Открытое занятие «В мире музыкальных инструментов».
учебно-методический материал по музыке

Мохова Татьяна Михайловна
  • Формирование у детей оценочного отношения к произведениям искусства.
  • Через систему творческих заданий развивать музыкальные способности.
  • Воспитывать музыкальный вкус на примере художественных и музыкальных произведений;
  • формирование умения высказываться о музыке, используя разнообразные определения;
  • формирование слуховых представлений о  двух оркестрах – симфоническом и народном;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытое занятие89.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

Открытое занятие в объединении  

«Ансамбль народных инструментов «Фантазия»

на тему:

«В мире музыкальных инструментов».

        Педагог дополнительного образования

Т.М. Мохова

г. Рязань, 2025 г.

Тема занятия:         «В мире музыкальных инструментов»        

Цель: закрепить  знания обучающихся  о музыкальных инструментах и видах оркестров.

Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства.
  • Через систему творческих заданий развивать музыкальные способности.
  • Воспитывать музыкальный вкус на примере художественных и музыкальных         произведений
  • формирование умения высказываться о музыке, используя разнообразные определения;
  • формирование слуховых представлений о  двух оркестрах – симфоническом и народном;

Развивающие:

  • развитие способности эмоционально откликаться на музыку контрастного характера;
  • развитие музыкального слуха;

Воспитательные:

  • воспитание художественного вкуса на лучших образцах музыки;
  • воспитание эмоционального самовыражения;
  • воспитание дружеских отношений в коллективе.

Методы обучения:

  • словесный,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • практический, игра.

Развивающая среда:

  • демонстрационный материал - картинки с изображением музыкальных инструментов.
  • раздаточный материал: бумажные карточки с надписями – «Симфонический оркестр», «Оркестр русских народных инструментов», «Струнные», «Ударные», «Клавишные»

Дата: 8 апреля 2025 г.

Время: 16.00 ч.

Место проведения: ПК «Пирамида».

Сведения об обучающихся:  обучающиеся 7-14 лет.

Оборудование: фортепиано, компьютер с колонкой, раздаточный материал – карточки с изображением музыкальных инструментов, инструменты, которые входят в состав ансамбля «Фантазия».

План занятия.

 Основная часть

1. Вступительное  слово педагога.

2.  Обсуждение картинок с изображением музыкальных инструментов.

3. Интерактивная игра «Загадки»

4. Два оркестра – симфонический и оркестр русских народных инструментов

5. Слушание определение на слух звуков различных инструментов.

6. Работа над музыкальным произведением  М. Блантера «Катюша».

Подведение итогов занятия

- вывод о различных оркестрах и входящих в их состав музыкальных инструментов;

- опрос обучающихся педагогом о том, что дети уяснили, повторили и вспомнили на занятии, какие навыки приобрели, чему научились.

 Оценка работы обучающихся.

Ход занятия.

Звучит (фоном) русский народный наигрыш в записи оркестра русских народных инструментов им. Осипова

Педагог: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане».

Что же такое музыкальный инструмент?

Название «инструмент» происходит из латинского языка и означает «средство» для создания музыки. Звук производит струна. У струнных инструментов есть гриф, на котором пальцами меняют длину струны. Некоторые инструменты, например орган, могут дополнительно производить множество различных звуков.

С каких времён существуют музыкальные инструменты?

Первые музыкальные инструменты появились почти одновременно с человеком, возможно в Египте, Центральной Азии и Китае. Это были трещотки-подвески, цепочки из створок ракушек, звуками которых сопровождались движения человека во время танцев. Со временем они создали ударные инструменты, такие как барабаны и ксилофоны, флейты и духовые инструменты из тростника.

С давних времён и до наших дней музыкальные инструменты делятся на три группы:

Ударные инструменты.

Духовые инструменты.

Клавишные инструменты.

Щипковые инструменты - тонкий звук.

Струны щипковых инструментов приводятся в колебание посредством щипка. У щипковых инструментов колебания струн слабее, чем у смычковых. Это гитара, балалайка, домра, арфа.  

Балалайка.

В селе популярным инструментом была балалайка. Балалайка была почти в каждом доме. Услышав балалайку, мы с лёгкостью можем сказать, что балалайка – это самый узнаваемый во всём мире русский народный музыкальный инструмент.

Гитара.

Возможно, привезённая в Испанию арабами, утвердилась в Европе во второй половине XIV в.  и она остается излюбленным переносным аккомпанирующим инструментом.

Тайна скрипки.

Самым известным и выразительным из всех струнных инструментов является скрипка. На струнах скрипки играют с помощью смычка, на который натянут конский волос.

     Альт

Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Контрабас

Самый крупный струнный инструмент с самым низким голосом. Возник в XVI в. В XX в. контрабас стал очень популярным инструментом, поскольку часто использовался в джазе.

Духовые музыкальные инструменты.

     Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Клавишные инструменты - всемогущие.

Инструменты названы клавишными благодаря клавишам, образующим клавиатуру. У фортепьяно, органа, клавесина и аккордеона она состоит для каждой октавы  из семи белых и пяти черных клавиш. Преимущество - можно играть одновременно столько звуков, сколько клавиш можно достать пальцами.

Аккордеон

Это клавишно – духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную - для левой руки, клавишную, фортепианного типа, - для правой.

     Аккордеон по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган.

    Гармошка

 Без этого инструмента и его разновидностей -  баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно было раньше представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе...

     Гармоника - родственница самого  величественного музыкального инструмента – органа. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские - тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия - двухрядка, трехрядка).

Орган

Один из древнейших инструментов. Он состоит из труб,  клавиш и воздухонагнетательного механизма. Самый ранний образец настоящего органа — гидравлос III в. до н. э. В последнее время механизм органа приводится в действие с помощью электричества. У органа не только три клавиатуры, которые расположены ступеньками одна над другой, но имеется еще и клавиатура для ног.

     Барабан

Ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов мира.

     Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса – резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны.

Интерактивный кроссворд «Музыкальные инструменты»

Детям загадываются загадки, после каждого ответа в аудиозаписи звучат ответы - музыкальные инструменты.

Педагог:

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его… (звучит фортепиано)

Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он её ближайший друг,

Но немного ниже звук. (звучит альт)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит -

В ногу всем шагать велит. (звучат удары ложками)

Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Весь оркестр заменит один.

Как называется тот господин? (звук органа)

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт-заливается.

Как называется? (звук скрипки)

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале. (звучит гитара)

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент

Самый русский инструмент. (звучит балалайка)

У скрипки есть огромный брат.

Огромней он во много крат!

Смычок коснётся струн сейчас,

И мы густой услышим бас! (звучит контробас)

Заливается трёхрядка,

И народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха

Есть и кнопки и меха. (звучит гармошка)

Все инструменты, о которых говорится в загадках, педагог показывает на картинках.

 Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о двух оркестрах – симфоническом и оркестре русских народных инструментов.

Давайте поговорим о том, какие инструменты входят в состав русского оркестра

Исполнители, по мере сил популяризующие музыку с помощью инструментов, происхождение которых уходит вглубь отечественной истории, заслуживают всяческого уважения. Они сберегают национальное наследие, помогают осознать, каковы источники происхождения отечественной культуры.
Такие коллективы немалочисленные, так как народные музыканты, как это ни удивительно, пользовались немалым арсеналом творческих орудий. Поэтому в оркестр русских народных инструментов входят целых четыре оркестровых группы:

  1. струнных;
  2. духовых;
  3. ударных;
  4. гармоник.

Струнные инструменты народного оркестра

Важнейшую роль в возрождении этнической музыки в России сыграл струнный народный оркестр. Он пополняется инструментами из трех семейств:

  1. балалаек;
  2. гуслей;
  3. домр.

Домра

У трехструнного русского музыкального инструмента несколько подвидов. В оркестрах, как правило, можно встретить домру-пикколо, малую и басовую.

Балалайка

Это самый первый инструмент в русском оркестре. Ведь все начиналось с «Кружка любителей игры на балалайке», из которого выросло мощное движение, возрождающее русскую этническую музыку.
Балалайки в народном оркестре до сих пор значимы. И не только прима с секундой, но и альт с басом и контрабасом.

