Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
методическая разработка (10 класс) по теме

Ирина Михайловна Варава

Индивидуальная образовательная программа для учащегося  с ОВЗ 3 ступени обучения в обычной муниципальной школе. Может быть адаптированна для любого ОУ и учащегося с любым заболеванием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_obrazovatelnaya_programma.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Лесколовский центр образования»

«Утверждаю»                                                                                     «Согласовано»

Директор МОУ «СОШ «ЛЦО»                                                       с родителями

__________(+++++++)                                                          ________(+++++++)

                   Индивидуальная образовательная программа

+++++++++++++

(ФИО учащегося)

УЧАЩЕЙСЯ 10 а КЛАССА

МОУ «СОШ «ЛЕСКОЛОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор-разработчик:

Варава Ирина Михайловна- тьютор,учитель истории и обществознания      

   

 Ответственный за сопровождение ИОП: тьютор Варава И.М.

2011-2013г

I. Пояснительная записка

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Получение образования является также неотъемлемым условием эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся школьники, имеющие различные  ограничения в здоровье, и в связи с  этим  нуждающиеся  в специальном (коррекционном) образовании.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм,  т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности Учащейся, составленной на основе его образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья,  и фиксирующей образовательные цели и результаты. ИОП способствует формированию у Учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:

  1. в предоставлении возможности Учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
  2. в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
  3. в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;
  4. в осуществлении профессионального самоопределения  Учащегося и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;
  5. в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития;

Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку ++++++++НАТАЛЬИ, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности ее образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающейся,  формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора.

Структура работы МОУ « СОШ «ЛЦО» с детьми  ОВЗ :

Паспорт ИОП «МОУ «СОШ» ЛЦО» д. Лесколово

Всеволожского района Ленинградской области на 2011-2013годы

Название Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Лесколовский центр образования»

Тип и вид  общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Организационно-правовая форма Муниципальное учреждение

Учредитель Администрация М О «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, в лице Комитета по образованию  МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области

Год основания школы 1978г.

 Год основания «МОУ «СОШ «ЛЦО» 2009г.

Свидетельство о регистрации выдано Федеральной налоговой службой 28.08.2009 г. серия 47 № 002865420

Лицензия выдана  Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области  03.09.2009 г. серия А № 252773 регистрационный номер 198-09

Аккредитация выдана  Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области  04.05.2010 г. серия ОП № 012876 регистрационный номер 108-10

II. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы:

содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

Лесколовский центр образования стал центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, обеспечивает не  только усвоение знаний по конкретным дисциплинам, но и формирует умение применять их в повседневной жизни и использовать в дальнейшем обучении. Воспитательная  функция школы, направлена на раскрытие способностей ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, на обеспечение успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

МОУ« СОШ «ЛЦО» разрабатывает приемлемые формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих дистанционное обучение таких учащихся.

III. Адресность индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащейся 10-11 а кл +++++Наталии с ограниченными возможностями здоровья: логоневроз и ожирение  

 II степени

Реализуется индивидуальная образовательная программа в течение двухгодичного цикла получения среднего образования после завершения основной школы (10-11 класс) на базе социально-гуманитарного профиля в МОУ «СОШ «ЛЦО».

Психолого-педагогическая характеристика

ученицы 10-А класса ++++++Натальи  Ивановны 1995 года рождения, проживающей по адресу: д. Лесколово, ул…….., дом ….., кв. №…

          Наташа проживает с младшим  братом, мамой и отчимом. В семье хороший микроклимат, с отчимом находит общий язык.

Взаимоотношения родителей между собой уважительные, с Наташей отношения доверительные. С её мнением в семье считаются.

        Успеваемость Наташи хорошая, ей легче даются гуманитарные предметы, сложнее физика, химия, математика.

Направленность интересов: на учебную деятельность и отношения между людьми.

Наташа не проявляет особого рвения к общественной деятельности, но, если даётся поручение, то выполнят его добросовестно.

Всегда правильно распределяет свою работу во времени, старается выполнить её в срок.

Охотно вступает в контакт с людьми, не комплексует по поводу своего заболевания.

Наташа хороший товарищ, надёжный и преданный друг. Искренне сочувствует другим, с ней делятся одноклассницы своими проблемами, она внимательный слушатель. Все её поступки свидетельствуют об уважении к другим людям. Наталья скромна, достаточно уверена в себе.

      Адекватно реагирует на замечания взрослых и товарищей. Как правило, верно соизмеряет свои силы, учитывая трудности задания. Она настойчива в достижении поставленной цели. Её слова не расходятся с делом.

Хорошо владеет собой, умеет справиться со своими эмоциями. Её уважают одноклассники.

       По темпераменту флегматико- сангвиник, основные черты характера:

       надёжность, терпение и упорство.

Не любит работать в шумной обстановке и в большой группе, предпочитает нести ответственность сама за себя.

Эмоциональная напряжённость в норме, уровень тревожности личностный, школьный без отклонений от нормы.

Немного комплексует по поводу своей внешности (несколько «полновата»), хотя старается это не показывать.

         Желала бы определиться с выбором профессии и узнать больше о себе, о своих качествах личности с целью дальнейшего самовоспитания.

IV. Принципы разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности Учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

Принцип индивидуального подхода  предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития Учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития Учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо проанализировать соответствующие программы коррекционной работы и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения.

Принцип непрерывности гарантирует Учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП  Учащегося с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога,  администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения Учащегося по индивидуальной образовательной программе.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности Учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность Учащегося в ходе обучения;

—  Принцип организации тьюторской помощи Учащемуся с ОВЗ означает создание системы комплексного тьюторского сопровождения Учащегося с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных запросов.

