Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета
методическая разработка (9 класс) по теме

Устянина Злата Юрьевна

Данная работа представляет собой описание педагогической технологии изучения литературы как школьного предмета. Она опробована на практике в течение нескольких лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Таблицы на уроках литературы25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета

Устянина Злата Юрьевна, педагог дополнительного образования

…Литературу как вид искусства в современной школе преподавать невозможно. Восприятию, анализу и оценке произведения художественной литературы научить за 40 минут по 3 раза в неделю невозможно. Использовать школьный предмет как средство воспитания и приложение к классным часам – непрофессионально. Суть моей технологии преподавания литературы сводится к тому, чтобы выработать навыки самостоятельной работы с текстом и сформировать у учащихся представления о литературе. Особенность моего подхода – в использовании средств преподавания литературы, традиционно связанных в нашем представлении с предметами информационно-математического цикла, таких, как: таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Остановлюсь подробно на таблице.

Я считаю таблицу незаменимым способом активизации самостоятельной работы детей на уроках литературы, приемлемой формой систематизации изученного материала, точным инструментом контроля знаний учащихся и прекрасным средством формирования у детей навыков работы с информацией. В современном мире мы много работаем с систематизированной информацией, не отдавая себе в этом отчёта: когда изучаем прайс-листы турфирм, меню ресторанов, когда выбираем размер одежды по сетке, заполняем анкеты при трудоустройстве, общаемся в соцсетях и т.д. Во многих сферах деятельности, информация носит систематизированный характер. Технология изучения школьных предметов, даже гуманитарных, с помощью таблиц и графиков, несомненно, способствует систематизации знаний и адаптации школьников к жизни в информационном обществе.    

Таблицы, используемые мною на уроках, я делю на три основные группы:

  1. Таблицы, заполняемые при работе с учебником,
  2. Таблицы, заполняемые при работе с текстами произведений,
  3. Таблицы, заполняемые при работе с дополнительной (критической и мемуарно-документальной) литературой и др. источниками информации (интернет, лекции учителя, дискуссия с одноклассниками, и пр.).

Вот традиционные аспекты изучения литературы в школе:

  1. Этапы биографии автора, формирования его мировоззрения.
  2. История создания произведения и его публикации в стране.
  3. Система персонажей.
  4. Образ отдельного героя.
  5. Сравнительная характеристика персонажей.
  6. Образы абстрактных и философских понятий (природа, Родина и пр.)
  7. Особенности сюжета, фабулы, строения композиции произведения.
  8. Особенности хронотопа произведения.
  9. Художественное своеобразие произведения:
  1. тропы и фигуры,
  2. авторский стиль речи,
  3. символика,
  4. детализация,
  5. поэтика названия,
  6. соотнесение с архетипами мировой литературы и искусства и др.
  1. Тематика и проблематика, авторская позиция.
  2. Критические отзывы, история общественного резонанса на произведение.
  3. Произведение в др. видах искусства (кино, театр, живопись и пр.).

Эту информацию по каждому произведению школьник просто не в состоянии усвоить, преобразовать, оценить и сделать частью своего образования в силу её масштабности и разрозненности. Таблица как форма работы с текстом заставляет школьника читать, отыскивая и фиксируя конкретную информацию, необходимую для самостоятельной интерпретации произведения в письменной работе или при устном ответе.

Использование таблицы предполагает выполнение учителем некоторых условий:

  1. Тема урока должна быть сформулирована в форме проблемного вопроса:

Традиционная тема урока

Тема урока с использованием таблицы

Образ Обломова в романе И. Гончарова «Обломов»

Из чего складывается уникальный образ Обломова в романе И. Гончарова «Обломов»?

