Конспект урока музыки «Выразительные возможности музыкального искусства»
план-конспект урока по музыке
Цель урока:
Развитие способности учащихся воспринимать музыку как средство выражения чувств, эмоций и идей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе
Тема урока:
«Выразительные возможности музыкального искусства»
Цель урока:
Развитие способности учащихся воспринимать музыку как средство выражения чувств, эмоций и идей.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Формирование представлений о выразительных средствах музыкальной речи.
- Изучение понятий «мелодия», «ритм», «тембр».
- Развивающие:
- Развитие умения анализировать музыкальные произведения, выделяя характерные признаки и средства выразительности.
- Стимулирование эмоционального восприятия музыки.
- Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса и интереса к музыкальному искусству.
- Привитие уважения к культурному наследию народов мира.
Универсальные учебные действия (УУД):
- Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать собственные достижения.
- Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, формулирования вопросов и выражений собственного мнения.
- Познавательные УУД: формирование навыков анализа, сравнения, обобщения, понимания музыкальных образов.
- Личностные УУД: осознание роли музыки в жизни человека, воспитание культуры слушания и исполнения.
Проблемная ситуация:
Учитель ставит перед классом проблему: «Почему музыка способна вызывать разные эмоции?» Для решения проблемы учащимся предлагается прослушать фрагменты произведений разных жанров и эпох («Мелодия» А. Гречанинова, «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, народная песня).
Ход урока:
I этап. Организационный момент (мотивация)
Учитель приветствует учеников, настраивая их на восприятие нового материала. Используется прием игры-вопроса: учитель показывает изображение инструмента и просит назвать его звучание (например, фортепиано, скрипка). Это создает позитивный настрой и готовность к восприятию нового материала.
II этап. Актуализация знаний
Вопросы классу:
- Что такое мелодия?
- Какие инструменты мы знаем?
- Какое настроение вызывают звуки природы?
Обучающиеся отвечают устно, приводя конкретные примеры.
III этап. Постановка учебной задачи
Учитель объявляет тему урока и вместе с учениками определяет основную учебную задачу: разобраться, почему одно произведение вызывает радость, другое грусть, третье тревогу.
Проблемная ситуация вводится следующим образом: «Представьте себе две ситуации: одна наполнена спокойствием и гармонией, другая – напряжением и беспокойством. Какими средствами композитор достигает такого эффекта?»
IV этап. Открытие новых знаний
- Прослушивание фрагментов:
- Учитель включает фрагмент пьесы «Мелодия» А. Гречанинова и задаёт вопросы:
- Какой инструмент звучит?
- Какое впечатление производит музыка?
Обучающиеся отмечают спокойствие, мягкость звучания, воспринимают её как красивую и гармоничную.
- Прослушивание следующего фрагмента – «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского:
- Вопросы класса:
- Почему эта пьеса кажется энергичной и веселой?
- Чем отличается ритм?
Учащиеся делают выводы о влиянии ритма и динамики на общее впечатление от музыки.
- Анализ народной песни:
- Отмечается простота и ясность структуры, особая эмоциональность народного творчества.
Учитель подводит итог, фиксируя внимание на основных характеристиках: темп, динамика, лад, характер звуковедения.
V этап. Применение новых знаний
Работа в группах:
- Каждая группа получает задание подготовить рассказ-комментарий к одному произведению (на выбор учителя): описать своё отношение к музыке, определить используемые композитором средства выразительности.
VI этап. Рефлексия
Обратная связь ученикам проводится в форме обсуждения:
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чему научились на уроке?
- О чём бы ещё хотели узнать?
Учитель хвалит активность и интерес ребят, поощряет самостоятельность в размышлениях и творчестве.
VII этап. Домашнее задание
Подготовить небольшую презентацию об одном из изученных произведений, включив описание собственных впечатлений и иллюстраций, отражающих атмосферу произведения.
Оценочные показатели:
- Активность участия в дискуссии.
- Самостоятельность в выполнении групповых заданий.
- Глубина осмысления полученных знаний.
Такой конспект обеспечивает четкую структуру занятия, позволяет развивать универсальные учебные действия, формирует творческое мышление и учит внимательно относиться к различным видам искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс Выразительные возможности изобразительного искусства для 6 класса
Урок-конкурс Выразительные возможности изобразительного искусства для 6 класса...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"
План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока музыки на тему "Музыкальное общение без границ"
Урок-путешествие....

Конспект урока «Музыка в зрелищных видах искусств»
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма &nda...