V. Содержание индивидуальной образовательной программы.

++++++Н.обучается в профильном социально-гуманитарном 10а кл .Однако ее учебный план скорректирован и дополнен за счет ДО в соответствии с рекомендациями врачей: за счет дополнительного образования ей предоставлена возможность заниматься с педагогом- логопедом по коррекции речевой деятельности и лечебной физкультурой. А так как Наташа хочет связать свою будущую  профессию с иностранным языком, то ей предоставлена возможность расширить  практические умения в немецком  языке  за счет элективного курса « Говорим по немецки».

5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.

Учебные программы +++++ Н. являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, предусмотренных индивидуальным учебным планом (программы по учебным предметам, программы элективных курсов, программы дополнительного образования).

Программы определяют цели изучения учебного предмета, основные дидактические единицы, виды познавательных задач, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов.

Цели изучения учебного предмета находятся в прямом соответствии с Требованиями к освоению учебных программ и образовательными и профессиональными запросами Учащейся.

Содержание учебных программ обеспечивает возможность +++++++Н.изучать предметы: историю, право, обществознание, русский язык и литературу на профильном уровне, т. к. ее будущая профессия возможно будет предполагать итоговую  аттестацию по данному профилю .

Учебные программы.

Традиционно в ЛЦО используются государственные учебные программы, обеспечивающие  базисный уровень знаний (общеобразовательная программа среднего (полного) образования)

Организационно-педагогические условия. Режим образовательного учреждения. Шестидневная  неделя; Количество часов в 10- классах в неделю - 37 часов; продолжительность урока – 45 минут,  продолжительность перемен – от 5 до 25 минут; наполняемость классов – 20 человек, деление  на группы происходит при изучении иностранного языка, основ информатики. Учебный год разбит  на 4 четверти, продолжительность каникул – 30 календарных дней.

Форма организации учебно-воспитательного процесса. 

Классно-урочная система, на таких   предметах как история, обществознание, право, литература , экономика используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, практические  и лабораторные работы, интерактивные , проектная деятельность  и информационные технологии.

Педагогические технологии. Особенностью использования педагогических технологий является сочетание учебной и внеурочной деятельности в целях социальной самореализации личности:

  1. Участие в школьных, районных, областных  олимпиадах;
  2. Участие учащимися в предметных декадах;
  3. Участие учащихся в тематических выездах в музеи и на экскурсии,
  4. Участие в разработке учебных проектов, мульти- медиа продукта и др.

Аттестация достижений учащихся. Аттестация проводится в форме:

  1. Текущей аттестации;
  2. Аттестации по итогам прохождения темы (содержание и формы этого вида

      контроля определены в учебных программах);

  1. Аттестация по итогам полугодия, года;
  2. Возможна зачетная система в 10 классах по 3 предметам с целью повторения и  

             обобщения учащимися полученных знаний и подготовки к итоговой аттестации в 11-м  

             классе.

  1. Итоговая аттестация за 11-й класс проводится на основании годовой аттестации с учетом экзаменационных оценок, согласно типового положения об итоговой аттестации РФ.

Выпускные экзамены в 11- м классе проводятся в форме ЕГЭ.

Кадровое обеспечение. В школе на третьей ступени могут работать люди, имеющие  высшее образование без предъявления требований к стажу.

Возможные варианты выбора дальнейшей образовательной программы. По окончании  11 –го класса и получении аттестата об основном  образовании учащиеся могут прокладывать индивидуальный образовательный маршрут  в средних специальных учебных заведениях или выбранных ВУЗах.

+++++Н.обучается в социально-гуманитарном классе вместе со всеми учащимися ( на этом настаивала она  сама  и ее родители).Однако ее учебный план скорректирован и дополнен в соответствии с рекомендациями врача :

-лечебной физкультурой

-занятиями с логопедом

5.2. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения Учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

ИУП +++++Н. позволяет ей освоить профиль социально-гуманитарной направленности и за счет дополнительного образования более полно учитывать интересы, склонности и способности к филологии, что пригодится  в будущем  для  удовлетворения проф. потребностей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ученицы 10а класса МОУ «СОШ « Лесколовский центр образования»

Всеволожского района Ленинградской области

++++++++++НАТАЛИИ  ИВАНОВНЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОУ «СОШ «ЛЦО»

(для 10-го класса социально-гуманитарный профиль) на  2011-12 уч.год

Учебные предметы

10 класс

Базовые учебные предметы



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ


КОМПОНЕНТ

(инвариантная часть)

Иностранный язык

3

Математика

4

Экономика

1

Информатика и ИКТ

1

Физика

2

Химия

1

Биология

1

Искусство (МХК)

1

ОБЖ

1

Физическая культура

3

ИТОГО:

17

Профильные учебные предметы


ВАРИАТИВНАЯ


ЧАСТЬ

Русский язык

3

Литература

5

История

4

Обществоведение

3

Право

2

ИТОГО:

17


КОМПОНЕНТ ОУ

Подготовка к ЕГЭ математика

1

Основы графической информации

1

Элективный курс «Говорим по немецки»

1

ИТОГО:

37

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

образовательных запросов

++++++++ Наталии Ивановны

ученицы 10а кл МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»

Всеволожского района Ленинградской области,

обучающейся по индивидуальной образовательной программе:

                Профессиональное самоопределение:

социально- гуманитарный профиль и филология

  1. Образовательные запросы

Базовый уровень

освоения дисциплин

Профильный уровень освоения дисциплин

Элективные курсы

(предметные занятия, коррекционные занятия)

Программы дополнительного образования

1.Немецкий

язык

3часа

1.

Русский яз

3часа

1.

Говорим по- немецки

1

1.

Лечебная физкультура

1

2.Математика

4

2.

Литература

5

2.

Психология

личности

1

3.Экономика

1

3.

История

4

4.Информатика

и ИКТ

1

4.

Обществознание

3

5.Физика

2

5.

Право

2

6. Химия

1

7.Биология

1

8.Искусство(МХК)

1

9.Физическая культура

3

10. ОБЖ

1

 Индивидуальный  план   внеурочной деятельности учащейся 10а кл.  сОВЗ

МОУ « СОШ «ЛЦО»  ++++++  Наталии

  

Дополнительные образовательные программы (формы внеурочной деятельности)


Количество учебных часов

в неделю/за год

База образовательной деятельности


Коррекция недостатков речевого развиия

1час

Коррекционная служба ЛЦО

Лечебная  физкультура

1час

Спортивный клуб «Форвард» ЛЦО

Психология личности


1час

Психолог ЛЦО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОУ «СОШ «ЛЦО» на 2012-2013 учебный год  

                                                   учащейся   11а    с ОВЗ    +++++++Натальи

инвариантная часть

Учебные предметы    

11 класс

Литература

3

Иностранный язык        

3

Математика

4

Экономика

1

Физика

2

Химия

1

Биология

1

МХК

1

География

2

Физическая культура      

3

ОБЖ  

1

             Итого:

22

вариативная часть

Русский язык            

3

История

4

Обществознание    

3

Право

2

Итого:

12

Экономика и законодательство ЛО

-

Естествознание

-

Экология и природопользование ЛО

-

Основные вопросы математики в ЕГЭ

1

Художественный анализ текста

1

Решение сложных задач по химии

0,5

Решение задач по генетике

0,5

-

-

3

Предельно допустимая    аудиторная учебная  нагрузка при 6-дневной  учебной неделе          

37

для  социально-гуманитарный профиля

Возраст. В школу третьей  ступени принимаются учащиеся 15-17 лет.

Уровень готовности к усвоению программы. В 10-й класс принимаются учащиеся микрорайона,  успешно окончившие школу второй ступени и достигшие уровня образованности, необходимого   для успешного  продвижения ученика по данному образовательному маршруту.

Состояние здоровья. В школе могут обучаться дети с 1-4 группой здоровья. Ограничения – только при наличии заключения врача.

Продолжительность обучения. В школе третьей ступени дети обучаются 2 года.

Ожидаемый результат. По  окончании 11 класса предполагается выполнение учащимися требований Федерального образовательного стандарта, что должно подтверждаться аттестатом о  полном среднем образовании, достижением учащимися уровня функциональной грамотности,  предполагающей готовность человека к решению различных задач  во всех сферах  жизнедеятельности, а также готовностью продолжить образование в высших и среднеспециальных  учебных заведения.

Учебные программы. Используются государственные учебные программы, обеспечивающие   профильный уровень знаний (профильные программы среднего (полного) образования по истории. Обществознанию, праву, русскому языку, литературе)

Организационно-педагогические условия. Режим образовательного учреждения. Шестидневная  неделя; Количество часов в 10-11- классах в неделю - 37 часов; продолжительность урока – 45 минут,  продолжительность перемен – от 5 до 25 минут; наполняемость классов – 20 человек, деление  на группы происходит при изучении иностранного языка, основ информатики. Учебный год разбит  на 4 четверти, продолжительность каникул – 30 календарных дней.

Форма организации учебно-воспитательного процесса. Классно-урочная система, на некоторых  предметах используются лекционно-семинарские занятия, деловые игры, практические  и лабораторные работы, интерактивные  и информационные технологии.

Педагогические технологии. Особенностью использования педагогических технологий является сочетание учебной и внеурочной деятельности в целях социальной самореализации личности:

Кадровое обеспечение. В школе на третьей ступени могут работать люди, имеющие  высшее образование без предъявления требований к стажу.

Возможные варианты выбора дальнейшей образовательной программы. По окончании  11 –го класса и получении аттестата об основном  образовании учащиеся могут прокладывать индивидуальный образовательный маршрут  в средних специальных учебных заведениях или выбранных ВУЗах.

5.3. Коррекционная работа

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА  на III ступени с уч-ся ОВЗ (++++++)Н.

 

Коррекционная работа построена в соответствии с Федеральным

образовательным стандартом направлена на оказание комплексной

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной

образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в

физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Основные исполнители: социально-коррекционный отдел, педагоги , тьютор.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с иными образовательными потребностями .

Цель: Создание системы психолого-педагогического сопровождения  в обучении ребенка с нарушением речи .

Задачи:

1.Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию

коррекционной работы в  школе.

2.Обучение участников образовательного процесса технологиям восстановления,  сохранения и укрепления здоровья

 3.Своевременно выявление у учащейся  трудностей  адаптации, обусловленными

ограниченными возможностями здоровья;

4.Разработать систему организации образовательного процесса .

5. Осуществлять индивидуальную и дифференцированную  психолого-медико-педагогическую коррекцию в соответствии с рекомендациями врачей;                                  .

Принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,

который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах

ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,

т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с

ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход

специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в

решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного

процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения

подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)

психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение

гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с

ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми

образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,

включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса

о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные

(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направленности:

диагностическая работа- обеспечивать своевременное выявление проблем у +++++ Н, проведение его комплексного обследования и

подготовку рекомендаций по оказанию ему  психолого-медико-педагогической помощи в

условиях образовательного учреждения.

коррекционно-развивающая работа- обеспечивать своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования ; способствовать

формированию универсальных учебных действий у обучающейся (личностных,

регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивать непрерывность специального

сопровождения  ++++++ Н.и ее семьи по вопросам реализации психолого-медико-педагогической коррекции;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную

деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для

данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса. Совершенствование нормативно-правовой базы, сопровождающей реализацию

коррекционной работы .

Механизм реализации коррекционной работы:

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной

сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство.

К развивающей и коррекционной работе привлекается социальный партнер:

— Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической коррекции» Всеволожского района.

Этапы реализации

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их

адресность создают необходимые предпосылки для устранения  дезорганизующих

факторов.

I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-

аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента

обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их

особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью

соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-

технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации

(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым

образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных)

условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории

детей.

III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной

среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация

соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и

образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки

(регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

                                           

Реализация коррекционной работы обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

—  врач-педиатор;

— педагоги-психологи;

— социальный педагог;

— учителя- предметники.

