Современные технологии обучения французскому языку
методическая разработка по теме

Любина Ирина Михайловна

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных педагогических технологий с точки зрения их применения на практике, новизны и преемственности педагогических технологий, их взаимосочетаемости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

ТЕМА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

                                                         

                                               

                                                         

                                                         ВЫПОЛНИЛА    ЛЮБИНА И.М.

                                                         РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛБИК-ВОРОБЕЙ   Н.И.

Москва

2012-2013

Содержание

  • Введение
  • Понятие о педагогической технологии
  • Проблемные технологии обучения французскому языку
  • Личностно-ориентированные (разноуровневые) технологии
  • Технологии обучения в сотрудничестве.
  • Проектные технологии
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

      Иностранный язык сегодня играет значительную роль в жизни человека. Со знанием иностранного языка появляются дополнительные возможности к коммуникации, к личностному развитию и профессиональной самореализации. Наряду с этим, человек приобщается к мировым культурам и способствует их развитию и обогащению.

     Задачей обучения является предоставление ученику уровня лингвистического образования, соответствующего современным государственным стандартам, и обеспечение учащегося возможностями дальнейшего, более глубокого изучения иностранных языков. В отечественной теории и практике обучения иностранным языкам были сформулированы и апробированы эффективные подходы и методы обучения. Отметим некоторые из них: развивающий подход (Р.П. Мильруд), лингвострановедческий подход (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), личностно - деятельностный подход (И.А. Зимняя), коммуникативный метод (И.Л. Бим, Е.И. Пассов). Под воздействием многочисленных факторов (социальных, политических, экономических, культурологических, психолого-педагогических) возникает необходимость в разработке новейших педагогических технологий, которые способствовали бы максимальной активизации и реализации личностно-интеллектуального потенциала учащихся. 

       Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных педагогических технологий с точки зрения их применения на практике, новизны и преемственности педагогических технологий, их взаимосочетаемости.

Понятие о педагогической технологии

     Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Проектирование учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов учащихся.

Проблемные технологии обучения

         Ведущее направление развития педагогики - развивающее обучение. Концепция проблемного обучения, как и развивающего, изначально основывается на тенденции усиления роли ученика в образовании, понимании необходимости личностного развития учащихся. Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний), но и овладение учениками процессом получения этого результата (усвоение способов деятельности по овладению знаниями).

     Проблемное обучение в настоящее время имеет несколько разновидностей, в зависимости от того, какая цель выделяется педагогом в качестве основной. Так, это может быть усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Тогда педагог руководит и направляет процесс разрешения проблемных ситуаций, и за счет увеличения самостоятельности и персонализации получаемых знаний, они в большей степени усваиваются учениками, а учебный процесс активизируется за счет большего интереса со стороны учеников - проблемное обучение превращается в усовершенствование методики преподавания и структуры учебного материала. Основной целью может стать творческое развитие учащихся, тогда педагог использует по большей части проблемные ситуации, изначально не имеющие однозначного ответа, поощряет творческое начало в учениках, отдает им учебную инициативу. Проблемное обучение может быть близко и к развивающему обучению, если его задачей ставится развитие интеллекта учеников - за счет увеличения самостоятельности учащихся при разрешении проблемных ситуаций формируется активная познавательная деятельность, достигается свобода и органичность применения способов умственных действий.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.

Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Основные цели проблемного обучения:

  • осмысленное усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
  • формирование научного мировоззрения на основе самостоятельно проверенной доказательности научных понятий и положений.

        Проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действия.

     

В основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся, они служат предпосылкой для познания.

Проблемной можно назвать ту ситуацию, когда учащийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.

Существуют различные способы создания проблемных ситуаций: подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение противоречия практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

Основным методом обучения опыту творческой деятельности является исследовательский. Назначение этого метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению проблем и проблемных задач.

Для успешного применения исследовательского метода учитель должен построить систему проблемных задач и проблем исследовательского характера. При решении этих заданий учащиеся должны пройти в большинстве случаев все этапы процесса исследования:

  • наблюдение и изучение фактов и явлений;
  • выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка учебных проблем);
  • выдвижение гипотез;
  • построение плана исследования, обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • осуществление плана (выяснение связей изучаемого явления с другими), обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты творческих отчетов, просмотров и др.);
  • формулирование решения, объяснения;
  • проверка решения, оформление результатов, их презентация;
  • практические выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Выделяют четыре уровня проблемного обучения.

I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.

