Моя педагогическая концепция
методическая разработка по теме

Солдатова Нина Николаевна

Моделирование ситуации успеха на уроках географии, как способ достижения личностных результатов обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики

Арзамасского района Нижегородской области

МБОУ Новоселковская средняя общеобразовательная школа

 На конкурс

«Учитель года Арзамасского района – 2012»

«Моя педагогическая концепция»

на тему:

Моделирование ситуации успеха на уроках географии, как способ достижения личностных результатов обучающихся

Выполнила:

учитель географии, I квалификационной категории Солдатова Нина Николаевна

Адрес:

607264

Нижегородская область

Арзамасский район

д. Бебяево

МБОУ Новоселковская СОШ

т: 8(83147)55–2–91

2012 год

Введение

Три  педагогических счастья

Добро нести, добру учить,
Добиться цели через трудности
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью.

Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока.

Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог плюс воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!

Следовательно, воспитательная цель на уроке самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Я нашла три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через географию и через методику преподавания.

Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, вратарь – дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни». Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так: "Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель, видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье".

Мой девиз: «Учись познанью лучше, терпеливей, чтоб становиться день за днём счастливой».

Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция: «... Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький».

I. Актуальность основных положений концепций.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

Главная задача общества – дать возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Важно именно в школе каждому найти свой интерес в различных областях науки и техники, выйти на дорогу поиска в науке, жизни и постараться наиболее полно раскрыть свои способности.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Цели и задачи моей  педагогической деятельности:

 расширение кругозора учащихся в области географических знаний;

 выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;

 активное включение  учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

 совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции по географии;

организация научно-исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения и профориентации;

 развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы из собственных наблюдений.

Для достижения поставленных целей учебная и воспитательная работа по предмету   проводится в системе:

  • урок
  • экологический кружок
  • исследовательская и  творческая работа

Современная школа ориентирована на развитие личности каждого ученика. Именно поэтому приоритетными являются принципы личностно ориентированного обучения, которые способствуют саморазвитию, самореализации, самоопределению, социализации личности. Самодостаточная социально адаптированная личность сформируется только в том случае, если в процессе образования и воспитания педагоги будут учитывать ее психолого-педагогические особенности. В свою очередь, чтобы такую личность воспитать современному учителю в основу своих методов работы следует положить такие педагогические приемы как развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, моделирование ситуации успеха, организация взаимосотрудничества учителя и ученика. Мне кажется, что одним из важнейших условий реализации личностно ориентированного подхода к ученику является активизация его познавательной деятельности. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению ее на практике. Формированию осознанной мотивации к усвоению предлагаемой информации способствует целый ряд приемов и методов. Особое внимание я хочу уделить активизации познавательной деятельности учащихся, а именно, моделированию ситуации успеха. Актуальность моей концепции я вижу в ее созвучии с методической темой, над которой работает Новоселковская школа: «Современные образовательные технологии в учебной и внеурочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования» И соответственно, в своей концепции я опираюсь на приоритеты, выбранные учебным заведением, в котором работаю: готовность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества; соответствовать требованиям современной жизни.

Моделирование ситуации успеха.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из актуальнейших проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. На мой взгляд, эмоциональный комфорт во многом зависит от ситуации личного успеха каждого ученика на уроке. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учетом многих факторов. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен смоделировать учитель. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее: переживание успеха внушает уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Успех сугубо индивидуален. Следовательно, необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности. А это значит, его достижения должны быть оценены как более значимые.

Этапы моделирования ситуации успеха на уроке

1. Мотивационный этап. На данном этапе я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет главным двигателем развития личности, социальной группы. Его материальная основа – потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов и эмоций. Познавательный интерес выполняет три основные функции, он является:

 1) средством (стимулом) обучения;

 2) мотивом учебной деятельности;

 3) устойчивой чертой личности.

