Открытый урок "Использование игровых технологий в работе с хоровым произведением р.н.п. в обр. А. Абрамского "Комарочек""
план-конспект урока по музыке

Ольга Викторовна Шевцова

Открытый урок "Использование игровых технологий в работе с хоровым произведением р.н.п. в обр. А. Абрамского "Комарочек""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_shevtsovoy_o.v._dlya_konkursa.docx33.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Конспект

открытого урока на тему:

«Использование игровых технологий в работе над хоровым произведением р.н.п. в обр. А. Абрамского «Комарочек»»

Выполнила:

Шевцова Ольга Викторовна,

преподаватель вокально-хоровых дисциплин

г. Железногорск

2025 г.

Пояснительная записка.

Данный урок рассчитан на учащихся младших классов ДШИ и ДМШ, занимающихся по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Тема: «Работа над  интонацией в хоре с использованием игровых технологий»

Предмет: коллективное музицирование (хор).

Время: 35 мин.

Цель урока: добиться улучшения качества интонационного звучания и усовершенствования  вокально-хоровых навыков при помощи игровых упражнений.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • работать над естественным, свободным звуком без форсирования;
  • формировать умение находить и преодолевать интонационные трудности в пении;
  • добиваться устойчивого интонирования 1-2-голосных произведений.
  1. Развивающие:
  • развивать навыки пения a capella;
  • развивать и закреплять навыки пения в упражнениях для выработки правильного интонирования;
  • развивать интонацию в унисоне и элементах двухголосия;
  • развивать образное мышление и воображение;
  • способствовать развитию внутреннего музыкального слуха.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • тренировать умение слышать и слушать себя и других участников хора;
  • воспитывать коммуникативные качества, настойчивость и целеустремленность.

Технологии обучения:

  • Технология личностно-ориентированного обучения;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Игровые технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы обучения: словесный (вводная беседа, вопросы); наглядный (показ преподавателя, использование дидактического материала для игровых упражнений); игровой (музыкально-дидактические игры); метод упражнений; метод контроля и самоконтроля (выставление себе оценки (лайк – дизлайк)).

Оборудование: фортепиано, стулья, дидактический материал для игровых упражнений, карточки самооценки.

План урока:

  1. Организационный момент (5 мин).
  2. Вокально-хоровые упражнения: «Сдуваем шарик», «Злой ежик», «Красивый унисон», «Интервалы», «тир», «Ракета» (12 мин).
  3. Работа над произведением (10 мин).
  4. Игра «Живой рояль» (7 мин).
  5. Подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Преподаватель: - Добрый день,  дети и уважаемые члены жюри. Сегодня у нас необычный  урок, я приехала к вам в гости, чтобы немного с вами позаниматься. Мы поработаем над качеством интонационного звучания при помощи игровых упражнений. Меня зовут Ольга Викторовна. А с вами я познакомлюсь при помощи музыкальной игры «Эхо».

Игра «Эхо».

Цель: развить слуховые и ритмические навыки, вызвать у детей положительные эмоции, повысить работоспособность.

Преподаватель поет мелодию, ребенок должен точно ее воспроизвести, как эхо. Вместо слов это могут быть ноты или другие слова, их могут дети сочинить  сами.

Слова игры:

Педагог: Эхо

Дети: Эхо

Педагог: Отзовись

Дети: Отзовись

Педагог: Чисто петь

Дети: Чисто петь

Педагог: Научись

Дети: Научись

Педагог: Слушай

Дети: Слушай

Педагог: Не зевай

Дети: Не зевай

Педагог: Все за мной

Дети: Все за мной

Педагог: Повторяй

Дети: Повторяй

Преподаватель: - Вот мы с вами и познакомились! Кто мне скажет, что такое музыкальная интонация?  

Учащиеся: - Это высотная организация звуков и их последовательность.

Преподаватель: - Как вы думаете, что нужно певцу, чтобы интонация была чистой?

Учащиеся: - Хорошее дыхание и умение слушать и слышать звуки или мелодическую линию.

