Конспект урока музыки «Выразительные возможности музыкального искусства»
план-конспект урока по музыке

Коврижных Леонид Александрович

Цель урока:

Развитие способности учащихся воспринимать музыку как средство выражения чувств, эмоций и идей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе

Тема урока:

«Выразительные возможности музыкального искусства»


Цель урока:

Развитие способности учащихся воспринимать музыку как средство выражения чувств, эмоций и идей.


Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Формирование представлений о выразительных средствах музыкальной речи.
  • Изучение понятий «мелодия», «ритм», «тембр».
  1. Развивающие:
  • Развитие умения анализировать музыкальные произведения, выделяя характерные признаки и средства выразительности.
  • Стимулирование эмоционального восприятия музыки.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание эстетического вкуса и интереса к музыкальному искусству.
  • Привитие уважения к культурному наследию народов мира.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать собственные достижения.
  • Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, формулирования вопросов и выражений собственного мнения.
  • Познавательные УУД: формирование навыков анализа, сравнения, обобщения, понимания музыкальных образов.
  • Личностные УУД: осознание роли музыки в жизни человека, воспитание культуры слушания и исполнения.

Проблемная ситуация:

Учитель ставит перед классом проблему: «Почему музыка способна вызывать разные эмоции?» Для решения проблемы учащимся предлагается прослушать фрагменты произведений разных жанров и эпох («Мелодия» А. Гречанинова, «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, народная песня).


Ход урока:

I этап. Организационный момент (мотивация)

Учитель приветствует учеников, настраивая их на восприятие нового материала. Используется прием игры-вопроса: учитель показывает изображение инструмента и просит назвать его звучание (например, фортепиано, скрипка). Это создает позитивный настрой и готовность к восприятию нового материала.

II этап. Актуализация знаний

Вопросы классу:

  • Что такое мелодия?
  • Какие инструменты мы знаем?
  • Какое настроение вызывают звуки природы?

Обучающиеся отвечают устно, приводя конкретные примеры.

III этап. Постановка учебной задачи

Учитель объявляет тему урока и вместе с учениками определяет основную учебную задачу: разобраться, почему одно произведение вызывает радость, другое грусть, третье тревогу.

Проблемная ситуация вводится следующим образом: «Представьте себе две ситуации: одна наполнена спокойствием и гармонией, другая – напряжением и беспокойством. Какими средствами композитор достигает такого эффекта?»

IV этап. Открытие новых знаний

  1. Прослушивание фрагментов:
  • Учитель включает фрагмент пьесы «Мелодия» А. Гречанинова и задаёт вопросы:
  • Какой инструмент звучит?
  • Какое впечатление производит музыка?

Обучающиеся отмечают спокойствие, мягкость звучания, воспринимают её как красивую и гармоничную.

  1. Прослушивание следующего фрагмента – «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского:
  • Вопросы класса:
  • Почему эта пьеса кажется энергичной и веселой?
  • Чем отличается ритм?

Учащиеся делают выводы о влиянии ритма и динамики на общее впечатление от музыки.

  1. Анализ народной песни:
  • Отмечается простота и ясность структуры, особая эмоциональность народного творчества.

Учитель подводит итог, фиксируя внимание на основных характеристиках: темп, динамика, лад, характер звуковедения.

V этап. Применение новых знаний

Работа в группах:

  • Каждая группа получает задание подготовить рассказ-комментарий к одному произведению (на выбор учителя): описать своё отношение к музыке, определить используемые композитором средства выразительности.

VI этап. Рефлексия

Обратная связь ученикам проводится в форме обсуждения:

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Чему научились на уроке?
  • О чём бы ещё хотели узнать?

Учитель хвалит активность и интерес ребят, поощряет самостоятельность в размышлениях и творчестве.

VII этап. Домашнее задание

Подготовить небольшую презентацию об одном из изученных произведений, включив описание собственных впечатлений и иллюстраций, отражающих атмосферу произведения.


Оценочные показатели:

  • Активность участия в дискуссии.
  • Самостоятельность в выполнении групповых заданий.
  • Глубина осмысления полученных знаний.

Такой конспект обеспечивает четкую структуру занятия, позволяет развивать универсальные учебные действия, формирует творческое мышление и учит внимательно относиться к различным видам искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс Выразительные возможности изобразительного искусства для 6 класса

Урок-конкурс Выразительные возможности изобразительного искусства для 6 класса...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока «Музыка в зрелищных видах искусств»

Цель урока: Показать важное   значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма &nda...