II уровень - полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с учащимися формулирует проблему; вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.

III уровень - самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.

IV уровень - творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения.

Проблемное образование позволяет более эффективно развивать творческие способности учащихся, их интеллект, оно способствует более качественному усвоению знаний, умений и навыков.

При проблемном обучении существенно усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся. Кроме того, в процессе проблемного обучения предполагается, что учащиеся будут самостоятельно выбирать и обрабатывать самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми они будут работать в последующем, и обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе.

Групповая организация работы учащихся в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном микросоциуме: решение проблемных задач производится, как правило, в группах небольшого и среднего размера. В случае применения группового метода проблемного обучения учащиеся получают навыки коллегиального решения рабочих проблем.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать и повышение мотивации учащихся. Без обратной положительной реакции учащихся учебный процесс или теряет свою эффективность, или приводит к значительному утомлению учащихся, их эмоциональным перегрузкам.

Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
  • высокий интерес к учебному труду;
  • развитие продуктивного мышления;
  • прочные и действенные результаты обучения.

К недостаткам следует отнести:

  • слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся;
  • большие затраты времени на достижение запроектированных целей;
  • недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
  • нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;
  • непривычность подобной формы работы;
  • трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
  • риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

Использование проблемного метода также способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Данный метод открывает возможности творческого сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным особенностям, интересам, уровню воспитанности.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала).

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Для решения комплекса задач необходимо знание индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации делается не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

1) разработку учебного материала, для которого каждый его уровень (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т.п.) мог быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т.е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолого-педагогическая диагностика учащегося;
  • разноуровневый дидактический материал.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки. Это происходит за счет включения подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации.

Эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы может быть следующим:

1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг – ознакомление с информацией.

4 шаг – освоение информации, которое может происходить через проработку текста, взаимообучение.

5 шаг – контроль освоения информации.

Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Это важно для нового подхода к воспитанию и развитию личности ученика - интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Условия организации разноуровневого обучения

Личностно-ориентированное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуального и нравственного развития, развития целостной личности, а не отдельных качеств.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. При внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, например, обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.

Обучение в сотрудничестве

Основными трудностями в обучении французскому языку являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Специфика иностранного языка, как известно, заключается в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. Цель обучения французскому языку - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическое овладение иностранным языком.

Основной принцип личностно-ориентированного подхода– в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать

этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. На уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Вот почему представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Основная идея технологии обучения в сотрудничестве, обучения в малых группах - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении ЭТОГО задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса. Совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

  • группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый, девочки и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
  • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик (в нашем предмете это касается, главным образом, лингвистических знаний, грамматических, лексических). Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, так как цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Теперь представим себе фрагмент урока, на котором используется данная технология. Каждой группе дается одно задание на закрепление нового материала. Это задание дифференцируется по этапам: сначала дается задание только на проверку понимания, осмысления нового правила. При выполнении этого задания сразу выясняется, кто из учеников не понял новый материал. Он обязательно обратится к сильному ученику группы, так как знает, что далее последует ряд упражнений, один комплект на группу. Это упражнения на формирование навыка. Они могут выполняться в группе разными способами. В одних случаях каждый ученик может выполнять свое, определенное лидером группы для него задание, и затем все задания проверяются и обсуждаются всей группой. В других случаях группа может поделиться на пары (если она состояла из четырех человек), и упражнение будет выполняться в парах (в этом случае возможно использование специальных упражнений для работы в парах с ключом, т.е. правильным вариантом ответа в карточке контролирующего ученика).  Когда работа закончена, учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и обязательно пояснить, почему выполнено именно так, а не иначе. Таким образом, любой ученик группы должен быть всегда готов отвечать по результатам совместной деятельности группы. Это могут быть задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, работа над лексикой.

Способности к овладению иностранным языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он очень скоро «закомплексует». Поэтому очень важно на период взаимодействия учащихся в группах оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколько усилия, которые он затрачивает на достижение необходимых результатов. Это достигается очень просто. В группе ему дается менее сложное задание для выполнения, либо меньшее по объему. Но он должен обязательно добиться полного осмысления этого материала. Лидер группы держит его постоянно в поле зрения и помогает по мере необходимости, но ни в коем случае не выполняет за него работу и не дает готовый вариант. Его задача - лишний раз объяснить. Если далее предусматривается тест на проверку понимания нового материала или на эффективность формирования того или иного навыка, то учитель так же должен дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обученности учащихся. Каждый член группы заинтересован в лучшей подготовке к тесту, в лучшем овладении материалом. Это и есть основной принцип данной технологии: берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. В тех же случаях, когда работа на уроке ведется не в группах, а индивидуально или фронтально и отражает уровень владения отдельным учеником тем или иным видом речевой деятельности, учитель может оценивать реальные результаты учащихся.

