Выступление на научно-исследовательской педагогической конференции
статья по теме

Мироненко Людмила Николаевна

 

VIII районная   научно-практическая педагогическая конференция

«История развития системы образования Троицкого муниципального района-вчера, сегодня, завтра»

 

СЕКЦИЯ:        Золотые страницы истории школы

 

 

Роль личности руководителя в истории становления и развития Бобровской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_viii_konferenciya.docx243.09 КБ

Предварительный просмотр:

VIII районная   научно-практическая педагогическая конференция

«История развития системы образования Троицкого муниципального района-вчера, сегодня, завтра»

СЕКЦИЯ:        Золотые страницы истории школы

Роль личности руководителя в истории становления и развития Бобровской школы

Мироненко Людмила Николаевна,

учитель истории, обществознания и краеведения

МОУ  «Бобровская средняя общеобразовательная школа»

с. Клястицкое  - 2012 год

Содержание

Введение

Глава 1.Исследование проблемы профессиональной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения

§ 1.Теоретико-методологический анализ проблемы становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения  

 §2.Личностные качества руководителя школы

Глава 2. Роль личности руководителя в истории становления и развития Бобровской школы

§ 1.Из истории возникновения школы

§ 2. Руководители в истории становления и развития Бобровской школы

§ 3. Значение влияния личности  директора школы на педагогический и  ученический коллективы

 Выводы по главе

Заключение

Приложение

Список литературы и источников

Введение.

Важная роль в становлении и развитии каждого образовательного учреждении    отводится по праву его руководителю. Именно директор обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу учреждения, определяя вместе с коллективом его стратегию, цели и задачи функционирования и развития. Директор – ключевая фигура внутришкольного управления, именно он принимает решения о работе школьной организации и создает для этого необходимые морально-психологические, материально-технические и другие условия.

       Многое изменилось в образовании.  Вводятся новые Стандарты образования.   Сегодня у школы появились новые возможности для творчества: изменилось содержание образования, другой учебный план, новые учебники, нестандартные школьные концепции, иные требования к организации педагогического процесса. А у директора школы ко всему сказанному прибавляется еще и хозяйственные заботы: необходимо обеспечить школу кадрами, сделать жизнь детей осмысленной, полезной, интересной, вовремя провести ремонт, подготовить к зиме отопительную систему. И по-прежнему директор – педагог и хозяйственник, организатор и психолог, стратег и тактик, хранитель традиций педагогического коллектива, генератор инновационных идей. Директор, он же – столяр, слесарь, экономист, дизайнер, инженер. Он инспектор, и законодатель, и внештатный полицейский. Модернизация образования является важнейшей задачей нашего государства, оттого насколько высок будет образовательный  уровень тех, кто сидит сейчас за школьными партами, посещает детский сад, зависит будущее страны и края. Это прекрасно понимают все: президент страны, члены правительства и просто граждане РФ. Однако  непосредственно задачами воспитания и  образования подрастающих поколений заняты педагоги, а ведущая роль в школах, где они работают, отводится директорам, которые их возглавляют .Основной миссией образовательного учреждения является создание условий для организации целенаправленного процесса воспитания и обучения, развития человека в интересах личности, общества, государства. Особая роль в решении задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит его руководителю. От роста профессионализма руководителя во многом зависит успешное функционирование и развитие всего образовательного учреждения. Исследование:  «Роль личности руководителя в истории становления и развития Бобровской школы»  позволяет  в этом  наглядно  убедиться.

Предмет исследования:

 Вклад директоров, оставивших наиболее значимый след в истории     Бобровской школы

                                    Объект  исследования:

Роль личности руководителя в истории становления и развития Бобровской школы

Цели исследования:

Раскрыть роль личности руководителей в истории становления и развития Бобровской школы

Задачи:

1.Выявить фамилии руководителей Бобровской школы, оставивших наиболее значимый след в её истории , проанализировать  и показатьих вклад в дело просвещения и образования  в    сельском населённом пункте.

  1. Описать содержание и структуру профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения.

3.Показать их роль как управленцев в формировании и воспитании нескольких поколений выпускников Бобровской школы.

                            Гипотеза исследования:

 Эффективность  воспитания в  общеобразовательной школе будет обеспечена, если  

               -  учащиеся будут знать  директоров, учителей, оставивших след в истории школы, это поможет сформировать у них уважительное отношение к профессии педагога, к нелёгкому учительскому труду

- воспитать их патриотами школы и родного села.    

Для написания работы были использованы следующие методы: 

  1. Анализ  научных монографий, документов, архивных материалов г. Троицка и Троицкого района, а также материалов музейной комнаты МОУ « Бобровская  средняя общеобразовательная школа»

  1. Метод интервьюирования

 Все это помогло  воссоздать историю школы, увидеть вклад руководителя  школы в дело образования и просвещения

. Научная новизна

  1. Раскрыта роль личности руководителей в истории становления и развития Бобровской школы
  1. Отражён их вклад в историю Бобровской школы
  2. Показана их роль в формировании и  воспитании поколений        выпускников Бобровской школы      

Практическая значимость

  1. Материалы исследования могут быть использованы   на уроках истории, обществознания, краеведения, во внеклассной работе организаторов и классных руководителей.