  1. Работа на уроке должна строиться строго по плану, своеобразному алгоритму, который учащиеся запоминают и усваивают в течение нескольких месяцев:

Алгоритм работы на уроке с заполнением таблицы

План урока

Содержание работы

1

Повторение пройденного, проверка домашнего задания

Актуализация имеющихся у детей  знаний, полученных на предыдущих уроках

2

Обсуждение темы урока

Выяснение семантики всех слов в теме, этап целеполагания, составление плана работы с текстом, определение граф  будущей таблицы, обсуждение

3

Работа с текстом

Обсуждение текста, отбор цитат и эпизодов для отображения в таблице, заполнение таблицы

4

Подведение итогов;  Д/з

Проверка содержания записей в таблице. Задание: закончить таблицу и (или) добавить свои примеры

  1. Таблица – средство универсальное, поэтому учитель должен следить за единообразием и своевременностью заполнения таблицы всеми учащимися.
  2. Использование таблицы не должно исключать индивидуализацию обучения, поэтому учитель должен продумывать ряд индивидуальных заданий для наиболее одарённых и активных учащихся. Эти задания могут быть и не связаны с работой класса по таблице.  
  3. При изучении объёмных произведений необходимо организовывать групповую работу учащихся, когда отдельная группа изучает один аспект произведения, а затем представляет итоги своей работы всему классу в виде заполненной таблицы, которую другие ребята получают в готовом виде. Происходит обмен информацией и взаимообучение.
  4. Самое важное условие при использовании таблицы на уроке – мотивация учащихся на её заполнение, которая заключается в выставлении отметки за заполнение таблицы на уроке или дома. При этом учитель легко может проводить дифференциацию выставления отметки.

«3»

«4»

«5»

Заполнил таблицу в классе вместе со всеми, может дать по ней тематический ответ

Дополнил таблицу своими примерами, о которых не говорили в классе

После таблицы написал вывод о данном аспекте изучения произведения

  1. Таблицы должна быть востребована учащимися, поэтому учитель должен задавать задания с обязательным использованием готовых таблиц. Например:

Примеры использования таблиц для выполнения самостоятельной работы

Задание

Сноска на таблицу, которую следует использовать

1

Напишите сочинение на тему «Роль семейного воспитания и уклада в формировании личности и характера человека» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Используйте таблицы: 1) «Характеристика семейного уклада и традиций дворянских домов Ростовых, Болконских, Курагиных» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), 2) «Сравнительная характеристика

дворян – Н. Ростова, А. Болконского, А. Курагина,

П. Безухова» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

2

Подготовьте развёрнутое сообщение на тему: «Слово о полку Игореве…» - величайший памятник древнерусской литературы

Используйте таблицы: 1) «Загадка авторства «Слова», 2) «Оружие и обмундирование русичей», 3) Персонажи славянской мифологии в «Слове», 4) «Фольклорные мотивы и образы в «Слове», 5) «Образ русской земли в «Слове», 6) «Система персонажей «Слова»

Определяя графы таблиц, учащиеся учатся определять главную информацию, выделять отдельные аспекты анализа текста. Заполнение таблиц на уроке не позволяет большей части класса предаваться праздности и лени, пока трое-четверо активно обсуждают произведение. Таблицы служат запоминанию учащимися значимых эпизодов произведений, усвоению цитат и крылатых фраз, которые показывают их уровень усвоения текстов. Если приучать детей работать с таблицами на литературе с 5 класса, то к окончанию школы они смогут самостоятельно определять тематику и проблематику произведения, тезисно определять свою интерпретацию произведения, соотнося её с авторской позицией, выделять ключевые эпизоды и отдельные грани художественного своеобразия произведений. При этом они смогут свободно и к месту цитировать русских и зарубежных классиков, сравнивать воплощения образов произведений литературы в других видах искусства, рассуждать о процессах развития литературы в разных эпохах, направлениях и течениях…    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета

Данная работа представляет собой описание педагогической технологии изучения литературы как школьного предмета. Она опробована на практике в течение нескольких лет....

Мотивация в изучении школьных предметов

Материа к школьному педсовету....

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету

Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....