Особенности работы учителя в коррекционном классе
статья на тему

Степура Людмила Александровна

Из опыта работы в коррекционных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2_stepura.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Особенности работы учителя в коррекционном классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Степура Людмила Александровна

        В классах коррекции обучаются дети с физическими и психоэмоциональными недугами. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, досконального знакомства с причинами обучения в классе коррекции. На учителе лежит двойная нагрузка - не только учитель, но и психолог, улавливающий и регулирующий эмоциональный и психический микроклимат детского коллектива и отдельно каждого ребенка.

        Каждый ребенок - личность и жить этой личности предстоит в обществе, работать, самосовершенствоваться, находить свое место в многоликом и сложном современном мире. В.Г. Белинский утверждал, что задачей школьного обучения, и обучения родному языку в частности, является воспитание гражданина, подготовка человека к выполнению общественных обязанностей. Да и просто в обыденной жизни знание русского языка необходимо, чтобы правильно и точно выразить свои мысли, чувства, самые глубины переживаний.

        В классах коррекции не может быть единых стереотипов, штампов, рекомендаций в преподавании. Обучение в таких классах можно строить только методом выбора, учитель сам выбирает, что будет наиболее эффективно и действенно для данного контингента детей.

        Преподавание должно строиться на основных обще дидактических принципах:

а) систематичность;

б) последовательность;
в) перспективность;
г) преемственность;

д) учет индивидуальных способностей и физического состояния ребенка.
        Нельзя отвергать в преподавании такие методы, как:

а) доступность материала;
б) наглядность при его преподнесении;
в) связь обучения с жизнью;
г) сознательность усвоения материала.
        Считаю, что учитель должен обучать детей по общепризнанным программам по русскому языку, но только конкретное распределение самим учителем часов по усвоению той или иной темы принесет существенные результаты.
        При обучении надо учитывать, что мышление у детей, обучающихся в школе отличается конкретностью. Хотя элементы отвлеченного мышления свойственны всем детям, но у данных детей возможности в этой области ограничены, поэтому основной задачей обучения языку в классах коррекции является развитие речи. Речь обычно у детей неразвита, они не могут высказать свою мысль, детей необходимо вставить говорить, учитель ставит проблему на уроке, а дети должны ее разрешить и аргументировать. Учитель обязан выслушать доводы и ответы детей, даже если они неверны, а другим детям позволить доказать обратное утверждение.

        Для развития речи иногда полезно применять живое произношение слова: единица произношения - слог, это позволяет и писать и произносить слова грамотно. Ежедневно следует уделять внимание орфоэпическим упражнениям, не оставлять без внимания недостатки произношения, обращать внимание на звуковую форму слова.

        Очень сложная задача - усвоить грамотное письмо. Осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, ученик постепенно превращает свои знания в навыки.         

        Начинать новую тему надо всегда с повторения, желательно кратко повторить основные правила изучаемого раздела, т.е. подвести определенную базу и потом развивать новые положения.

        Считаю удачной находкой в формировании грамотного письма - тетрадь для списывания. Дети ежедневно из любого текста просто переписывают несколько предложений. Вырабатывается зрительная память, внимательность, вырабатывается навык грамотного письма, орфографической зоркости.

        На каждом уроке надо уделять внимание словарной работе, часто проводить контрольные списывания, различные виды мини-диктантов, письму по памяти.

        Исключительно полезен метод наблюдения и анализа языковых явлений. Целенаправленность наблюдений достигается четкой постановкой задач. Так, изучая правописание приставок из-, низ-, воз-, через- и через- проводятся методом наблюдений и анализа языковых явлений.
Дано задание: в словах «изгнать – исключить», «возбуждение – восхищение»,
«безбрежный – бескрайний» и др. выделить приставки, пронаблюдать, на какую согласную оканчивается корень слова, сделать вывод о правописании приставок.

        При постановке задач разрешается детям коллективные обсуждения, один подметил одно, другой другое, потом все вместе находят "истину".

