Современный урок
статья по теме

Данный конспект посвящен рассмотрению общедидактических требований к конструированию и анализу современного урока. Ряд положений проиллюстрирован схемами. Этот материал поможет всем, кто идет на открытый урок, а также тем, кто готовится проводить самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Конспект глав книги

Перминова Л.М., Селивёрстова Е.Н. Дидактика на рубеже эпох.

Львова Д.Л.

а) Что такое урок в системе обучения

Урок – это ограниченная во времени и пространстве часть учебного процесса, на которой решаются частичные, но завершенные задачи образования, воспитания и развития учащихся.

Урок – организационная форма обучения

б) Какие дидактические задачи решает учитель на уроке?

Дидактическая цель урока должна отражать в совокупном виде три функции обучения и включать образовательный, воспитательный и развивающий аспекты; в рамках этой цели планируются учебные цели урока

в) Какова связь дидактических задач урока с психолого-педагогическим циклом усвоения знаний?

Психолого-педагогические цикл усвоения знаний: восприятие, осмысление и понимание, запоминание, закрепление и применение, обобщение, систематизацию и рефлексию знаний. Целевой подход к их осуществлению есть условие эффективности учебного процесса.

Учитель должен учитывать закономерности усвоения знаний и руководствоваться принципами обучения и принципами  конструирования содержания образования, а также учитывать стиль обучения каждого школьника, динамику его работоспособности, объем умственных нагрузок, мотивацию учения, уровень знаний и умений, интересы, способности и дарования, что позволит реализовать образовательный, развивающий и воспитательный аспекты дидактической цели урока и вытекающих из нее задач.

г) Типы уроков. Алгоритм конструирования урока

Алгоритм конструирования урока:

  1. Определить  триединую дидактическую цель урока и его место в системе уроков по разделу, теме, его тип или иную форму учебного занятия.
  2. Определить структуру урока (набор и последовательность этапов в нем, как совокупность дидактических задач этапов, которые будут последовательно решаться на уроке), выделить типообразующий этап как центральный или его интегрированный вариант из нескольких этапов.
  3. Определить характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, эвристический, исследовательский) на центральном этапе урока
  4. Отобрать учебный материал на урок в целом и распределить его по этапам в соответствии с дидактическими задачами; спланировать возможный результат каждого этапа
  5. Отобрать методы обучения и формы познавательной деятельности учащихся, с помощью которых будет изучаться учебный материал на уроке или в системе другой формы учебного занятия
  6. Соотнести предполагаемый результат урока с его целью, учитывая индивидуальные возможности и способности класса
  7. Соотнести структуру урока с психолого-педагогическим циклом усвоения знаний, включая рефлексивное звено как путь к самопознанию учащихся, скорректировать ее в соответствии с требованиями логики – точность, ясность, последовательность, доказательность.
  8. Соотнести логику урока с закономерностями усвоения знаний и принципами обучения. Провести мысленный самоанализ урока.
  9. Написать конспект урока, предполагая возможную коррекцию хода урока.

д) Анализ урока.

Урок как система

Анализ – мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующей характеристикой каждого из них и связей между ними.

Подходы к анализу урока – линейный, комплексный, системный, смешанный.

Анализ урока – мысленное соотнесение объекта, его элементов, структуры и функций элементов с определенным теоретическим знанием – системным подходом и теорией обучения.

Е) Аспекты педагогического анализа урока с позиций системного подхода.

Собственно анализ урока на основе системного подхода включает 4 аспекта:

