Стаья "Развитие ценностно - смысловых компетенций у воспитанниц спецПУ"
статья по теме
"Воспитать человека интелектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. (Теодор Рузвельд)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satya_kocharinoy_n.v.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ценностно - смысловых компетенций у воспитанниц спецПУ
посредством синема –технологии.
Н.В.Кочарина
ФГБСУВУ «Куртамышское Спец.ПУ»
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его
нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельд
Еще несколько лет назад считалось, что самое главное дать детям современное образование. При этом в стороне оставались вопросы о воспитании, как требующие четкого духовного самоопределения. Но, как говорил Д. И. Менделеев, знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего. А известный русский православный философ И. А. Ильин писал, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». Воспитание формирует духовно-нравственные ценности человека, определяющие его образ жизни и деятельности в дальнейшем. И.А.Ильин видел в воспитании основное качество образования. Образование, в свою очередь, определяет уровень развития общества.
Статистика последних лет показывает серьезные проблемы в нравственном и моральном состоянии общества. Распад и разложение семьи приводят к усилению отклонений в психическом здоровье детей. Такие заболевания наблюдаются у 25% подростков. Педагоги отмечают наличие существенных изменений в психолого-педагогических характеристиках учащихся. Дети становятся своенравными и непослушными. Снижается познавательная активность, ухудшается качество усвоения учебного материала. Специалисты наблюдают изменение психологического климата в детских коллективах и группах. Извращенный лексикон общения, агрессивные формы поведения в детской среде стали превращаться в норму. Примерно в два раза увеличилось количество правонарушений по сравнению с взрослой средой. Число самоубийств детей выросло за последнее время на 40%.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» базовыми национальными ценностями российского общества продекларированы патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество, многие, из которых не являются лично значимыми для взрослых россиян, а тем более для подрастающего поколения.
Ценностно - смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами подростка, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения подростка в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория подростка и программа его жизнедеятельности в целом.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у воспитанниц компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Ведь подростковый возраст – это тот период в жизни человека, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил (начинает формироваться общественная направленность личности).
При поступлении воспитанниц в спецучилище у подавляющего большинства наблюдается низкий уровень нравственного развития. Это можно объяснить неблагоприятным социальным опытом, так как большинство воспитывалось в неблагополучных семьях, где имело место то или иное нарушение семейного воспитания. Поэтому так важно за время пребывания в училище дать детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения, не читая нотаций.
С сентября 2012 года в училище реализуется проект «Старый киносеанс». Цель: формирование ценностных ориентиров, профилактика асоциального поведения и развитие положительного социального опыта воспитанниц в процессе группового общения посредством синема-технологии.
Задачи:
• вовлечение воспитанниц в проведение активного позитивного досуга,
развитие культуры общения;
• оптимизация взаимоотношений в коллективе;
• способствование сплочению коллектива;
• способствование формированию умения противостоять внешнему
асоциальному давлению;
• решение воспитательных задач посредством подготовленного
просмотра художественных фильмов с последующим обсуждением.
Данный проект долгосрочный, рассчитан на учебный год, охватывает всех детей. Один раз в месяц организуются просмотры фильмов. Внедрение новой воспитательной технологии нацелено на умение распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладать способностями, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Занятия по синема-технологии помогают формированию таких нравственных ценностей как, благородство, доброта, умение любить, прощать, понимать, сострадать, скромности.
Благодаря синема-технологии можно создать прецедент живого и непринужденного обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев киносюжета.
Синема-технология состоит из трех основных этапов: этюд, экспликация, рефлексия. На этапе «этюда» педагог излагает анонс фильма (это можно сделать в виде стихотворения, афоризма, отзыва предыдущих зрителей о фильме). В анонсе должна сквозить недосказанность, неисчерпанность, для инициации ценностного отношения воспитанниц. На этапе этюда также педагог акцентирует внимание на социальных проблемах, демонстрируемых в фильме. Далее следует просмотр фильма.
Этап «экспликации» (от латинского - «усиление») предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма.
Этап рефлексии направлен на осознание воспитанницами собственной позиции по отношению к данной проблеме. На этапе рефлексии происходит поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), а в близкодействии (по отношению к конкретным людям, живущим рядом, по отношению к ближайшему социуму: своему городу, классу, дворовой компании). Приведу пример занятия в синема-технологии по фильму «Мачеха» режиссера О.А.Бондарева.
Цель:
- Развивать стремление проявления добра, любви, уважения, толерантного поведения во внутрисемейном общении.