        Большое внимание должно уделяться самостоятельной работе учащихся. На современном этапе популярным методом является обучение, учитывающее уровневый подход. Ученик должен получать посильные для него задания, одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, а ученик более сильный сделал задание и уже скучает. Надо давать детям задание с разной степенью трудности. Для достижения данной цели хорошо использовать карточки.
        Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом, его индивидуальных                                                          способностей и интересов.

Например:
Уровень 1

а)  Запишите слова в алфавитном порядке:

1 вариант:                                

Заяц, гнездо, ананас, машина.  

2 вариант:    

Дорога, ель, ива, снег.

б)  Поставьте во всех словах ударения.

Уровень 2

Отгадайте загадки, а отгадки запишите в алфавитном порядке:

1)         Мягкие лапки,

        А в лапках царапки

2)         В иголках бугорок
        Мышку уволок.

3)         Не колючий, светло-синий

        По кустам развешан...

4)        Гладит всё, чего касается,
        А дотронешься - кусается

5)         Зубастый зверек
        грызет с визгом дубок.

6)         Кто носит шляпу на ноге?

Уровень 3

а)  Подберите слова с противоположным значением.

1 вариант                     2 вариант.

Холодный-...,                        Черный-...,

хвалить-...,                                глубокий -...,

редкий-... .                                низкий -....

б) Запишите эти слова в алфавитном порядке.

        Школьные годы - это лучшие детские годы. Детство- это игра. Эффективным методом является обучение через игру.

Игра "Кто больше?"

Ученики читают и запоминают слова, которые начинаются на ту или иную букву. Затем они записывают эти слова в тетрадь по памяти. В словах выделяются проверяемые и непроверяемые орфограммы. К проверяемым словам подбираются проверочные слова. Выигрывают ученики, записавшие большее количество слов.

* * *

Дано слово с проверяемой орфограммой. Необходимо подобрать к этому слову наибольшее количество проверочных слов. Выигрывают ученики, подобравшие больше проверочных слов.

* * *

Дано слово, необходимо подобрать к этому слову наибольшее количество однокоренных слов. Выигрывают ученики, подобравшие большее количество однокоренных слов.

* * *

Дано слово, Необходимо подобрать к этому слову наибольшее количество однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Выигрывают ученики, записавшие большее количество слов.

***  

Дано слово. Необходимо составить с этим словом наибольшее количество словосочетаний или предложений. Выигрывает тот ученик, который завершает игру.

Работа в классе коррекции - кропотливый труд, требующий от учителя огромной выдержки, знаний, умений, навыков. Но интересна эта работа тем, что это - поиск. Работать в обычном классе легче, проще, потому что здесь подходят традиционные методы и подходы: класс коррекции - это чисто индивидуальный подход учителя, его умение уловить все тонкости и нюансы любого детского характера и поведения. И в соответствии с этим подбирать действенные приёмы обучения.

        Самой важной рекомендацией при работе в коррекционном классе является гуманное отношение к ребенку, видение в нем личности, уважительное отношение к его проблемам и индивидуальным особенностям его поведения и характера.

Аванесов Р.И. О развитии устной речи. - М.: Наука, 1994.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей с ОНР. - М.: Медицина, 1999.

Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1994.

Иллюшкин И.М. Методика обучения русскому языку. - М.: Высшая школа, 1989.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - М.: Психология и педагогика, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида

Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...

презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".

Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....

Особенности работы учителя географии в коррекционном(вспомогательном) классе VIII вида.

Какие методы и приемы может использовать учитель географии в работе с коррекционным классом....

Особенности работы учителей физической культуры в организации здоровьесберегающего урока в средних классах

Данная работа состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование здоровьесохранных компонентов развития личнос...

План работы МО учителей специальных (коррекционных) классов 8-го вида на 2017/2018 учебный год

Направления работы МО учителей начальных классов на 2017 -2018 учебный год...

Особенности работы учителя-предметника в коррекционной школе

Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление лич...

Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".

Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...