__ медсестра ЛЦО

Врач и медсестра контролируют соблюдение режима коррекции в питании и двигательной активности

Психолог – проводит занятия 1 раз в неделю по коррекции речевой деятельности, а также :

-Помощь ребенку в решении сложных социально-эмоциональных проблем индивидуального развития

Совместно с социальным  педагогом комплексное психолого-педагогическое и  медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для  их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ.

Учителя- предметники- осуществляют индивидуальный подход  к +++++ Н.. в соответствии с рекомендациями логопеда и психолога.

VI. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы



В  Лесколовском центре образования работает коллектив единомышленников, творческих, талантливых, высококвалифицированных педагогов. Педагогический коллектив школы представляют 42 специалиста. Это педагоги- предметники, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, логопеды, специалисты по лечебной физкультуре, массажист и социальный педагог. Отличников народного просвещения – 5; Почётных работников общего образования РФ - 2; педагогов с высшей квалификационной категорией – 7; педагогов с первой квалификационной категорией – 25. Результаты мониторинга по информатизации за 2010-2011г составили:




1.

Педагоги владеют навыками использования ИКТ

54%

2.

Используют информационные технологии в образовательном процессе

28%

 

Рабочие места  30% учителей предметников , педагогов-специалистов и всех заместителей руководителя общеобразовательного учреждения оснащены компьютерной техникой, некоторые из них имеют доступ в Интернет.

  1.  Поставлено оборудование для ЛВС и введено в эксплуатацию, что позволяет применять Аналитические Информационные Системы управления Финансово Экономической службой учреждения.
  2. Используются средства коммуникации для получения и передачи управленческой документации по электронной почте. МОУ «СОШ «ЛЦО» имеет электронный почтовый адрес.
  3.  Имеется выход в Интернет. Использование Интернет-ресурсов направлено на обеспечение образовательной и информационной деятельности (электронная почта, поиск информации, участие в сетевых конкурсах, знакомство учащихся с Интернет-сервисами (обеспечение навыков), дистанционное обучение. Обеспечивается фильтрация доступа к сети Интернет.

Создание безопасных условий для  функционирования МОУ « СОШ «ЛЦО»

 Организационные мероприятия

2

Проведение аттестации рабочих и ученических мест по условиям труда                  

Зам директора по БО

Ежегодно

Создание безопасных условий

3

Организация обучения и проверки знаний администрации и специалистов  правил безопасности: пожарной, электрической, охраны труда.

Зам директора по БО

В течение срока реализации Программы

Создание безопасных условий

4

Проведение анализа состояния травматизма детей с выявлением причин несчастных случаев, приведение рабочих мест в соответствии с требованиями безопасности учебного процесса.

Зам директора по БО и АХР

В течение срока реализации Программы

Создание безопасных условий

5

Проведение конкурсов, слётов, соревнований по правилам поведения школьников и воспитанников  в различных ситуациях: пожарной, террористической, техногенной.

Отдел

воспитания Зам директора по БО

Ежегодно

 по плану

Отработка  основных навыков работников и учащихся

6

Проведение совместных учений с ГУ ГОЧС МЧС г.Всеволожска и Всеволожского района по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Зам директора по БО

Ежегодно

 по плану

Отработка  основных навыков работников и учащихся

                         Укрепление материально-технического обеспечения

1.

Выполнение целевой программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений на 2010-20015гг»

Зам директора по АХР

В течение срока реализации Программы

Создание безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений

2

Установка АПС  в ОУ и Сервисное обслуживание установленных АПС, КПС «Волна»

Зам директора по БО и АХР

2013 г.

сентябрь

Снижение рисков возникнования пожаров, аварийных ситуаций,


травматизма и гибели людей

3

Модернизация систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией 

Зам директора по БО

постоянно

4.

Установка мониторов систем «видеонаблюдения»  в ОУ и Сервисное обслуживание установленных ВН,

Зам директора по БО и АХР

2011 г.

сентябрь 2013г.

Снижение рисков

           

         

6.1. Педагогические технологии, формы и методы, применяемые для реализации индивидуальной образовательной программы

Технологии образовательного процесса МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»

применяемые  в обучении  ++++++Н.

За основу освещения этого раздела программ взяты подходы Г.К. Селевко  (Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998)

Технологии современного традиционного обучения

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию  обучения, позволяющее  обеспечить систематический характер обучения,  логически правильное изучение учебного материала, оптимизировать затраты  ресурсов при обучении. Включение богатого наглядного материала в форме кино-и видеоматериалов позволяет  обеспечить качественное усвоение  содержание образования. Недостатки данной технологии ( однообразие  построения уроков, невысокий процент времени  на самостоятельную работу  учащихся, слабая обратная связь с преподавателем) преодолеваются за счет использования различных образовательных технологий, увеличения доли самостоятельной  работы учащихся  на уроках, хорошим  знанием педагогами индивидуальных особенностей учащихся.

На ступени основного и среднего образования широко используется лекционно-семинарско – зачетная система обучения, позволяющая школьникам освоить технологии, широко применяемые в вузах.

Технологии на основе личностной ориентации  образовательного процесса

Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на  свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными  способностями человека, максимальной  реализацией возможностей детей. Она  представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и  развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию  окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение  учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников  педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,  осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их  родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология и ряд авторских технологий (В.Ф. Шаталова, А.А. Окунева), элементы которых реализуют педагоги школы.

Игровые технологии ( в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех ступенях обучения, поскольку они являются  универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Игровые технологии особенно широко применяются в  начальных классах  и в системе дополнительного образования, для  родителей и населения поселка  при  проведении праздников, общественного значимых акций. Ряд игр стал  достоянием общественности через общественное объединение «Ю-Питер», ДО «Радость».

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и  активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями и  навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

Проблемное обучение является  важной подготовительной ступенькой к  достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности,  подготовке к решению учебных и жизненных задач.

Технологии на основе эффективности управления и организации  учебного процесса  позволяет оптимизировать структуру содержания учебной информации, эффективно направлять познавательную деятельность детей и  индивидуализировать познавательный процесс.