Преподаватель: - Правильно, каждый певец должен контролировать свое пение. Нужно учиться слушать себя и других участников хора, точно воспроизводить заданные звуки или мелодию. Итак, для начала, мы поработаем над нашим дыханием, которое помогает нам правильно формировать звук.

  1. Дыхательные гимнастика, вокально-хоровые упражнения.

Цель: подготовить детей к пению, «разогреть» диафрагментальную мышцу.

Упражнение № 1. «Сдуваем шарик»

Исходное положение: Упражнение проводится стоя. Ноги на ширине плеч, руки перед собой изображают уменьшение размера «воображаемого шарика».

Глубокий вдох носом и медленный выдох на букву «с-с-с..».

Надо следить за положением корпуса, головы, груди и плеч (они не должны подниматься вверх).

Упражнение № 2. «Злой ежик»

Исходное положение: Упражнение проводится стоя. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, контролируют работу диафрагмы.

Глубокий вдох носом и несколько раз резко и шумно делать выдохи на звук «ф» при этом, не беря другого вдоха.

Упражнение № 3 «Красивый унисон»

Цель: настроить по звукообразованию  и динамике унисон, сформировать гласные звуки.

Пение на слог «У» и чередование гласных «МА-МЭ-МИ-МО-МУ» на одном звуке.

Следим за тем, чтобы  не была зажата нижняя челюсть, небо «на зевке», гортань опущена. Звуки должны быть озвучены с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания. Звуковедение legato, все гласные плотно «сцеплены» между собой.

Упражнение № 4. «Интервалы»

Цель: закрепить знания об интервалах и их звучании.

Пение от ноты «до» поднимаясь вверх, прибавляя по одной ступени. Прима, секунда, терция и т.д.. Выполняем медленно, вслушиваясь в интервалы.

Упражнение № 5. «Тир»

Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу. Начало распевки с высокого звука и двух согласных «тра», что требует особенной подготовки перед пением: готовность высокой позиции «момент удивления» и активного артикуляционного аппарата. Следить, чтобы мышцы лица не напрягались.

Упражнение № 6. «Ракета»

  1.  Работа над произведением a capella р.н.п. в обр. А. Абрамского «Комарочек».

Преподаватель: - Какие русские народные песни вы поете на уроках хора? (ответы детей). Мне знакома песня «Комарочек». Давайте мы с вами поработаем над интонацией в этой песне.

А) беседа о произведении (тональность, размер, чем отличаются песни с сопровождением  от песен а capella, вид и характер произведения);

Б) пение со словами, а capella. Использование ложек для обозначения сильной доли.

  1. Игра «Живой рояль».

Цель: формирует слуховые, интонационные и вокальные навыки, развивает творческие способности.

Преподаватель: - Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Предлагаю вам поиграть в игру, которую очень любят мои ученики.

Выходят восемь учащихся, которые будут изображать ноты: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» и «до». Затем учитель или кто-либо из хористов «настраивает» этот «живой рояль», проверяет, запомнил ли каждый ребенок звучание «своей» ноты и пробует «играть». Если «нота» прозвучала не верно, хорист должен сказать, как надо спеть - выше или ниже? Можно предложить «сыграть» знакомую мелодию.

     5.  Подведение итогов урока.

Преподаватель: - Сегодня мы с вами отлично потрудились, теперь предлагаю вам самим сделать оценку своей работы. Дети выбирают подходящую карточку «лайк» или «дизлайк».  

До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Использование игровых технологий в работе семейного клуба».

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши де...

статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

В статье представлены варианты творческих заданий при работе с текстом на уроках английского языка в средней школе....

Использование игровой технологии в работе с безударными гласными непроверяемыми ударением.

Игровая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учеб...

Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением"

Статья: "Стилевые и вокальные особенности в работе над хоровым произведением" адресована педагогам-хормейстерам как дополнительная информация об особенностях музыкальных стилей, вокальных технических ...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...