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу и командно-игровую.

Разновидностью такой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в рамках команды. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками. Это очень хороший вид деятельности при работе над домашним чтением. Удается экономить значительное время на уроке, куда выносятся лишь на обсуждение вопросы, связанные с прочитанным текстом.

Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает соревновательные турниры между командами. Для этого организуются команды, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Задания даются опять же дифференцированные по сложности и объему. Победитель каждого конкурса приносит своей команде одинаковое количество баллов. Слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды.  На уроках иностранного языка это могут быть самые разнообразные виды письменных работ учащихся: тесты, грамматические, лексические; небольшие пересказы прочитанных текстов; сочинения.

Другой подход в организации обучения в сотрудничестве - учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие» можно выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Все общение ведется на иностранном языке. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом подготовить путешествие - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Причем вопросы задает не только учитель, сколько члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным.

  2 вариант - класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над той же темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто речевая практика, коммуникативная деятельность. Основные принципы: награды - всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. Большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: активность каждого члена группы в решении общей задачи, культура общения внутри группы; фиксация результатов промежуточных и итоговых тестов; оформления этих результатов, их редактирования. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Учитель также отслеживает не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и способ их общения между собой (разумеется, на французском языке), способ оказания необходимой помощи друг другу.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится исходной частицей самостоятельной коллективной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется результатами, как групповой работы, так и коллективной, но при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием/проектом/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.

Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, обязательно на иностранном языке; учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Конечно, при использовании обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка самое трудное – добиться, чтобы учащиеся в малых группах общались на иностранном языке.  

В результате систематической и целенаправленной (хорошо продуманной и подготовленной) работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

Важно и другое. В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией – при использовании, например, метода проектов.

Проектные технологии обучения иностранному языку

     В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находят проектные технологии. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Популярность проектных технологий обусловлена тем, что они позволяют решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.

Проектные технологии – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  Проектные технологии - это комплексные технологии обучения, позволяющие строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающие возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». В основе лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с обучения в сотрудничестве, проблемными технологиями обучения.

 В основу проектных технологий положены: идея, составляющая суть понятия «проект»; его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектные технологии предполагают использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика с одной стороны, а с другой - разработку проблемы целостного с учетом различных факторов и условий его решения и реализации результатов.

На уроках иностранного языка необходимо учить школьников выражать свои мысли на иностранном языке, рассуждать над возможными путями решения поставленных перед ними речевых проблем таким образом, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей. Этому способствует грамотное использование проектных технологий.

Для восприятия иностранного языка детьми как средства межкультурного взаимодействия необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы ребята на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку – перенос акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Используя проектные технологии на уроке, легко можно реализовать эти задачи.

Выделяют следующие основные требования к использованию проектных технологий на уроке французского языка:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка работы; выводы.

Деятельность учителя и учащихся при выполнении любого проекта всегда подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности определенных этапов и стадий. При структурирования проекта выделяются следующие подходы:

Целеполагание (определение темы, проблемы, гипотез, целей проекта).

Планирование (определение методов исследования, источников информации, критериев оценки).

Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач).

Презентация (защита) и оценка результатов (качественная оценка проделанной работы).

Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:

1) интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;

2) творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;

3) коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.

4) социальными: сотрудничать с другими, принимать их точку зрения, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.

Для успешной организации проектной деятельности учащихся подготовка учителем проектного задания до урока имеет также немаловажное значение. Под проектным заданием понимают объект проектной деятельности, замысел, имеющий определенную целевую заданность конечного результата, выполнение которого требует поиска доказательств, интеграции знаний и умений. Учителю необходимо решить следующие задачи:

  • выбрать тему для предстоящего проекта, выявить проблему, сформулировать возможные гипотезы решения проблемы;
  • подобрать проблемные ситуации для выявления проблемы и формулирования гипотез учащимися;
  • провести отбор содержания обучения и подготовку вопросов для организации обсуждения по предполагаемым проблемам и гипотезам;
  • определить источники информации, продумать возможное техническое, организационное обеспечение.

