Портфолио
методическая разработка по теме

Немова Юлия Константиновна

Методический портфель учителя.

Рекомендации по его составлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon портфолио учителя49 КБ

Предварительный просмотр:

Методический портфель учителя

Методический портфель учителя часто является составной частью оценивания качества профессионализма учителя при аттестации и проведении различных профессиональных конкурсов для учителей.

Безусловно, существует много путей создания портфелей, структура, содержание и параметры оценивания которых будут варьироваться. Предлагаемая здесь структура и содержание методического портфеля апробированы на факультете профессиональной переподготовки Московского института открытого образования. Портфель содержит инвариантные и вариативные (помеченные звездочкой) пункты. Некоторые пункты рассчитаны на учителей высшей категории и могут быть исключены при аттестации других категорий учителей.

Цели и задачи методического портфеля

Ø  Развитие  рефлексии  и  критического мышления учителя иностранного языка.

Ø  Мониторинг динамики развития профессионализма учителя иностранного языка.

Ø   Систематизация учебного материала.

Ø    Выявление зон трудностей для учителя и учащихся.

Ø    Мотивация учителя к постоянному повышению квалификации.

  1. Раскрытие  творческого  потенциала учителя  иностранного языка.

Структура методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

3. Методическая часть (Методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность.

б) Научно-методическая деятельность.

в) Организационно методическая деятельность.

г) Экспертиза и диагностика.

4.  Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).

Содержание методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

Ø Информация о личности владельца методического портфеля (возраст, специальность, образование, педагогический стаж, стаж работы в данной школе, родной язык, владение иностранными языками и их уровень, повышение квалификации, интересы и потребности владельца).

Ø     Копии документов об образовании, повышении квалификации.

Ø    Характеристики, отзывы методистов и учителей об уроках учителя.

Ø Концепция (эссе) «Мое педагогическое кредо» / «Мои основные педагогические ценности» / «Мой педагогический портрет».

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

Ø    Анализ школьной среды (тип школы, где работает владелец методического портфеля, модель школы в области изучения иностранного языка, функции учителя иностранного языка в данной школе, функции владельца методического портфеля, нагрузка в школе, личное расписание уроков, список оборудования, доступного учителям и учащимся в кабинете иностранного языка).

Ø    Анализ психолого-педагогического портрета одного из классов, где работает учитель (количество учащихся, этап обучения, общая учебная нагрузка, уровень владения иностранным языком, склонности, интересы, языковые способности учащихся, трудности в обучении и т.д.).

Ø    Анализ портрета сильного и слабого учащегося (возраст, уровень владения иностранным языком и другими предметами, языковые способности, склонности и интересы, взаимоотношения с другими учащимися. Что дается легко, трудности в обучении, сколько тратит времени на подготовку к уроку иностранного языка, умения самоконтроля, степень автономности и др.).

Ø    Краткая характеристика учебного плана и учебной программы, которыми пользуются в школе (вариант базисного учебного плана, тип, вид программы, количество учебных часов по иностранному языку).

  1. Краткая характеристика УМК по иностранному языку, используемых в учебном процессе в качестве: а) основных, б) дополнительных.

3. Методическая часть (методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность

Ø Учебно-тематическое планирование (технологические карты, графики прохождения учебного  материала,   графики контрольных мероприятий).

Ø   Развернутые планы собственных (открытых;) уроков и их самоанализ (не менее шести: разные параллели).

Ø    Фотографии посещенных уроков коллег и их анализ (не менее четырех).

Ø   Дневник или журнал учителя (наблюдения за учащимися и их усвоением учебного материала, описание непредвиденных ситуаций, рефлексия учителя на свою каждодневную деятельность).

Ø Перечень аудио-, видео- и других материалов для аудиторной и самостоятельной работы учащихся.

Ø Описание  и краткая  характеристика  созданных учителем учебно-методических разработок (в том числе аудио-, видео-, компьютерных).

Ø Банк обучающих памяток для учащихся (примеры памяток для снятия лингвистических, речевых и социокультурных трудностей усвоения учебного материала).

Ø Банк обучающих заданий (примеры формулировок заданий для развития навыков и умений всех видов речевой деятельности и аспектов языка).

Ø  Игротека (примеры игр для развития умений и навыков всех видов речевой деятельности и аспектов языка).

