Педагогическое проектирование
методическая разработка по теме

Нечаева Людмила Васильевна

Педагогический проект : Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся  в проблемном обучении.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_proektirovanie._nechaeva_l.v.rar122.92 КБ

Подписи к слайдам:

Педагогическое проектирование
Автор:учитель русского языка и литературыМОУ Гашунской СОШ №4Нечаева Л.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждениеГашунская средняя общеобразовательная школа №4
п.Байков 2010г.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении
Тема проекта
Проблема-это всегда препятствие
Преодоление препятствий-движение, неизменный спутник развития;Решая проблемы, человек преодолевает трудности. Проблемные уроки актуальны.Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Актуальный –это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.Если урок актуален, то он обязательно закладывает основания для будущего.
Анализ и литература
Исследования в области проблемного обучения начались в 60-е годы прошлого века и ведутся сейчас.Наиболее активными исследователями в области проблемного обучения являются:С.Л. РубинштейнД.Н. Богоявленский Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин,М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. МахмутовИ.Я. Лернер.
традиционное проблемное

1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения задач теоретических и практических
2 . В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса
В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня...
3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных учащихся.
3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы средних или слабых учащихся
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.
5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности
Педагогические противоречия
обучение
Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает.«Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение поэтому неизбежно строится проблемно» И.Я. Лернер
Формирование познавательного интереса у учащихся в ходе проблемного обучения
Проблема
Проблемные преграды, которые нужно преодолеть:
отсутствие критичности ; самоуверенность; раздражительность;несовместимость с соседом по парте;застенчивость;слабое здоровье;неуверенность;грубость;лень.
Цель:
формирование активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать учебные и жизненные проблемы.
Задачи
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.Выявить противоречия между традиционным и проблемным обучением.Рассмотреть различные подходы в современной педагогике к проблемному обучению.Раскрыть сущность проблемного обучения.Обозначить условия успешности проблемного обученияОпределить методы и формы проведения проблемных уроков.Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников.Организовать исследовательскую работу.
Условия успешности
создание условий для успешной учебной деятельности(переживания успеха и уверенности в своих возможностях);создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся;обеспечение обучаемых совокупностью знаний;формирование умений решения проблемных задач;
Формы и методы работы
Групповая(группы постоянного и переменного состава);микрогрупповая;работа в парах;индивидуальная;коллективная.
*проблемное изложение знаний;*изложение знаний с проблемным началом;*частично-поисковый;*исследовательский
Основные виды проблемного урока
Урок –дискуссияУрок-проблемная лекцияУрок-семинарУрок-исследованиеВерсионный урокЭвристическая беседа
Методы обучения на проблемном уроке
«коммуникативная атака»;опорные схемы;мозговой штурм;мозговая атака;«атака веером»;«ажурная пила» и другие.
Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;Анализировать факты и информацию;Творчески подходить к учебному материалу.
Ожидаемые результаты
Учащиеся приобретут способность: * самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(самостоятельно добывать и применять знания);Оценивать результаты своей деятельности;Определять причины возникших трудностей и пути их устранения;Осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. У учащихся формируется:*Общая культура и эрудиция;*Готовность жить и действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;*Деловитость, ответственность.
Проблемное обучение-обучение, обеспечивающее полноценное и качественное усвоение знаний
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.
Участники проекта
учитель
ученик
Динамика уровня развития:
не умел-научился;не знал – узнал;не имел- приобрёл;дал слово- сделал.
Включение в новую деятельность;Самосовершенствование;Удовлетворённость в создании воспитывающей и развивающей среды
*Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует;*извлекает из сознания ученика знания;*поощряет исследовательскую активность;*создаёт условия для совершенствования ученика
Сроки и этапы реализации
1.Исходный этап-
ноябрь2008г
разработка проектного задания:(определение проблемы, формулирование гипотезы о результатах и путях достижения, определение цели проекта и поэтапных задач)-
2.Этап разработки плана работы
декабрь2008г
определение сроков выполнения проекта, выбор средств и методов выполнения, выбор формы работы)
3.Реализация проекта
Январь2009-декабрь2010г
сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, проведение исследований, подготовка графического материала, видеоматериала, оформление материалов для презентаций, контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта
Январь 2011г
(презентация, экспертиза проекта, рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы)
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких , которые бы, научившись копировать, умели создать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...

Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата

Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...

Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка

В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Статья «Формирование общей культуры обучающихся хореографией на основе использования метода педагогического проектирования».

Использование педагогического проектирования на занятиях и мероприятиях для формирования общей культуры обучающихся....

Практика создания проекта новой педагогической реальности "Основы педагогического проектирования"

Актуальность  изучения   основных   этапов   проектирования образовательных систем обусловлена, прежде всего, наличием требований к эффективной  организации...