Необходимо заранее продумать вопросы проблемной направленности. Для того чтобы обеспечить эффективное обсуждение на уроке, необходимо, чтобы отобранные проблемы для проектной деятельности соответствовали программе обучения на соответствующем этапе обучения иностранным языкам, были доступными по сложности и отвечали интересам учащихся этого возраста и в большей мере отражали возможность обсуждения, чем их решения. Рассуждая над возможными путями решения обозначенных в проекте проблем, учащиеся акцентируют внимание не на форме, а на содержании своего высказывания, переместив акцент с лингвистического аспекта на содержательный. Проблемная постановка вопроса, отсутствие полной информации в поставленной задаче или тексте требует поиска дополнительной информации. Таким образом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность в рамках заданной темы при работе с иноязычными текстами, печатными и звуковыми. Это способствует развитию интеллектуальных умений критического и творческого мышления, формированию специфических навыков работы с информацией. За счет тщательного отбора учителем содержания на основе проблемных ситуаций, текстов для чтения, аудирования, проблемных ситуаций для развития умений диалогической речи, происходит расширение потенциального словаря учащихся.

Деятельность учащихся при работе над проектом основывается на сочетании индивидуальной самостоятельной работы с работой в группе сотрудничества, где они учатся планировать совместную деятельность. Это способствует развитию социальных и организаторских умений учащихся, умению работать в «команде».

Особое значение имеет стадия защиты проектов, на котором происходит анализ проектной деятельности, включающий само – и взаимооценку. Подводятся итоги совместной работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работе.

Проект, предназначенный для реализации в учебном процессе на уроках, предполагает достаточно большой объем внеурочной деятельности, связанной с поиском необходимой для рассматриваемой проблемы информации.

Подбор материала к проекту должен быть организован до начала работы над ним. Одной из главных задач является развитие умений учащихся работать с информацией. Предлагаемая дополнительная информация должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос, что позволит не сковывать инициативу учащихся, научит их самостоятельно мыслить, иметь свое мнение и уметь его аргументировать.

Педагогически грамотно организованная самостоятельная познавательная и творческая деятельность учащихся может стать для них стимулом к дальнейшей исследовательской работе, потребности узнать о рассматриваемой теме больше и глубже.

Дидактическими целями проектов являются следующие:

1) формирование устойчивого интереса к учебному процессу ввиду значимости результатов исследования;

2) реализация индивидуализации и дифференциации обучения через использование педагогических технологий личностно-ориентированного подхода;

3) совершенствование навыков самостоятельной работы в процессе поиска и подбора необходимой литературы;

4) развитие социальных и коммуникативных умений при использовании технологии сотрудничества;

5) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления при решении исследовательских задач, требующих интеграции знаний из разных областей.

Учащиеся проводят исследования на основе иноязычной информации, привнося дополнительный взгляд на проблему. Возможность учащихся увидеть реальный результат своего владения языком позволяет по-новому взглянуть на изучаемый предмет, что может стать достаточным стимулом для дальнейшего или более углубленного изучения иностранного языка.

            Принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный;

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

5. Работа над проектом;

6. Подведение итогов, оформление результатов;

7. Презентация проекта.

Проекты могут быть разной степени сложности. Чаще темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.

Таким образом, мы видим, что проектные технологии могут стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Информационно - компьютерные технологии

      Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение,  мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации.    

    Компьютер – это помощник в обучении иностранным языкам, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно системы обучения иностранным языкам с помощью компьютера стали развиваться в связи с популяризацией сети Интернет. Компьютерные разработки превратили обучение иностранным языкам в живой, творческий и естественный процесс.

    У компьютерных технологий обучения иностранным языкам много преимуществ. Их можно объединить в несколько групп.

    Прежде всего, необходимо выделить достоинство компьютерных технологий с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах компьютерного обучения. Компьютер имеет  способность реагировать на введенную информацию для создания обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения. Это обеспечивается его постоянной и прямой реакцией на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение соответствует принципам индивидуального обучения.

Обучение иностранному языку при помощи компьютера имеет и технические преимущества. Графические возможности компьютера еще более выделяют эту технологию обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Кроме того, мультипликация привлекает интерес учащихся и создает необходимую мотивацию.

Компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети Интернет.  Образовательное значение Интернета заключает в себе два аспекта: это 1) поддержка связи с абонентами во всем мире и 2) доступ к удаленным источникам информации и международным библиотекам.

