Реализация творческих способностей ребенка в условиях детского дома
статья

Статья на тему развития творческих способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация творческих способностей ребенка в условиях детского дома»

 «Два мира есть у человека: Один который нас творил,

Другой, который мы от века. Творим по мере наших сил».

 Н. Заболоцкий

Проблема развития творческих способностей детей является актуальной проблемой педагогики. Задача современного общества состоит сегодня в том, чтобы воспитать гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи в любой области знаний и человеческой деятельности. Эта проблема всегда волновала как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.

В педагогической науке, проблема развития творческого потенциала личности освящена в работах отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

При определении сущности и содержания творчества в исследованиях ученых обычно речь идет о создании чего-то нового и оригинального, отмечается неразрывная связь творчества с продуктивной деятельностью. Как отмечают ученые, на формирование творческих качеств личности оказывают влияние особенности развития не только интеллекта человека, но и чувственности, а также характер и мотивация деятельности. Творческий опыт, приобретаемый личностью в процессе творческой деятельности, позволяет ей развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление, эмоциональную восприимчивость и т.д., тем самым обогащает его внутренний духовный мир. Научить творчеству индивида означает, прежде всего, сформировать знания, умения и навыки творческой деятельности.

Под творчеством понимается:

1) процесс человеческой деятельности, создающий материальные и художественные ценности; возникшая в труде способность человека из доставленного действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение;

2) деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, это высшая форма деятельности;

3) способность к созданию нового (ранее не существующего).

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают, что  на  всестороннее развитие личности ребенка большое значение оказывают занятия детей творчеством. В трудах Л.С. Выготского дается теоретическое обоснование существования детского творчества. Исследуя вопросы умственного развития детей в процессе обучения, он пришел к выводу, что «творчество возникает там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев». Творчество - норма детского развития (Л.С. Выготский), особенно характерное для старшего школьного возраста, когда появляется внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности.

Детский дом - государственное образовательное учреждение, основное направление работы которого - подготовка к жизни в обществе социально-адаптированной, овладевшей комплексом трудовых навыков и умений, нравственно и физически здоровой, творчески активной личности. Не для кого ни секрет, что процесс адаптации ребенка проходит более эффективно, если он включен  в организованную творческую деятельность.

В нашем учреждении педагогическая работа по развитию творческих способностей у детей ведется с момента поступления ребенка в Детский дом. Организуя работу по развитию творческих способностей  воспитанников, основная нагрузка возлагается на организацию дополнительного образования Детского дома. В связи с неоднородностью контингента,  своеобразием развития некоторых воспитанников (несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, процессы сравнения и обобщения затруднены, несовершенство логического анализа и синтеза, трудность абстрагирования, снижение познавательных интересов) главный акцент  приходиться делать на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитие творческих способностей каждого индивида. Поэтому,  ребенку с данными нарушениями, для полноценного развития  занятия творчеством необходимы как воздух. Педагогический процесс в Детском доме, строится и его содержание определяется таким образом, чтобы каждый воспитанник был вовлечен в активную познавательную, творческую деятельность и коммуникацию в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно. Именно занятия творческой деятельности: изобразительное искусство, декоративно – прикладное творчество, театрализация, вокал помогают детям Детского дома реализовать свои способности. В процессе творческой деятельности, составной частью которой являются мыслительная и практическая деятельность,  задействуются все формы мышления, направленные на приобретение знаний и умений, установление новых фактов и закономерностей.  Занятия в дополнительном образовании Детского дома способствуют коррекции личности воспитанника, ее раскрепощению. Правильно выстроеная организация досуговой деятельности Детского дома, рационально распределенное свободное время воспитанников является залогом формирования их позитивных интересов и увлечений. Общение воспитанников, увлеченных общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия. В современном обществе четко прослеживается стремление к воспитанию личности, небезразличной к творческой деятельности.  Педагогическая работа Детского дома строющаяся на принципах  гуманизма, демократии, творческого развития личности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого воспитанника ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для формирования творческой личности, направлена на формирование у воспитанников креативных способностей.

Занятия различными видами декоративно-прикладной, театральной деятельностями, вокалом, хореографией оказывают положительное воздействие на развитие творческих способностей воспитанников. Воспитанники окунаются в волшебный мир творчества, открывают в себе неведомые творческие возможности, оригинально и смело реализовывают свои идеи и фантазии.

Большинство наших воспитанников охотно посещают кружки, организуемые инструкторами по трудуё Деятельность данных кружков предоставляет каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственным творчеством, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость. Через декоративно-прикладное творчество дети учатся понимать красоту окружающего мира, осознают, что они в силах создать красивые вещи. Детьми  Детского дома создано много по-настоящему интересных работ занявших достойное место в выставочных мероприятиях к знаменательным датам.  А сколько любви и фантазии в поздравительных открытках, подарочных изделиях, которые созданы руками детей в разных техниках декоративно-прикладного искусства. Создание изделий своими руками - это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность воспитанника, чтобы он развивался всесторонне.

 Сотворчество педагога организатора. и воспитанников Детского дома помогает выявлить  детей, с хорошим голосом, чувством ритма. С каждым из них планируется и проводится индивидуальная работа. Такие дети становятся солистами, выступают на праздниках, участвуют в конкурсах, проводимых в городе, регионе. На протяжении долгих лет наши воспитанники становятся участниками и победителями городских, региональных конкурсов.

Хорошая добрая традиция есть в нашем Детском доме, которая также служит развитию творческих способностей детей.  Два раза в  год (на Новый год и 1 июня) воспитанники совместно с педагогами ставят театрализованные представления. В течение года в Детском доме идет  большая подготовительная работа: репетиции, пошив костюмов, изготовление декораций.  Премьера спектакля всегда является большим событием для Детского дома. Сцена открывает для воспитанников необыкновенные возможности. Костюмы, макияж, прически позволяют воспитанникам примерить на себе другой образ, его манеру поведения, общения и т.д.  После каждого мероприятия зрители, а это гости и спонсоры Детского дома  отмечают игру юных актеров. Дети, после позитивных и восторженных слов, осознают свой успех и желание двигаться дальше, осознают, что их реально ждут  победы, и не только в стенах детского дома, но и в самостоятельной жизни, которая не за горами.

Таким образом, педагогическая работа, проводимая в Детском доме, на мой взгляд, направлена на развитие творческих способностей воспитанников, что помогает развитию личности ребенка в целом, открывает позитивные перспективы в дальнейшем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...

Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.

здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3...

Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома

В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома....

Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома

Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего...

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)

Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...

Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»

Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей д...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....