Дифференциация обучения осуществляется по  индивидуально-психологическим особенностям детей, по области их интересов (педагогика  дошкольного и младшего школьного возраста, внеклассная работа со  сверстниками), а на уроках физической культуры – и по уровню здоровья  школьников

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных  результатов реализуется путем сосуществования общеобразовательных  (типовых) и профильных учебных программ в рамках школы; изучении элективных курсов. Переход не более высокий уровень предполагает успешное  освоение обязательного минимума содержания образования.

Технологии индивидуализации обучения частично  реализована в  школе при работе с учащимися,  обучающимися на дому и в работе с группами  школьников педагогических классов на тренингах, при проведении  индивидуальных консультаций, при подготовке отдельных мероприятий  школьниками  в группах или индивидуально. Индивидуализация  обучения четко выражена при подготовке учебных проектов, олимпиадных  и конкурсных работ и т.п.

Коллективный способ обучения(КСО) – организация обучения путем  общения в парах постоянного и временного состава, когда каждый учит  каждого, при которой развивается индивидуальность каждого ученика и  коммуникативные способности учащихся.

Элементы взаимного обучения особенно важно для учащихся  педагогических классов, поскольку они на таких занятиях пробуют свои  педагогические способности: ищут способы  оптимального усвоения содержания  материала, пытаются учесть индивидуальные особенности восприятия материала разными учащимися, их психологические особенности.

Групповые технологии позволяют обеспечить активность учащимися на  уроке и высокий уровень усвоения содержания за счет разделения класса на группы и совместного  решения определенных задач (общественный смотр знаний,  регламентируемая дискуссия, уроки-конференции, уроки- суды, урок- путешествия, интегрированные уроки и др.).

Развитие педагогических приемов во время  их проведения позволяет учащимся  педагогических классов обогатить свою «методическую палитру» и «изнутри» прожить все особенности групповых форм организации занятий.

Информационные (компьютерные) технологии  обеспечивают развитие  умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности  учащихся, формируют исследовательские  умения, умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и  на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка  учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

Технология мастерских (педагогических мастерских)  предоставляют учащимся возможности реализовать себя как индивидуальность, осознать  себя и свое место в мире, понимать других людей и закономерности развития окружающего мира, с уважением относиться к каждому участнику  образовательного процесса. Структура мастерских, по сути, отражает этапы познавательной деятельности учащимися. Их подготовка требует  не только отличного  знания содержания предмета, но и психологических особенностей восприятия, усвоения, предобразования информации.

Педагогические технологии

ООП

Основного

общего

образования

для

учащихся 5-9 классов

ООП среднего (полного) общего образования,

       1. Современное традиционное обучение

+++

+++

 2.Педагогические технологии на основе личностной ориентации

педагогического процесса

++

+++

       3.Педагогические технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся

+++

+++

       4. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

++

++

5     5.   Информационные (компьютерные) технологии

++

+++

       6. Мастерские (педагогические мастерские)

++

+

       7. Технология развивающего обучения

++

+

       8. Проектирование

++

+++

Проектирование восходит к опыту Дальтон-плана – комплексному  обучающему методу, который позволяет индивидуализировать учебный  процесс, дать возможность ребенку самому планировать, проявлять  самостоятельность в организации и контроле своей деятельности; данный  опыт позволяет обрести опыт решения учебных и жизненных задач.

Условные обозначения:

 +                применяется эпизодически

++             применяются регулярно, систематически

+++          являются ведущими технологиями образовательного процесса

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающейся.

В результате изучения всех без исключения предметов начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения.

Выпускница научится оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в в будущем.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускница научится:

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускница научится:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

-рисовать изображения на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

Выпускница получит возможность научиться:

-использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

     Обработка и поиск информации

Выпускница научится:

·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

·собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

·редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;

·пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический  контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

·заполнять учебные базы данных.

 Выпускница получит возможность научиться:

·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускница научится:

·создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

·создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов  с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

·создавать диаграммы, планы территории и пр.;

·создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;

·размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

·пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускница получит возможность научиться:

·представлять данные;

·создавать собственный продукт

  

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся 

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач:

  1. Удовлетворение запросов населения в доступном качественном образовании, обеспечивающем развитие личности детей и педагога и его интеграцию в социально-экономическое пространство области;

2. Организация профильного обучения в системе общего образования;

3. Приближение системы профессионального образования к потребностям рынка труда Ленинградской области;

4. Внедрение дистанционных образовательных технологий и их адаптация к существующим формам, методам, способам обучения всех категорий населения;

5. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство района и области;

6.  Совершенствование системы  воспитания детей и подростков,  их социализация в современном социокультурном  пространстве региона,  выявление и поддержка социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков;  

7. Создание системы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в общеобразовательных учреждениях;

8. Сохранение и укрепление здоровья, развитие физической культуры обучающихся;

9. Развитие эффективной социокультурной образовательной среды муниципальных образований как фактора повышения качества жизни населения Ленинградской области;

10. Создание организационно-методических условий и осуществление мониторинга качества образования в  образовательной системе района;

11. Создание условий для закрепления педагогических кадров и совершенствование системы их стимулирования.

 

При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся.

В старшей школе при выполнении проектных работ привлекаются специалисты из числа родителей и жителей социума.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.  

Педагогами школы также осваиваются здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению, укреплению здоровья учащейся, формированию осознанности здорового образа жизни. Учителя следят за санитарным  состоянием кабинета, уделяют внимание оптимальному контролю и коррекции деятельности учащейся, создают продуктивную атмосферу на уроке, формируют навыки здоровьесбережения, адекватного восприятию негативных жизненных проявлений.

                                   6.2. Нормативная база ОУ.