Еще одно многообещающее новшество в компьютерной технологии – это интерактивное видео. Программа представляет собой фильм на иностранном языке. Учащийся реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев фильма, руководит их действиями), и таким образом изменяет сценарий и как бы сам участвует в развитии событий.

Не менее значимое преимущество компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей, для того, чтобы они смогли наиболее эффективно использовать новые технологии обучения.

     Для эффективного использования всех возможностей компьютерного обучения необходимо, чтобы новые технологии были интегрированы в учебную программу.            Наиболее предпочтительным представляется использование отдельных компьютерных программ в качестве компонента учебной программы наравне с традиционными материалами. Причем им следует отвести ограниченное место (компьютер не может заменить необходимого человеческого общения, которое требуется для уверенного владения языком).

     Использование информационных технологий сделало возможным дистанционное обучение иностранным языкам.

Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить добывать самостоятельно эти знания. Цель такого подхода - предоставление обучаемому возможности, информационных ресурсов, что значительно повышает долю самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

За последние несколько лет значение компьютерных технологий в повседневной жизни людей значительно возросло, и доступ к ним облегчился настолько, что практически каждый, не выходя из дома, имеет возможность воспользоваться огромными информационными ресурсами. Технология Интернет обеспечивает доступ к мультимедийной информации (звук, видео, мультипликации т.п.).

Основной особенностью любого дистанционного обучения, а при использовании глобальных сетей особенно, является больший акцент на самостоятельную работу школьников.

Развитие глобальных сетей создало новую ситуацию в работе с информацией: многие источники информации стали доступны.

Существовавшая прежде проблема доступа к информации сменилась более приятной, но также достаточно сложной проблемой поиска нужной информации среди ее громадного "океана". Компьютерные сети демократизируют пользование образовательными ресурсами.

Игровые технологии обучения

Обучающая игра - одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе обучаемой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

Игры подразделяются на следующие категории:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры.

        Игра всегда предполагает принятие решения. Но для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим игра привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д.  Игра может использоваться в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, может проводиться при повторении пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

В период с 2 по 11 класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий.

Обучающая игра может эффективно использоваться на уроках иностранного языка с учетом ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития школьников, исследований проблем общения и речевой деятельности:

- младший школьный возраст: сюжетная ролевая игра сказочного содержания;

- средний школьный возраст: сюжетная ролевая игра бытового содержания;

- старший школьный возраст: имитационная ролевая игра познавательного содержания; имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания; имитационная деловая игра; ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).

Функции обучающих игр

Ролевая игра выполняет в учебном процессе четыре основные функции: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую.

 Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Обучающая игра определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане игра обеспечивает обучающую функцию.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Здесь речь идет о воспитательной функции обучающих игр.

     Обучающая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Обучающая игра выполняет ориентирующую функцию.

Структура обучающих игр

      В структуре обучающей игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

     1. Роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом учащегося в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются его местом в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.).

     2. Исходная ситуация - выступает как способ ее организации. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т. е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций, которые создаются искусственно.

3. Обучающие действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Обучающие действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом обучающих игр - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия.

Игра также обладает большими обучающими возможностями:

  • Обучающую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. В ролевых играх, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом.
  • Обучающая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей.
  • Обучающая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию через соответствующую роль.
  • Обучающая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.
  • Обучающая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, предполагает охват группы учащихся, которые должны взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение.
  • Обучающая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию  других людей.

         Основные требования к обучающим играм:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. Обучающую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения содержания и формы, четко организовывать. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

3. Обучающая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в обучающей игре, тем инициативнее он будет в общении.

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.

6. Учитель непременно сам верит в эффективность игры. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Учитель же управляет процессом общения.

Таким образом, обучающие игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности, исследования проблем общения и речевой деятельности. Обучающая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Игры упорядочены по целевому назначению, по уровню самостоятельности ученика в иноязычном обеспечении роли и по субъекту управления.

В социальной психологии роли традиционно подразделяются на три группы: социальные, межличностные и психологические. Социальные роли, которые носят обобщенный характер, "наталкивают" на действия в рамках известного стереотипа (врач, пациент). Единственной средой общения на уроке является профессионально-трудовая (учеба, учебное занятие), а все другие выступают как воображаемые: социально-бытовая (в минимальной степени), семейная, сфера игр и увлечений. Социальные роли могут носить не только обобщенный (спортсмен, певица, композитор), но и конкретизированный характер какого-то известного персонажа.