   

Глава 1.Исследование проблемы профессиональной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения

§ 1.Теоретико-методологический анализ проблемы становления и развития профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения

Управленческая деятельность является сложным многофункциональным феноменом, всегда направленным на изменения в субъекте и объекте управления и на получение возможно более высокого результата при наименьших затратах. Не случайно данная проблема привлекает большое внимание исследователей. Основные фундаментальные положения общей теории управления (менеджмента) рассматриваются в работах М. Альберта, В.Г. Афанасьева, А.К. Белых, А.И. Берга, П. Витла, П. Друкера, В. Зигерт, Л. Лючия, Э. Мэйо, М.Х. Мескона, Ф. Тейлора, Ю.А. Тихомирова, А. Файоля, А.В. Филиппова, Ф. Хедоури и др. Общие теоретические основы научного управления образованием нашли отражение в исследованиях М.К. Бочарова, Н.Ф. Бунакова, Н.А. Коффа, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского; профессиональной деятельности - в трудах Е.П. Белозерцева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской и др. Теоретические основы профессиональной деятельности представлены в работах Е.П. Белозерцева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Я. Синенко, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской и другие. Особенности управления педагогическими системами глубоко проанализированы в работах Т.И. Березиной, В.И. Бондаря, К.Я. Вазиной, Ю.В. Васильева, В.И. Загвязинского, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, В.Ю. Кричевского, B.C. Лазарева, П.В. Лепина, А.А. Орлова, B.C. Пикельной, М.М. Поташника, В.П. Симонова, Н.С. Сунцова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Р.Х. Шакурова, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др. Различным аспектам организации, развития и управления региональными и муниципальными системами образования посвящены работы В.Н. Аверкина, М.В. Артюхова, В.И. Зверевой, Ю.И. Калиновского, Л.Е. Курнешовой, Л.П. Кезиной, П.В. Лепина, Н.Д. Малахова, В.Я. Синенко, П.И. Третьякова, Л.И. Фишмана, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой, В.З. Юсупова и др. В трудах К.Ю. Белой, Е.Г. Мартынова, П.И. Третьякова и других ученых разработана система управления, которая апробирована от дошкольного образовательного учреждения до уровня региона. Эти исследования представляют особый интерес для решения задач в рамках нашего исследовании.

        Формой организации процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя выступает структурно-функциональная модель, которая представляет собой целостность, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов: цели (организация непрерывного процесса становления и развития профессиональной позиции руководителя), принципов (вариативность и гибкость, преемственность и непрерывность, детерминация, создание свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности и др.), компонентов профессиональной управленческой деятельности  (мотивационно-целевой, функционально-содержательный, информационно-коммуникативный), оценки (критерии становления профессиональной позиции - субъектность, профессионализм, ценностно-смысловое отношение - и соответствующие им показатели), результата (высокий, средний, низкий уровни). Структурно-функциональная модель характеризуется креативной и гносеологической эффективностью, позволяющей изменять профессиональную позицию руководителя.

         Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и      контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, руководства, мотивации сотрудников и контроля.

Очень важен в работе любой организации, а тем более  образовательного учреждения, каким является школа, стиль управления руководителя.

Выделяют следующие стили управления:

 Авторитарный – оказывается единственно правильным при решении срочных задач, на начальном этапе формирования коллектива, в сложных или экстренных ситуациях.

Демократический – решения принимаются коллегиально, каждый несет ответственность за результаты не только своей собственной, но и общей деятельности. Делегирующий стиль может эффективно использоваться лишь в том случае, когда руководитель четко знает уровень подготовки своих сотрудников и передает им лишь те обязанности, с которыми они справятся. Данный стиль подходит в ситуации высокого профессионализма и высокой степени мотивации сотрудников на работу.

Либеральный –  характеризуется слабой степенью контроля подчиненных. Руководитель выступает в роли координатора работы сотрудников. Этот стиль управления эффективен в случае, когда стоящие перед коллективом цели ясны, а работа сотрудников носит индивидуализированный творческий характер.

Для авторитарного или директивного стиля характерно жесткое единоначалие, а также слабый интерес к работнику как к личности.

При демократическом или коллегиальном – руководитель стремится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Либеральный означает полную устраненность руководителя от дел коллектива.

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей. Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся.

К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный подход к людям; порядочность.

Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.

Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения. Достаточно распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности.

1) руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений в организации и берется за их реализацию;

2) руководитель – «распределитель ресурсов и работ» – умеет оптимально расставить сроки выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;

3) руководитель – «монитор» является связующим звеном между своей организацией и представителями других фирм и внешних организаций. Это хороший политик и коммуникатор.

На директора школы возлагаются следующие обязанности, а именно директор:

1) организует и контролирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает качество знаний и высокий уровень воспитанности;

2) осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения квалификации работников;

3) осуществляет контроль за качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;

4) организует работу по профессиональной ориентации учащихся;

5) направляет работу ученического самоуправления, оказывает помощь и содействие самодеятельным организациям школы;

6) организует работу школы с родителями учащихся и общественностью, направляет работу родительского комитета;

7) устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и Уставом круг обязанностей работников школы;

8) обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности в школе;

9) отчитывается о работе школы перед соответствующими органами, выступает в качестве ее представителя в общественных организациях и перед населением, является распорядителем кредитов;

10) в установленном порядке принимает на работу и увольняет с работы учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школы, поощряет работников школы и учащихся и налагает на них взыскания.

§2.Личностные качества руководителя школы

 Какими качествами должен обладать директор школы вообще?

Рассмотрим их. Это:

1.  политическая зрелость,

2.  любовь к детям и к работе с детьми,

3.  чувство долга и ответственности,

4.  дисциплинированность, трудолюбие, работоспособность и физическая выносливость,

5.  чувство нового и интерес к нему,

6.  энергичность, настойчивость, решительность, целеустремленность,

7.  сообразительность, быстрая ориентация, предвидение возможных реакций учеников, педагогов, прогнозирование дальнейшего поведения членов педагогического коллектива,

8.  спокойствие и выдержка, тактичность, умение работать с людьми,

9.  приветливость, устойчивость настроения, мажорный тон, оптимизм,

10.  разносторонность, общая высокая культура, приятные манеры, культура речи, логичность мысли, умение распределять внимание,

11.  собственный стиль руководства.

Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школ – это «Светило» для педагогов и учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни

Выводы по главе 1.

Таким образом, основной миссией образовательного учреждения является создание условий для организации целенаправленного процесса воспитания и обучения, развития человека в интересах личности, общества, государства. Особая роль в решении задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит его руководителю. От роста профессионализма руководителя во многом зависит успешное функционирование и развитие всего образовательного учреждения.

Глава 2. Роль личности руководителя в истории становления и развития Бобровской школы

§ 1.Из истории возникновения школы.

Несомненно, важная роль в становлении и развитии каждого образовательного учреждения отводится по праву его руководителю. Однако  существует много школ,  имеющих богатую и длительную историю.  Бобровская школа не является исключением из правил. Если мы обратимся к её истокам, то мы узнаем, что в Бобровском казачьем поселении Троицкого отдела Оренбургского казачьего войска церковно-приходская школа была открыта при церкви Вознесения Господнего первого октября 1898 года. (Здание не сохранилось, оно было снесено в 1932 году). Её возраст – 114 лет. За эти годы она  несколько раз  меняла свой статус.

  1. ЦПШ-1898г. -1917 г.
  2. Трудовая начальная школа -1917 г.
  3. Основная семилетняя школа -1939 г.
  4. Восьмилетняя школа -1958 г.
  5. Бобровская средняя школа -1967 г.
  6. МОУ «Бобровская СОШ»  -1992 г.

Естественно менялись и её руководители

В архивах Троицкого района (фонд 161 опись2 дело21) был обнаружен список учебных и культурно-просветительных учреждений на 1 января 1925 года по Троицкому району, где мы находим запись:

Название

уч.-культ.

Просв. учрежд.

Место

нахождения

Действует или

не действует

Школа I ступени

Ликпункт

Изба-читальня

Культ. кружок

Посёлок Бобровка

Действует

Действует

Действует

     Бездействует

Здесь мы узнаём, этой работой занимались зав.школой I ступени Крюков Александр Степанович (беспартийный, пед.стаж – 5 лет, возраст – 27 лет, по социальному положению – бедняк, поступил на данную работу в 1920 году. Образование – пед.курсы),Под его руководством  трудились учительница Якимова (поступила на службу 15.02.1925 года), Лисицкий Михаил Иванович – учитель Бобровской школы I ступени (член РЛКСМ, пед.стаж – 5 лет, возраст – 24 года, социальное положение – бедняк, поступил на работу в 1920 году. Образование – 5 классов гимназии).

Постановлением ЦИК и Советом Народных Комиссаров СССР от 14 августа 1930 года было введено с 1930-1931 года повсеместно всеобщее начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет. В Бобровке было построено новое школьное здание. Новая школа была открыта в январе 1930 года. В ней было два комплекта(4 класса). В школе работали учителями муж и жена Силунские Евгений Дмитриевич и Ксения Фёдоровна. Они, когда ушли на пенсию, проживали в городе Троицке.

 В 1939 году в Бобровке школа стала семилетней. В ней в то время обучалось до ста человек, приходилось работать днём в две смены.