В Устав общеобразовательного учреждения внесены необходимые изменения и дополнения, а именно: в разделе Устава «Основные характеристики образовательного процесса» в соответствии со статьей 50 п. 4 Закона РФ «Об образовании» указано, что в образовательном учреждении ЛЦО предусматривается разработка и реализация индивидуальных учебных планов, которые являются концентрированным выражением ИОП для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  

Документы, регламентирующие организацию обучения

по индивидуальной образовательной программе:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.06.92 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года) (статьи № 3, 5, 12, 17, 43, 50 и др.);
  2. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
  3. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 года.
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждение типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196;
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2000 г.)
  6. Приказ Министерства образования РФ от 5.03.04. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  7. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  8. Приказ Министерства образования  РФ «Об утверждении Концепции профильного обучения» N 27-83 от 18.07.2002;
  9. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.02 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».  
  11. Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении Санпин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. №189. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  12. Областной закон «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области» от 9.07.2002 г. с изменениями от 30.12.2004 № 133-оз. +2007
  13. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 г. № 560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
  14. Устав общеобразовательного учреждения, реализующего ИУП.
  15. ООП общеобразовательного учреждения;
  16. Приказ об утверждении Положения об организации образовательного процесса на основе ИОП;
  17. Приказ об утверждении Договора о сотрудничестве образовательного учреждения с Учащимся с ОВЗ и его родителями;
  18. Приказ об утверждении Положения о тьюторском сопровождении Учащегося с ОВЗ, обучающегося по ИОП;
  19. Приказ об утверждении Должностной инструкции тьютора.

Инструктивно-методические материалы:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 г. №АФ-150/06.
  2. Письмо МО РФ «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» от 20.0.2004№14-51-102/13;
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г №03-413.
  4. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»  от 04.09.97 № 48 (в ред. письма Минобразования РФ от 26.12.2000 N 3);
  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения"
  6. Информационное письмо МО РФ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 13.11.2003 №14-51-277/13
  7. Инструктивное письмо МО РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» от 21 февраля 2001 г. №1.
  8. Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Концепция интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья Ленинградской области в общеобразовательное пространство региона» от 1.03.2005 г. №496-06/19;
  9. Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 9.03.2011 «О подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» №19-1060/11.
  10. Инструктивно-методическое письмо «Об  организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011/2012 учебном году» №19-3236/11 от 07.06.2011 г.

6.3. Адаптивная инфраструктура МОУ « СОШ « ЛЦО»

позволяет обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении учащегося с ОВЗ. Для этого в ЛЦО созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность  обучения.

Для ++++++Н. оборудовано индивидуальное место для самостоятельной работы с компьютером , выделены часы работы с логопедом , а также для занятий лечебной физкультурой.

Два раза в год ++++++Н. проходит медосмотр у лечащего врача, который отслеживает динамику состояния заболевания и реабилитационной деятельности школы.

      6.4. Кадровые ресурсы ОУ.

В МОУ « СОШ «ЛЦО»  коррекционная служба способствующая реализации ИОП  представлена следующими специалистами:

- учитель-логопед,

-педагог- психолог,

- инструктор ЛФК

-тьютор  

-медсестра

-учителя- предметники, которые реализуют комплекс учебных программ  третьей      

ступени.

Все специалисты проводят  индивидуальны занятия согласно  графика- расписания для преодоления  отклонений в развитии  ребенка.

Педагоги- предметники специальных курсов по данной проблеме не проходили, но все имеют высшее образование и « первую» и « высшую» категории.

Учитель-логопед , зав. соц-кор отделом закончила:

- в 2002 г ЛГУ им. Пушкина  факультет « Специальная психология и коррекционная педагогика»

--2009 курсы при ЛОИРО Рук .Никитина О.З. « Инновационные технологии в деятельности педагога – психолога ОУ»

-2011гкурсы Рук. ВолгаЛ.А « Техника психологического консультирования в работе педагога-психолга  новой школы»

-общий стаж педагогической работы-14 лет

-2011г курсы при ЛОИРО «Методическое сопровождение коррекционной работы»

Тьютор:

-2008 курсы при ЛОИРО «Альтернативные методики обучения в ОУ»

-2011 курсы при ЛОИРО «Модернизация современной школы»

-общий стаж педагогической работы- 32 года

6.5. Уровень подготовки педагогических кадров.

Педагогические работники МОУ « СОШ «ЛЦО» знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии, имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях разработки ИОП и РУП для обеспечения интеграции обучения и коррекции по всем РУП, организации реабилитационного процесса.

                                                                      Кадры

                 Развитие системы целевой подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием

1

Мониторинг состояния кадровой обеспеченности образовательных учреждений

Отдел кадров

Ежегодно

сентябрь

Повышение качества целевой подготовки педагогических кадров

2

Создание постоянно действующей системы прогнозирования перспективной потребности в педагогических кадрах ОУ и целевой подготовки.

Отдел кадров

постоянно

Повышение качества целевой подготовки педагогических кадров

Повышение профессионального мастерства и качества труда

педагогических работников образовательных учреждений

1

Обеспечение   методического сопровождения  «Школа молодого специалиста», создание  системы наставничества, проведение  мониторингов  профессиональных и информационных потребностей молодых специалистов

Руководители школьных кафедр

В течение срока реализации Программы

Обеспечение качественного образования и эффективности педагогической деятельности

2

Обеспечение  повышения квалификации педагогических кадров через систему семинаров, консультаций, лекториев и распространение передового педагогического опыта

Руководители школьных кафедр

В течение срока реализации Программы

Повышение качества образования

3





Обеспечение повышения квалификации педагогических работников через прохождение КПК

Отдел кадров

Постоянно в соответствии с планом

Обеспечение   

эффективности педагогической деятельности

4

Проведение целевых и проблемных семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса

Зам.дир.по ШО

Руководители  кафедр

Постоянно в соответствии с запросом

Повышение эффективности педагогической деятельности

6

Организация и проведение  курсов повышения квалификации педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Методист по информационным  технологиям

В течение срока реализации программы

Повышение квалификации педагогических кадров

7

Методическое сопровождение деятельности педагогических работников через работу творческих групп, методических объединений, тематических семинаров

Зам.директора по ШО и ДО

Постоянно в течение учебного года

Повышение квалификации педагогических кадров

8

Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий1.Здоровьесберегающие технологии  100%

2. Использование  ИКТ 100%

3. Технология проектного обучения  70

5. Использование исследовательского метода в обучении  60%

6. Развивающее обучение 70%

7. Коллективная система обучения 50%

8. Разноуровневое обучение 80 %

9. Технология использования в обучении игровых методов 80%

12. Проблемное обучение 80%

Зам.директора по ШО и ДО

В течение срока реализации программы

Повышение эффективности педагогической деятельности, улучшения результативности

сдачи ЕГЭ и применению  полученных знаний.

