Лекции - демонстрации. Виртуальные экскурсии
методическая разработка на тему
Основные классы неорганических соединений (обобщение изученного материала)
Основные типы химических реакций (обобщение изученного материала)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya-demonstratsiya_osnovnye_kl._neorg._soed.doc | 67 КБ |
lektsiya_osnovnye_tipy_khim._reaktsiy_8_kl.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция – демонстрация (обобщение изученного материала)
Основные классы неорганических соединений Слайд 1
Заполните схему Слайд 2
Основные классы неорганических соединений
Оксиды ЭmOn | Основания М+y(OH)y | Кислоты НxAc | Соли МеxAcy |
Назовите особенности каждого класса неорганических соединений и сформулируйте определения.
- Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления (-2).
Общая формула: ЭmOn (дописать в схему)
Дайте классификацию оксидов, приведите примеры. Демонстрация опыта.
Оксиды | Кислотные (образуют кислоту) | SO2 P2O5 | Кислотный оксид + вода +лакмус красная окраска |
Основные (образуют основание) | Na2O CuO | CaO + H2O + MO=жёлтая окраска CaO + H2O + лакмус=красная окраска |
Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите способы получения, физические и химические свойства оксидов.
- Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и одного из нескольких гидроксид-ионов (ОН-).
Общая формула: М+y(OH)y (дописать в схему)
Дайте классификацию гидроксидов, приведите примеры. Демонстрация опыта. Работа с таблицей растворимости.
Основания | Растворимые в воде (щёлочи) | NaOH KOH | NAOH + вода +лакмус= синяя окраска +МО = жёлтая +ФФ = малиновая |
Нерастворимые в воде | Cu(OH)2 Fe(OH)3 | Cu(OH)2 + вода = не растворяется |
Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите способы получения, физические и химические свойства оснований.
- Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотных остатков
Общая формула: НxAc (дописать в схему)
Дайте классификацию кислот, приведите примеры. Демонстрация опыта. Работа с рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.
Основания | Кислородсодержащие | H2SO4 HNO3 | H2SO4 + Zn = выделение газа (Н2) HNO3 + индикатор |
Бескислородные | HCl H2S | HCl + Zn = выделение газа (Н2) |
Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите способы получения, физические и химические свойства кислот.
- Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и кислотных остатков.
Общая формула: МеxAcy (дописать в схему)
Демонстрация опыта:
HNO3 + лакмус = красный раствор + KOH (по каплям) = раствор становится фиолетовым (т.е. среда нейтральная) – реакция нейтрализации.
Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите способы получения, физические и химические свойства солей.
Задания. 2варианта
1 вариант
- Основный оксид, кислота, нерастворимое основание, соль:
- CaO, HCl, NaOH, NaCl
- CaO, HCl, Cu(OH)2, NaCl
- CaO, HCl, Cu(OH)2, CuO
- CO2, NaOH, Cu(OH)2, NaCl
- Из предложенных ниже формул веществ выберите формулы оснований:
|
|
|
|
|
|
- Даны формулы оксидов:
- SO2 2) CaO 3) SO3 4) CO2 5) СО
Выберите формулу оксида серы (VI).
- Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже. Можно использовать для получения водорода в лаборатории:
1) NaOH и HCl 2) H2SO4 и Zn 3) CO2 и H2O
4) CaO и H2O 5) Na и H2O
5. Из предложенных ниже формул, выберите формулы веществ, взаимодействующих с соляной кислотой:
1) SO2 2) H2SO4 3) Cu 4) MgO 5) Cu(OH)2
- Основность фосфорной кислоты равна:
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 5) 5
- Валентность железа в соединении Fe(NO3)3 равна:
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 5) 6
- Вычислите объём водорода, образовавшегося при взаимодействии
4,8 г. магния с избытком соляной кислоты
1) 0,2 моль 2) 4,48 л 3) 0,2 г 4) 2 моль 5) 0,4 г 6) 2,24 л
Написать решение задачи
2 вариант
1. Формула кислотного оксида, основания, соли, соответственно:
1) CrO3, Cu(OH)2, FeCl2
2) SO2, BaO, H2S
3)CuO, Fe(OH)2, Na2CO3
4) H2O, CuO, NaOH
2. Формуле Cu(OH)2 соответствует название:
1) нитрат меди (II) 2) гидроксид меди (I) 3) оксид кальция
4) гидроксид меди (II) 5) гидроксид кальция
3. Из предложенных ниже формул, выберите формулы солей:
1) NaCl 2) Ba(OH)2 3) H2SO4
4) HCl 5) Al(OH)3 6) Al2(SO4)3
4. Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже, при взаимодействии образуют водород:
1) H2SO4 и CaO 2) HCl и Cu 3) HCl и Fe
4) H2SO4 и KOH 5) Ca и H2O
5. Из предложенных ниже формул выберите формулы веществ, взаимодействующих с раствором серной кислоты:
1) CO2 2) Mg(OH)2 3) HCl 4) Cu 5) CuO
6. Из предложенных ниже формул оснований выберите формулы щелочей:
1) Cu(OH)2 2) KOH 3) Fe(OH)3 4) NaOH 5) Mg(OH)2
7. Какая из формул А – Д является формулой сульфата трёхвалентного металла (Ме):
1) Me2(SO4)3 2) Me2S3 3) MeSO4 4) MeS 5) Me2SO4
- Вычислите объём кислорода, окислившего 54 г алюминия.
1) 3,36 л 2) 48 г 3) 1,5 моль 4) 2 моль 5) 33,6 л 6) 67,2 л
Написать решение задачи
Предварительный просмотр:
Лекция-демонстрация 8 класс (изучение нового материала)
«Основные типы химических реакций» Слайд 1
Дайте определение химии как науки (записывают в тетрадь).
Химия – это наука о веществах и их химических превращениях.
Вещества – то, из чего состоят природные объекты и окружающие нас предметы.
- Обратим внимание на свою одежду. Она состоит из ткани (натуральной – из хлопка, синтетической – из веществ, полученных на заводе в результате химических превращений).
- Вокруг себя мы видим различного цвета предметы. Они окрашены красителями. Красители тоже вещества, которые человек получает из природных объектов, либо химическим путём.
- Бензин состоит из химических веществ – углеводородов.
- Кузов машины изготовлен из стали. А сталь производят из руды в ходе химических превращений.
- Покрышки изготовлены из резины. В состав резины входит такое вещество как каучук, который при химической обработке превращается в резину.
С веществами постоянно происходят различные превращения или явления. В одних явлениях состав и строение веществ не изменяется, в других происходит образование новых веществ. В связи с этим различают 2 понятия: физические и химические явления.
Давайте рассмотрим 2 примера и выясним, в каком случае происходит превращение веществ. Слайд 2
1) Было химическое вещество – вода. Нагрели, образовался пар. Пар – это тоже вода, но в другом агрегатном состоянии (газообразном). Нового вещества не образовалось, следовательно, данное явление физическое. | 2) При горении костра образуются вещества дыма и вещества золы. То есть произошло превращение веществ. Мы можем сказать, что прошла химическая реакция. |
Химические реакции – процессы, приводящие к превращению веществ.
Демонстрация опыта: BaCl2 + H2SO4
Те вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются исходными.
Вещества, получающиеся в результате химической реакции – продукты реакции.
Назовите исходные вещества (дрова) и продукты реакции (дым, зола) на примере 2.
Закрепление: Слайд 3
Металл + Кислород = Оксид
Углерод + Кислород = Углекислый газ
Являются ли эти реакции химическими? Назовите исходные вещества и продукты реакции.
Рассмотрим следующую химическую реакцию – горение свечи. Для данной реакции необходимы определённые условия. Назовите их. Слайд 4
Учащиеся записывают в тетрадь. Условия реакции горения свечи: огонь, кислород.
В химии существует понятие – признаки химической реакции.
