конспект урока музыки 5 класс Что роднит музыку и изо?
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство?»
Цели урока:
образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;
развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).
воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.
Задачи урока: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства
Ход урока:
I. Организационный момент.
Исполнение попевки-приветствия.
II. Постановка учебной задачи.
Мы с вами знаем, что музыка тесно связана с разными видами искусства.
(с какими? - ответы детей: с литературой, архитектурой, хореографией, драматургией, изобразительным искусством.)
Мы изучали взаимосвязь музыки с литературой. Попробуйте доказать взаимосвязь музыки и литературы.
(ответы детей - рождение новых жанров — вокальных: песня, романс, кантата, оратория; сценических — опера, балет, мюзикл)
Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ – с каким искусством – вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Совершенно, верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.
Прочитайте, пожалуйста, тему урока — сделайте предположение, о чем мы будем рассуждать на сегодняшнем уроке.
(ответы детей — о связи музыки и изобразительного искусства)
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.
А чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
III. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неотделимы друг от друга, природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты и композиторы часто воспевают красоту природы.
1. Рассматривание и сравнение собственного восприятия и видения художника в картине И.Грабаря «Иней. Восход солнца». Вопросы:
- вы наблюдали природное явление — иней? Опишите его.
- Как бы вы изобразили в рисунке иней (в какой технике, в каком цветовом решении)? слайд
- Какие цвета использовал Грабарь для создания образа раннего зимнего утра?
(нежно-сиреневый, небесно-голубой, желтый)
- Почему именно эти цвета выбрал художник для своей картины?
(учитель акцентирует внимание детей на том, что мастер в картине сумел передать прозрачность, легкость морозного зимнего утра посредством использования определенной техники рисования и правильного подбора цветовой гаммы)
- Какое музыкальное звучание передает картина И.Грабаря? слайд и (звучание пространства, эхо)
- Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо? Вспомните, где его можно услышать?
(там, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы)
- В чем заключается особое звучание эха? (оно бывает близким и далеким, звонким и глухим. В нем мы слышим собственный голос, далекий и близкий, в зависимости от протяженности пространства)
- Как вы думаете, какой прием передает ощущение пространства?
(Пояснить, что когда композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, то он пользуется эффектом эха, передавая его через силу звучания — динамику. слайд
(записать названия динамических оттенков: форте — громко, пиано — тихо).
Музыкальное эхо — это отдаленное повторение голоса. Оно звучит тише, приглушеннее. И динамика (тихо-громко) играет здесь первостепенную роль.) Вот так звучит эхо в хоре Орландо Лассо.
2. Слушание музыкального фрагмента О.Лассо «Эхо»
Как изображено эхо в хоре? (композитор пользуется разными динамическими оттенками)
Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Слайд
3. Разучивание песни Г.Струве «Веселое эхо». слайд
Обучающиеся должны просмотреть текст, проанализировать и сделать вывод – какие слова являются эхом. Выделить их на доске. Исполнение по группам (голос-эхо)
4. Физминутка:
Облако.
Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер — это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
5. Рассматривание и описание репродукции картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть». Слайд Вопросы:
Что изображено на картине? (две противоположные фигуры – по цветовой гамме, рельефности и т.п.)
Вывод: эти фигуры КОНТРАСТНЫ. Контраст и в музыке играет большую роль.
6. Слушание музыкального фрагменты М.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» слайд
В чем проявляет себя контраст в музыке? (динамика, тембры и т.п.)
7. Как бы вы изобразили контрастные образы в рисунке? Что или кого нарисовали бы?
Обучающиеся рисуют свои контрастные образы – герои сказок
8. Рассматривание и описание репродукции картины К.Моне «Стог сена в Живерни». слайд
Вопросы:
- Опишите, что вы видите на картине
(изображен сельский пейзаж, стог сена, деревенские домики, полевые цветы, деревья)
- Правильно. Но при более детальном рассмотрении вы увидите, что все изображено по-разному
- Как изображен стог сена?
стог сена на переднем плане картины, художник изобразил его более рельефным, четким, он достаточно большой по размеру.
- А как художник изобразил деревья, домики, цветы, лес?
Они изображены менее четко, в отдалении, иногда – лишь очертания контуров.
Вывод: сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют РЕЛЬЕФ (передний план) и ФОН (задний план). слайд
Эти пространственные понятия играют огромную роль не только в изобразительном искусстве, они важны и в музыкальных произведениях. В музыке рельеф и фон выражаются в сочетании солиста и инструментального сопровождения.
9. Исполнение песни (с солистом) «Моя Россия» Г.Струве. 1 куплет. слайд
ВЫВОД: говоря о том, что роднит музыку и изобразительное искусство, можно сделать вывод о том, что у этих видов искусств много общих понятий, терминов. Изобразительное искусство оказало огромное влияние на музыку и в расширении её изобразительных возможностей. Слайд
IV. Итог урока. Рефлексия. слайд
Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали?
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Поставить отметки.
V. Домашнее задание: нарисовать два контрастных сказочных героя (закончить рисунок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством
Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством...

Конспект урока 1 класс. Проблема рождения музыки. Программа 21 век.
Конспект урока. 1 класс. Проблема рождения музыки. Образ музыки....

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"
План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....


