Реализация концепции педагогики сотрудничества
статья по теме

Мельникова Наталья Георгиевна

В статье освещены основные идеи педагогики сотрудничества. Анализируются проблемы внедрения теории в практику (данные получены на основе анкетирования студентов и преподавателей техникума). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_koncepcii_pedagogiki_sotrudnichestva.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

(ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГБОУ СПО «ВПТ»)

Преподаватель социально-экономических дисциплин

ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский

Мельникова Н. Г.

Педагогика сотрудничества, как никакая другая педагогическая технология, способствует развитию творческих способностей, как преподавателей так и студентов. Насколько эта технология реализуется в нашем техникуме? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование среди наших преподавателей и студентов.

В опросе приняли участие 150 человек:

Преподаватели разных специальностей, возрастов – 21 человек;

Студенты: 1 курс – 67 человек;

                   2 курс – 68 человек;

                   4 курс – 15 человек.

На прямой вопрос «реализуется ли в нашем техникуме педагогика сотрудничества?» мы получили следующие ответы:

  1. Да, в полной мере - 8%
  2. Частично - 69%
  3. Очень ограниченно - 23%

Но анкеты содержали и вопросы, отражающие отношение респондентов к основным положениям педагогики сотрудничества. И здесь мы получили достаточно интересные результаты.

Концепция педагогики сотрудничества предполагает, что студент - субъект деятельности. Сотрудничество в отношениях «студент - преподаватель» реализуется в формах содружества, соучастия, сотворчества, соуправления. Для реализации этого требования очень важно преподавателю использовать поисковые методы обучения. Но только 15% опрошенных смогли ответить утвердительно на вопрос «Предпочитаете ли Вы использовать в своей работе поисковые методы обучения?». Подавляющее большинство преподавателей выбрали ответ: «Хотелось бы, но не всегда получается» (85%). 

Концепция педагогики сотрудничества предполагает, что в рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между преподавателями, администрацией, студенческими  организациями.

Здесь мы можем отметить полнейшее единодушие преподавателей и студентов:

Ваш стиль общения со студентами можно охарактеризовать:

1. Демократический (62%);

2. Авторитарный (0%);

3. Зависит от ситуации (23%).

Ваши отношения с большинством преподавателей можно охарактеризовать как:

1. Товарищеские, партнерские (31%);

2. Преподаватель – наставник, студент - обучаемый (62%).

Большую тревогу вызывают ответы студентов на вопрос «Я считаю, что соуправление в нашем техникуме развито:

1. Достаточно (12%);

2. Не достаточно или нет вообще (88%).»

Надо отметить, что педагогика сотрудничества предполагает партнерские отношения не только между студентами и преподавателями, но и между преподавателями и администрацией. И здесь результаты анкетирования также вызывают определенные опасения: Стиль общения администрации с преподавателями можно охарактеризовать как:

1. Демократический (31%);

2. Авторитарный (23%);

3. Зависит от ситуации (46%).

 

Одной из основных целевых установок педагогики сотрудничества является использование в процессе обучения и воспитания гуманно-личностного подхода.

На прямой вопрос «Является ли гуманно-личностный подход к студенту основой Вашей педагогической деятельности?» мы получили следующие ответы:

1. Да, безусловно (54%);

2. Хотелось бы, но не всегда получается (38%)

Казалось бы – очень хороший результат. Но выясняется, что далеко не все преподаватели понимают суть гуманно-личностного подхода, главный постулат которого - личность проявляется в раннем детстве, ребенок уже в школе - полноценная человеческая личность, которая является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Наши преподаватели, отвечая на вопрос «что для Вас студент?», дали следующие ответы: Студент – это:

1. Сформировавшаяся личность (8%);

2. Личность формирующаяся (77%);

3. «Пластилин» в наших руках (8%)

Гуманно-личностный подход предполагает заинтересованность в судьбе студента, оптимистическую веру в него. Иллюстрацией к этому положению, по нашему мнению, являются ответы студентов и преподавателей на вопрос: Если наши студенты не будут работать по специальности, пригодятся ли им полученные знания? Надо отметить, что студенты дали более высокую оценку знаниям, умениям и навыкам, получаемым ими в стенах нашего техникума: 

1. Да, пригодится все (74%);

2. Пригодятся только знания, навыки (13%);

3. Пригодится только малая часть полученного (14%).

Тогда как преподаватели дали ответы:  

1. Да, пригодится все (69%);

2. Пригодятся только навыки (15%).

Гуманно-личностный подход предполагает отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования. Но только 7% преподавателей смогли дать утвердительный ответ на вопрос «В Вашей преподавательской деятельности преобладает положительное стимулирование студентов?». И студенты с этим согласны: За Вашу работу преподаватели Вас чаще всего:

1. Хвалят (11%);

2. Некоторые – только хвалят, некоторые только ругают (12%);

3. Бывает по-разному (74%)

Хотя мотивация к обучению у наших студентов достаточно сформирована: Вы учитесь потому что:

1. Это интересно (14%);

2. Это нужно (75%);

3. Заставляют родители; преподаватели (8%).

Очень интересные данные мы получили, сравнив цель, содержание, роль преподавателя и методы работы на занятии, построенном в рамках традиционного обучения и педагогики сотрудничества. Результаты анкетирования проанализированы в таблице ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты:

  1. Целью учебного занятия педагогика сотрудничества предполагает развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов студентов. Но только треть преподавателей назвали развитие способностей студентов главной целью своей деятельности.
  2. Содержание учебного занятия в рамках педагогики сотрудничества должно заключаться в освоении способов познания, преобразований в окружающей действительности и в себе. То есть те знания и умения, которые приобретает студент на занятиях, должны способствовать не только освоению профессии, но и его социальной адаптации. И большинство студентов: 81% - 1 курса, 71% - 2 курса, 53% - 4 курса считают, что в жизни им пригодится все, что они получили в техникуме. Но к 4-му курсу возрастает с 6 до 40% доля тех студентов, которые считают, что им пригодится только малая часть полученных знаний.
  3. Движущими силами учения педагогика сотрудничества считает радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе. И большинство наших студентов согласно с этим – они понимают необходимость обучения для ощущения своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе. В то время как 93% преподавателей продолжают широко использовать методы стимулирования, характерные для традиционного обучения: угрозы, приказания, запрещения, наказания, отметки, соревнование.
  4. Основными методами работы на учебном занятии педагогика сотрудничества предполагает совместную деятельность, поиск, эвристическую беседу, урок-диспут, разные формы сотрудничества. Но большинство студентов 1 и 2 курсов отмечают, что основную часть материала они получают из объяснений преподавателя, и только к 4 курсу возрастает роль самостоятельной работы студентов, да и тогда она в основном осуществляется на занятиях под руководством преподавателя. И не надо забывать, что только 15% опрошенных преподавателей смогли ответить утвердительно на вопрос «Предпочитаете ли Вы использовать в своей работе поисковые методы обучения?» Подавляющее большинство выбрали ответ «Хотелось бы, но не всегда получается» (85%).
  5. А ведь только при выполнении этого условия возможно изменение роли преподавателя от всевластного и всезнающего, непререкаемого начальника и распорядителя судьбой студента, как предполагает традиционное обучение, на роль помощника, старшего друга, советчика и соратника в поисках истины, в овладении мастерством, как предполагает педагогика сотрудничества.

Таким образом, действительно в нашем техникуме педагогика сотрудничества реализуется только частично. И если мы хотим, что бы из стен нашего учебного заведения выходили творческие личности, способные решать те задачи, которые перед ними ставит современное производство и вся окружающая действительность, нам необходимо пересмотреть наше отношение к личности обучаемых, к целям, содержанию и методам работы в процессе учебных занятий.

Итоги анкетирования приведены в схемах (ниже): зеленые элементы – ответы студентов, желтые – преподавателей.

Сотрудничество в отношениях «ученик-учитель» реализуется в общей жизнедеятельности, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

Ученик - субъект деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Единство обучения и воспитания. Педагогизация окружающей среды

Переход от педагогики требований к педагогике доверительных отношений

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой.

Гуманно-личностный подход к ребенку

к       о       н       ц       е       п       ц       и       я

Ц    е    л    е    в    ы    е         у    с    т    а    н    о    в    к    и

С У Щ Н О С Т Ь :

  1. Личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность, которая является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.
  2. Личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей.
  3. Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совестливость, достоинство, гражданственность и др.).

П Р Е Д П О Л А Г А Е Т :

  1. Заинтересованность в судьбе ученика.
  2. Оптимистическую веру в ученика.
  3. Сотрудничество, мастерство общения.
  4. Отсутствие прямого принуждения.
  5. Приоритет положительного стимулирования.
  6. Уравнивание ученика и учителя в правах.
  7. Право ребенка на свободный выбор и право на ошибку.

СТУДЕНТ - субъект деятельности. Сотрудничество в отношениях «СТУДЕНТ - ПРЕПОДАВАтель» реализуется, в формах содружества, соучастия, сотворчества, соуправления.

Ваши отношения с большинством преподавателей можно охарактеризовать как:

1. Товарищеские, партнерские (31%);

2. Преподаватель – наставник, студент - обучаемый (62%).

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между преподавателями, администрацией, СТУДЕНческими организациями.

Я считаю, что соуправление в нашем техникуме развито:

1. Достаточно (12%);

2. Не достаточно или нет вообще (88%).

к       о       н       ц       е       п       ц       и       я

Стиль общения администрации с преподавателями можно охарактеризовать:

1. Демократический (31%);

2. Авторитарный (23%);

3. Зависит от ситуации (46%).

Ваш стиль общения со студентами можно охарактеризовать:

1. Демократический (62%);

2. Авторитарный (0%);

3. Зависит от ситуации (23%).

Предпочитаете ли Вы использовать в своей работе поисковые методы обучения:

1. Да (15%);

2. Хотелось бы, но не всегда получается (85%).

Единство обучения и воспитания. Педагогизация окружающей среды

Переход от педагогики требований к педагогике доверительных отношений

Гуманно-личностный подход к ребенку

Ц    е    л    е    в    ы    е         у    с    т    а    н    о    в    к    и

С У Щ Н О С Т Ь :

  1. Личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность, которая является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.
  2. Личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей.
  3. Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности

П Р Е Д П О Л А Г А Е Т :

  1. Заинтересованность в судьбе ученика.
  2. Оптимистическую веру в ученика.
  3. Сотрудничество, мастерство общения.
  4. Отсутствие прямого принуждения.
  5. Приоритет положительного стимулирования.
  6. Уравнивание ученика и учителя в правах.
  7. Право ребенка на свободный выбор и право на ошибку.

Если Вы не будете работать по специальности, пригодятся ли Вам полученные в техникуме знания:

1. Да, пригодится все (74%);

2. Пригодятся только знания, навыки (13%);

3. Пригодится только малая часть полученного (14%).

Ваши отношения с большинством преподавателей можно охарактеризовать как:

1. Товарищеские, партнерские (31%);

2. Преподаватель – наставник, студент – обучаемый (62%). 

Вы учитесь потому что:

1. Это интересно (14%);

2. Это нужно (75%);

3. Заставляют родители;

преподаватели (8%).

За Вашу работу преподаватели Вас чаще всего:

1. Хвалят (11%);

2. Некоторые – только хвалят, некоторые только ругают (12%);

3. Бывает по-разному (74%)

Студент – это:

1. Сформировавшаяся личность (8%);

2. Личность формирующаяся (77%);

3. «Пластилин» в наших руках (8%);

4. Затрудняюсь определить, так как студенты очень разные (8%)

Является ли гуманно-личностный подход к студенту основой Вашей педагогической деятельности:

1. Да, безусловно (54%);

2. Хотелось бы, но не всегда получается (38%)

Если наши студенты не будут работать по специальности пригодятся ли им полученные знания:

1. Да, пригодится все(69%);

2. Пригодятся только навыки (15%).

В Вашей преподавательской деятельности преобладает:

1. Положительное стимулирование студентов (7%);

2. Разные методы (93%).

Единство обучения и воспитания. Педагогизация окружающей среды

Переход от педагогики требований к педагогике доверительных отношений

Гуманно-личностный подход к ребенку

Ц    е    л    е    в    ы    е         у    с    т    а    н    о    в    к    и

С У Щ Н О С Т Ь :

  1. Личность проявляется в раннем детстве, ребенок уже в школе - полноценная человеческая личность, которая является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе, целью образовательной системы, а не средством для достижения внешних целей.

Студент – это:

1. Сформировавшаяся личность (8%);

2. Личность формирующаяся (77%);

3. «Пластилин» в наших руках (8%)

Является ли гуманно-личностный подход к студенту основой Вашей педагогической деятельности:

1. Да, безусловно (54%);

2. Хотелось бы, но не всегда получается (38%)

Гуманно-личностный подход

П Р Е Д П О Л А Г А Е Т :

  1. Заинтересованность в судьбе студента.
  2. Оптимистическую веру в студента.

Если Вы не будете работать по специальности, пригодятся ли Вам полученные в техникуме знания:

1. Да, пригодится все (74%);

2. Пригодятся только знания, навыки (13%);

3. Пригодится только малая часть полученного (14%).

Вы учитесь потому что:

1. Это интересно (14%);

2. Это нужно (75%);

3. Заставляют родители;

преподаватели (8%).

За Вашу работу преподаватели Вас чаще всего:

1. Хвалят (11%);

2. Бывает по-разному (86%)

В Вашей преподавательской деятельности преобладает:

1. Положительное стимулирование студентов (7%);

2. Разные методы (93%).

П Р Е Д П О Л А Г А Е Т :

  1. Сотрудничество, отсутствие прямого принуждения.
  2. Приоритет положительного стимулирования.

Если наши студенты не будут работать по специальности пригодятся ли им полученные знания:

1. Да, пригодится все (69%);

2. Пригодятся только навыки (15%).

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аспект анализа

Традиционное обучение

Педагогика сотрудничества

Вопросы анкет

Препода-

ватели

Вопросы анкет

Студенты

1      2      4

Цель

учебного занятия

Усвоение знаний, выработка умений,навыков, понимание учебного

материала

Развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов

6. Вы считаете основной целью Ваших занятий:

  1. усвоение студентами знаний, выработку умений, навыков;
  2. развитие способностей;
  3. успешное усвоение программы.

37,5

37,5

25

1. Основная цель Вашего обучения в техникуме:

  1. получить диплом;
  2. получить знания, которые пригодятся в жизни;
  3. получить профессию;
  4. не задумывался.

14

37

45

4

31

36

25

8

46

38

15

-

Содер

жание

учебного занятия

Программные знания, материал учебника

Освоение способов познания, преобразований в окружающей действительности и в себе

10. Если наши студенты не будут ли им полученные у нас знания и

  1. да, пригодится все;
  2. пригодятся только знания, навыки;
  3. пригодится только малая часть полученного.

работать

навыки,

69

8

15

8

по специальности, пригодятся полученные в техникуме:

  1. да, пригодится все;
  2. пригодятся только знания, навыки;
  3. пригодится только малая часть полученного.

81

7

6

71

6

9

14

53

40

Движу

щие силы учения

Угрозы, приказания, запрещения, наказания, отметка, соревнование

Радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе

5. В Вашей преподавательской деятельности преобладает:

  1. положительное стимулиров. студентов;
  2. прямое принуждение;
  3. разные методы стимулиров.

7

93

6. Вы учитесь потому что:

  1. это интересно;
  2. это нужно;
  3. заставляют родители;
  4. заставляют преподаватели.

13

71

9

12

79

7

27

71

-

Методы работы

Объяснение, повторение, упражнения, заучивание наизусть, действия по образцу

Совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, разные формы сотрудничества

7. Предпочитаете ли Вы использовать в своей работе поисковые методы обучения:

  1. да;
  2. хотелось бы, но не всегда получается.

15

85

2. Вы в основном получаете знания во время:

  1. объяснения преподавателя на занятии;
  2. с\работы под руководством преподавателя на занятиях;
  3. с\работы после  занятий.

79

13

9

73

19

9

26

46

19

Роль преподавателя

Роль всевластного и всезнающего, непререкаемого начальника и распорядителя судьбой студента

Требования к преподавателю - быть помощником, старшим другом, советчиком и соратником в поисках истины, в овладении мастерством

2. Цель работы преподавателя в техникуме:

  1. дать студентам ЗУМ, необходимые для работы;
  2. дать студентам ЗУМ, необходимые для жизни;
  3. воспитать человека;
  4. помочь личностному и профессиональному становлению студента.

18

12

12

53

3. Ваши отношения с большинством преподавателей можно охарактеризовать как:

  1. товарищеские;
  2. партнерские;
  3. преподаватель – наставник, студент – обучаемый;
  4. преподаватель – надзиратель, карающий за любые нарушения.

15

16

57

6

12

20

67

-

-

20

60

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"

В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...

"Метод проектов как способ реализации педагогики сотрудничества на уроках английского языка"

Проектная методика-путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проектов в соответствии со своими возможностями, знаниями, ум...

Педагогика сотрудничества как образовательная технология и её реализация в практической деятельности педагога.

Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей развитие способностей каждого ученика, создает условия для социального признания личности школьника, а потому педагогическое сотрудничество на уроке ...

Педагогика сотрудничества в преподавании географии в рамках реализации ФГОС

В презентации рассматривается как теоретический материал, так и  практические примеры педагогики сосрудничества...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...