Принципы транспонирования
учебно-методический материал по музыке
Транспонирование - один из видов дееятельности на уроках фортепиано. Оно полезно для развития музыкального мышления ученика. Кроме того, способствует заинтересованности ученика в занятиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Принципы транспонирования
На уроках фортепиано дети знакомятся с разными видами музыкальной деятельности. Они учатся подбирать по слуху, читать с листа, аккомпанировать, играть в ансамбле. Они также учатся транспонировать музыкальное произведение. Это достаточно сложное занятие, требующее определенных знаний и умений.
Транспонирование – это профессиональный прием, которым пользуются многие музыканты – чаще всего певцы и их аккомпаниаторы.
Транспонирование или транспозиция (в переводе с латинского – переставлять, перемещать) заключается в перенесении музыкального произведения в новую тональность. В музыкальной практике часто приходится песню, написанную для определенного голоса, переносить в другую, более удобную для исполнения тональность. Используется транспонирование и во время работы с хором, чтобы на репетициях певцы не перенапрягали голоса.
Транспонирование необходимо не только для удобства пения, но и для чтения оркестровых партитур.
Транспонирование полезно для развития музыкальных способностей, так как оно развивает музыкальный слух, память и навыки чтения нот с листа.
Для успеха в занятиях транспонированием необходимы прочные теоретические и практические знания тональностей, а также хорошо развитое «чувство клавиатуры».
Начинать учиться транспонированию лучше с одноголосных мелодий. При транспонировании на определенный интервал каждый звук мелодии переносят вверх или вниз на этот интервал, в результате мелодия звучит уже в новой тональности.
В дальнейшем переходят к транспонированию более сложных произведений.
Существует два способа транспонирования:
1) письменное перенесение произведения из одной тональности в другую, а затем его разучивание;
2) транспонирование по слуху или по нотам непосредственно на инструменте.
Первый способ более простой, однако на практике чаще используется второй способ.
На уроках аккомпанемента особое внимание уделяется транспонированию по нотам на большую и малую секунду.
При транспонировании на полутон вверх или вниз важно помнить, что полутон бывает двух видов: хроматический – увеличенная прима (например: вверх – до – до-диез, ре – ре-диез, фа – фа-диез; вниз – ми – ми-бемоль, си – си-бемоль, и т.д.) и диатонический – малая секунда (например, вверх – ми – фа, си – до, ля – си-бемоль; вниз – соль – фа-диез, ми – ре-диез, и т.д.).
Есть тональности, из которых удобнее транспонировать именно на хроматический полутон. Преимущество этого транспонирования заключается в том, что все ноты произведения остаются на прежнем месте. Изменяются лишь ключевые знаки – они заменяются ключевыми знаками новой тональности. Сравните, например, тональности Фа мажор(1 бемоль) и Фа-диез мажор (6 диезов). Очень легко заменить мысленно одни ключевые знаки на другие. Однако транспонирование на хроматический полутон не всегда удобно, например, при транспонировании на хроматический полутон из Ре мажора в Ре-диез мажор, где при ключе будет пять диезов и два дубль-диеза. Лучше перейти в тональность Ми-бемоль мажор, в ней три бемоля.
Итак, транспонирование на хроматический полутон удобно там, где нужно транспонировать на полутон вверх из бемольной тональности в диезную и наоборот – на полутон вниз из диезной тональности в бемольную.
Случайные знаки альтерации при транспонировании обязательно сохраняются и в новой тональности, но, сохраняя свое значение (повышающее или понижающее), они часто меняют свой вид. При транспонировании на хроматический полутон вверх диез становится дубль-диезом, бекар – диезом, бемоль – бекаром, дубль-бемоль – бемолем. При транспонировании на хроматический полутон вниз дубль-диез становится диезом, диез – бекаром, бекар – бемолем, бемоль – дубль-бемолем. При транспонировании на тон случайные знаки сохраняют свой вид при переходе из одной диезной тональности в другую диезную, или из бемольной тональности в другую бемольную.
Есть и такой специфический способ транспонирования – транспонирование с заменой ключей. На самом деле. с заменой ключей придется менять и ключевые знаки. Ноты не трогаем – где они написаны, там и остаются, на тех же линейках. Но только на тех же линейках в другом ключе пишутся другие ноты, а это удобно для быстрого чтения.
Умение транспонировать является показателем высокой квалификации любого музыканта.