11

Формировать положительный образ педагога на страницах СМИ

Зав.отделом по связям с общественностью

постоянно

Повышение престижа педагогической профессии

12

Подготовка  и методическое сопровождение аттестации педагогических и руководящих кадров

Зам.директора по ШО и ДО

По плану

Повышение качества образования

6.6. Инфрастуктура  сопровождения образования по ИУП.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение +++++++Н.осуществляется на протяжении всего периода ее обучения в МОУ « СОШ «ЛЦО»на третьей ступени.  Центральным звеном организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учащейся является деятельность тьютора.

Службы сопровождения    МОУ « СОШ «ЛЦО»

Психологическое сопровождение

Основную работу по оказанию психологической поддержки ребенку в  школе ведет коррекционно- педагогическая служба.

К основным направлениям психологического сопровождения следует отнести

Преодоление затруднений в учебе:

  1. Консультационная помощь всем участникам образовательного процесса в преодолении     проблем в  обучении
  2. Профилактическая работа и актуальная помощь.

Решение проблем личностного  развития:

  1. Помощь ребенку в решении сложных социально-эмоциональных проблем индивидуального развития
  2. Совместно с социальным  педагогом комплексное психолого-педагогическое и  медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для  их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ.

Используется всесторонний мониторинг, который позволяет получить данные о характере и динамике психологического развития, о личностных  особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия ( методика самооценка САН-самочуствие. Активность, настроение, «роза  отношений», опросчик Кэттела,модифицированный опросник Айзенка,уровень конкурентоспособности Андреева,уровень инт-ти Андреева, типология лияности по Айзенку,Тест Стреляу, рисуночные тесты, беседа, включенное наблюдение, контроль процесса обучения и др.

 Социальное сопровождение

Осуществляется педагогами школы и социальным педагогом;

Значительную роль играют заместители директора по воспитательной работе,  вовлекающие учащегося  в позитивную социальную значительную деятельность.

Современная общественная ситуация с трудно разрешающими  противоречиями, снижающими ценность жизни, современная культура как  общественный нормотворческий компонент  общества, новые социальные  отношения, возникающие в обществе и другие аспекты современной жизни требуют социального сопровождения ребенка.

Основные направления деятельности:

Выявления детей; «группы риска»;

Психолого-педагогический мониторинг учащихся;

Специальное сопровождение детей «группы риска»;

Помощь в профориентации и выборе индивидуальных образовательных маршрутов;

6.7. Организация   дополнительного образования

++++++Н..предполагает включение ребенка, независимо от степени выраженности нарушений развития, в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. И так как ++++++Н. обучается в классе , то ей предоставлены все возможности для саморазвития через ДО МОУ «СОШ «ЛЦО».

Внеучебная работа МОУ « СОШ «ЛЦО»

является важной составляющей частью образовательного процесса, главный  принцип которого – создание равных для всех школьников условий для  творческой, интеллектуальной и социальной самореализации, помощи личности в ее саморазвитии и самоопределении.

Программа внеурочной работы реализуется через дополнительные образовательные программы следующих направленностей:

-художественно-эстетическое;

-эколого-биологическое;

-научно-техническое;

-социально-педагогическое;

-физкультурно-спортивное.

 6.8. Формирование социальной среды, способствующей обучению            

                                   учащейся с ОВЗ.

Лесколовский  центр  образования находится в д.Лесколово Всеволожского района в 39 км от Санкт-Петербурга и по сути является «спальным районом» , т.к. у населения (ок. 5000чел) нет возможности работать по месту жительства, поэтому большая  трудоспособная  часть жителей выезжает на работу в город В Лесколово есть вся необходимая для  жизни инфраструктура: дом культуры, музыкальная школа, магазины, а

два детских сада, школа и спортивный клуб «Форвард» объединены с 1.09.2009 в единое образовательное учреждение- МОУ « СОШ « ЛЦО». Такая структура дает возможность Наталье получать образование в соответствии с выбранным профилем, социализироваться ,заниматься со специалистами по коррекции зрения и   не выезжая за пределы поселения. Это устраивает и родителей +++++Натальи.

Социальное партнерство и сетевое взаимодействие МОУ «СОШ «ЛЦО»

МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»

Категории связей

Учреждения

Базовое образование

  1. Государственный Горный Университет
  2. Гуманитарный Университет профсоюзов
  3. ДОУ №38 и №58
  4. Театры и музеи СПб и ЛО
  5. Родители

Дополнительное образование

  1. Лесколовский ДК
  2. Дворец Творчества г.Всеволожск
  3. Всеволожский ЦИТ
  4. Кружки ЛЦО
  5. Спортивный клуб «Форвард»»
  6. Родители

Воспитание

  1. Театры и музеи Санкт- Петербурга
  2. Управляющий Совет ЛЦО
  3. ОППН при Лесколовском ОМ
  4. Клуб «Авангард»
  5. ДО «Радость»
  6. Совет ветеранов д. Лесколово
  7. Родители

Мастерство

  1. Научно-методический совет ЛЦО
  2. ЛОИРО
  3. ВРМК
  4. Педмастерские ЛЦО

Социальное партнерство


  1. Лесколовский ДК
  2. Молодежный совет
  3. Совет ветеранов
  4. Клуб «Авангард»
  5. Школы Всеволожского района
  6. Родители

VII. Основные образовательные результаты

   Ожидаемые результаты формулируются в данной программе  как модель выпускницы с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы Учащейся с ОВЗ.