В годы войны директором Бобровской семилетней школы стал Мардер Исаак Петрович, культурный человек, прибывший в Бобровку из Ленинградской области. Он преподавал математику. Завучем тогда работала Пивче Анна Яковлевна. Она преподавала русский язык и литературу. Одинокая женщина, всю себя она посвятила школе, ученикам и учителям. Отличительная ее черта – щедрость души. И Мардер, и Пивче быстро завоевали доверие, уважение и любовь жителей Бобровки. По-видимому, и они полюбили уральское село и его скромных тружеников, поэтому не уехали они назад ни в 1944, ни в 1945, ни в 1946. И связали свою судьбу с Бобровкой. В Бобровской школе почетным знаком «Сталинский отличник образования» был награжден директор Бобровской семилетней школы Мардер Исаак Петрович. В В 1953 году умирает Мардер Исаак Петрович, возглавлявший в самые тяжелые годы коллектив учителей и учащихся. Школа потеряла в его лице опытного руководителя, эрудированного интеллигентного человека. Все село оплакивало его. Директором становится Ковтуненко Константин Харлампиевич – преподаватель истории. Молодой, энергичный, требовательный, он сумел вывести школу в число лучших в районе. По-прежнему работает завучем Анна Яковлевна Пивче, которая заботилась о молодых педагогах как о своих детях. Она всецело отдавала себя работе. Этого она требовала от них, внушала молодежи, что школа в первую очередь для детей, а уж потом для учителей. И если дети бегут туда с радостью и готовы чуть ли не допоздна оставаться в ее стенах, значит, педагоги своей цели достигли. В начале 50-х годов коллектив педагогов Бобровской семилетней школы почти полностью меняется. Приезжают энергичные молодые специалисты, закончившие педучилища, учительские и педагогические институты. Вновь возрастает качество подготовки учащихся.  К.Х. Ковтуненко  с учащимися школы создаёт  музейную комнату. Ребята вместе с ним собирают материалы по истории села,  школы, гражданской и Великой Отечественной войн.

В 1959/60 учебном году школа стала восьмилетней, в ней насчитывается 13 классов-комплектов и 400 учащихся. войны.  К.Х. Ковтуненко увлекает учеников древней историей  края. Они начинают заниматься археологическими раскопками.    

  В  Энциклопедии « Челябинская область»; изд-во « Каменный пояс», том 6, Челябинск ,2008г. мы читаем:«Бобровский могильник Расположен с Троицком районе, на левом берегу реки Уй (в 3,5 км. к востоку от села Бобровка). Открыт сотрудниками Троицкого краеведческого музея Ю.А. Азаровым и Г.И. Матвеевой в 1959 году. Состоял из 4 курганов (диаметр 16-30 метров, высота 0.4-2 метров). В 1961 году курган-3 (4-2 веков до  нашей эры) с насыпью из земли и камня раскопан школьным учителем К.Х. Ковтуненко, доисследован экспедицией Троицкого краеведческого музея под руководством Матвеевой. Бобровский могильник оставался единственным памятником  в степной части Южного Зауралья, содержавшим материалы VII - VI веков до нашей эры.»

В 1961 году директором Бобровской восьмилетней школы становится участник  и инвалид Великой Отечественной войны, учитель истории Мироненко Иван Титович. Благодаря во многом  его настойчивости в 1964 году было построено новое здание на 320 мест Новое здание было построено за рекордно короткий срок. Начали строить в феврале 1964 года, а сдали новую школу под «ключ» уже к началу учебного года. 1 сентября 1964 года учащиеся пришли заниматься именно сюда, хотя старое здание оставалось за школой. В связи с болезнью Иван Титович переходит на работу  во вспомогательную школу.Директором школы назначаетсся Летковская Владилена Семеновна.

 Летковская Владилена Семеновна - работала директором с 1965 по 1971г . (включительно)

Эта женщина занимает в истории  Бобровской школы особое место: участница Великой Отечественной войны, по натуре очень деятельный человек, начала большую поисковую работу. По истории села был собран богатейший материал. Она сумела организовать и увлечь этим делом ребят. Благодаря во многом ее энтузиазму был создан школьный музей.( К сожалению, после ее смерти музей недолго существовал. Многие материалы, уникальные по своему значению, были потеряны). В 1967/68 учебном году школа становится средней. В 1969 году состоялся первый выпуск Бобровской средней школы. Перед выпускниками открылись двери высших учебных заведений, уже не было промежуточных звеньев. И вместе с первыми ее выпускниками держали экзамены на профессионализм и мастерство педагоги школы.  Владилена Семеновна преподавала историю в классе того далекого первого выпуска. После тяжелой болезни она ушла на инвалидность, но продолжала работать учителем истории и руководить школьным музеем. Она была очень мужественным человеком, любящим жизнь. Никто, даже в последние минуты ее жизни, не слышал от нее ни стонов, ни жалоб. До последнего к ней шли за советом и поддержкой. Ее безвременная смерть потрясла коллектив школы. В последний путь ее провожали не только учителя и ученики, но и все село.

Когда Летковская Владилена Семеновна, была вынуждена перейти только на преподавательскую деятельность, исполняющим обязанности директора назначили Аристова Константина Александровича, который пользовался авторитетом не только в коллективе педагогов, но и среди учеников Учитель физики, после окончания учительского института, по распределению в 1952 году попал в Бобровку, и с тех пор до самой смерти вся его жизнь оказалась связанной с этим южноуральским селом. . Он преподавал  физику. Учащиеся побаивались строгого  учителя. К  урокам  физики ученики были готовы всегда Будучи уже семейным человеком, он поступает в педагогический институт на математический факультет, оканчивает его заочно. Но по натуре Константин Александрович не был администратором, поэтому он согласился исполнять должность директора только один год. Добросовестный человек, он очень старался сделать для школы все, чтобы жизнь ее была полнокровной. Не хватало учителей, он их находил, уговаривал, но школа была обеспечена необходимыми педагогическими кадрами.

 Коллектив учителей был большой, да и школа самая большая в районе. Учащихся в эти годы было свыше 900 человек. Это было связано с организацией Бобровского откормочного совхоза, введения в строй первой очереди завода ЖБИ. Здесь шло строительство, и люди приезжали со всех концов, приезжали семьями, а школа пополнялась новыми учащимися.

