Модель музыкально-обогащённой среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДОУ в части ОО «ХЭР»
методическая разработка по музыке

Диденко Наталья Анатольевна

Создание вариативной, полифункциональной, трансформируемой и доступной среды, способствующей музыкальному развитию, реализации возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_muzykalno-obogashchyonnoy_sredy_v_dou.docx18.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Модель музыкально-обогащённой среды в ДОУ

в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДОУ в части ОО «ХЭР»

(структурированный по возрастным группам и зонам развития)

Цель: Создание вариативной, полифункциональной, трансформируемой и доступной среды, способствующей музыкальному развитию, реализации возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.

1. Базовые принципы организации среды

Возрастная адресность: Оснащение и содержание зон соответствуют психофизическим особенностям детей каждого возраста.

Полифункциональность и трансформируемость: Оборудование и материалы могут использоваться в разных видах деятельности и легко менять свое функциональное назначение (например, ширма становится сценой, стулья — поездом).

Доступность и безопасность: Все материалы находятся в открытом доступе для детей, безопасны и соответствуют санитарным нормам.

Вариативность: Наличие разнообразных материалов и оборудования для выбора детьми вида деятельности, инструментов, партнеров.

Эстетичность: Окружающая среда должна быть красивой, гармоничной, пробуждающей эстетические чувства.

2. Оснащение по возрастным группам

Группа раннего возраста (2-3 года)

Цель: Развитие звукового восприятия, подражания, простейших ритмических и танцевальных движений.

1. Зона развития звукового восприятия:

Игрушки-шумелки и гремелки (погремушки, неваляшки, колокольчики).

Музыкальные молоточки, звуковые кубики.

Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, шкатулки).

Дидактические материалы: «Чудесный мешочек» с звучащими игрушками, картинки с изображением детей, поющих и танцующих.

2. Зона для музицирования:

Простейшие детские музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, колокольчики, резиновые пищалки.

Нестандартное оборудование: «Шумовые баночки» с разными наполнителями (крупа, горох, камушки), обернутые безопасным материалом.

3. Зона для движения и танца:

Пространство, свободное от мебели.

Легкие султанчики, платочки, ленточки-«дождики» на палочке, мягкие игрушки для образных танцев (мишка, зайка).

Массажные коврики для тактильных ощущений при движении.

Младшая и средняя дошкольная группа (3-5 лет)

Цель: Развитие ритмического слуха, певческих способностей, навыков игры на инструментах, танцевального творчества.

1. Центр музыкального восприятия:

Аудио-проигрыватель (магнитофон) с набором записей: детские песенки, музыка природы (шум моря, пение птиц), фрагменты классической музыки (П.И. Чайковский «Детский альбом», С.С. Прокофьев «Детская музыка»).

Портреты композиторов (крупные, яркие).

Альбомы с картинками по сюжетам прослушиваемых произведений.

2. Центр игры на инструментах:

Ударные: Бубны, барабаны разного размера, деревянные палочки, тарелки, треугольник.

Ударно-клавишные: Детское пианино, металлофон, ксилофон.

Шумовые: Маракасы, кастаньеты, румбы, яйца-шумовые.

Дидактические игры: «Угадай, на чем играю?», «Повтори ритм», карточки с изображением инструментов.

3. Певческий центр:

Микрофон (игрушечный или настоящий, подключенный к усилителю с возможностью регулировки громкости).

Зеркало (для контроля за артикуляцией).

Карточки с графическими изображениями мелодий («поем как птичка» — стрелка вверх, «как мишка» — стрелка вниз).

4. Танцевально-театральный центр:

Костюмы и атрибуты для танцев-импровизаций (маски зверей, шапочки, крылья бабочек).

Легкие ширмы для кукольных театров.

Наборы кукол для инсценировок песен.

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

Цель: Развитие творческого мышления, музыкальной грамотности, исполнительских навыков, самостоятельной деятельности.

1. Центр музыкального образования и творчества:

Аудио- и видеоаппаратура с наушниками для самостоятельного прослушивания и просмотра концертов, балетов.

Фонотека с разнообразными жанрами: классика, народная музыка, джаз, детский фольклор.

Легкие схемы-алгоритмы для оркестровки произведений.

Нотный стан и магнитные ноты, карточки с длительностями нот.

Дидактические игры: «Сочини мелодию», «Музыкальное лото», «Подбери ритм к словам».

2. Центр инструментального музицирования:

Расширенный набор инструментов, включая более сложные: детский синтезатор (с функцией записи), аккордеон, глокеншпиль, трещотки, коробочки.

Партитуры для детского оркестра (графические и простейшие нотные).

Место для дирижера.

3. Центр музыкально-театрализованной деятельности:

Уголок с костюмерной, гримом (гипоаллергенным), разными видами театров (теневой, пальчиковый, настольный).

Декорации, созданные детьми.

Сцена или возвышение для выступлений.

Афиши, программки, билеты, сделанные своими руками.

3. Учет индивидуальных особенностей и развитие творческого потенциала

Для детей, проявляющих интерес к пению:

Создание «зоны караоке» с подборкой любимых песен.

Личный альбом для записи разученных песен (рисунки, тексты).

Возможность выступать с сольными номерами на утренниках.

Для детей, склонных к инструментальному музицированию:

Предоставление более сложных инструментов (синтезатор).

Стимуляция к созданию собственных «оркестровок» знакомых мелодий.

Роль концертмейстера в детском оркестре.

Для детей с хореографическими способностями:

Пространство с зеркалами для отработки движений.

Подбор костюмов и атрибутов для постановки собственных танцев.

Видеозаписи балетов и выступлений для вдохновения.

Для детей с интересом к композиции:

«Шумовой оркестр» из нетрадиционных материалов (ключи, пуговицы, стаканчики).

Запись сочиненных мелодий на диктофон или синтезатор.

Создание собственных нотных тетрадей (графическая запись музыки).

Для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями:

Адаптированные инструменты (например, барабаны с большими палочками, инструменты с вибрацией для слабослышащих).

Тактильные материалы (разные ткани для платочков, массажные мячики).

Визуальная поддержка (PECS-карточки, расписания деятельности).

4. Этапы реализации плана

1. Аналитический этап:

Аудит существующей материально-технической базы.

Анкетирование педагогов и наблюдение за детьми для выявления интересов и склонностей.

Постановка конкретных целей для каждой возрастной группы.

2. Организационно-плановый этап:

Составление сметы на приобретение оборудования.

Разработка графика закупок и создания зон.

Привлечение внебюджетных средств (спонсоры, родительская помощь, гранты).

#1055;рактический этап:

Приобретение и изготовление оборудования (в т.ч. силами педагогов и родителей).

Зонирование пространства в группах и музыкальном зале.

Обучение педагогов эффективному использованию среды.

#1050;онтрольно-оценочный этап:

Мониторинг вовлеченности детей в музыкальную деятельность.

Фиксация творческих продуктов (записи выступлений, выставки детских работ).

Анкетирование родителей и педагогов для оценки эффективности среды.

Корректировка и дополнение среды по результатам мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

В Концепции модернизации Российского образования определена  важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...

Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продо...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС Тема занятия: « Конструирование модели «Порхающая птица»

Цель: создание условий для формирования основ работы по сборке модели «Порхающая птица» с данным конструкторомЗадачи урока:Образовательные:  научить работать по предложенным инструкци...