  1. достижение Учащейся уровня образованности, достаточного для дальнейшего профессионального самоопределения и самореализации в образовательной, творческой, трудовой, досуговой деятельности (готовность к решению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность);
  2. достижение Учащейся личностной и социальной зрелости, характеризующейся  умением уважать права и свободы другого человека, высоким гражданским самосознанием, терпимостью и внимательностью к чужому мнению;
  3. положительная динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития учащегося;
  4. активная позиция Учащейся в образовательном процессе (участие в школьных мероприятиях, общественных акциях и т.д.);
  5. сохранение и улучшение  здоровья, коррекция недостатков психофизического развития Учащейся;

             

               Критерии оценки ( ++++++++ ) НАТАЛЬИ в  МОУ « СОШ «ЛЦО»

  1. положительная динамика  успеваемости Учащейся, обучающегося по ИОП,
  2. высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса ходом и результатами обучения учащегося с ОВЗ по индивидуальной образовательной программе;
  3. определенность Учащейся с ОВЗ в выборе дальнейшего профессионального обучения;
  4. выявленная в ходе психолого-педагогической диагностики положительная динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития учащегося, нормализация отношений с одноклассниками, педагогами;
  5. отсутствие отрицательной  динамики психофизического развития Учащейся с ОВЗ;
  6. эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении их друг к другу;

Примерная модель выпускницы с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускник имеет уровень образованности не ниже обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Имеет сформированные общеучебные умения и навыки.

Обладает широкими культурными потребностями.

Стремится к саморазвитию.

Имеет высокое гражданское самосознание.

Владеет навыками исследовательской деятельности, коммуникации.

Обладает  устойчивой системой гуманистических ценностей

Ориентирован на поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения

VIII. Проведение промежуточной и итоговой аттестации учащейся

                         

Система оценки, контроля и учета знаний учащейся позволяет отследить как рост познавательных интересов, стремление к знаниям, так и уровень знаний, умений и навыков по всем предметам. Она включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности, письменные промежуточные и годовые контрольные работы, экзамены. Сравнительный анализ, производимый по итоговым оценкам по различным предметам, позволяет отследить эффективность процесса обучения, определить шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащейся.

Использование сложившейся системы аттестации ученика с ОВЗ, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает ежемесячная оценка тьютором успешности освоения ИОП.

2. Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.

3. Итоговая аттестация

По окончании обучения по ИОП используются все принятые школой формы итоговой аттестации. Выполнение отдельных курсов может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (скажем, сдача экзамена или зачета в другом учебном заведении, при обучении экстерном или вне школы). Использование этой оценки при итоговой аттестации (внесение ее в аттестат) должно быть указано в договоре школы с внешним учреждением, являющимся базой для выполнения учащимся учебного модуля.

Государственная (итоговая) аттестация учащейся в 11 классе, промежуточная аттестация в 10 классе проводится в соответствии с:

- п.3.4.ст.19 Закона РФ «Об образовании»,

- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным   Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196,

- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2000 г.)

- Положением об итоговой аттестации выпускников 9,11 классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 03.12.1999г. №1075 и внесенными в него изменениями,

- Приказом Министерства образования РФ от 21.01.2003г. №135 «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений РФ    

- локальными документами школы.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ ученицы МОУ «СОШ «ЛЦО»

                                       

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников.

        Особенностями системы оценки для +++++Н. .являются:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. оценка динамики образовательных достижений обучающейся;
  5. сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  6. использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  7. уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;
  8. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  9. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  10. использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Формы контроля и учета достижений обучающейся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (полугодие, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

   -проектные задания

-  контрольные работы

-  тестовые задания

- зачеты

-подготовка презентаций

-диагностическая  контрольная работа

   - тесты

- тематический контроль по предметам

- промежуточные диагностики

- итоговые диагностики

- анализ динамики текущей успеваемости

-тестированный контроль

- участие  впроектах, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Формы представления образовательных результатов:

  1. табель успеваемости +++++++Н. по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  2. тексты итоговых диагностических контрольных работ, тестов формата ЕГЭи анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  3. устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  4. портфолио;  
  5. результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающейся.
  6. Участие в олимпиадах

IX. Сочетание основного и дополнительного образования Учащегося.

Основной задачей дополнительного образования является предоставление Учащейся возможности развития, профессиональной ориентации, оздоровления и социализации. Внеурочная деятельность должна способствовать развитию интереса к различным отраслям знаний, к культуре, искусству.

Одним из главных аспектов реализации системы дополнительного образования в МОУ «СОШ « ЛЦО» является преемственность и взаимосвязь с учебным процессом ,т .к она эффективно функционирует и способствует коррекции нарушений развития, обеспечивает возможность дальнейшего профессионального самоопределения.

Коррекционнодиагностическая служба

Образовательный         процесс  МОУ «СОШ»ЛЦО»

Родители

Личность обучающегося  воспитанника

Тьютор

Дополнительное образование

Классный

руководитель

Социальная

реабилитация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида

Данная программа рассчитана на реализацию при дистанционном обучении ребенка-инвалида в течение уцчебного года.Программа содержит пояснительную записку, образовательный, коррекционный и воспитательный...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Специальная индивидуальная образовательная программа развития глубоко умственно отсталого ребенка

Специальная индивидуальная образовательная программа развития (СИОПР), составленная по следующим направлениям: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, дви...

Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)

Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)...

Индивидуальная образовательная программа ребенка с ЗПР

Цель программы: обучение предусмотренным общеобразовательной программой навыкам и умениям, коррекция нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; индивидуальных недостатк...

Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка

Индивидуально образовательная программа - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации о...


 

Комментарии

Ирина Михайловна Варава

Очень нужная и своевременная разработка. Спасибо за помощь . Узнала много нового и нужного.Коллега: тьютор- Михневич Т.А.

Спасибо за столь интересный материал. Удачи!