Демонстрация опытов: (какие изменения происходят?)
- раствор KMnO4 + капля лимонного сока;
- питьевая сода + уксусная кислота;
- раствор медного купороса + раствор щёлочи.
Заполните схему Слайд 5
Признаки химической реакции
выделение изменение выделение выпадение растворение
света ……… …. ….. …..
и ……. NaOH +ФФ+HNO3 Na2CO3+HCl CuSO4+NaOH Cu(OH)2+кислота
(демонстрация опытов)
Таким образом, окружающие нас предметы и природные объекты состоят из множества веществ. Эти вещества вступают в различные химические реакции.
Давайте подумаем, зная свойства веществ и ход химической реакции, можно ли заранее знать результат какого-то процесса?
И это очень важно. Так как эти знания помогают бороться с различными болезнями, синтезировать новые важные материалы, понимать сущность процессов, происходящих вокруг нас. И этими знаниями необходимо грамотно пользоваться.
Закрепление (тест)
Слайд 6 – домашнее задание
- Необходимым признаком химического явления служит:
А) выделение теплоты;
Б) изменение цвета;
В) образование нового вещества;
Г) выделение газа.
2. При открывании бутылки с газированной водой выделяется газ. Тот же газ выделяется, когда повар «гасит» питьевую соду для теста, прибавляя к ней уксусную кислоту. Эти явления относятся соответственно к:
А) физическим и химическим;
Б) химическим и физическим;
В) физическим;
Г) химическим.
- В каком случае происходит химическая реакция? При превращении:
А) камня в песок;
Б) кислорода в озон;
В) льда в пар.
- К химическим явлениям относятся:
А) образование инея на деревьях;
Б) измельчение сахара в сахарную пудру;
В) сжигание бензина в двигателе автомобиля;
Г) возгорание спички.
- Какие из природных явлений сопровождаются химическими реакциями:
А) выпадение дождя;
Б) извержение вулкана;
В) гниение растительных остатков;
Г) ледоход на реке.
- К химической реакции относится процесс, сопровождающийся:
А) размягчением стекла при нагревании;
Б) выпадением кристаллов сахара из сиропа при стоянии;
В) таянием льда;
Г) возникновением удушливого газа при поджигании серы.
- Из приведённого перечня выберите физические тела:
А) золото;
Б) окно;
В) ложка;
Г) алюминий.
- Из приведённого перечня выберите вещества:
А) гвоздь;
Б) кислород;
В) учебник;
Г) железо.
- Выберите явление, которое относится к физическому:
А) появление света при электрическом разряде;
Б) образование углекислого газа при горении;
В) выделение водорода, при взаимодействии железа с серной кислотой;
Г) разложение воды при пропускании электрического тока на водород и кислород.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия
Внеклассное мероприятие Тема: «Путешествие по независимому Казахстану» (виртуальная экскурсия) в 5 классе Учитель истории ОСШ № 32 г. КарагандыЦель мероприятия: воспитание гражданственности, толеран...
Виртуальная экскурсия в г.Ковров
Презентация + викторина....
Виртуальная экскурсия "Scouting in the World"
Представенный материал можно использовать как в урочное, так и внеурочное время, так как он знакомит детей с историей международного движения скаутов в стране изучаемого языка и России....
Лекция "Язык виртуального общения"
Испокон веков язык развивается, реформируется, изменяется. Каждое поколение вносит в речевую культуру свои коррективы.Появление глобальной сети Интернет внесло в наш язык множество новых слов. Речь мо...
Лекция-демонстрация по химии для учащихся 7 класса
Лекция-демонстрация по химии для учащихся 7 класса...
урок- экскурсия "Виртуальная экскурсия по Германии"
урок- экскурсия в 9 классе...
Виртуальная экскурсия тематической экскурсии "Самара Космическая"
Виртуальная экскурсия "Самара Космическая" посвященная Дню Космонавтики.Обучающие школы приготовили экспонаты своими руками, а также были представленны творческие проекты и исследовательские...