Кружки и спортивные секции помогали организовывать досуг детей. Школьники часто выступали с концертами и не только перед жителями своего села, но и на отделениях Бобровского совхоза.

И хотя здание школы было достаточно новым, но помещений катастрофически не хватало. В классах обучалось по 42 и даже по 43 человека. Занимались в 2 смены. Кроме того, на базе школы получали восьмилетнее и среднее образование «вечерники», рабочие, не сумевшие в силу каких-либо обстоятельств, учиться в дневных школах. В большинстве это были люди серьезные, рассматривающие «вечернюю» как возможность для дальнейшего поступления в техникумы и институты. Их тоже было около сотни человек.

Для того, чтобы обеспечить детей полноценным питанием, а не только пирожком из школьного буфета, администрация школы добилась передачи школе барака под школьную столовую.

Начальник партии был назначен директором завода ЖБИ, а его жена, учительница русского языка и литературы, стала директором Бобровской средней школы.

Фирсова Валентина Николаевна была прирожденным администратором. Умная, энергичная, требовательная, прекрасный специалист, она сумела быстро завоевать уважение и авторитет не только в коллективе педагогов и учащихся, но и у всего населения быстро растущего поселка. Она сумела упорядочить работу в школе, большое внимание уделяла укреплению дисциплины учащихся.

Валентина Николаевна проработала 2 года и была переведена директором Бобровской средней школы-интерната.

А директором Бобровской средней школы был назначен учитель истории, офицер в отставке, Однодворец Михаил Андреевич.

В 1974 году, из-за нехватки места, приступили к строительству пристроя, окончательно закончены работы были только в 1976 году.

Почти 2 года школа жила в ужасных условиях стройки, шли занятия, много делал коллектив, чтобы учащиеся соблюдали технику безопасности, а это не было легким делом.

Михаил Андреевич вынужден был много времени отдавать этому строительству. Но зато помещение пристроя оказалось лучше, удобнее: коридоры более широкие, окна большие, классы более просторные. Стали переходить на кабинетную систему.

Учителям-предметникам стало работать намного легче, наглядность постепенно накапливалась в кабинетах. Началось техническое оснащение школы. Больше времени стало уделяться для организации досуга учащихся, внеклассной работы по предметам.

В сентябре 1976 года становится директором Петракова Мария Васильевна, которая до этого занимала должность завуча.

Мария Васильевна много внимания уделяла качеству обучения детей, методической и внеклассной работе. Именно она стала инициатором создания группы продленного дня. Директор исходила из специфики села.

В 70-е годы Бобровка уже не походила на ту маленькую деревеньку 1951 года, которую увидела она – тогда молодой специалист, приехавший по распределению, где электрический свет был от движка с 8 вечера до 12 часов ночи.

Бобровка стала большим поселком, где часть населения трудилась в Бобровском откормочном совхозе, часть – на Бобровском заводе ЖБИ, часть на электростанции, а также на других предприятиях ГРЭС. Поэтому дети в большинстве своем после занятий в школе были представлены сами себе, а в группах продленного дня они выполняли домашние задания, получая консультацию педагога. Этих учащихся кормили 2 раза в день полноценным обедом. Работники школьной столовой трудились на славу. И многие родители радовались открытию таких групп.

Конец 70-х годов в жизни школы памятен рядом интересных мероприятий. Особенно запомнился выпускникам тех лет вечер встречи поколений, организатором которого являлась преподаватель истории Летковская В.С., она сумела сделать его в виде вечера «От всей души». Он был настолько проникновенным, что ни одного человека, находящегося в зале, не оставил равнодушным. В зале находились представители всех поколений, переживших гражданскую войну, участники Великой Отечественной войны и школьники.

В школе в то время коллектив состоял из 31 учителя, из них с высшим образованием 19 человек, 5 человек училось заочно в институтах. Отличниками народного образования стали Петракова М.В., Вохмянина А.С., Марченкова В.Я., Карболина Г.М., Однодворец В.А.

Труд директора школы сложен и многогранен. Это не только кропотливая работа с коллективом работников школы, учащимся, но и хозяйственная деятельность, которая отнимает уйму времени и сил. Петракова М.В. справлялась и весьма успешно с обязанностями директора, но по душе ей была ближе методическая работа, и поэтому она неоднократно отказывалась от занимаемой должности, и в июле 1979 года её просьба была удовлетворена. Она вновь стала завучем, а директором школы был назначен Костылёв Николай Филиппович, бывший заведующий Троицким районом.

Новый директор был опытным администратором. Многих в педагогическом коллективе он знал, поэтому никакого дополнительного времени для адаптации ему не потребовалось. Он продолжил работу по созданию школы продлённого дня. По специальности учитель географии, он обладал широким кругозором, мог помочь каждому, кому ободряющим словом, кому методическим советом. Атмосфера в школе установилась очень доброжелательная, способствующая повышению уровня работоспособности коллектива.

Однако Костылев Н.Ф. недолго проработал в нашей школе. Возвращаясь на своей машине (он увозил мастера трудового обучения, который жил в поселке ГРЭС), попал в аварию и погиб. Смерть его потрясла не только его коллег, но и учащихся, а также их родителей.

