Введение в проблемное обучение
статья по теме

Анализ ФГОС с точки зрения реализации проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_problemnoe_obuchenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Гурьянов Андрей Николаевич

педагог дополнительного образования

Московское Суворовское военное училище

город Москва

        В современной России получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения, в том числе и проблемное обучение. В чем же привлекательность этого метода обучения по сравнению с другими?

        

        Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В общих положениях в п. 4 читаем: «Методологической основой Стандарта является системно-деятельный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;».

Далее п.5 говорит о том, что «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • мотивированный на образование и самообразование в течении всей своей жизни.»

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы в п. 7 говорится о том, что личностные результаты освоения основной образовательной программы       должны отражать:

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

Следующий п. 8 ФГОС указывает на то, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • владение навыками познавательной рефлексии как сознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [1].

        Не углубляясь в дальнейший анализ ФГОС уже и так становится понятно, что ключевым направлением этого документа является формирование всестороннеразвитой творческой личности, то есть человека владеющего навыками творческой учебно-познавательной и практической деятельности и способного осмысленно и самостоятельно осваивать знания. Из всех методов обучения наиболее полно предъявленным требованиям отвечает проблемное обучение.

        Проблемное обучение -это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения присутствовали и у Сократа, и у Ж.Ж. Руссо. Наиболее близко подходил к этой идеи К.Д. Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода   механических комбинаций в рассудочные является метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли [2].

        Появление в педагогике проблемного обучения принято относить к моменту введения  так называемого исследовательского метода, основоположником которого был Джон Дьюи. Он предлагал виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем [3].

        Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж. Брунера. В основе его работ лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления [4].  

        В Польше успехов в развитии теории проблемного обучения достиг В. Оконь. Он доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся.

        Не остался без внимания вопрос проблемного обучения и в нашей стране. Большое значение для становления отечественной теории проблемного обучения имели работы психологов С.Л. Рубинштейна, Н.А. Менчинской, Т.В. Кудрявцева, которые сделали вывод,   что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний,  но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик, и раскрыли роль проблемной ситуации в мышлении и обучении [5]. М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Н.Г. Дайри, Д.В. Вилькеев исследовали опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе [6].

        В чем же заключается сущность такого привлекательного и наиболее переспективного на сегодняшний день проблемного обучения?

        Под проблемным обучением понимается решение учащимися (под руководством учителя) новых для него познавательных и практических проблем в  системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы [7].

        Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления [6].

        Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда   он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в  процессе постановки и решения проблем [8].

        Проблемное обучение, впрочем как и любое другое обучение, может способствовать  реализации двух целей: первая — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; вторая — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Но только проблемное обучение позволяет  достичь еще одну цель — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [9].      

Список используемой литературы:

  1. Приказ Министерства  образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413  «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  1. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. - М.: Просвещение, 1984.
  2. Дж. Дьюи «Психология и педагогика мышления» (Как мы мыслим). Пер.с англ. Н.М. Никольской. Ред. Ю.С. Рассказова. - Издательство «Лабиринт», М., 1999.
  3. Дж.Брунер «Психология познания. За пределами непосредственной информации». Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.
  4. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». М., «Педагогика», 1972.
  5.  Махмутов М.И. «Проблемное обучение. Основные вопросы теории». - М.: Педагогика, 1975.
  6. Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения». - М.: Педагогика, 1981.
  7. Вильнеев Д.В. «Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе». - Казань: Изд-во КГУ, 1967.
  8. Кудрявцев Т.В. «Психология творческого мышления». - М.: Педагогика, 1975.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....