Ø Банк контролирующих заданий (примеры формулировок заданий для контроля умений и навыков всех видов речевой деятельности и аспектов языка).

Ø Банк учебно-методической  литературы по  проблемам обучения иностранному языку.

б) Научно-методическая деятельность

  1.    Научно-методическая   концепция   обучения   иностранному языку в школе.
  2. Сообщения и доклады на заседаниях школьных методобъеди-нений, семинарах, конференциях.
  3. Планы научного руководства проектами и рефератами учащихся.
  4. Доклады на окружных и городских конференциях по обобщению собственного опыта или школьного опыта и результатов работы экспериментальной площадки.
  5. Научно-методические статьи по проблемам исследования.
  6. Автореферат кандидатской диссертации.
  7. Глоссарий методических терминов.
  8. Глоссарий филологических терминов.

в) Организационно-методическая деятельность

  1. Планы организации и проведения классных часов.
  2. Планы заседания методических объединений.
  3. Планы организации клубов по интересам и кружков по иностранным языкам.
  4. Сценарии проведенных внеклассных материалов по иностранным языкам.

г) Экспертиза и диагностика

  1. Материалы оценивания: критерии' и шкалы оценивания различных продуктов (проектов, сочинений, устных монологических и диалогических высказываний и т.д.).
  2. Анализ материалов входного (диагностического) тестирования, промежуточного и итогового контроля.
  3. Анализ пилотирования экспериментальных программ и материалов.
  4. Рецензии на учебники и учебные пособия, проектные задания учащихся.
  5. Анализ типичных ошибок учащихся в разных видах речевой деятельности.
  6. Примеры оцененных работ учащихся.

4. Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы)

  1. Повышение квалификации в области методики преподавания иностранных языков (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков и тем).
  2. Повышение квалификации в области лингвистики и филологии (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков).

Оценивание методического портфеля

Методический портфель может оцениваться по следующим критериям:

  1. Психолого-педагогическая компетенция.
  2. Методическая компетенция.
  3. Коммуникативная компетенция.
  4. Творчество и академизм.
  5. Культура презентации материала.
  6. Культура устной презентации методического портфеля.

Портфель относится к аутентичным средствам оценивания и может быть использован, чтобы документально подтвердить проведенные мероприятия, показать динамику развития профессионализма учителя, дать возможность учителю самостоятельно оценить свою деятельность. Методический портфель облегчает процесс внешнего оценивания и служит важным инструментом для аттестации качества труда учителя.

Другой вариант организации методического портфеля учителя

РАЗДЕЛ 1. «Общие сведения об учителе»

  1. Личные данные
  2. Копия диплома о высшем образовании
  3. Копия удостоверения о повышении квалификации
  4. Копии удостоверений к наградам (медали, ордена)
  5. Копии грамот

РАЗДЕЛ 2. «Результаты педагогической деятельности».

  1. Самоанализ педагогической деятельности
  2. Итоговые результаты по предмету за 3 года
  3. Результаты административных срезовых контрольных работ по предмету с указанием классов
  4. Результаты окружных и городских контрольных работ по предмету с указанием классов
  5. Результаты сдачи выпускных экзаменов
  6. Список медалистов за 3 года
  7. Списки победителей интеллектуальных марафонов за 3 года
  8. Списки победителей окружных и городских олимпиад за 3 года
  9. Список учащихся, поступивших в ВУЗы по предмету

РАЗДЕЛ 3. «Научно-методическая деятельность».

  1. Пояснительная записка к программам.
  2. Список учебно-методического обеспечения.
  3. Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер - классов».
  4. Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.
  5. Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
  6. Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.
  7. Перечень публикаций с их приложением.
  8. Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.
  9. Разработка авторских программ (участие, программа)

РАЗДЕЛ 4. «Внеурочная деятельность»

  1. Программа кружка (если ведется)
  2. Программа факультативов.
  3. Перечень творческих работ учащихся.
  4. Список проведенных классных мероприятий с фотографиями.
  5. Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.
  6. Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года).

РАЗДЕЛ 5. «Учебно-материальная база»

  1. Перечень оборудования учебного кабинета
  2. Перечень нового оборудования.
  3. Список учебных фильмов.
  4. Перечень наглядных пособий
  5. Список аудиозаписей.
  1. Перечень справочной литературы и дидактических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...