Стаья "Развитие ценностно - смысловых компетенций у воспитанниц спецПУ"
статья по теме

Кочарина Надежда Викторовна

"Воспитать человека интелектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. (Теодор Рузвельд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya_kocharinoy_n.v.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ценностно - смысловых компетенций у воспитанниц спецПУ

посредством синема –технологии.

Н.В.Кочарина

ФГБСУВУ «Куртамышское Спец.ПУ»

                                            Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его

                                           нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельд

Еще несколько лет назад считалось, что самое главное дать детям современное образование. При этом в стороне оставались вопросы о воспитании, как требующие четкого духовного самоопределения. Но, как говорил Д. И. Менделеев, знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего. А известный русский православный философ И. А. Ильин писал, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». Воспитание формирует духовно-нравственные ценности человека, определяющие его образ жизни и деятельности в дальнейшем. И.А.Ильин видел в воспитании основное качество образования. Образование, в свою очередь, определяет уровень развития общества.

Статистика последних лет показывает серьезные проблемы в нравственном и моральном состоянии общества. Распад и разложение семьи приводят к усилению отклонений в психическом здоровье детей. Такие заболевания наблюдаются у 25% подростков. Педагоги отмечают наличие существенных изменений в психолого-педагогических характеристиках учащихся. Дети становятся своенравными и непослушными. Снижается познавательная активность, ухудшается качество усвоения учебного материала. Специалисты наблюдают изменение психологического климата в детских коллективах и группах. Извращенный лексикон общения, агрессивные формы поведения в детской среде стали превращаться в норму. Примерно в два раза увеличилось количество правонарушений по сравнению с взрослой средой. Число самоубийств детей выросло за последнее время на 40%.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» базовыми национальными ценностями российского общества продекларированы патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество, многие, из которых не являются лично значимыми для взрослых россиян, а тем более для подрастающего поколения.

Ценностно - смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами подростка, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения подростка в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория подростка и программа его жизнедеятельности в целом.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у воспитанниц компетенций,  обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Ведь подростковый возраст – это тот период в жизни человека, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил (начинает формироваться общественная направленность личности).

При поступлении воспитанниц в спецучилище у подавляющего большинства наблюдается низкий уровень нравственного развития. Это можно объяснить неблагоприятным социальным опытом, так как большинство воспитывалось в неблагополучных семьях, где имело место то или иное нарушение семейного воспитания. Поэтому так важно за время пребывания в училище дать детям  представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций.

С сентября 2012 года в училище реализуется проект «Старый киносеанс». Цель: формирование ценностных ориентиров, профилактика асоциального поведения и развитие положительного социального опыта воспитанниц в процессе группового общения посредством синема-технологии.

Задачи:

• вовлечение воспитанниц в проведение активного позитивного досуга,

  развитие культуры общения;

• оптимизация взаимоотношений в коллективе;

• способствование сплочению коллектива;

• способствование формированию умения противостоять внешнему

  асоциальному давлению;

• решение воспитательных задач посредством подготовленного

  просмотра художественных  фильмов с последующим обсуждением. 

Данный проект долгосрочный, рассчитан на  учебный год, охватывает всех детей. Один раз в месяц организуются просмотры фильмов. Внедрение новой воспитательной технологии нацелено на умение распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладать способностями, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Занятия по синема-технологии помогают формированию таких нравственных ценностей как, благородство, доброта, умение любить, прощать, понимать, сострадать, скромности.

Благодаря синема-технологии можно создать прецедент живого и непринужденного обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев киносюжета.

Синема-технология состоит из трех основных этапов: этюд, экспликация, рефлексия. На  этапе  «этюда»  педагог  излагает анонс фильма (это можно сделать в виде стихотворения, афоризма, отзыва предыдущих зрителей о фильме). В анонсе должна сквозить недосказанность, неисчерпанность, для инициации ценностного отношения воспитанниц. На этапе этюда также педагог акцентирует внимание на социальных проблемах, демонстрируемых в фильме. Далее следует просмотр фильма.

Этап «экспликации» (от латинского - «усиление») предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма.

Этап рефлексии направлен на осознание воспитанницами собственной позиции по отношению к данной проблеме. На этапе рефлексии происходит поиск  вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), а в близкодействии (по отношению к конкретным людям, живущим рядом, по отношению к ближайшему социуму: своему городу, классу, дворовой компании). Приведу пример занятия в синема-технологии по фильму «Мачеха» режиссера О.А.Бондарева.