         Хочется выделить основные мотивы познавательного интереса, которые определяют процесс моделирования ситуации успеха на уроке: информационный мотив, который проявляется, как стремление выйти за рамки программы; мотив осознания собственного роста – главный двигатель развития личности ученика, показатель эффективности обучения и гарантия устойчивости интереса. В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса; мотив широкой любознательности; мотив интеллектуально–духовной радости – один из показателей глубины и устойчивости интереса, его яркой эмоциональной окрашенности; мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника. Его роль заметно возрастает в подростковом возрасте вместе с потребностью личности в социальном утверждении и самоутверждении. Он напрямую связан с высоким уровнем знаний, умений, успехов в учебе. Прежде всего, на данном этапе необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится»), но, лучше, если эмоции будут иметь и деятельное основание. Формируя мотив достижения успеха, я предлагаю различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи; попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым; рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и т.д.

2. Организационный этап. На этом этапе моя задача, как учителя, обеспечить учащемуся условия для успешного выполнения задания (с учетом его индивидуальных особенностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом. Здесь особенно необходима помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения. На уроке конкретные обстоятельства обусловливают использование мною тех или иных приемов ситуации успеха. К ним относятся: эмоциональная разгрузка; смена задания; помощь класса; обращение к учителю; работа с учебником; индивидуальная работа и т.д.

Особенно уместно обратить внимание на используемый мною прием «Даю шанс» (сейчас нужно сдать работу, но после урока можно прийти и дописать, но учащиеся должны быть готовы к тому, что им могут предложить и дополнительное задание).

3. Итоговый этап. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Я стараюсь оценить работу ученика так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего учебного задания. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует от учителя педагогической корректности и такта. В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становиться действенным средством активизации образовательного процесса, когда она: организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи; реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приемов и средств.

Для себя эволюцию эффективности моделирования ситуации успеха на уроке я представляю в виде следующей схемы:

-положительные эмоции в деятельности; чувство успеха; эмоции радости, интеллектуального подъема; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей; осознание недостаточного уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании

Моделирование ситуации успеха через творческую деятельность

С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха как основного способа развития познавательной активности лежит творческая деятельность. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты: творчество как процесс развлечения, игры; творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности; творчество как особая форма коммуникации.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении. Я хочу отметить используемые мною приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение: нестандартная формулировка проблемы, задачи; постановка к данной проблеме альтернативных вопросов («А что, если…?»); юмор – показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не следует бояться детских шуточных импровизаций; не бояться самых различных (иногда абсурдных) аналогий; отказ от привычных стереотипов мышления; любую проблему рассматривать не менее, чем с четырех точек зрения:

1. Опираясь только на документы, цифры и факты.

2. Критически оценить ситуацию.

3. Оценка ситуации с точки зрения конструктивного подхода.

4. Дать выход полету фантазии.

На мой взгляд, в старших классах одним из наиболее эффективных творческих методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектных исследований. В основе создания творческого проекта лежит процесс совместного творчества учителя и ученика.

Именно при создании и защите творческих проектов на уроках легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности».

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в районных, областных и республиканских конкурсах с исследовательскими работами:

обучающиеся Сиднева Алена и Ильина Анастасия стали дипломантами конкурса II региональных юношеских чтений им. В.И.Вернадского за исследовательскую работу: «Исследования фальсификации меда». – 2011 год;

обучающиеся Солдатова Анастасия и Солдатов Владислав стали лауреатами конкурса XVIII Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского в Москве за исследовательскую работу: «Обеззараживание сточных вод серо-голубой глиной».

Ребята из экологического кружка принимали участие с социальными проектами  в конкурсах: «Мы и Земля» и « Экологическая мозаика».

Данная работа помогает добиваться следующих результатов:

Год

качество ЗУН

успеваемость

2008-2009

67%

100%

2009-2010

73%

100%

2010-2011

77%

100%

Результаты мониторинга качества знаний по географии за последние 3 года показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии,  в среднем составляет 72%.

Ежегодно ребята выбирают экзамен по географии в форме ЕГЭ, показывая хорошие результаты.

Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...