Вновь Петракова М.В. исполняет обязанности директора школы.

В 1980 году на эту должность назначают Обрезкова Владимира Николаевича, который до этого работал в Троицком педучилище. Историк по образованию, он преподавал там не только историю, но и физкультуру, и военное дело. Зарекомендовал себя как хороший организатор (он руководил с/х работами учащихся педучилища), умелый профсоюзный деятель. Обрезков Владимир Николаевич работал в Бобровской школе с 1980 по 1986 г. директором. В работе школы большое внимание уделяет организаций коллективных творческих дел. Благодаря Владимиру Николаевичу работа школы была насыщена мероприятиями, воспитательное значение которых огромно. За добросовестный труд, за успехи в обучении молодого поколения награжден грамотами ОБЛОНО, Министерство Просвещение РФ, знаком «Отличник Народного образования». .

Учителя и ученики встретили молодого директора несколько настороженно, но вскоре лед недоверия растаял. Коллеги увидели в нем заинтересованность в работе, желание изменить все к лучшему. Ум, эрудиция начинающего директора заставили невольно почувствовать к нему уважение.

Владимир Николаевич начал ремонт отопительной системы, так как здание пристроя в зимнее время недостаточно обогревалось, а в «старом» помещении трубы, батареи уже требовалось менять, так как они обветшали и не выдерживали высокого давления.

Молодой директор не стеснялся выступить в роли ведущего на празднике, играть в сценке, засучив рукава поработать на субботнике.

Все это способствовало сплочению педагогического коллектива, увеличению его творческого потенциала.

Большое внимание в это время уделялось внеклассной работе по предметам, кружковой деятельности, развитию спорта.

Школа занимает первые места в смотрах художественной самодеятельности. Выступление агитбригады, которой руководила Воробьева К.П., признано лучшим в районе, и агитбригада «Синие стрелы» едет в Челябинск, там также занимает призовое место.

Вокально-инструментальные ансамбли, руководимые Сиренко А.И., пользуются неизменным успехом не только в школе и селе, но и в Троицком районе.

Старшеклассники стремились попасть в ансамбль, и Анатолий Иванович вынужден был создать их несколько: «Ровесник», «Юность» и «Плеяды» (особенно примечателен был последний, в нем играли только девочки – десятиклассницы). Танцевальный коллектив, созданный Коптевой Э.А., привлекал в одинаковой степени и мальчиков, и девочек. Учителя также активно принимали участие в смотрах художественной самодеятельности.

И дети с большим удовольствием смотрели их выступления. Жизнь коллектива была полнокровной и интересной.

В это время работали: Воробьева К.П., Медведева З.П., Баймухаметова Т.М., Костюкова Л.С., Левина М.М., Кузмич Т.А., Сергеев А.Н., Сергеева Л.И., Вохмянин М.А., Обрезкова В.Б., Однодворец В.А., Однодворец М.А., Бегашева В.Н., Бегашев Г.В., Петраков М.В., Исергепов А.Ш., Саранцева А.В., Петрушенко А.Ф., Брылева Т.М., Брылев М.И., Кузнецова С.А., Сиренко Г.М., Кудряшова Т.Н., Мироненко Л.Н., Смирнова Н.В., Сальникова Н.В., Карболина Г.М., Вохмянина А.С., Вохмянина Н.А., Марченкова В.Я., Миночкина Н.С., Аристов К.А., Быкова В.П., Коробейникова Л.Д., Горковлюк В.В., Пругло Л.Б., Стяжкин А.И., Воронина В.П., Трофимова С.Г., Трофимов, Коптева Э.А., Мустафина Л.Б., Смолина Л.А., Орлова Т.Е., Гузенко В.В., Миночкина Т.И.

Всего в педагогическом коллективе трудилось 46 человек, из них 26 имели высшее образование, обучалось в институтах – 8 человек, 1 – неполное высшее, 8 – среднее специальное, 3 – среднее. Имели звание «Отличник народного образования» - 5 человек: Петракова М.В., Вохмянина А.С., Карболина Г.М., Марченкова В.Я., Однодворец В.А.

В коллективе работали еще самые старшие опытные педагоги, которые щедро делились опытом, знаниями, накопленными в течение всей своей педагогической деятельности, с молодежью, помогая им полюбить свою профессию, овладеть практическими навыками. И в то же время в школу пришли молодые, знающие и энергичные педагоги. Высокий профессиональный уровень позволял давать учащимся глубокие и прочные знания: вырос % поступления в высшие учебные заведения, в техникумы.

В десятом классе учащиеся сдавали экзамен по трудовому обучению по специальности «Тракторист-механизатор».

Весной, летом и осенью постоянно работало механизированное звено старшеклассников. Они вместе с мастерами трудового обучения пахали, сеяли, культивировали, собирали урожай на школьном поле.

Некоторые учащиеся после школы шли работать в Бобровский совхоз по данной специальности, однако были и трудности, особенно у девочек, и поэтому педагоги школы задумались над вопросом, как сделать, чтобы трудовое обучение в старших классах стало более интересным для девочек.

