Лекции - демонстрации. Виртуальные экскурсии
методическая разработка на тему

Костина Елена Павловна

Основные классы неорганических соединений (обобщение изученного материала)

Основные типы химических реакций (обобщение изученного материала)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция – демонстрация (обобщение изученного материала)

Основные классы неорганических соединений  Слайд 1

   Заполните схему Слайд 2

Основные классы неорганических соединений

Оксиды

ЭmOn

Основания

М+y(OH)y  

Кислоты

НxAc

Соли

 МеxAcy

   Назовите особенности каждого класса неорганических соединений и сформулируйте определения.

  • Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления (-2).

   Общая формула: ЭmOn   (дописать в схему)

Дайте классификацию оксидов, приведите примеры.   Демонстрация опыта.

Оксиды

Кислотные

 (образуют кислоту)

SO2   P2O5

Кислотный оксид + вода +лакмус красная окраска

Основные

(образуют основание)

Na2O CuO

CaO + H2O + MO=жёлтая окраска

CaO + H2O + лакмус=красная окраска

   Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите  способы получения, физические и химические свойства оксидов.

  • Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и одного из нескольких гидроксид-ионов (ОН-).

   Общая формула: М+y(OH)y   (дописать в схему)

Дайте классификацию гидроксидов, приведите примеры.   Демонстрация опыта.  Работа с таблицей растворимости.

Основания

Растворимые в воде (щёлочи)

NaOH

KOH

NAOH + вода +лакмус= синяя окраска

+МО = жёлтая

+ФФ = малиновая

Нерастворимые в воде

Cu(OH)2

Fe(OH)3

Cu(OH)2 + вода = не растворяется

   Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите  способы получения, физические и химические свойства оснований.

  • Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотных остатков

   Общая формула: НxAc   (дописать в схему)

   Дайте классификацию кислот, приведите примеры.   Демонстрация опыта.  Работа с рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.

Основания

Кислородсодержащие

H2SO4

HNO3

H2SO4 + Zn = выделение газа (Н2)

HNO3 + индикатор

Бескислородные

HCl

H2S

HCl + Zn = выделение газа (Н2)

   Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите  способы получения, физические и химические свойства кислот.

  • Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и кислотных остатков.

   Общая формула: МеxAcy   (дописать в схему)

   Демонстрация опыта:

HNO3 + лакмус = красный раствор + KOH (по каплям) = раствор становится фиолетовым (т.е. среда нейтральная) – реакция нейтрализации.

      Используя записи в тетради, учебник и справочные материалы, повторите  способы получения, физические и химические свойства солей.

   Задания.  2варианта

1 вариант

  1. Основный оксид, кислота, нерастворимое основание, соль:
  1. CaO, HCl, NaOH, NaCl
  2. CaO, HCl, Cu(OH)2, NaCl
  3. CaO, HCl, Cu(OH)2, CuO
  4. CO2, NaOH, Cu(OH)2, NaCl

  1. Из предложенных ниже формул веществ выберите формулы оснований:
  1. H2SiO3

  1. Fe(OH)3

  1. KOH

  1. CaCO3

  1. MgO

  1. P2O5

  1. Даны формулы оксидов:
  1. SO2   2) CaO   3) SO3   4) CO2   5) СО

Выберите формулу оксида серы (VI).

  1. Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже. Можно использовать для получения водорода в лаборатории:

1) NaOH и HCl     2) H2SO4 и Zn     3) CO2 и H2O

4) CaO и H2O     5) Na и H2O

5. Из предложенных ниже формул, выберите формулы веществ, взаимодействующих с соляной кислотой:

1) SO2     2) H2SO4     3) Cu     4) MgO     5) Cu(OH)2

  1. Основность фосфорной кислоты равна:

1) 1     2) 2     3) 3     4) 4     5) 5

  1. Валентность железа в соединении Fe(NO3)3 равна:

1) 1     2) 2     3) 3     4) 4     5) 6

  1. Вычислите объём водорода, образовавшегося при взаимодействии

4,8 г. магния с избытком соляной кислоты

1) 0,2 моль     2) 4,48 л     3) 0,2 г     4) 2 моль     5) 0,4 г     6) 2,24 л

Написать решение задачи

2 вариант

1. Формула кислотного оксида, основания, соли, соответственно:

1) CrO3, Cu(OH)2, FeCl2

2) SO2, BaO, H2S

3)CuO, Fe(OH)2, Na2CO3

4) H2O, CuO, NaOH

2. Формуле Cu(OH)2 соответствует название:

1) нитрат меди (II)     2) гидроксид меди (I)     3) оксид кальция

4) гидроксид меди (II)     5) гидроксид кальция

3. Из предложенных ниже формул, выберите формулы солей:

1) NaCl     2) Ba(OH)2     3) H2SO4     

4) HCl     5) Al(OH)3     6) Al2(SO4)3

4. Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже, при взаимодействии образуют водород:

1) H2SO4  и CaO     2) HCl и Cu     3) HCl и Fe    

4) H2SO4 и KOH     5) Ca и H2O

5. Из предложенных ниже формул выберите формулы веществ, взаимодействующих с раствором серной кислоты:

1) CO2     2) Mg(OH)2     3) HCl     4) Cu     5) CuO

6. Из предложенных ниже формул оснований выберите формулы щелочей:

1) Cu(OH)2     2) KOH     3) Fe(OH)3     4) NaOH     5) Mg(OH)2

7. Какая из формул А – Д является формулой сульфата трёхвалентного металла (Ме):

1) Me2(SO4)3     2) Me2S3     3) MeSO4     4) MeS     5) Me2SO4

  1. Вычислите объём кислорода, окислившего 54 г алюминия.

1) 3,36 л     2) 48 г     3) 1,5 моль     4) 2 моль     5) 33,6 л     6) 67,2 л

Написать решение задачи



Предварительный просмотр:

Лекция-демонстрация 8 класс (изучение нового материала)

«Основные типы химических реакций»     Слайд 1

   Дайте определение химии как науки (записывают в тетрадь).

   Химия – это наука о веществах и их химических превращениях.

   Вещества – то, из чего состоят природные объекты и окружающие нас предметы.

  • Обратим внимание на свою одежду. Она состоит из ткани (натуральной – из хлопка, синтетической – из веществ, полученных на заводе в результате химических превращений).
  • Вокруг себя мы видим различного цвета предметы. Они окрашены красителями. Красители тоже вещества, которые человек получает из природных объектов, либо химическим путём.
  • Бензин состоит из химических веществ – углеводородов.
  • Кузов машины изготовлен из стали. А сталь производят из руды в ходе химических превращений.
  • Покрышки изготовлены из резины. В состав резины входит такое вещество как каучук, который при химической обработке превращается в резину.

   С веществами постоянно происходят различные превращения или явления. В одних явлениях состав и строение веществ не изменяется, в других происходит образование новых веществ. В связи с этим различают 2 понятия: физические и химические явления.

   Давайте рассмотрим 2 примера и выясним, в каком случае происходит превращение веществ.   Слайд 2

1) Было химическое вещество – вода. Нагрели, образовался пар. Пар – это тоже вода, но в другом агрегатном состоянии (газообразном). Нового вещества не образовалось, следовательно, данное явление физическое.

2) При горении костра образуются вещества дыма и вещества золы. То есть произошло превращение веществ. Мы можем сказать, что прошла химическая реакция.

   Химические реакции – процессы, приводящие к превращению веществ.

Демонстрация опыта:  BaCl2 + H2SO4

   Те вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются исходными.

   Вещества, получающиеся в результате химической реакции – продукты реакции.

Назовите исходные вещества (дрова) и продукты реакции (дым, зола) на примере 2.

 

  Закрепление:   Слайд 3

Металл + Кислород = Оксид

Углерод + Кислород = Углекислый газ

   Являются ли эти реакции химическими? Назовите исходные вещества и продукты реакции.

   

   Рассмотрим следующую химическую реакцию – горение свечи. Для данной реакции необходимы определённые условия. Назовите их.  Слайд 4

Учащиеся записывают в тетрадь. Условия реакции горения свечи: огонь, кислород.