Выделяются следующие виды педагогических игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
  • познавательные, воспитательные, развивающие,
  • репродуктивные, продуктивные, творческие,
  • коммуникативные, диагностические,  профориентационные,
  • психотехнические.

По характеру игровой методики выделяют предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры драматизации.

Имитационные игры

Имитируется деятельность какой-то организации, предприятия, фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Операционные игры

Они помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные условия.

                                                  Исполнение ролей

Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель - пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли.

В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

  • роли, взятые на себя учащимися;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровые средства, замещающие реальные вещи;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) игры.

В отличие от игры вообще обучающие игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

        Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Исследования ученых показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий.

Все больше детей легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.

Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения.

Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

        Здоровьесберегающая технология - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

     Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучения.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Элементы здоровьесберегающих технологий:

I. Зарядка с использованием движения, песен, танца

II. Игра

Одной из важнейших форм релаксации является игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

Игра-пантомима

а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик у доски выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита.

б) При изучении темы "Животные" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

в) При изучении темы "Мой день" изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

г) Ролевая игра-пантомима "В магазине". Ситуация: "В магазине ты хочешь купить какую-либо вещь. Ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой".

Подобные игры используются как способ развития координации, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

III. Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память,

снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

       Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

5) чередование видов преподавания.

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.

10) наличие мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;  формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.

      В конце урока следует обратить внимание на следующее:

- плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу.

- момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

-темп и особенности окончания урока.

       Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка - задача особой важности для учителя. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

       Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьников и на работоспособность, поэтому большое значение имеет правильное построение урока, с оптимальным чередованием различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности. Правильная организация урока подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы вырабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу. В период

оптимальной устойчивой работоспособности нагрузка может быть максимальной.

Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная

регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.      

    Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности. Совместная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе. Игровые двигательные паузы способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

   На уроке иностранного языка физкультминутки с учащимися 1-5 классов можно проводить, используя различные стихотворения и песни на французском языке. Таким образом, выполнение упражнений не только поможет ребенку расслабиться и отдохнуть, но и поможет освоить новую лексику, познакомит его с культурой носителей языка.

    Урок осуществляется в условиях комфортности, если соблюдены следующие условия:

1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе.

2. Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока.

3. На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные.

4. Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.

5. Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха.

6. Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки.

7. Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы.

8. Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья.

9. Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала и т.д.).

10. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями.

11. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся.

      Соблюдение этих условий позволит школьникам легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволит достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Заключение

         Современные тенденции образования, социальные и индивидуальные потребности требуют внесения изменений в традиционную систему обучения. Современные стандарты образования нацелены на формирование коммуникативной компетенции у обучаемого, на развитие у него глубоких знаний, которые он смог бы применить на практике.   Новые тенденции современного общества требуют формирования самостоятельной личности, способной к активной учебной деятельности, к применению результатов этой деятельности на практике. Анализ существующих педагогических технологий показал, что их использование  в обучении иностранному языку оказывается эффективным, если учитель умеет адаптировать их к учебной ситуации, к уровню учащихся, к предметному материалу.

Список литературы

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002.

2.Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики   // Иностранные языки в школе, 2011.

3.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. // Иностранные языки в школе, 2010.

4.Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2011.

5.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// М., Академия, 2008

6. Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций // М.: Просвещение, 2005.

7.Васильева Ю.С. Опыт разработки модели внедрения современных методик обучения иностранным языкам// Методист. – 2009 – № 4.

8.Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике// М., 2004.

9.Муравьев А.В. Многомерность инновационной деятельности – основа успеха// Управление в образовании. – 2008. – № 9.

10.Журнал «Французский язык» // М., Первое сентября, 2011-2013.

11. Николаева В.В. Об эффективном использовании ИКТ и мультимедиа на уроках французского языка. // М., МПГУ, 2012

12.Библиотечка "Первого сентября". Серия "Французский язык"// М., 2011-2013

13.Е. Белоножкина. Технология наблюдения// М., Иностранные языки в школе, 2012.  

14.Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. //М., 2006.

15.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. //М.,2010.

16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. //М.: Народное образование, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения немецкому языку

Личночтно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.Проектная технология в обучении немецкому языку.Возможные проблемы в работе с проектом, пути их решения....

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современные технологии обучения иностранным языкам....

Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве

Современные  технологии  обучения  английскому  языку как  иноязычной коммуникативности на "пороговом  уровне"  в  едином  образовательномпространств...

Современные технологии обучения иностранному языку

Применение ИКТ на уроках английского языка...

Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку (презентация)

Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...