У Обрезкова В.Н. было много задумок, планов на будущее. Но в 1986 году из-за ряда причин он решает уйти из Бобровской школы.

 В настоящее время трудится в районном отделе образования.

В 1986 году Воробьёву Ксению Павловну районное руководство назначает директором Бобровской средней школы. Проработала  директором  22 года. За добросовестный труд награждена грамотами ОБЛОНО, Министерства Просвещения России, знаком «Отличник народного образования», а в начале 2000 года ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель России». ». В декабре  2008 года ушла на заслуженный отдых. .»

Ксения Павловна работала в Бобровской средней школе с 1972 года. Начала свою трудовую деятельность как учитель начальных классов, учителем математики начала работать после окончания Челябинского государственного педагогического института. Работая учителем, показала отличное владение теоретическим материалом, проявляла инициативность, чуткое отношение к людям.

С 1981 года  по 1986 год Ксения Павловна работает завучем школы. В 1986 году Воробьёву Ксению Павловну районное руководство назначает директором Бобровской средней школы. 22 года проработала директором, она была талантливым организатором, инициативным человеком. Она находилась постоянно в курсе всех событий в школе, вела активную общественную работу, является депутатом совета Бобровского сельского поселения. Ксения Павловна умела найти подход к каждому члену коллектива. Поддерживала и оказывала помощь во внедрении инноваций и компьютеризации школы. По её инициативе был создан вокальный ансамбль учителей «Росинка», который с успехом выступает перед жителями г.Троицка и Троицкого района.

Она с особой заботой относилась к детям, о которых говорят: они из малообеспеченных семей. Именно для них, несмотря на труднейшие условия, организовала круглогодичное питание. Многое делается для того, чтобы престиж Бобровской школы постоянно рос. Несмотря на постоянную занятость, она находила время писать стихи. Два её стихотворения стали песнями.

«Все в мире дети рождены для счастья,

Для радости, улыбок материей,

Но в черный год военный шквал ненастный

Унёс с собой теченье мирных дней.

И первыми познали вы утраты,

Когда отцы ушли на смертный бой.

Герои вы, как и войны солдаты,

Дети, опалённые войной…»

Немногим учителям выпускники посвящают свои стихи. Воробьёва Ксения Павловна – одна из этих немногих. Именно ей посвятила своё стихотворение выпускница Бобровской школы:

                            «Согрев любовь мир абстрактных истин,

                             Вы восхищали детские умы.

                             Не график функций – фундамент жизни –

                              Незримо с Вами возводили мы…»

За добросовестный труд награждена грамотами ОБЛОНО, министерства Просвещения России, знаком «Отличник народного образования», а в начале 2000 года ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель России». В декабре  2008 года ушла на заслуженный отдых.

         С декабря 2008 г по настоящее время директором МОУ  «Бобровская средняя общеобразовательная школа» трудится опытный педагог, творческий человек Чернова В.Е. Школа сегодня – это современное общеобразовательное учреждение

В школе реализуются государственные образовательные программы общего и     полного среднего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. , 

МОУ «Бобровская  средняя школа» старается идти в ногу со временем, педагоги прекрасно понимают, что от их выпускников во многом зависит будущее села, района, области по большому счету даже страны. Педагогический коллектив школы внедряет современные педагогические технологии, совершенствует формы и методы организации и проведения учебных занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся  и индивидуализацию их обучения. Идет систематическая подготовка учащихся к ЕГЭ. Многие выпускники школы обучаются в ВУЗах области. Успехи имеет Бобровская школа и в спорте и в художественной самодеятельности. Однако педагогический коллектив школы дает учащимся не только знания, они большое внимание уделяют воспитанию, а без доступного качественного образования немыслимо будущее Великой  России, сохранение ее многоликой культуры.

Выделяют следующие стили управления:

  1. Авторитарный – оказывается единственно правильным при решении срочных задач, на начальном этапе формирования коллектива, в сложных или экстренных ситуациях.

  1. Демократический – решения принимаются коллегиально, каждый несет ответственность за результаты не только своей собственной, но и общей деятельности. Делегирующий стиль может эффективно использоваться лишь в том случае, когда руководитель четко знает уровень подготовки своих сотрудников и передает им лишь те обязанности, с которыми они справятся. Данный стиль подходит в ситуации высокого профессионализма и высокой степени мотивации сотрудников на работу.

  1. Либеральный – характеризуется слабой степенью контроля подчиненных. Руководитель выступает в роли координатора работы сотрудников. Этот стиль управления эффективен в случае, когда стоящие перед коллективом цели ясны, а работа сотрудников носит индивидуализированный творческий характер.

  1. Для авторитарного или директивного стиля характерно жесткое единоначалие, а также слабый интерес к работнику как к личности.

  1. При демократическом или коллегиальном – руководитель стремится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Либеральный означает полную устраненность руководителя от дел коллектива.

Исходя из этого, попробуем определить стили  управления Бобровской  школой на протяжении  разных  лет.

Крюков Александр Степанович ( 1920 -1928г.г.)

_- стиль  авторитарный.  Происходит налаживание работы школы после  окончания  гражданской войны

Селунский А. ( 1928 -191932г.г.)??