   В химии существует понятие – признаки химической реакции.

   Демонстрация опытов: (какие изменения происходят?)

  1. раствор KMnO4 + капля лимонного сока;
  2. питьевая сода + уксусная кислота;
  3. раствор медного купороса + раствор щёлочи.

Заполните схему   Слайд 5

Признаки химической реакции

выделение      изменение    выделение      выпадение    растворение

          света             ………            ….                  …..                      …..

         и …….     NaOH +ФФ+HNO3     Na2CO3+HCl    CuSO4+NaOH       Cu(OH)2+кислота

                             (демонстрация опытов)

   Таким образом, окружающие нас предметы и природные объекты состоят из множества веществ. Эти вещества вступают в различные химические реакции.

   Давайте подумаем, зная свойства веществ и ход химической реакции, можно ли заранее знать результат какого-то процесса?

   И это очень важно. Так как эти знания помогают бороться с различными болезнями, синтезировать новые важные материалы, понимать сущность процессов, происходящих вокруг нас. И этими знаниями необходимо грамотно пользоваться.

Закрепление (тест)

Слайд 6 – домашнее задание

  1. Необходимым признаком химического явления служит:

А) выделение теплоты;

Б) изменение цвета;

В) образование нового вещества;

Г) выделение газа.

2. При открывании бутылки с газированной водой выделяется газ. Тот же газ выделяется, когда повар «гасит» питьевую соду для теста, прибавляя к ней уксусную кислоту. Эти явления относятся соответственно к:

А) физическим и химическим;

Б) химическим и физическим;

В) физическим;

Г) химическим.

  1. В каком случае происходит химическая реакция? При превращении:

А) камня в песок;

Б) кислорода в озон;

В) льда в пар.

  1. К химическим явлениям относятся:

А) образование инея на деревьях;

Б) измельчение сахара в сахарную пудру;

В) сжигание бензина в двигателе автомобиля;

Г) возгорание спички.

  1. Какие из природных явлений сопровождаются химическими реакциями:

А) выпадение дождя;

Б) извержение вулкана;

В) гниение растительных остатков;

Г) ледоход на реке.

  1. К химической реакции относится процесс, сопровождающийся:

А) размягчением стекла при нагревании;

Б) выпадением кристаллов сахара из сиропа при стоянии;

В) таянием льда;

Г) возникновением удушливого газа при поджигании серы.

  1. Из приведённого перечня выберите физические тела:

А) золото;

Б) окно;

В) ложка;

Г) алюминий.

  1. Из приведённого перечня выберите вещества:

А) гвоздь;

Б) кислород;

В) учебник;

Г) железо.

  1. Выберите явление, которое относится к физическому:

А) появление света при электрическом разряде;

Б) образование углекислого газа при горении;

В) выделение водорода, при взаимодействии железа с серной кислотой;

Г) разложение воды при пропускании электрического тока на водород и кислород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия

Внеклассное мероприятие Тема: «Путешествие по независимому Казахстану» (виртуальная экскурсия) в 5 классе Учитель истории ОСШ № 32 г. КарагандыЦель мероприятия: воспитание гражданственности, толеран...

Виртуальная экскурсия в г.Ковров

Презентация + викторина....

Виртуальная экскурсия "Scouting in the World"

Представенный материал можно использовать как в урочное, так и внеурочное время, так как он знакомит детей с историей международного движения скаутов в стране изучаемого языка и России....

Лекция "Язык виртуального общения"

Испокон веков язык развивается, реформируется, изменяется. Каждое поколение вносит в речевую культуру свои коррективы.Появление глобальной сети Интернет внесло в наш язык множество новых слов. Речь мо...

Лекция-демонстрация по химии для учащихся 7 класса

Лекция-демонстрация по химии для учащихся 7 класса...

Виртуальная экскурсия тематической экскурсии "Самара Космическая"

Виртуальная экскурсия "Самара Космическая" посвященная Дню Космонавтики.Обучающие школы приготовили экспонаты своими руками, а также были представленны творческие проекты и исследовательские...