Здоровьесберегающая технология- БОС – технология в МБДОУ
рабочая программа на тему

Александрова Светлана Владимировна

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ребёнка с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bos-zdorove.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая  технология- БОС – технология в МБДОУ

         Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ребёнка с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать в ДОУ.

          В декабре 2010 года  прошла подготовку на курсах повышения квалификации, организованные Институтом биологической обратной связи   в   «СОИРО» по теме: «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе  технологии «БОС-Здоровье» для системы дошкольного и общего образования».

        В настоящее время Санкт-Петербургская фирма “Биосвязь” является  мировым лидером в разработке и внедрении технологий здоровья. Институт биологической обратной связи — первое в России образовательное учреждение, где готовят специалистов БОС-технологий и школьных учителей здоровья. Российская ассоциация БОС — общественное объединение ученых, врачей, педагогов, представителей власти, цель которой заключается в развитии и продвижении БОС-технологий к каждому гражданину России.

       В  2011 году  начала применять на практике оздоровительную инновационную технологию Александра Сметанкина  «БОС –Здоровье» - учимся и оздоравливаемся. Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребёнка, улучшение внимание и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие,  зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.

       Научно доказано, что особое значение функции дыхания проявляется в том, что – дыхание единственная физиологическая, вегетативная функция доступная для произвольной регуляции уже с 3-4 летнего возраста, поэтому в процессе реализации данной оздоровительной технологии основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путём формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания,  то есть «дыхания без усилий»,  так как  оно является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека.

        В связи с тем, что в нашем детском саду имеется только программно-методическое обеспечении технологии «БОС – Здоровье»  дыхательная гимнастика проводится без прибора биологической обратной связи.

    При четком соблюдении правил дыхательного тренинга выполняются главные условия для образования правильной речи, повышается иммунитет, укрепляется здоровье в целом.

     Необходимым условием реализации технологии БОС является включение игры с целью мотивации дошкольника, так как игра в дошкольном детстве является ведущим видом детской деятельности. Применение игры является базой инновационной технологии А.А. Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста.

    Учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания 5 секунд, из которых вдох составляет 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды. Дидактический материал открывается на экране компьютера или телевизора в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Материал представлен в соответствии с образовательной программой обучения и воспитания в ДОУ.

     Воспитанники ДОУ знакомятся с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и диктор произносит «дерево высокое», а малыш делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа.    По такому же принципу построены игровые занятия «Азбука», «Счёт», «Сравнение», «Цифры» и т.д.

Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребёнок, заинтересованный с помощью игрового компонента  технологии самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что в свою очередь даёт возможность  организовать подготовку к школе на высоком уровне  без потери здоровья  и  интереса ребёнка к образовательному процессу.

В результате: использования в практике моей работы  здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС)  у детей формируется  положительный социальный опыт, вырабатываются ценностные ориентации на здоровый образ жизни, происходит оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшается психоэмоциональное состояние и мотивация к занятиям.

Тематическое планирование теоретических занятий.

тема

Цель и задачи

1.Что такое воздух.

*Зачем мы дышим

* Как дышит человек

Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

 Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох -                углекислый газ;

2. Что такое сердце.

*Сердце и легкие- друзья

*Дыхание животом

Показать взаимосвязь работы дыхательной  и сердечно –сосудистой систем человека.

 Обучение технике дыхания животом.

Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

 Показать связь частоты дыхания и величины пульса;

Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;

Обучение технике расслабления;

3. Знакомство с     компьютером.  

Проведение ознакомительного занятия на компьютере,;

4. Да здравствует хорошее настроение.

*Коварный стресс

*Давайте жить дружно

Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

 Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

  Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;

5. Умеем управлять     собой.

Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

 Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

 Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;

6. Что мы узнали?

Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо - практических и тематических уроков.

 Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

 Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

 Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

 Закрепление навыка дыхания животом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровое портфолио учителя-логопеда МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 1 г.Балаково Саратовской области Бариновой Светланы Николаевны

Вариативность коррекционно-развивающей деятельности по исправлению речи Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося р...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Здоровьесберегающая технология- БОС – технология в МБДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ...

Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.

Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам р...

«Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ »

Методическая разработка по теме : «Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ» . Театрально - игровая  деятельность как  средство ...

Портфолио учителя-логопеда МБДОУ ЦРР - детский сад №63 г.Шахты

Портфолио учителя-логопеда с указанием результативности работы, кратким описанием опыта работы, описанием используемых современных технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста....