Я - концепция личности ребенка
статья по теме

Из опыта работы воспитателя "Формирование положительной "Я - концепции личности ребенка - путь формирования высокого уровня психического здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samovospitanie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительной « Я – концепции» личности ребёнка – путь  формирования высокого уровня психического здоровья”.

       ( из опыта работы воспитателей Пилиной О.В., Медведевой С.А.)

У каждого человека существует определённое представления о самом себе. По мне-нию психологов, в возрастной группе с7 до12 лет индивидуальное «Я» растворяется в коллективном «Мы». По мере взросления , идёт выделение подростка из коллекти-ва и становление его как личности. Подростковый возраст характеризуется измене-ниями физиологии, интеллекта детей, развитием межличностных отношений. В этот период идёт активное стремление ребёнка к личностному совершенствованию.

Основные этапы формирования «Я – концепции» ребёнка ( по Селевко Г.К.)

7-10 лет – познание окружающего мира

10  - 11 – лет – самопознание

11 – 13 лет – самовоспитание , самообучение

13 – 14 лет – самоутверждение

14 – 15 лет – самоопределение

15 – 17 лет  - самоактуализация.

В нашей работе с детьми с 5 по 9 класс мы акцентировали внимание на трёх этапах самовоспитания: самопознании, самовыражении, самоутверждении .

Цель работы, поставленная перед учениками: « Уметь оценивать себя, контролиро-вать, работать над собой.»

Задача  воспитателя – научить этому детей; убедить в том, что совершенствуя себя
ученик поднимается на более высокую ступень физического, духовного , социально-го развития.

Самопознание – выявление подростком положительных и отрицательных качеств. Это опорный пункт, из которого исходят все основные направления работы.

Система классных часов, развивающие занятия помогали детям ежегодно состав-лять свой диагностический экспресс – портрет, из которого ученик мог получить ин-формацию о себе

       5 класс

     6 класс

      7 класс

       8 класс

     9 класс

Я и моя семья

Я в рисунке

Я - реальный,

Я - идеальный

Мой портрет

Семья моих

      «Я»

Моё имя

Сам себе

 воспитатель

Пять «само» в

учении

Самоутверждение

Самовоспита-ние

Тип темперамента

Формула здоровья

Я и моё здоровье

Юноши и девушки

Учитесь влас-

твовать собой

« Зеркало»

Моё поведение

Секреты общения

Учимся слушать

других

От самооценки

к поступку

Я – личность

Поверь в себя

Книга чувств

Насколько ты уверен в себе?

На распутье

Я и другие

«Как работать

над собой»

Моё место в обществе

« Лестница

  жизни»

Мир профессий

Воля

Воспитание воли

Воля

Воля к победе

Компромисс

Трёх «Я»

Умей общаться

О дружбе

Чаша весов

В коллективе и

для коллектива

Я  и обо мне

«Галоши

       счастья»

Игра

«Садовник»

Мои

достижения

Подведём итоги

самоанализ

Самовыражение и самоутверждение.

1. Формирование волевых качеств.

« Я – физическое».Ребята больше уделяли внимание своему здоровью: самостоятель-

но занимались закаливанием, обтиранием,  больше времени проводили в спортзале и на волейбольной площадке, активно участвовали в спортивной жизни класса и школы.

«Я – личность».   Система упражнений « Мои эмоции», « Незаконченный рассказ», «Письмо самому себе» и т.д. помогало развивать в детях такие качества,  как вы-

держка и  уверенность в себе. Ребята активно участвовали в классных и общешко-льных мероприятиях, хорошо держались на сцене.

2. Нравственное взросление.

Воспитателями создавались условия формирования благородных качеств: порядочности, доброты, верности в дружбе и любви, щедрости, готовности помочь, любви к Родине (Я – друг, я – гражданин, я – в коллективе). Этой работе были посвящены классные часы, уроки – тренинги, экскурсии по Вязникам, в краевед-ческий музей, « Музей Песни»,  в музей лаковой миниатюры пос. Мстёра и т.д.)

С 5 класса мы играли в игру « Ты – мне, я – тебе», мнение детей о положительных и отрицательных качествах друг друга заставляло работать над собой, давало возможность переосмыслить поступки, стать лучше.

«Стена Дружбы» сплотила детей, «Стена обид» помогла укротить агрессию.

Много в классе уделялось внимания сплочению коллектива. Дети сами становились инициаторами проведения классных часов «О дружбе», «Умение дружить», «Умение

прощать»  и.д.

3.Становление деловых качеств :«Я - лидер».

Хорошо работало классное самоуправление: работа планировалась по четвертям,

еженедельно выпускались « Молнии», дети отчитывались о работе в штабах. К вось-мому и девятому классам 54% учеников работали в лидерском совете школы.

4. « Я – ученик»

Развитию интеллекта детей и самообразованию уделялось в процессе работы много

внимания.

Рабочая атмосфера на уроках и самоподготовке давала стабильное число «хорошис-

ов». Каждую четверть дети брали обязательства по учёбе, в конце которой подводи-лись итоги, составлялся рейтинг. В классе проводились информационные часы, обя-зательным было 15 – минутное чтение дополнительной литературы на самоподгото-вке – всё это способствовало тому, что ребята стали больше читать.

Дети осознали необходимость получения знаний. Диагностика « Лестница жизни»

показала, что, в дальнейшем,  ученики класса продолжат своё образование.

Примеры личностного роста.

Настя П.

  6 класс – низкая самооценка, высокая тревожность, в группе неавторитетных детей, училась на « 3» и «4», средний уровень формирования волевых качеств.

7 – 8 класс – самооценка адекватная, в группе предпочитаемых, работала в учебном

секторе, стала заниматься спортом, сбросила лишний вес, перестала комплексовать.

9 класс – самооценка адекватная, лидер – друг, учится на «4» и «5», много читает, активно работает в учебном секторе, думает о профессии.

Зайнаб Ш.

5 – 6 класс– высокий уровень тревожности, лидер – друг, на сцене показаться боялась

7 – 8 класс средний уровень тревожности, лидер – друг, много читала, стала участвовать в общешкольных мероприятиях.

9 класс – адекватная самооценка, лидер – друг, лидер – активист, есть « жизненный

стержень», высокий уровень толерантности, работает в лидерском совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Роль оценки в формировании Я-концепции личности учащегося

Это научно-методическая статья о том,какую роль играет школьная оценка в формировании Я-концепции личности учащегося....

Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"

Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»Дидактическая цель: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное раз...

Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания

Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной  темы....

Личность педагога и личность ребенка

Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Мы поняли, что здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократиче...

Жизнетворческая концепция личности:теоретико - методологический аспект

Жизнетворчество - это духовно- практическая деятельность личности ,направленная на проектирование планирования, программирование и творческое осуществление своей индивидуальной жизни....