Духовно - нравственное воспитание школьников
материал (10 класс) по теме

Бондаренко Алевтина Васильевна

Учебно-исследовательское задание, выполненное по результатам обучения на курсах по теме
«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательское задание, выполненное по результатам обучения на курсах по теме

«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»

        

Автор программы курсового обучения – проф., Д.п.н. Сафронова Е.М.

Исполнитель – МОУ « СОШ №7», учитель русского языка и литературы и руководитель ШМО классных руководителей, Бондаренко Алевтина Васильевна.

Задание 1.: выделить и описать в учебном (внеурочном, внешкольном) занятии 3 аспекта воспитательного влияния (интеллектуально-познавательный, духовно-нравственный, смыслопоисковый) на личность школьника

Три аспекта воспитательного влияния

Название мероприятия

Содержание воспитывающей деятельности

интеллектуально-познавательный

аспект

духовно-нравственный

аспект

Смыслопоисковый

аспект

1.

Внеклассное мероприятие на тему: «Взаимопонимание. На чём оно основано»

Цель: развитие умения « входить в положение других людей», усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки.

Возраст участников- 13-15 лет.

Сбор информации по теме: « Понимание. Взаимопонимание» (работа с толковым ,этимологическим и др. словарями; подобрать примеры из материалов СМИ о причинах одиночества людей; подобрать с репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики и жестов, или через их отношение к окружающим предметам. Познакомиться с биографией и творчеством авторов выбранных репродукций.

 

В ходе анализа  подобранных примеров из СМИ учащиеся рассуждают над вопросом: Что такое « понимание между людьми».Как возникает взаимопонимание ?

Переход на межличностные отношения в классе.( беседа с практическими заданиями)

- Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей?

- В чем может быть причина отсутствия взаимопонимания?

-Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания взаимопонимание.

 Задача учителя в ходе мероприятия подвести ребят к выводу, что без взаимопонимания не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого сотрудничества, ни просто общения.

Осмысление:

-уважительного отношения к окружающим;

- самовоспитание ( тактичность в общении, как лучше выразить окружающим свое ободрение и благодарность. Как выразить сочувствие и понимание.

Способность видеть смысл своих поступков.

Обращение к смыслу  порядочности (скромность, мера в радости и благополучии)

Приобщение к таким смыслам как терпимость и непримиримость.

Прививать умение слушать и слышать других.

Развитие потребности « человека в человеке»

Задание 2: Спроектировать ситуацию развития личности школьника в учебном (внеурочном, внешкольном) занятии, опираясь не технологию ее проектирования в русле концепции личностно-развивающего образования ( В.В.Сериков), указав тему занятия, возраст обучающихся.

Тема занятия: « Эстетика поведения и этикет»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Задачи: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь нравственными мотивами; бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.

Предполагаемый результат: осмысление нравственных ценностей в содержании высказывания « Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»  

а) вхождение в контекст жизни обучающегося

Учитель предлагает учащимся вспомнить и описать две ситуации, в которых они одобряли или осуждали поведение людей, а также вспомнить случаи из собственной жизни, когда знание правил поведения было недостаточным, чтобы поступить правильно и хорошо.

: В ходе обсуждения используются материалы предварительного собеседования и индивидуальные письменные работы учащихся.

б) организация диалогического взаимодействия

Обсуждение жизненной ситуации « Случай на железнодорожном вокзале»

Учитель читает (рассказывает): « В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно и душно. Старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно большой сумки».

Учитель прерывает чтение. Предлагается вопрос: как вы думаете, какова будет реакция людей?

После обсуждения учитель продолжает « В очереди поднялся недовольный ропот: « Сидела бы ты, Бабуся дома»», «Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть». Голоса были молоды, раздражительно-дерзки. « Есть удостоверение – вынь и покажи»,-крикнул дюжий парень.

….Вдруг из очереди, послышался голос: « Пропустите меня. Я с удостоверением». К окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал удостоверение. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоявшие рядом люди увидели Орден « За мужество». « До какой тебе станции, мать? – спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».

Беседа с учащимися по вопросам: как вы оцените поведение людей в очереди? В чем причина такой реакции людей? Чем продиктован поступок молодого парня, предложившего помочь старушке взять билет? Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?

Проблемный вопрос для ученика: Как бы ты поступил в данной ситуации? Почему?( объяснить свою точку зрения)

После обсуждения читается окончание ситуации» Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»

Вопросы для беседы: Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка? Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом?

в)стимулирование поступка субъекта образовательного процесса

В данном случае идет работа в нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания школьников: воспитание нравственных чувств и этического сознания( осмысление ценностей: нравственный выбор, справедливость, милосердие, помощь, мораль, уважение); воспитание патриотизма, гражданственности ( осмысление ценностей данного направления через отношения молодого поколения к  участнице В.О.в)

Ученик должен понять, что уважение вызывает тот человек, который . следуя установленным правилам поведения(этикету),не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и даже красивым, в другом – грубым и бестактным. Всё зависит от того как человек учёл обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми он общается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Доклад на родительское собрание...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к...

программа духовно-нравственного воспитания школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образованияМОУ Подгородненская ООШПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся ра...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...