Обобщение опыта по теме "Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий"
учебно-методический материал по теме
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий определяют актуальность развития «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В свою очередь Программа формирования УУД направлена на решение актуальной проблемы «бессистемного» формирования «системного» мышления учащихся, преодоления феномена «мозаичного» мышления; на методическое и технологическое обеспечение процесса формирования разумно-рефлексивного мышления школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться . Развитие умения учиться как «компетентности к обновлению компетенций» составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятость по школе 390 чел. – 91%, не занято 37 чел. – 9%, в 6 и более кружках 259 чел. Золушка Умелый гном
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД 1) обеспечить организационные, информационно-методические, кадровые, материально-технические и управленческие условия для эффективной реализации требований и содержания ФГОС в начальной школе; 2) определить ключевые признаки формирования регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных УУД в условиях единого образовательного пространства; 3) обеспечить единый технологический подход к формированию УУД младших школьников; 4) обеспечить систему оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников; 5) обеспечить достижение предметных, метапредметных, личностных результатов за счёт оптимизации ресурсов единого образовательного пространства
ФУНКЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 1 . Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться , формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
ФУНКЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 3. Обеспечение успешности обучения формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания; усвоения знаний, умений и навыков;
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и моральное действие) Коммуникативные (взаимодействие, кооперация / сотрудничество, интериоризация) Познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ устанавливает ценностные ориентиры образования; определяет состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному, основному и полному общему образованию.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Определена возрастно-специфическая форма личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД для начальной школы Определен перечень базовых модельных УУД Выделены условия и факторы развития УУД Составлены психолого-педагогические рекомендации по организации формирования УУД с учетом содержания учебных предметов Разработана система типовых задач для оценки сформированности УУД для начальной школы Проведен анализ результатов апробации
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЦЕНИВАЮТСЯ ПО ТРЕМ УРОВНЯМ: 1 уровень – когнитивный (применение УУД под контролем и руководством со стороны учителя); 2 уровень – деятельностный (способность в специально организованных педагогом ситуациях, заданиях самостоятельно применять изученные способы действий); 3 уровень – практикоориентированный (способность применять освоенные способы действий в практической деятельности творческого характера).
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика», широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Принятие и сохранение учебной задачи Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения Итоговый и пошаговый контроль по результату Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Дифференциация способа и результата действия Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Синтез как составление целого из частей Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям Установление причинно-следственных связей Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Установление аналогий Общий прием решения задач
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет Умение задавать вопросы Умение контролировать действия партнера Умение использовать речь для регуляции своего действия Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД
Организовать поэтапную отработку УУД , обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
Задачи формирования УУД Определить связи каждого УУД с содержанием предметной дисциплины. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД с учетом возрастных особенностей применительно к предметной дисциплине.
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов . Осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »
Доклад на данную тему актуален в рамках внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...
обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"
Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139344-1352572444.jpg)
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914372-1491641008.jpg)
Обобщение опыта педагогичечской работы по теме: «Проблемы развития универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов"
В 2016-2017 учебном году в процессе преподавания курса "История Древнего мира" в 5-х классах я обратила внимание на проблемные зоны обучения. Учитывая, что данная целевая группа изучает предметную дис...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158404-1354722666.jpg)
Приемы смыслового (продуктивного) чтения как основа формирования универсальных учебных действий
В презентации представлены приемы смыслового чтения, которые можно использоать на уроках обучающего чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158404-1354722666.jpg)
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...