Формирование позитивного социального опыта учащихся
статья на тему

Маслова Наталья Георгиевна

Формирование позитивного социального опыта учащихся в урочное и внеурочное время.

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма», презентация которого прошла 19 февраля 2009 г. в Москве в рамках Съезда педиатров России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Из предыдущего выступления (Тургель Вероники Александровны)  мы уяснили  три важных фактора:

1. Что социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, подростка, его активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

2. Социальный опыт имеет определенную структуру

3. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями: во-первых, стихийно, во-вторых, спонтанно, и, в-третьих, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

Остановимся на тех вопросах, которые  относятся к нашей профессиональной компетенции: учить, воспитывать, просвещать.

В школе, как и в семье,  ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:

  1. в процессе разнообразной деятельности, главное – в учении, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков, при изучении  различных учебных предметов.
  2. в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения, что, как правило, происходит во внеучебной деятельности и в рамках ДО.;
  3. в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Рассмотрим некоторые аспекты и особенности  приобретенного нашими воспитанниками социального опыта.

Исследование проводилось в 4-х, 8-х, 11-х классах.  Всего приняли участие в опросе – 152 ученика. В исследовании использовались проективные опросники.

Первая линия программы была обращена к анализу конкретных социальных представлений детей. Учащимся 4-х классов предлагалось написать небольшое эссе на тему «Что я знаю о себе». «Учащимся 11 классов предлагалось написать краткий словесный портрет в пяти предложениях «Кто есть Я».

Названные социальные представления детей и подростков о себе

4 класс

в %

11 класс

в %

1

Указали на личностные качества (добрая, умная, обидчивая, трудолюбивая, дружелюбная, честная, капризная  и др.)

68, 6

84, 4

2

Указали на внешние качества (симпатичная, красивая, сильный, зеленые глаза, маленького роста и др.)

26,7

31,3

3.

Указали свой социальный статус (ученик школы№603, сын своих родителей, гражданин РФ,

14,5

4,8 (1уч.)

4.

Назвали  свои увлечения, любимые виды деятельности (помогать маме, заниматься в кружках, учиться, участвовать в олимпиадах

84,3

9,6

5

Называют индивидуальные особенности, связанные с  познавательной деятельностью (хорошая или плохая память, я невнимательный, ленивый, медленно выполняю задания и др.)

24,4

4,8(1 уч.)

6

Считают себя хорошими пользователями ПК

26,7

7

Личность, индивидуальность

84,4

Данное исследование позволяет говорить, какие сферы жизни и отношений подростков выступают в качестве наиболее актуального содержания самооценки.

Учащиеся 4-х классов более подробно описывают особенности своего поведения, характера, отношений с друзьями, игр и занятий в свободное время, вещей и животных, которыми они владеют. Однако эти характеристики еще не имеют оценочного плана (Я люблю заниматься спортом, бисероплетением и т.п.)  Критическую самооценку дают себе лишь отдельные четвероклассники (Я стараюсь быть самостоятельной, но у меня это не всегда получается. Я не жадный, но могу позавидовать.). Представления о себе также многогранны и разнообразны, что видно из таблицы.

 Учащиеся 11 класса так же описали представления о себе, в основном,  через описание внешности и личностных качеств. В меньшей степени нашло отражение себя   через тот статус, который они занимают в школе , в семье (кроме 2-х учащихся), однако осознание себя «личностью», «индивидуальностью» - может свидетельствовать о том, что социальный опыт подростка  содержательно является не просто набором представлений, навыков, умений, образцов поведения, а обобщен и усвоен.

Вторая линия программы изучения социального опыта детей и подростков – эмоционально-оценочная. С этой целью использовались  стандартизированные проективные опросники. Учащимся 4 классов предлагалось закончить предложение  «Я очень люблю…», «Больше всего на свете я боюсь…» .  Восьмиклассники отвечали на вопрос «Без чего человек не может жить счастливо) Учащимся  8 класса также было предложено  сформулировать вопросы в соответствии с ситуацией «Если бы можно было у великого мудреца узнать о себе самое главное, то я бы спросил….».

Обработанные данные представляют несомненный интерес.