Гусли

Если спросить обычного россиянина, какие инструменты входят в состав русского оркестра, то можно не сомневаться, что он вспомнит о гуслях. По большей части оркестранты пользуются клавишными или щипковыми. Но возможно также применение звончатых (крыловидных).

Баяны и гармоники

Состав народного оркестра стало нелегко представить без гармоник, важнейшим представителем которых заслуженно стал баян.
Удачная конструкция кнопочного аккордеона, способного заменить целый оркестр, привела к его повсеместному распространению. В России его именуют исключительно баяном, ценя за:

  • широту диапазона (5 октав);
  • богатство тембра.

Духовые инструменты

Составляют народный духовой оркестр артисты, пользующиеся, наряду с иностранными, и инструментами исключительно отечественного происхождения:

  • владимирским рожком. Применяется в виде альта, сопрано, тенора;
  • жалейками;
  • свирелями;
  • многоствольными кугиклами.

Европейские духовые инструменты

Жизненно необходима полноценному музыкальному коллективу и большая группа духовых, происхождение которых никак не посчитаешь этническим.

Флейта

Вряд ли стоит отказываться от неоспоримых достоинств мелодичной и выразительно звучащей флейты.

Флейта – пикколо

Рассматривая инструменты, входящие в народный оркестр, обнаруживаем здесь и ее пронзительно свистящую миниатюрную версию.

Гобой

Неразумно отказываться и от проникновенно выразительного гобоя.

Английский рожок

Не обходится народный музыкальный оркестр и без альтового гобоя – английского рожка, отличающегося мягкостью и насыщенностью тембра.

Ударные инструменты народного оркестра

Из симфонического в состав оркестра народных инструментов вошла группа ударных. Она эффектно дополняется шумовым наследием, которое досталось от русских скоморохов.

Ложки

С помощью трех удлиненных музыкальных ложек, для изготовления которых берут древесину твердых пород, музыкант извлекает более звонкие звуки, чем посредством кастаньет.

Трещотки

Извлечение щелкающего звука достигается встряхиванием дощечек, нанизанных на шнурок.

Дрова

Также в состав оркестра русских народных инструментов входят дрова – предшественники ксилофона.

Шаркун

Так назвали деревянную погремушку, наполненную сухим горохом.

Коробочка

Ритмичный цокающий звук получают постукиванием барабанных палочек по деревянному бруску.

Рассказ об инструментах русского народного оркестра сопровождается показом карточек с изображением этих инструментов. Затем педагог предлагает прослушать музыкальные произведения в исполнении оркестров русских народных инструментов.

Педагог:

  Не все знают, о том, как устроен симфонический оркестр, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, как рассаживаются музыканты и зачем дирижеру партитура.

Состав и строение симфонического оркестра

Симфонический оркестр включает четыре семейства музыкальных инструментов:

  • Деревянные духовые;
  • Медные духовые;
  • Ударные;
  • Струнные смычковые.

Также в состав оркестра включаются одиночные музыкальные инструменты. Рассмотрим каждую из этих групп и узнаем, какие еще инструменты могут быть представлены в симфоническом оркестре.

Деревянные духовые инструменты

К деревянным духовым инструментам, которые представлены в оркестре, относят флейту, гобой, кларнет и фагот.

  • Звучание флейты безоговорочно красиво. Она может имитировать звуки природы и создавать волшебные образы.
  • Гобой выделяется на фоне прочих инструментов, так как для него характерно гнусавое звучание. С помощью него можно выразить как грусть и тоску, так и легкую радость.
  • Кларнет, вошедший в состав оркестра позднее флейты, гобоя и фагота, очень гибок в изменении динамики (от яркого и мощного fortissimo до едва слышимого pianissimo). Он может звучать и мрачно, и светло в зависимости от регистра.
  •  Фагот — благозвучный и мощный инструмент, но он может звучать и ворчливо.

Медные духовые инструменты

Это самая мощная, звучная, хоть и малочисленная группа инструментов симфонического оркестра. Представителями медных духовых являются труба, валторна, тромбон и туба.

  • Звучание трубы можно назвать торжественным, возвышенным. У многих людей труба ассоциируется с фанфарами, у некоторых композиторов она выполняла только эту функцию.
  • Валторна издает мягкий благородный звук. Из-за особенностей конструкции валторна — самый пластичный в плане динамики и тембра медный духовой инструмент.
  • Три тромбона и туба образуют внутри своей группы квартет «тяжелой меди». Звучат они мощно, объемно и грозно (туба — обладатель самого низкого голоса в группе медных).

Ударные инструменты

Эта группа инструментов — важная часть симфонического оркестра. Они держат ритм и добавляют динамичности произведению. Некоторые ударные имеют определенную высоту звука и их возможно настроить: литавры, колокола, ксилофон.

Другие ударные инструменты настроить на какую-то высоту нельзя; к ним относят большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник.

Струнные смычковые инструменты

Это основная, самая многочисленная группа инструментов симфонического оркестра. В ее состав входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.

  • Голос скрипки певучий и высокий, часто именно на скрипке исполняется главная мелодия. В симфоническом оркестре скрипки принято делить на две партии: первые и вторые. Первые скрипки ведут основную мелодию (подобно первым сопрано в хоре), в то время как вторые скрипки дополняют мелодию, сопровождают первый голос (как вторые сопрано).
  • Альт представляет собой увеличенную версию скрипки, обладает более низким, густым звучанием.
  • Нередко пение виолончели сравнивают с пением человека — так много жизни и силы в звучании этого объемного инструмента. За раскрытие потенциала виолончели мы обязаны Бетховену: виолончель перестала использоваться только как басовый голос, она стала петь.
  • Контрабас — самый большой представитель струнной смычковой группы (поэтому на нем играют стоя). Хоть тембр контрабаса глубок и глух, его роль в оркестре огромна. Низкий голос контрабаса создает фундамент, на котором строятся остальные музыкальные пласты произведения.

Инструменты, которые не входят в оркестровые группы

Инструментами, которые не относятся ни к одной из уже упомянутых групп, но могут быть частью симфонического оркестра, являются арфа, фортепиано и орган. Они выступают в роли не только солирующих инструментов, но и аккомпанирующих, украшающих.

Немного о симфоническом оркестре

Число исполнителей в симфоническом оркестре может определять его тип: большой (80-100 музыкантов) и малый (около 40 музыкантов).

Место концертного симфонического оркестра — на сцене, внимание зрителей обращено только к самому оркестру и дирижеру. Оперный симфонический оркестр — это оркестр, который располагается в театре и создает сопровождение для балета и оперы. Чтобы не мешать зрителям наслаждаться постановкой, оркестр скрывается в специальном углублении перед сценой — оркестровой яме.

Роль дирижера

Дирижер — это незаменимая единица оркестра, руководитель коллектива, наставник и режиссер. Он направляет и объединяет оркестр, контролирует его деятельность, помогает музыкантам и слушателям прочувствовать произведение. При помощи специального языка жеста дирижер общается с оркестром: правой рукой дирижер производит тактирование, левой — указывает на нюансы.

Управление оркестром требует от дирижера знания и понимания партии каждого инструмента. Поэтому дирижер обязательно пользуется партитурой.

Партитура — это нотная запись всего произведения, в которой для каждого инструмента выделена своя строка: сверху записываются деревянные духовые инструменты, потом — медные духовые, ударные, арфа и клавишные (при их наличии), а внизу — струнные.

Рассказ об инструментах симфонического оркестра сопровождается показом карточек с изображением этих инструментов. Затем педагог предлагает прослушать аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении симфонических оркестров.

После рассказа и прослушивания музыкальных отрывков в исполнении различных оркестров педагог предлагает игру – «Угадай оркестр».

Ребята получают по 2 карточки с надписями – «Оркестр русских народных инструментов» и «Симфонический оркестр». Педагог включает аудиозаписи звучания оркестра, а обучающиеся поднимают карточку с надписью того оркестра, который они слышат.

Вторая часть открытого занятия посвящена работе в ансамбле.

Цель:

- формирование навыков ансамблевой игры, укрепление мотивации к   обучению через коллективное музицирование.

Задачи:

Обучающие:

        Формирование и закрепление исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования (приёмов звукоизвлечения, движение меха, штрихов)

        Формирование навыка ансамблевого единства и взаимодействия между партиями.