Цель:

  1. Развивать стремление проявления добра, любви, уважения, толерантного поведения во внутрисемейном общении.
  2. Формирование у воспитанниц представления о членах семьи как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
  3. Содействовать воспитанию любви, уважения и чувства благодарности к человеку, который оказывает поддержку в жизни.

Ход занятия.

I.Этюд.

Образ мачехи в русских сказках

Почему-то и черен, и лют.

Не скажу, что с большою лаской

Принят мачехой, давшей уют.

 

В ноги кланяюсь я мамаше:

Жизнь дала – ей спасибо за то.

Только мачехе пуще даже

Поклонюсь я. Есть, право, за что.

 

Сводный брат: за столом мы оба.

Делим всё на двоих пополам.

Мне костюм и ему обнова,

И подарки единые нам.

 

Жизнь не знаю, как бы сложилась,

И в какую б вошла колею.

Что случилось, то и случилось…

Я ей, мачехе, дань  отдаю!

 

Мне не жалко хороших строчек.

Долю с мачехой я познавал.

Только жаль, что уж поздно очень,

Поздно мачеху мамой назвал.

- Кто же такая мачеха?

Традиционно со словом «мачеха» возникают горестные ассоциации и негативные эмоции, перед нами предстает злющая женщина, наделенная всеми человеческими пороками. Так ли это?

Сегодня вы посмотрите фильм «Мачеха» снятый 1973 году.

Семья Олеванцевых благополучная, счастливая. Шура и Павел Олеванцевы живут, душа в душу, воспитывают двоих детей, и вроде бы ничего не угрожает их семейному счастью. Но однажды приходит письмо, из которого они узнают, что у Павла есть незаконнорожденная дочь Света, мать которой недавно умерла. Олеванцевы решают взять девочку к себе…

II. Экспликация.

- Что же нужно, для того чтобы полюбить чужого ребенка как своего? Верить в нее не родную до конца?

- Всем ли героям хватило человечности?

- Кто ее не проявляет?

- Как ведет себя Шура, узнав о незаконнорожденной дочери Павла?

- Какой вы видите Шуру?

- Как повел себя муж Шуры Павел?

- Какой вы видите Свету в фильме?

- Как постепенно меняется Света?

Рефлексия.

- Что было бы, если не оказалась с ней рядом такая мама, как Александра?

- Можно ли Шуру назвать не мачехой, а мамой, причем с большой буквы М?

Материалом для подготовки занятий могут послужить события и факты художественных фильмов, короткометражных, видеороликов, отрывков из передач для совместного с воспитанницами поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Содержание занятия строится так, чтобы переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.

Для выбора материала значение имеют возрастные особенности воспитанниц.

За полгода 2012-2013 учебного года  были проведены занятия по таким кинематографическим произведениям, как  «Кука», «Точка», «Мачеха», «Двенадцать месяцев», «Хатико».  

Был проведён опрос. Воспитанницам предлагалось ответить на вопросы: «Нравятся ли вам занятия в синема-технологии?», «Какие фильмы больше всего запомнились?», «Чему  учат эти фильмы?». Выяснилось, что детям нравятся такие занятия, больше всего понравился фильм «Хатико». Валерия Панчеха пишет: «Такие фильмы учат милосердию, состраданию, сочувствию… все невозможно выразить на листе бумаги. Фильмы поучительные, жизненные, смотря их, я сделала для себя множество выводов».  Шолудько Настя пишет: «Мне нравятся такие фильмы, они все жизненные, можно на геройских поступках научиться хорошему и избавиться от своих плохих качеств».

Используемая литература:

  1. Ж: Воспитание школьников №3 – 2008г. Фиофанова О. «Синема – технология, как средство воспитания».
  2. Ж: Воспитательная работа в школе №2 – 2008г. Тюников Ю., Мазниченко М. «Технология воспитания школьников как читателей и телезрителей».
  3. Ж: Воспитание школьников №1 – 2008г. «Телевидение и воспитание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Формирование коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций на уроках обществознания

Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задача школы – выполнение требован...

Влияние потребностей человека на формирование ценностно-смысловых компетенций

Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий является использование учителем таких форм работы, которые могут дать детям возможность занять активную позицию  к учебному материалу....