Названные детьми приоритетные  жизненные ценности, отражающие оценочное отношение

4класс

«Я очень люблю…»

8 класс

«Без чего человек не может быть счастливым»

1

Семья, близкие, родные

48,6

51,4

2

Любовь

0

42,4

3

Друзья

6,3

36,6

4

Назвали любимые учебные предметы

48,5

12,2

5

Назвали любимые занятия, в том числе перечислили ДО

62,4

6,0

6

Деньги

0

24,5

7

Животные

54,8

12,2

8

Путешествия

19,2

6,0

9

Развлечения (компьютерные игры, игровые автоматы, пикники, картинг, праздники, подвижные игры, аквапарк и др.)

34,8

27,6

10

Материальные ценности (машина, коллекционирование ценностей, одежда, украшение)

0

12,2

  Представляет интерес и отдельные ответы, особенно, восьмиклассников. По их мнению, человек не может быть счастливым без образования, любимой работы, без цели, без мечты, без детей, без надежды, без общения. Жаль, что эти ценности звучат как единичные.

Прежде всего, отметим тот факт, что с возрастом происходит смена приоритетов ценностных ориентаций (!!!!проговорить некоторые цифры из таблицы).

Приятно, что практически половина четвероклассников и восьмиклассников выделяют СЕМЬЮ как важнейшую ценность, высказывая эмоционально-положительное отношение к ней. (!!!Подчеркнуть роль семьи в приобретении детьми социального опыта, об этом нужно говорить на родительских собраниях!!)

Выявленные особенности эмоционального компонента социальных представлений выражает отношение ребенка или подростка к тем или иным явлениям социальной действительности, к людям, к семье,  к самому себе как члену социума, к деятельности. Поэтому педагогически важно учитывать, что сама специфика социального опыта является производной не столько от социальных влияний, окружения, форм материальной и духовной культуры, адресуемых ребенку, сколько от того, какую позицию в основном виде деятельности он занимает, как соотносит себя с действительностью, какова степень его социальной активности, понимания своего внутреннего мира и сформированности социальных установок на себя.

Особенно показательным с этой точки зрения оказались сформулированные восьмиклассниками вопросы «великому мудрецу» (!!!отметить активность восьмиклассников!!)

64% вопросов так или иначе были связаны с социальными установками «на себя»:

Что ждет меня в будущем? Кем я стану? Сколько лет я проживу?

35% соотносят себя с действительностью через свой внешний облик и внутренний мир:  Какая Я? Как познать себя? Что нужно изменить в себе, чтобы не ссориться с друзьями и не терять их? Как избежать агрессии по отношению к другим? Что думают обо мне другие? Как я выгляжу со стороны?

32% (в основном девочки) спросили бы у мудреца: Когда они выйдут замуж? Будут ли у них дети и сколько? Это лишний раз подчеркивает значимость семейной жизни в личном осознании себя.

21% восьмиклассников  поинтересовались бы о своем материальном положении: Буду ли богат? Стану ли миллионером? Какая будет у меня машина?  Однако  материальные блага многие из них, к сожалению,  не связывают со своей активной позицией в будущей профессии.

13% вопросов связаны с ЕГЭ: Как сдам ЕГЭ? Когда отменят ЕГЭ?

О счастье, как философская категория, спросили 16% восьмиклассников, а 10% поинтересовались о своем личном счастье.

Спрашивали у мудреца о конце света (3 человека), о том какие новые технологии появятся (2человека), будет ли в России революция (2), «Какой вклад  Я внесу в развитие  народа?» (1 человек).

Безусловно, на особенности социального опыта оказывает значительное влияние не только семья, школа, но и то информационное поле, в котором оказываются дети и подростки.

 Это подтверждают  ответы четвероклассников на вопрос, «чего он боится».

Дети боятся потерять близких и остаться одни – 48%

44% написали, что боятся бандитов, злых людей, монстров, маньяков.

Высоты, темноты – 40%

Конца света (21 декабря), природных стихий -38%

Пауков, змей, крыс, клещей – 24%

Получить «2» - боятся всего  8% четвероклассников. Очевидно, что многие страхи – результат того информационного поля, в котором живут наши дети.

Школа, как вы понимаете,  не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.

Третья линия изучения социального опыта  - его функциональный, действенный параметр, связанный с выявлением особенностей их  образа жизни. Из всего многообразия параметров входящих в понятие «образ жизни» мы исследовали только блок общение и труд (учение). Исследование проводилось только в   11 классах. Подросткам предлагалось сформулировать  правило, кредо, которому они следуют  в процессе общения  и в учении, труде (можно было использовать известные поговорки, пословицы)., В теории и практике выделяются следующие стили жизни: индивидуально-активный «Робинзон», социально-активный «Борец», индивидуально-пассивный «Созерцатель», социально-пассивный «Альтруист».

Обработанные результаты показали, что среди выпускников школы в основном оказались «Борцы» и «Созерцатели». (Впрочем, можно говорить о некоторой условности полученных результатов, т.к. многие 11-классники ушли от ответов, или дали формальные ответы!!!!)

1

«Робинзон»

индивидуально-активный

4,2%

Я самый умный

Как ко мне – так и я ко всем

Много знать про других, мало раскрывать себя

Подростки склонны к обособлению, независимости, их привлекает возможность получить удовольствия, готовы присвоить себе усилия других. Плохо идут на сотрудничество со сверстниками, т.к. оно угрожает достижению их личного превосходства

«Борец»

социально-активный

25,4%

Вместе – интересно!

Работать на все 100!

Добивать дело до конца.

Терпение и труд – все перетрут

Без труда не  вытащишь и рыбку из пруда

Подростки этой группы отличаются стремлением к энергичной, захватывающей деятельности, к активному общению и сотрудничеству, но нередко и к экспрессивным формам поведения.

«Созерцатель»

индивидуально-пассивный

33%

Работа не волк, в лес не убежит.

Один в поле не воин.

Умный в гору не пойдет

Подростки этой группы ориентируются на тихую спокойную жизнь, терпеливую работу и ожидания счастья. Преобладает интеллектуальный подход к делу и общению над экспрессивным решением проблем

«Альтруист»

социально-пассивный

12,8%

Без энтузиазма

Шпроты в банке

Всему свое время

«Жить для других» подросткам этой группы импонирует в самом общем виде, они «перекрываются» инфантильной надеждой на других, в первую очередь на взрослых. Добиться своей цели хочется, но без особых затруднений.

Школа должна видит свою цель не только в проявлении социализации личности, в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении образа жизни подростка, готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.

Диапазон путей формирования социального опыта широк, так как соответствует видам человеческой деятельности: учению, труду, общению, досугу  о чем и расскажут в своих выступлениях участники образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что

механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Т.О. мы отметили Примеры заданий повышенного уровня:

9. Прочитай синонимы. Обозначь род имен существительных с шипящими на конце слова.

Сила – мощь ( )                                                   призыв - клич

Соревнование – матч                                        граница - рубеж

Неправда – ложь                                                команда - экипаж

некоторые особенности социального опыта учащихся разных возрастных групп и выделим основные задачи школы.

Особенности социального опыта учащихся  разных возрастных групп

11-15 лет

          15-18 лет

Ведущая потребность

Быть взрослым, но не школьником

Быть взрослым, самостоятельным, независимым.

При этом эталоном подражания выступают «ближние» взрослые.

Социальная роль

Героические, романтические социальные роли. Значимой является оценка сверстника.

Происходит постоянная смена ролей и позиций, обусловленная противоречивостью и неустойчивостью детского и взрослого «Я»

Ведущий вид деятельности

Учебная, общественно-значимая

Учебно-профессиональная

Ожидание от учителя

«Оригинальность» учителя, наличие интересного хобби, умение заинтересовать, чувство справедливости

Роль советчика.

Ценятся истинная женственность/мужественность, проявляющаяся в поступках.

Задачи школы

Обеспечить многообразие социально-значимых видов деятельности, дающих возможность самоутвердиться, проявить самостоятельность и инициативу.

Побуждать к раскрытию себя как личности, и индивидуальности; предоставлять возможности для личного и группового самовыражения и самореализации;  ориентировать учащихся в профессиях.

В сообщениях учителей, педагогов ДО  будет раскрыты формы, методы, средства формирования социального опыта детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет  каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье...

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирование гражданской позиции.

По – настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нём говорят качества человека, которого производит страна. Р.У.Эмерсон По подсчёта...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

4.ПНПО-2016 4.Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции

Школа это государство со своим неповторимым внутренним миром, своим уставом, атмосферой и законами. Главные люди этого государства -дети. Необходимо сделать все, чтобы желание идти в школу не проходил...

«Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции»

Одним из социальных институтов, способных оказать влияние на подрастающие умы являются образовательные учреждения, в частности школы. Соответственно, одной из главных задач школы является укрепление з...