- Формирование у воспитанниц представления о членах семьи как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Содействовать воспитанию любви, уважения и чувства благодарности к человеку, который оказывает поддержку в жизни.
Ход занятия.
I.Этюд.
Образ мачехи в русских сказках
Почему-то и черен, и лют.
Не скажу, что с большою лаской
Принят мачехой, давшей уют.
В ноги кланяюсь я мамаше:
Жизнь дала – ей спасибо за то.
Только мачехе пуще даже
Поклонюсь я. Есть, право, за что.
Сводный брат: за столом мы оба.
Делим всё на двоих пополам.
Мне костюм и ему обнова,
И подарки единые нам.
Жизнь не знаю, как бы сложилась,
И в какую б вошла колею.
Что случилось, то и случилось…
Я ей, мачехе, дань отдаю!
Мне не жалко хороших строчек.
Долю с мачехой я познавал.
Только жаль, что уж поздно очень,
Поздно мачеху мамой назвал.
- Кто же такая мачеха?
Традиционно со словом «мачеха» возникают горестные ассоциации и негативные эмоции, перед нами предстает злющая женщина, наделенная всеми человеческими пороками. Так ли это?
Сегодня вы посмотрите фильм «Мачеха» снятый 1973 году.
Семья Олеванцевых благополучная, счастливая. Шура и Павел Олеванцевы живут, душа в душу, воспитывают двоих детей, и вроде бы ничего не угрожает их семейному счастью. Но однажды приходит письмо, из которого они узнают, что у Павла есть незаконнорожденная дочь Света, мать которой недавно умерла. Олеванцевы решают взять девочку к себе…
II. Экспликация.
- Что же нужно, для того чтобы полюбить чужого ребенка как своего? Верить в нее не родную до конца?
- Всем ли героям хватило человечности?
- Кто ее не проявляет?
- Как ведет себя Шура, узнав о незаконнорожденной дочери Павла?
- Какой вы видите Шуру?
- Как повел себя муж Шуры Павел?
- Какой вы видите Свету в фильме?
- Как постепенно меняется Света?
Рефлексия.
- Что было бы, если не оказалась с ней рядом такая мама, как Александра?
- Можно ли Шуру назвать не мачехой, а мамой, причем с большой буквы М?
Материалом для подготовки занятий могут послужить события и факты художественных фильмов, короткометражных, видеороликов, отрывков из передач для совместного с воспитанницами поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Содержание занятия строится так, чтобы переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
Для выбора материала значение имеют возрастные особенности воспитанниц.
За полгода 2012-2013 учебного года были проведены занятия по таким кинематографическим произведениям, как «Кука», «Точка», «Мачеха», «Двенадцать месяцев», «Хатико».
Был проведён опрос. Воспитанницам предлагалось ответить на вопросы: «Нравятся ли вам занятия в синема-технологии?», «Какие фильмы больше всего запомнились?», «Чему учат эти фильмы?». Выяснилось, что детям нравятся такие занятия, больше всего понравился фильм «Хатико». Валерия Панчеха пишет: «Такие фильмы учат милосердию, состраданию, сочувствию… все невозможно выразить на листе бумаги. Фильмы поучительные, жизненные, смотря их, я сделала для себя множество выводов». Шолудько Настя пишет: «Мне нравятся такие фильмы, они все жизненные, можно на геройских поступках научиться хорошему и избавиться от своих плохих качеств».
Используемая литература:
- Ж: Воспитание школьников №3 – 2008г. Фиофанова О. «Синема – технология, как средство воспитания».
- Ж: Воспитательная работа в школе №2 – 2008г. Тюников Ю., Мазниченко М. «Технология воспитания школьников как читателей и телезрителей».
- Ж: Воспитание школьников №1 – 2008г. «Телевидение и воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ
применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ
Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...
Формирование естественнонаучной картины мира посредством развития ценностно-смысловой компетенции на уроках биологии
Статья из опыта учителя биологии о компетентностном подходе в образовании...
Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....
Открытый урок по литературе в рамках формирования ценностно-смысловой компетенции и системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологий и технологии критического мышления в 6-ом классе по теме "Маленький человек в большом мире"
Сегодня мы познакомимся с одной из повестей А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Поговорим о нравственных категориях добра, любви, сост...
Формирование коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций на уроках обществознания
Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задача школы – выполнение требован...
Влияние потребностей человека на формирование ценностно-смысловых компетенций
Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий является использование учителем таких форм работы, которые могут дать детям возможность занять активную позицию к учебному материалу....