"Развитие музыкальных способностей учащихся на основе подбора на слух, чтения с листа и транспонирования на баяне"
статья по музыке
Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтение с листа.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств»
Методический доклад
« РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПОДБОРА НА СЛУХ, ЧТЕНИЯ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОРОВАНИЯ НА БАЯНЕ»
Выполнила: преподаватель
ГилязетдиноваН.В.
Рыльск
2024
Содержание
Введение
1.Транспонирование, чтение нот с листа, игра по слуху составная часть комплексного обучения.
2. Игра по слуху, как вид музицирования.
3.Основные принципы чтения нот с листа.
4.Заключение.
5. Список литературы
Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят довольно остро. Представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально - теоретических дисциплин.
Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из них оказываются явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с листа и транспонирования.
Почему же этими важными формами не занимаются в специальных классах? Усвоение технической сложности программы отнимает всё время и силы учащегося и педагога. Нет тщательно разработанной методики обучения этим навыкам. За последние годы много вышло методической литературы, но методические установки по активизации слуха и музыкального мышления там отсутствуют. Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтение с листа. Эта методика подробно разработана на начальном этапе ДШИ. Она предлагает новую модель начального обучения, основанная на комплексном обучении игре по слуху, чтение с листа и транспонированию. Эта форма обучения программирует составную часть всего учебно - воспитательного процесса, начиная с первых занятий.
Транспонирование (от латинского слова перестановка или перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую тональность.
Начать с мелодии в объёме 1-3 ступеней и усложнять, увеличивать диапазон. Лучше начать транспонирование ранее знакомого произведения ( читал с листа, слышал), а затем усложняя переходить к транспонирование не знакомых произведений.
Транспонирование предшествует детальный анализ, затем перевод в новую тональность и исполнение в новой тональности. Не рекомендуется перед транспонированием читать с листа.
Транспонирование по слуху осуществляется на инструменте вне нотного текста:
1) на материале усвоенному по слуху
2) на материале усвоенном по нотам
Если ребенок свободно справляется с задачей I этапа транспонирует мелодию подобранные по слуху в тональностях I u II степени родства (C,G,F,D и.т.д.) можно приступить ко II этапу.
Транспонирование по нотам нужны прочные теоретические (тональности) и практические навыки :
1) при транспонировании меняется тональность и ключевые знаки
2) меняется лад
3) меняется аппликатура
4) заучить с учащимся порядок ключевых знаков альтерации ( можно по левой клавиатуре фа, до, соль, ре, ля, ми, си - кошка едет на такси; си, ми, ля, ре, соль, до, фа -на метро спешит дрофа)
5) научиться точно определять тональности по знакам.
Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, поэтому требуется от руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал. Транспорт нужен для аранжировок, для струнных народных инструментов (домры, балалайки, - особенности открытых струн, особые штрихи, артикуляция, позиция, а так же духовые инструменты).
У каждого учащегося индивидуальные способности: одаренность, память, ритм, и здесь необходим дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся навыки, умения и способствовать дальнейшему развитию их, опираясь на знания теории музыки.
Усвоенная в классе мелодия транспонируется в 1-2 тональности (или от другого звука). При проверке домашнего задания нужно исполнять мелодию свободно и красивым звуком. В классе учащийся проигрывает мелодию с листа в заданной тональности, например – До-мажоре. Дома транспонирует ее в новую тональность, например – Соль-мажор.
Под чтением с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материла по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих чертах.
Когда И. Гофмана спросили, каким способом можно добиться скорости в чтении нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому – как можно больше читать с листа».
Чтение нот с листа е нот с листа репертуар ДШИ обычно на 1-2 класса ниже обучаемого класса.
Важную роль планирования урока не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным. Никогда не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты, прежде чем приступить к чтению нот с листа.
Развитие навыков чтения нот с листа имеет исключительно важное значение в формировании не только профессионального музыканта, но, и грамотного музыканта любителя, способного участвовать в самодеятельном музицировании.
Материал , предлагаемый для чтения с листа должен содержать уже хорошо освоенные мелодико-ритмические и гармонические элементы.
тение нот с листа на баяне имеет свои особенности, связанные со спецификой инструмента. К ним относятся владение двумя различными клавиатурами. Отсутствие зрительного контроля. Постоянный зрительный контроль за правой клавиатурой мешает чтению нот с листа, т.е., переключаясь с нотного текста на клавиатуру, ученик не может следить за нотным текстом, что ведет к остановкам, при которых нарушается логика построения произведения. Часто учащийся не сразу может найти на инструменте то место, с которого он переключился взглядом на клавиатуру.
Игра по слуху.
Многие представители музыкальной педагогики и психологи (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать обучение на «инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявление слуховых способностей» - пишет Л. Баренбойм (чтение, подбор, транспорт). Отсюда требования: начинайте работу с «донотного периода» пьесы разучиваются не по нотам, а по слуху.
Педагоги часто задают вопрос: «Где найти время для подбора по слуху, его не хватает, чтоб подготовить пьесы на академический концерт. За счет чего осуществляется связь теории и практики? Как быть с выборным баяном?»
Игра по слуху, как вид музицирования, имеет важное значение. Игра по слуху развивает музыкальную память, помогает лучше ориентироваться на грифе инструмента, способствует музыкально-слуховому развитию. Так же активизирует творческую инициативу и самостоятельность.
Игра по слуху включает в себя разные формы: подбор мелодии, перенос этой мелодии в другую тональность, интонирование мелодии.
Педагогу необходимо правильно направить свою деятельность на формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений-пение. Что значит умение воспроизводить, воспринимать и запоминать музыкальный материал. У детей, которые не могут точно напеть услышанные мелодии, развитие слуховых представлений следует начинать с проигрывания простейших мелодических сочетаний. Ребенок должен их подбирать от разных ладов.
Нотный материал для подбора по слуху не должен быть сложным. Не должен превышать слухового опыта учащегося. Для исполнения подойдут легкие песенки. Такие, как: р. н. п. «Во саду ли, в огороде», «Ах, вы, сени мои сени», «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и т.д.
Подбор по слуху имеет 2 формы:
- усвоение музыки в первоначальной тональности
- в новой тональности (вид транспонирования)
В процессе подбора у учащегося развиваются музыкальная память, воспитывают музыкальный вкус, вырабатываются слухо- двигательная взаимосвязь, ритм, лад, тональности, развитие мелодии, гармонии.
Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений это ПЕНИЕ - поэтому первые шаги нужно начинать с него. Особое внимание на умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыку. Педагог проигрывает небольшие попевки или интервалы, а ребенок без поддержки инструмента воспроизводит голосом, лучше со словами.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно приступил к подбору мелодии на инструменте
Одновременно с пением приступаем к овладению первоначальными навыками игры на баяне, осуществляется на основе игры с показа. Ученик не только слушает мелодию, но и смотрит за рукой , пальцами педагога. Они усаживаются с инструментами друг против друга и после пояснений о постановке руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог исполняет отдельные звуки.
Задача ученика найти этот звук и исполнить ровно и певуче ( в разных диапазонах, регистрах, длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с длительностями и нотной грамотой).
Особое внимание к ритму , с него надо начинать подбор мелодии по слуху:
-Простукивание ритмического рисунка
-Первую фразу играет педагог, а вторую ученик
-Первую фразу стучим реально, а вторую про себя (этим определяем размер, доли, длительности).
Упражнение на усвоение мелодии:
- определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии , первую фразу играет педагог, а вторую ученик
- фразу ученик поет вслух, а вторую про себя
- первую фразу ученик поет , а вторую простукивает ритм и т.д.
Подбор по слуху на начальном этапе в пределах секунды, затем терции До мажор, в объеме кварты, когда ученик легко освоит эти задачи предложить мелодию сыграть от другой клавиши сохраняя аппликатуру.
Материал для игры по слуху, чтению с листа и транспонированию, должен быть более легким в техническом отношении; сочетать в себе элемент нового с хорошо знакомым.
Очень эффективна работа ученика и педагога в ансамбле. Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа. Разбор – процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки.
Развитие навыков чтения нот с листа имеет исключительно важное значение в формировании не только профессионального музыканта, но, и грамотного музыканта любителя, способного участвовать в самодеятельном музицировании.
Чтение нот с листа на баяне имеет свои особенности, связанные со спецификой инструмента. К ним относятся владение двумя различными клавиатурами. Отсутствие зрительного контроля. Постоянный зрительный контроль за правой клавиатурой мешает чтению нот с листа, т.е., переключаясь с нотного текста на клавиатуру, ученик не может следить за нотным текстом, что ведет к остановкам, при которых нарушается логика построения произведения. Часто учащийся не сразу может найти на инструменте то место, с которого он переключился взглядом на клавиатуру.
Заключение
Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения баяниста.
Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.
Список литературы:
1. Шахов Г.И. «Игра по слуху, чтение с листа и транспортирование в
классе баяна» М.Музыка, 1987г.
2. Ю. Акимов «Чтение с листа» М, Баян и баянисты , 1970г.
3 .Говорушко П. «Основы игры на баяне». Л. 1963г.
4. Мотов В. «Развитие первоначальных навыков игры по слуху». М,
5. «Баян и баянисты» Выпуск 5,1981г.
6. Шахов Г. «Транспортирование на баяне». М,1974г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Методическая разработка тема: "Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование"
Для преподавателей по специальности баян...

Программа Выявление и развитие музыкальных способностей учащихся фольклорного коллектива "Звоночки"
Срок реализации: 1 год....

Развитие музыкальных способностей учащихся во внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках фортепиано.
Работа имеет следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основам обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Раскрывается значение тональности для произве...

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...
