Виды музыкально – ритмических движений:
1. Музыкальная игра. Игра направленная на выражение эмоционального содержание музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально – учебные задания и, облегченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания – знакомства с социальным окружением, с природой и т. д.
Детские народные игры определяют частичную тематику с ее сказочными персонажами (особенно из области животного мира) и форму музыкальных игр.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, и решается основная задача – передать музыкально – игровой образ персонажа, несюжетные (разновидность подвижных игр), в них решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой.
Методы и приемы обучения музыкально – ритмическим движениям:
1. Применяются наглядно – слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно – зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
2. В пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)
Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста
Настоящий проект разработан на основе примерной программы «От рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. ...

«Развитие музыкально-ритмических движений у детей школьного возраста с использованием инновационных технологий»
Педагогическая конценция учителя музыки ГБОУ№226...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.
Самообразовательная работа....

Консультация музыкального руководителя "Музыкально ритмические движения в детском саду"
Данный материал будет полезен всем музыкальным руководителям детского сада. Очень познавательно и интересно....

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»...
