Моя педагогическая концепция.
статья по теме

Ахметова Нязиля Джафяровна
Сегодня нашей стране нужны физически развитые, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их. В работе обозначены основные цели своей педагогической деятельности и пути их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_koncepciya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

г.о.Саранск республики Мордовия.

СТАТЬЯ

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Подготовила

учитель  физики

Ахметова Нязиля Джафяровна

Г.о. Саранск

2010

Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который   нужно зажечь.

Плутарх

      Вся гордость учителя в учениках,

в росте посеянных

им семян.

 Д.И.Менделеев

        В документе «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации» в главе «Стратегия развития образования до 2020года» отмечается в качестве стратегической цели государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Сегодня нашей стране нужны физически развитые, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их.  Мои задачи как педагога состоят в следующем:

1) Формирование свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной личности;
2) Комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества;
3) Развитие внимания, мышления, памяти, речи;
4) Развитие трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду, привычки к нему, трудовой культуры, честности, совестливости и порядочности, предприимчивости и деловитости, инициативности и высокой дисциплины труда и, конечно, прочных знаний и  умений в области курса физики и основ техники.

      Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение.  Результаты деятельности учителя  – это успехи  его учеников. Ежегодно мои ученики участвуют и занимают призовые места на олимпиадах городского и республиканского уровня. Также принимают активное участие и занимают призовые места на заочных Всероссийских олимпиадах по физике. Мои ученики также занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие и занимают призовые места на научно-практических конференциях. Я благодарна судьбе за то, что она мне подарила учеников, которыми я горжусь сегодня особо.  На сегодняшний день мои выпускники обучаются и преподают  в ведущих технических ВУЗах Российской Федерации. Многие мои ученики поступают и успешно обучаются на различных технических факультетах МГУ им. Н.П.Огарева.

Я  всегда анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь.  Постоянно ищу ответ на вопрос: как сделать больше и лучше.

На каждом уроке пытаюсь решить следующие задачи:

1)Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам.

2)Настраивать ребёнка на успех.  Заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

3)Воодушевлять ученика максимально быть самим собой.

4)Создать условия для развития в соответствии с индивидуальными особенностями ученика.

5) Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.

6)Создать благоприятный психологический климат в классе, способствовать повышению самооценки учащихся

        Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя должна быть такой: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя.

        Я  стараюсь поощрять по возможности пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.

        Моя задача как учителя - вселить в  ребенка  уверенность в собственные силы. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.    И наступит момент, когда  ученик почувствует уверенность  в себе,  интерес к  тому делу, которым занят.

Каждый знает, что дети - очень любопытный народ.   И, поэтому перед учителем стоит задача поощрять это любопытство, научить спрашивать учителя.

 Порой дети задают такие вопросы, на которые учитель затрудняется ответить. Часто  дети замечают то, что не видим мы, взрослые. Не видим элементарного,  из-за своих житейских забот.  И тогда, чтобы учить, необходимо учиться самим.

       Педагогу не надо бояться, если  ученик превзойдёт  своего учителя, как раз в это время и наступает момент сотворчества: ученик – учитель, когда направляющую роль берет на себя учитель, а ученик выдвигает идеи и уже вместе эти идеи воплощаются в жизнь. Вот тогда наступает момент понимания с полуслова. И это есть победа учителя. А как приятно  слышать от ученика: «Я это сделаю сам». Это и есть главная награда учителю.

        Учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я целиком согласна с формулой  Макаренко — «как можно больше требовательности, как можно больше доверия». Если требования учителя основаны на точном, глубоком знании интересов, настроений и возможностей всех своих питомцев, если он по-настоящему доверяет им, то и они, вероятно, ответят ему тем же доверием. Только это никаким планом и никакой придуманной схемой не предусмотришь.

         Я стараюсь на каждом уроке  показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретаются  в школе откладываются в памяти надолго только в результате упорного кропотливого самостоятельного труда дома.

        На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Ни для кого не секрет, что 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает важно  научить детей самостоятельно пополнять свои знания,  ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для  успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни. Только исключительно  любящий свою деятельность педагог может повести ученика в мир сложнейших научных знаний, только увлечённый учитель может заинтересовать  сложнейшими законами   физики.

        Все вышесказанное заставило меня  искать наиболее эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии.

Как учитель физики  последние годы работаю над проблемой: «Реализация  технологии проблемного обучения на уроках физики   с целью  активизации познавательной деятельности учащихся»

Цели методической проблемы

Через различные виды деятельности привить интерес к изучению физики;

вооружать учащихся на уроках элементами научно-исследовательской работы, повысить интерес отдельных ребят  к решению задач повышенной сложности по физике;

активизировать усилия на повышение качества знаний учащихся через новые современные информационные технологии;

 добиваться осознанного овладения учащимися конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

развивать интеллектуальное мышление, точную научную речь;

сформировать навыки самоконтроля;

формировать специальные физические навыки у детей с различными познавательными способностями.

      Цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся.         Проблемное обучение – двусторонний процесс: с одной стороны, это проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемная учёба (сфера деятельности учащегося). Проблемное преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управление учебной деятельностью учащегося в решении этих учебных проблем. Это также и особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых перед ними проблем. Для реализации проблемного обучения стараюсь, чтобы в учебном материале присутствовали задачи, вопросы, задания, проблемные для учащихся; чтобы  я могла создать проблемную ситуацию, умела  постепенно развивать у учащихся умения и навыки выявления и формирования проблемы и самостоятельного поиска способов её решения. Важно, при  подготовке к уроку, выделить в учебном материале именно проблемные вопросы.

        В процессе обучения задача моя состоит в том, чтобы включить учащихся в познавательный поиск. Для этого необходимо «задеть» ученика, вскрыть противоречие предстоящего для изучения материала со сложившейся у него системой знаний. Главная идея обучения: учиться вместе, а не прост что-то вместе выполнять.

Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества.  Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы . но каждый из нас  обязан работать во благо развития ребёнка. Учитель, к сожалению, не всесилен.  На ребёнка влияет  и семья, и окружение в школе и во дворе,  обстановка в школе, районе, городе и в стране в целом. Но я  хочу, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, оставила только добрый след. Я верю, что высочайшая  степень самоотдачи, которая присуща людям нашей профессии и дальше  поможет раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к учебе и к образованию в целом.

Используемая литература:

1. Б. И. Коротяев « Учение – процесс творческий» Москва, Прсвещение 1989г.

2. Рытов А.И., Крутова О.Э. и др.Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации. Москва: АПКиППРО, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...