  1. Морфологический – общая характеристика триединой дидактической цели урока, структуры и типа урока, основных компонентов урока (содержания учебного материала, методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, условий обучения на уроке, его результата по отношению к цели урока). Оценка – с позиции методов обучения, главное внимание – смене этапов – видов деятельности учащихся на уроке и обоснованию динамики дидактических задач этапов в их взаимосвязи.
  2. Структурный –  последовательный анализ содержания и структуры каждого этапа как «дидактического пятиугольника», т.е.анализ микроструктуры урока. При этом выявляется какой ценой был достигнут результат на каждом этапе урока (соответствие  ДП и результата) и как он соотносится с дидактической задачей этапа. Итог – определение места и значения результата каждого этапа урока в отношении его общего результата. Правомерность перехода между этапами – насколько результат 1 этапа подготовил к решению дидактических задач на 2-м и т.д. Этот аспект позволяет определить роль содержания учебного материала и способов его изучения, особенности организации общения на уроке, методов стимулирования работы учащихся на уроке (важно при административном посещении урока).
  3. Функциональный –  исследование места и функций каждого этапа в общем замысле урока как динамической системе (зачем нужен этап и как его реализация способствует достижению общего результата урока). Исследуется реализация единства логического, гносеологического, содержательного, процессуального, деятельностного и управленческого в отношении «преподавание – учение». Функции этапов должны соответствовать психолого-педагогическим звеньям усвоения знания.
  4.  Структурно-функциональный (как интегрированный вариант 2 и 3 аспектов анализа урока) – выделение центрального этапа урока и анализ других этапов урока в их значении и функции по отношению к центральному; анализ системных связей между этапами урока.
  5. Генетический – определение качества урока с точки зрения его замысла, конструирования и последующей реализации с учетом воздействия результатов этапов в микроструктуре урока друг на друга. Учет динамики содержания учебного материала и методов обучения, форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся от начала к концу урока (1-4 минута – 60% информации, 5 – 24 минута – 80%, 25-34 я минута – 40-45%, 35-45 минута – 10%). Во вторую половину урока целесообразны игры, викторины, то, что снимает монотонность и усталость.

Выводы по анализу урока касаются:

  1. Теоретической и методологической обоснованности урока (на уровне соответствия психолого-дидактическим закономерностям и дидактическим принципам, логическим критериям)
  2. Степени достижения цели урока
  3. Оценивания реализации той цели, которую ставил перед собой посещающий урок

Системный подход к типологии уроков

(Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова)

Тип урока

Дидактическая цель

Центральный этап - типообразующий

Форма

Урок усвоения новых знаний

Изучение новых знаний

Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания нового материала:

Формирование конкретных представлений об изучаемых процессах и явлениях, теориях и т.п., их сущности, связях.

Проведение первичного обобщения и выделение главных мировоззренческих идей.

Установление правильности и осознанности усвоения материала учащимися.

Первичная корректировка

Школьная учебная лекция, проблемная лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум

Урок формирования навыков и умений

формирование у учащихся опыта репродуктивной деятельности (овладение ключевыми компетенциями и опытом их применения в стандартных ситуациях) по образцу

Закрепление и применение новых знаний:

Организация деятельности учащихся по применению новых знаний для объяснения различных процессов и явлений, при решении задач и выполнении упражнений.

Обеспечение формирования умений, сначала на репродуктивном уровне

Практикум, лабораторная работа, семинар, консультации, собеседования

Урок комплексного применения знания

Выработка умения самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций

Закрепление и применение новых знаний:

Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Обеспечение формирования умений в видоизмененной и новой ситуации («ближний» и «дальний» перенос знаний, реализация внутрипредметных и межпредметных связей)

Практикум, семинар, диспут, дискуссия, деловая или ролевая учебная игра

Урок обобщения и систематизации

Обобщение единичных знаний и их систематизация. Формирование системности знания как их качества

Обобщение и систематизация знаний: обеспечить усвоение знаний по курсу, разделу, теме, установить внутрипредметные и межпредметные связи на уровне систематичности и системности знаний, формирование научной картины мира.

Семинар, конференция

Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Определение уровня сформированности качеств знаний – их систематичность, действенность, прочность и системность

Контроль и самоконтроль знаний: глубокая и всесторонняя проверка знаний, умений, навыков у учащихся, выявление недостатков и причин их возникновения, стимулирование преодоления возникших учебных затруднений.

Рефлексия и самоконтроль: самооценка и взаимооценка деятельности.

Коллоквиум, семинар-зачет, деловая игра, общественный смотр знаний, зачет

Комбинированный урок признается с этих позиций неэффективным, так как решает одновременно несколько дидактических задач, что невозможно сделать качественно на одном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...