Методики здоровьсбережения на уроках истории и обществознания
олимпиадные задания по теме

Ананьева Жанна Александровна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_metodiki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                 Здоровьесберегающие формы и методы работы на уроках истории

                                (из опыта работы учителя Ананьевой Ж.А.)

  1. На своих уроках включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая трактуется так, что правое полушарие - это все художественное, интуитивное, а левое - рационально-логическое. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Приведу пример, на уроке в 8 классе по теме "Золотой век русской культуры первой половины XIXв." Раздаю ребятам репродукции картин художников. Им необходимо определить автора картины, в каком жанре она написана и возможно, и повлияла ли социально – историческая среда на выбор темы художником. Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу, о причинах появления картины. В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить, почему они так думают. И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.
  2.           Очень хорошо, когда на уроке истории ученики фантазируют, воображают, придумывают мысленно какой-то эксперимент - это помогает не только развивать творчество ребят, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно. Например, предлагаю ученикам пофантазировать на тему, могла ли просвещенная Екатерина II отменить крепостное право? Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии), снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность. В конце всех рассуждений и предложений зачитываю ребятам мнения историков по данному вопросу.
  3. Мне кажется, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, анекдотов и загадок то теме и т. д. Ребята любят послушать о допущенных  ими ляпсусах во время письменных работ. Так, например, после муниципальной олимпиады по истории копилка ученических фантазий пополнилась новым содержанием. Вот такие определения дали учащиеся следующим историческим терминам:

    – Пожилое – «не молодое и не старое»

    - Отходники – «люди – отбросы общества»

    - Белые слободы -  «белые бороды»

    - Ярлык – человек. Другой вариант: «почетная грамота, выдаваемая за работу»

    - Вотчина – «отцовщина»

    - Местничество – «усобица, связанная с мясом»

    -Поляне – «полонцы», древляне – «древлянцы», словене – «словенцы»

                 - Холопы -  «измерение» веса и роста

     - Кормление – «пища для скота»    

Фамилии учащихся допустивших ошибки, конечно не называются.

4. Еще на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также проветриваю помещение. Наши ученики постоянно испытывают стресс, и профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это - зеленый, желто-зеленый и зелено - голубые цвета. Поэтому в кабинете истории мы используем светло-зеленый и бежевые тона.. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. На уроках истории провожу валеологические паузы, например, показываю зеленый лист бумаги и прошу следить за ним только глазами. Это позволяет снять напряжение глаз.

5. Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером.

Комплекс упражнений для глаз (для снятия усталости и напряжения при работе с компьютером). Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Свести глаза к переносице и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся другие упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. повтори Комплекс упражнений физкультурных минуток.

Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

Физкультминутка общего воздействия.

И.п. – о. с.1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 - то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И.п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – о. с. 1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 – то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

ть 4 – 5 раз.

Передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:

           1. При изучении темы «Древний Египет» (5 классы) обязательно рассматривается вопрос  «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;

           2. При выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 80 классы)  заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека  и отсутствие иммунитета у  аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

  1. При изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров

и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

На классных часах  с детьми не только говорится о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта, но ребята учатся готовить целебный чай и народным методам оздоровления, изучают полезные свойства овощей и фруктов. Реальность снижения уровня заболеваемости гриппом доказана включением в меню лимона, чеснока, лука. Анализ показал, что своевременная профилактика позволила  предотвратить подъём гриппозных заболеваний и снизить заболеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Методика группового обучения на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с различным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к...

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к ре...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)

В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

методика ТРКМ (критическое мышление) на уроках истории и обществознания. Опыт работы.

Презентация посвящена методам и приемам самостоятельной работы обучающихся, используемых мноую на уроках истории и обществознания....