Развивающие:

        Развитие музыкального мышления и творческой инициативы у обучающихся

 Воспитательные:

        Повышение интереса к творческому процессу и занятиям в целом

        Воспитание умения быть равноценным партнёром

        Воспитание ответственности за знание и исполнения своей партии

        Воспитание терпения и настойчивости в работе над музыкальным произведением

Методы и приёмы реализации поставленных задач:

        Анализ произведения

        Контроль

        Подробная работа над произведением

Оборудование:

 баян ( 2 инструмента), синтезатор (1 шт.), ударные инструменты (гуиро, клавесы, треугольник, маракас, румба, перкуссия), металлофоны (6 шт.) подставки под инструменты (10 шт.), нотный материал (партии для всех участников ансамбля).

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Упражнение в C-dur.                                                     

Цель: развитие метроритма, ансамблевого единства.

2.  М. Блантер  «Катюша».                                                                         

3. Работа над динамическими оттенками и штрихом legato (в партии баяна и синтезатора).

    Цель: одинаковое ощущение характера и темпа, соответствие приёмов звукоизвлечения, развитие учащихся в ритмическом отношении

4.Индивидуальная работа над ошибками.                     

Цель: разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при исполнении произведения.

5.Подведение итогов                                                                    

 

Дети рассаживаются на свои места.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1. Упражнение в  C-dur.

Описание: педагог предлагает учащимся исполнить упражнение.

Обращая внимание на точное выполнение аппликатуры (баян, синтезатор), качество выполнения штрихов и ударов (металлофоны, ударные) и динамического развития.

Педагог  контролирует: ровность меховедения (баян), легкие удары палочками, для более лучшего звукоизвлечения (металлофоны), точное выполнение ритмического рисунка ( ударные и металлофоны).

  1. Песня  «Катюша » - работа и исполнение.
  2. Педагог предлагает исполнить партии каждой группы отдельно.

Педагог обращает внимание, чтобы аккомпанирующая группа не выделялась; при соединении других партий следить за ровностью звука.

Педагог обращает внимание на качество и ровность звука, аккуратную смену меха (баян), плавность голосоведения (синтезатор), чёткий и хорошо слышимый звук в партиях металлофонов и ударных, синхронность исполнения.

Педагог предлагает учащимся простучать ритм наиболее трудных отрезков произведения.

4. Индивидуальная работа над ошибками.

        Подведение итогов занятия:

  Педагог: Ребята, мы сегодня  поговорили и узнали много новой информации о двух оркестрах.

Давайте перечислим, что мы уяснили, какие навыки приобрели, чему научились (Ответы: какие бывают оркестры, научились на слух узнавать  и различать на слух звучание оркестра симфонического и оркестра русских народных инструментов и т.д.)

Педагог: Ребята, вы большие молодцы! Хорошо работали на занятии. Хорошо  играли, правильно отвечали. Большое вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа "В мире музыкальных инструментов"

Формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры, что говорит о связи содержания данной программы с музыкально-педагогической концепцией Д.Кабалевского. Программа соответствуе...

Урок " В мире музыкальных инструментов"( проектная технология)

  Подробный план презентации урока по теме "В мире музыкальных инструментов" - краткая аннотация, цели и задачи, проблемы ( темы) самостоятельных исследований, план проектов. Данная мето...

Интегрированное занятие в разновозрастной группе. «В мире музыкальных инструментов.»

Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Конспект открытого занятия "В стране музыкальных инструментов"

Я использовала данный конспект на занятии, когда учавствовала в методической недели молодого специалиста. Все инстументы, с которыми знакомились дети на этом занятиии, были настоящие. Детям очень понр...

Разработка открытого музыкального занятия "В стране музыкальных инструментов"

Открытое музыкальное занятие "В стране музыкальных инструментов"...

Конспект интегрированного занятия «В мире музыкальных инструментов» Старшая группа.

Конспект интегрированного занятия«В мире музыкальных инструментов»Старшая группа. Цель:Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять получ...

Тематическое занятие для старшей группы детского сада " В мире музыкальных инструментов"

Основной целью данного занятия, является формирование и развитие музыкальных способностей детей. Полученные знания помогут детям научиться играть на различных детских музыкальных инструментах. Обогати...