Модель музыкально-обогащённой среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДОУ в части ОО «ХЭР»
методическая разработка по музыке
Создание вариативной, полифункциональной, трансформируемой и доступной среды, способствующей музыкальному развитию, реализации возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Модель музыкально-обогащённой среды в ДОУ
в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДОУ в части ОО «ХЭР»
(структурированный по возрастным группам и зонам развития)
Цель: Создание вариативной, полифункциональной, трансформируемой и доступной среды, способствующей музыкальному развитию, реализации возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.
1. Базовые принципы организации среды
Возрастная адресность: Оснащение и содержание зон соответствуют психофизическим особенностям детей каждого возраста.
Полифункциональность и трансформируемость: Оборудование и материалы могут использоваться в разных видах деятельности и легко менять свое функциональное назначение (например, ширма становится сценой, стулья — поездом).
Доступность и безопасность: Все материалы находятся в открытом доступе для детей, безопасны и соответствуют санитарным нормам.
Вариативность: Наличие разнообразных материалов и оборудования для выбора детьми вида деятельности, инструментов, партнеров.
Эстетичность: Окружающая среда должна быть красивой, гармоничной, пробуждающей эстетические чувства.
2. Оснащение по возрастным группам
Группа раннего возраста (2-3 года)
Цель: Развитие звукового восприятия, подражания, простейших ритмических и танцевальных движений.
1. Зона развития звукового восприятия:
Игрушки-шумелки и гремелки (погремушки, неваляшки, колокольчики).
Музыкальные молоточки, звуковые кубики.
Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, шкатулки).
Дидактические материалы: «Чудесный мешочек» с звучащими игрушками, картинки с изображением детей, поющих и танцующих.
2. Зона для музицирования:
Простейшие детские музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, колокольчики, резиновые пищалки.
Нестандартное оборудование: «Шумовые баночки» с разными наполнителями (крупа, горох, камушки), обернутые безопасным материалом.
3. Зона для движения и танца:
Пространство, свободное от мебели.
Легкие султанчики, платочки, ленточки-«дождики» на палочке, мягкие игрушки для образных танцев (мишка, зайка).
Массажные коврики для тактильных ощущений при движении.
Младшая и средняя дошкольная группа (3-5 лет)
Цель: Развитие ритмического слуха, певческих способностей, навыков игры на инструментах, танцевального творчества.
1. Центр музыкального восприятия:
Аудио-проигрыватель (магнитофон) с набором записей: детские песенки, музыка природы (шум моря, пение птиц), фрагменты классической музыки (П.И. Чайковский «Детский альбом», С.С. Прокофьев «Детская музыка»).
Портреты композиторов (крупные, яркие).
Альбомы с картинками по сюжетам прослушиваемых произведений.
2. Центр игры на инструментах:
Ударные: Бубны, барабаны разного размера, деревянные палочки, тарелки, треугольник.
Ударно-клавишные: Детское пианино, металлофон, ксилофон.
Шумовые: Маракасы, кастаньеты, румбы, яйца-шумовые.
Дидактические игры: «Угадай, на чем играю?», «Повтори ритм», карточки с изображением инструментов.
3. Певческий центр:
Микрофон (игрушечный или настоящий, подключенный к усилителю с возможностью регулировки громкости).
Зеркало (для контроля за артикуляцией).
Карточки с графическими изображениями мелодий («поем как птичка» — стрелка вверх, «как мишка» — стрелка вниз).
4. Танцевально-театральный центр:
Костюмы и атрибуты для танцев-импровизаций (маски зверей, шапочки, крылья бабочек).
Легкие ширмы для кукольных театров.
Наборы кукол для инсценировок песен.
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
Цель: Развитие творческого мышления, музыкальной грамотности, исполнительских навыков, самостоятельной деятельности.
1. Центр музыкального образования и творчества:
Аудио- и видеоаппаратура с наушниками для самостоятельного прослушивания и просмотра концертов, балетов.
Фонотека с разнообразными жанрами: классика, народная музыка, джаз, детский фольклор.
Легкие схемы-алгоритмы для оркестровки произведений.
Нотный стан и магнитные ноты, карточки с длительностями нот.
Дидактические игры: «Сочини мелодию», «Музыкальное лото», «Подбери ритм к словам».
2. Центр инструментального музицирования:
Расширенный набор инструментов, включая более сложные: детский синтезатор (с функцией записи), аккордеон, глокеншпиль, трещотки, коробочки.
Партитуры для детского оркестра (графические и простейшие нотные).
Место для дирижера.
3. Центр музыкально-театрализованной деятельности:
Уголок с костюмерной, гримом (гипоаллергенным), разными видами театров (теневой, пальчиковый, настольный).
Декорации, созданные детьми.
Сцена или возвышение для выступлений.
Афиши, программки, билеты, сделанные своими руками.
3. Учет индивидуальных особенностей и развитие творческого потенциала
Для детей, проявляющих интерес к пению:
Создание «зоны караоке» с подборкой любимых песен.
Личный альбом для записи разученных песен (рисунки, тексты).
Возможность выступать с сольными номерами на утренниках.
Для детей, склонных к инструментальному музицированию:
Предоставление более сложных инструментов (синтезатор).
Стимуляция к созданию собственных «оркестровок» знакомых мелодий.
Роль концертмейстера в детском оркестре.
Для детей с хореографическими способностями:
Пространство с зеркалами для отработки движений.
Подбор костюмов и атрибутов для постановки собственных танцев.
Видеозаписи балетов и выступлений для вдохновения.
Для детей с интересом к композиции:
«Шумовой оркестр» из нетрадиционных материалов (ключи, пуговицы, стаканчики).
Запись сочиненных мелодий на диктофон или синтезатор.
Создание собственных нотных тетрадей (графическая запись музыки).
Для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями:
Адаптированные инструменты (например, барабаны с большими палочками, инструменты с вибрацией для слабослышащих).
Тактильные материалы (разные ткани для платочков, массажные мячики).
Визуальная поддержка (PECS-карточки, расписания деятельности).
4. Этапы реализации плана
1. Аналитический этап:
Аудит существующей материально-технической базы.
Анкетирование педагогов и наблюдение за детьми для выявления интересов и склонностей.
Постановка конкретных целей для каждой возрастной группы.
2. Организационно-плановый этап:
Составление сметы на приобретение оборудования.
Разработка графика закупок и создания зон.
Привлечение внебюджетных средств (спонсоры, родительская помощь, гранты).
#1055;рактический этап:
Приобретение и изготовление оборудования (в т.ч. силами педагогов и родителей).
Зонирование пространства в группах и музыкальном зале.
Обучение педагогов эффективному использованию среды.
#1050;онтрольно-оценочный этап:
Мониторинг вовлеченности детей в музыкальную деятельность.
Фиксация творческих продуктов (записи выступлений, выставки детских работ).
Анкетирование родителей и педагогов для оценки эффективности среды.
Корректировка и дополнение среды по результатам мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
В Концепции модернизации Российского образования определена важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...

Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продо...
«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»
Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...
Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС Тема занятия: « Конструирование модели «Порхающая птица»
Цель: создание условий для формирования основ работы по сборке модели «Порхающая птица» с данным конструкторомЗадачи урока:Образовательные: научить работать по предложенным инструкци...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе «Три среды обитания» в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект урока "Три среды обитания"...

