Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома
материал на тему

Разувайлова Наталья Ивановна

 В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома

Разувайлова Н.И.

Воспитатели ГКОУ РО детский дом №3 г. Таганрога

Одним из важнейших  направлений модернизации  российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. Инициатором и разработчиком основ педагогической поддержки был  Олег Семенович Газман - известный педагог.

Газман считал, что главное значение в образовании имеет не социализация как его основная часть, а индивидуализация как система средств и условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания…[5]

Мы придерживаемся идеям этого педагога, стараемся использовать основные нормы педагогической деятельности в своей работе, которые были предложены. Поскольку реализация  педагогической  поддержки возможна  в том случае, если основу профессиональной  позиции  воспитателя   составляют следующие нормы взаимодействия:

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживать;

милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

умение слушать, слышать и услышать;

уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремление.

признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения (право «хочу» и  «не хочу»);

поощрение и одобрение самостоятельности, независимости  и уверенности в его  сильных сторонах, стимулирования самоанализа;

признание равноправия ребенка в диалоге и решении  собственной проблемы;

умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка, готовность ничего не требовать взамен;

собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Педагогический смысл поддержки отражается в двух ключах. В первом ключе поддержка  связывается  с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализация их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным  действиям и свободному выбору.

Во втором  – помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

В нашем понимании, педагогическая поддержка дополняет воспитание и обучение, усиливает их эффективность, поскольку служит «мостиком» для возникновения мотивированного обучения и самовоспитания. Последнее очень актуально для воспитанников детского дома.

Практически вся деятельность детей направляется  и регулируется взрослыми. Большинству наших детей  неведом  механизм  самостоятельного  решения   проблем как личностного, так  и межличностного  характера. Таким образом, воспитательный процесс в группе строится  так, чтобы воспитанник научился владеть собой, становился хозяином своей жизни (не потребителем, а распределителем, т. е.  умеющим  заботиться, строить, применять  и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).  Концептуально педагогическая поддержка рассматривает воспитанника как субъект  жизнедеятельности.

Цель педагогической поддержки в нашей работе сводится к  устранению препятствий  в самостоятельном продвижении воспитанника.

Предметом деятельности становится  процесс совместного  с ребенком  преодоления  препятствий, (личностных, средовых, материальных), которые мешают личностному выбору, развитию, обретению   себя.

Препятствие –  это то, что отделяет личность от достижения, желаемого  результата.

Ученики Газмана разработали  и описали механизм  педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных   проблем. Он  складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога.

Технология  педагогической   поддержки, ее реализация на практике (из опыта работы в нашей группе).

Выделяются 5 этапов педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.

Этапы педагогической поддержки:

1 этап- диагностический:

  1. фиксация факта препятствия (препятствие есть в какой-то сфере, например, успеваемость);
  2. классификация препятствия.

В соответствии  с видом препятствия, осуществляется  соответствующая педагогическая поддержка

Например, Захар – препятствия  в обучении мы квалифицируем как личностные, связанные с рассеянностью  и несобранностью, а также с задержкой психического развития, т.к. ребенок не обладает достаточными ресурсами, чтобы справиться  с препятствиями в обучении самостоятельно.

В этом случае мы осуществляем педагогическую поддержку коррекционно-развивающую, направляющую.

  1. вербализация препятствия самим воспитанником (Да у меня есть трудности в учебе, есть проблемы с письмом и чтением). Вербализация препятствия необходима для полного осознания ребенка своей сложности, т. к. зачастую наши дети поверхностно  подходят к решению своих проблем, либо вообще считают, что проблем не существует (осознание своей проблемы – это 50% ее решения)

2этап-поисковый

  1. организация совместно с ребенком поиска причин  возникновения проблемы.

Если  на первом этапе мы гипотетически определяем  для себя причину  препятствий ребенка в обучении, то на втором  этапе в процессе беседы с ребенком мы подтверждаем либо корректируем, а может быть, и меняем свою гипотезу.

В случае с Захаром мы предположили, что препятствия связаны с плохой личностной организацией мальчика (несобранность, рассеянность, недисциплинированность).

В процессе обсуждения с ним ситуаций в школе, а также проанализировав тетради, дневник, мы подтвердили свою гипотезу и выяснили дополнительные мешающие факторы.

3 этап – договорный:

  1. проектирование действий педагога совместно с ребенком. На донном этапе мы совместно с ребенком намечаем путь действий по преодолению его сложностей.

В случае с Захаром акцент был сделан на мероприятия, действия, связанные с самоорганизацией мальчика (не отвлекаться, слушать учителя и т.д.).

  1. разделение функций педагога и ребенка и ответственности за решение проблемы; Мы (воспитатели) берем на себя функцию активных наблюдателей (направляющая помощь), а воспитанник выступает как исполнитель. Ответственность: воспитатель-1) организация самоподготовки, коррекционных дополнительных занятий, создание эффективных условий работы; 2) помощь в случаях затруднения; 3) контроль (самоподготовка, связь со школой).

4 этап – деятельностный:

  1. действия самого ребенка: упражнения, дополнительные занятия совместно с воспитателем  или под его контролем;
  2.  действия самого педагога: он – наблюдатель, с  его стороны идет одобрение, поощрение действий, инициативы и самостоятельности ребенка.  

Так же на данном этапе воспитатель может активизировать деятельность  другого взрослого (узкого специалиста, родителя, родственника) для того, чтобы устранить препятствия, мешающие  саморазвитию воспитанника ( в случае с Захаром, активизация – психолога, медиков).

5этап – рефлексивный:

  1. совместное обсуждение с ребенком успехом и неудач при решении проблем.

Форма: устная, письменная (Мои успехи, мои неудачи). Так же предложить ребенку, на договорном этапе ведение дневника успехов, с последующим его обсуждением на заключительном этапе.

                                        ДНЕВНИК УСПЕХОВ

День недели

Умения

Баллы

Что улучшить

В анализе проводимой нами работы мы видим определенные достижения: воспитанники более успешно преодолевают барьеры, встающие на их пути, пытаясь ликвидировать пробелы, легче идут на контакт со взрослыми, принимают точку зрения другого человека во внимание и уважают мнения других. Оценка собственных результатов ребенком развивает адекватное восприятие себя и своих возможностей.

Литература.

  1. . Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237
  2. 2. Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
  3. 3. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. С.82.
  4. 4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.
  5. http://www.vetrov.kiev.ua/Учителя/2011-11-14-20-10-59.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.

здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3...

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)

Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...

Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»

Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей д...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Реализация творческих способностей ребенка в условиях детского дома

Статья на тему развития творческих способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома...

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходи...