Урок музыки в 5 классе "Календарный фольклор. Фольклорные традиции родного края. Обрядовые народные песни, танцы, игры и инструментальные наигрыши".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Трушкова Рита Ринатовна

Урок формирует у учащихся представление о значении календарно-обрядового фольклора в жизни человека, а также с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_folklor._folklornye_traditsii_rodnogo_kraya.docx18.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема. Календарный фольклор. Фольклорные традиции родного края. Обрядовые народные песни, танцы, игры и инструментальные наигрыши.

Цели и задачи урока: сформировать представление о значении календарно-обрядового фольклора в жизни человека, а также с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов. Раскрыть особенности содержания колядок, масленичных, весенних, летних, осенних песен. Способствовать восприятию богатства русской музыкальной культуры через прослушивание народных песен.    Воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: фонохрестоматия, музыкальный центр.

Музыкальный материал: П.Чайковский "Святки" (декабрь); Н. А. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» ("Проводы Масленицы"); Симфония №4 (финал, песня "Веснянка"); башкирская нар. песня "Воронья каша".

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.

      Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядке земледельческих работ. Кроме того, любое событие, происходящее в жизни людей: рождение ребенка, свадьба, крестины или сбор урожая, рождественский праздник, – все обыгрывалось народом. Во время самих обрядов исполнялись песни.  В этих песнях отражены тревога и ликование, неуверенность и просьба. Чаще всего в таких песнях действует какой-то главный образ, который олицетворяет обряд.

      Обряд – это совокупность символических действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи. Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые выполнялись во время обрядов. Обрядовая песня – песня, сопровождающая обряд.

      Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья в праздник Коляды. В заключение они просили награду за свой труд. Колядки – рождественские обрядовые песни.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Слушание музыки:  

  • П.И. Чайковский «Святки» (декабрь) из фортепианного цикла «Времена года».

     Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

Слушание музыки:  

  • Н. А. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» ("Проводы Масленицы").

      Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен - веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Слушание музыки:  

  • Примеры песен-веснянок.
  • П.И. Чайковский. Симфония №4, финал.

    «Воронья каша» — один из популярных старинных календарных праздников башкирского народа. В древние времена люди считали, что весну на кончиках крыльев приносят вороны. В этот день нарядные дети собирали с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на самом возвышенном месте села, разводили костёр, и в большом казане (котле) варили кашу. После игр и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши. Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая — воде, чтобы она сохранила живность на земле. Третья — небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. А четвертая — воронам с благодарностью за то, что они принесли весну! После этого каша раздавалась всем присутствующим. Когда люди расходились, стаи ворон летели на кашу, оставленную им.

Слушание музыки:  

  • башкирская народная песня «Воронья каша»

Вывол по теме:  Сохранение и развитие национальной культуры, возрождение народных обычаев, обрядов и праздников – это одна из важнейших задач современности. Фольклор, его жанры восполняют картину народной жизни, его быта, нравственности и духовности.

Вокально-хоровая работа.  Исполнение песни. Обращается внимание на чистоту интонационного звучания, ритмическую точность, эмоциональность исполнения.

  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание: знать понятия и определения, изученные в ходе урока.
  3. Итог урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.

Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....

Народные традиции. Всероссийский фестиваль исполнителей народной песни «Завалинка». с. Выльгорт Республика Коми.

В 2004 году в культурной жизни России произошло яркое событие - появился уникальный фестиваль, цель которого - сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации. Ежегодно в фести...

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»

Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....

Духовно-нравственное воспитание на традициях родного края через художественные произведения

Данная статья является методической помощью в организации уроков литературы в 8 и 9 классах для воспитания у подрастающего поколения сохранения истинных чувств, взаимоуважения между мужем и женой, меж...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края

Презентация о работе в МБОУ "Будницкая ОШ" по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....