Лисицкий Михаил Иванович учитель Бобровской школы I ступени

(член РЛКСМ .Образование – 5 классов гимназии)

– зав. Бобровской школой с 1933 по 1939гг. придерживался демократического стиля управления,

Мардер Исаак Петрович (1941  - 1953 Г. Г.)

возглавлявший в самые тяжелые годы коллектив учителей и учащихся,

 придерживался демократического стиля управления,

Ковтуненко Константин Харлампиевич – преподаватель истории

( 1953 – 1961 г.г.) – Авторитарный.

Мироненко Иван Титович ( 1961 – 1965г.г. )  -

Авторитарный стиль управления

Летковская Владилена Семеновна – директор 1965 по 1971

Демократический стиль управления

Аристов Константин Александрович
 Назначен Исполняющим обязанности директора (1971 – 1972 г.г.) 

--Либеральный стиль управления

Фирсова Валентина Николаевна – 1972 -1974 г.г.

- Авторитарный стиль управления

Однодворец Михаил Андреевич. -1974 -1976 г.г.

Демократический стиль управления

Петракова Мария  Васильевна – директор с 1976 по  июль1979 г.г- Авторитарный стиль управления 

Костылев  Николай Филиппович – директор с 1979по 1980 гг 

---- Либеральный стиль управления

Обрезков Владимир Николаевич – директор с 1980 по 1986гг
Авторитарный стиль управления с элементами  демократического

Воробьёва Ксения Павловна       – директор с 1986 по 2008гг

Демократический стиль управления с элементами авторитарного.

Чернова Валентина Евгеньевна – директор с 2008 года по настоящее     время- стиль управления вырабатывается..

Необходимо исходить  из того, что  любой стиль управления имеет и свои

Положительные и отрицательные стороны.

Выводы: Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школ – это «Светило» для педагогов и учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни

«В «джентельментский» набор руководителя обязательно входит умение разрабатывать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. И это так, потому что, уходя каждый день на работу и хорошо понимая, что надо сделать именно в этот день, директор никогда не знает, какие сюрпризы ожидают его в школе, какие решения придется принимать с самого утра. И от принятого директором решения зависит какой будет жизнь у ученического, родительского и педагогического коллективов. Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность

Заключение

Таким образом,мы видим, что роль руководителя образовательного учреждения огромна. Личность директора, его деятельность оказывает решающее  значение на развитие  и творческий потенциал педколлектива и работоспособность, активность коллектива учащихся .Директор школы – это наставник педагогов, а значит Он должен всегда быть впереди . В.О. Ключевский утверждал: «Чтобы иметь влияние на людей, надо думать  только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится  напомнить им о себе». Этот афоризм в полной мере характеризует работу директора школы.

Литература

  1. Апрелков А.В Судьбы казацкие Челябинск: ЮЖ Урал  кн. – изд., 2002 год
  2. Абрамовских, В.С. Кобзов. Делор необходимое и крайне полезное. Информационный вестник. Архивное дело Челябинской области ПУ, Челябинск, 1998 г
  3.  Барышева А. Что бы у фирмы было . стиль управления  «завтра»//Управление персоналом.-2000-№5.
  4. Белядский Н.П. интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие/Н.П. Беляцкий.-Минск: Новое знание.-2001.
  5.   Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. - №7.
  6. Горбунцова В.И. Административно –территориальное устройство Троицкого района за 70 лет (1924-1994) Советской власти Информационный вестник. Архивное дело Челябинской области
  7.   Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. – 2004. - №4.
  8. Карезин В. Самый главный экзамен// Управление персоналом.-2000.-№5.
  9. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2000.
  10.  Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование //Педагогика. – 2005. - №8, нояб.
  11.  Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. - М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  13. Энциклопедия Челябинская область; изд-во « Каменный пояс», том 6, Челябинск ,2008г.
  14. Материалы музейной комнаты МОУ «Бобровская СОШ» Троицкого муниципального района Челябинской области
  15.  Воспоминания

 

 

Приложение

Коллектив педагогов Бобровской
семилетней школы 1957 год

Ковтуненко Константин Харлампиевич - директор школы, учитель истории, третий в верхнем углу

Летковская Владилена Семеновна

 Мария Васильевна Петракова            

                         

         Обрезков Владимир Николаевич

                                                             

            Воробьёва Ксения Павловна    

Слева - Чернова В.Е в музее Бобровской школы с главою администрации Троицкого района Шаталовой Л.В.( крайняя справа) и главою администрации поселения Бобровка Байбусовым В.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Научно- исследовательская работа на конференцию "Мир здоровья"

Немаловажное внимание в своей воспитательной работе следует уделять здоровому образу жизни. Мои ученики занимаются исследованием по вопросу спорта. Работа "Каратэ - искусство или спорт?"...

Выступление на V городской педагогической конференции"Инновационные технологии в образовании", 2015 г.

Выступление на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.Формирование коммуникативных УДД  в рамках деятельности кружка "Журналистика в школе"...

Выступление на районной августовской педагогической конференции 2015 год

"Воспитательное пространство школы и творческий потенциал учащихся школы"...

"Удивительный мир задач"-выступление на научно-исследовательской конференции

laquo;Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»В.Г. БелинскийЯ разделяю мнение автора цитаты. А Вы?...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...