Мое выступление
статья по теме
Выступление на школьном педсовете по теме "Педагогический опыт учителя, раскрывающий суть его педагогической системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы учителя | 89.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт учителя, раскрывающий
сущность его методической системы.
Любая деятельность
может быть
либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология на науке.
С искусства все начинается,
технологией - заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.
В современной школе созданы новые педагогические и информационные технологии, которые помогают решить многие проблемы учебного характера, призывают учащихся определиться в углубленном изучении предметов, вызывают заинтересованность. Основное затруднение состоит в разработке методологии творческого отношения к жизни. Наряду с созданием нового, процесс творчества включает в себя и открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Поэтому, работая над проблемой «Развитие творческого мышления и формирование навыков сотворчества», в своей практике чаще всего использую методику сотворчества, которая строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует более активному формированию у ребят механизма творческого мышления: самоанализа, обобщения, самооценки, а также способствует творческому воображению, логической ассоциации, интеллектуальной эрудированности. Всё это стимулирует развитие творческих способностей, внутренней потребности к аналитической работе, формирующей культуру общения, гибкость мышления.
Актуальность и перспективность технологии сотворчества заключается в том, что её использование направлено на изучение личности ребенка, на его воспитание, обучение и развитие. Очень важно, что дети получают не только интеллектуальное, но и нравственное развитие. Данная технология помогает заинтересовать каждого ученика, побудить его не только к самостоятельной, но и коллективной деятельности, помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В современном мире большую ценность приобретает творческая самостоятельность учащихся. Поэтому чувства, переживания, работоспособность школьников, включенные в систему образования, меняют и критерий успеха образовательного процесса. Для учителя важны не только знания учащихся, но и их умения разного характера: задавать и отвечать на вопросы по проблеме, высказывать свое мнение об изучаемом материале, принимать активное участие в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, работать с различной литературой по сбору материала к уроку как самостоятельно, так и в группах.
Уроки в форме технологии сотворчества позволяют использовать новые технические средства и имеют свое продолжение во внеклассной деятельности учащихся. Профессионализм и творчество должны быть главными критериями педагога, так как они способствуют развитию творческих способностей ребят, их внутренней мотивации. Позитивный характер взаимоотношений и взаимодействий учителя и ученика ведет к высоким достижениям учащихся.
Очень интересным и важным, на мой взгляд, является в уроке коллективного творчества совместное с детьми обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления ребятами и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе творческого самоанализа могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства, стоящие на пути предстоящей творческой работы по методике сотрудничества. Анализируя с детьми пути решения какой-либо проблемы, выделяются ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий.
В педагогике и психологии существует много исследований, которые посвящены проблеме методов обучения. Они имеют огромное значение, активизируют учащихся и развивают у них познавательный интерес к предмету. В настоящее время телевидение и компьютеры более интересны подросткам, поэтому любая деятельность ученика направлена на применение в работе компьютера, на самостоятельность в поиске информации через возможности Интернета. При организации творческого урока используется медиапроектор (слайды), при помощи которого можно проследить подготовку учащихся к уроку, создавать тексты собственного сочинения (мини-сочинения), стихи, рисунки, фрагменты музыкальных произведений.
В этом и будет заключаться новизна и перспективность технологии сотворчества, которая допускает включение в этапы урока такие методы как метод проектов, метод чтения вслух, исследовательский метод, метод проблемного обучения, метод сотрудничества, групповая работа, творческая лаборатория. Все они в разной степени являются инновационными способами в сфере образования. Огромную роль в применении разных методов обучения играют взаимоотношения учителя и учащихся и их отношение к предмету.
Используя технологию сотворчества, необходимо изучать природу возникновения творчески активной личности, а тем более тщательно готовить почву для успешной реализации. Тут надо верно подойти к вопросу о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения.
Очень хорошо развита внутренняя мотивация школьников в среднем звене при использовании технологии сотворчества. У детей выражено стойкое желание быть эффективным и осуществлять определенный вид поведения ради него самого. Учащиеся творчески подходят к своей деятельности, получают от этого удовольствие, у них хорошо развито самовыражение. Дети являются победителями различных литературных конкурсов районного, областного и всероссийского уровня.
По использованию данной технологии у меня имеются методические разработки: литературная гостиная «Поэзии любимые страницы», творческая мастерская «Проба пера», урок творчества по теме «Деепричастие», внеклассное мероприятие «Добрые герои из добрых книжек», разработки уроков литературы с использованием собственных стихов, диктантов, сценариев и др. Многолетняя деятельность литературного объединения «Тропинка» носит характер коллективного творчества.
Метод сотворчества в среднем звене как один из приемов данной формы работы, носит позитивный характер. Необходимо отметить, что при использовании методики сотворчества каждый урок становится коллективным творчеством. С работой по результативности технологии сотворчества я участвовала в работе областных конференций, была призером и лауреатом конкурса «Кастальский ключ». Некоторые разработки я поместила на свой личный Интернет - сайт, имею сертификат по созданию сайта, свидетельства по опубликованию методических разработок.
Чтобы эффективнее мотивировать учащихся к учебной деятельности, к внеклассной творческой работе, я провожу исследование о том, как лучшим образом:
- добиваться слаженности в работе;
- находить детям подходящий вариант для успешной работы;
- делать так, чтобы учебные задания подходили учащимся, способствовали повышению морального духа и результативности;
- оценивать результаты и создавать мотивы к совершенствованию, к творческому развитию.
Исследовательская работа мотивации школьников к литературе (так как именно этот предмет связан с творчеством) провожу поэтапно. На первом этапе выявляется внутренняя и внешняя мотивация. Для этого учащимся предлагается методика диагностики структуры учебной мотивации
Диаграмма теста-опросника:
Далее я провела с учащимися учебный мозговой штурм (известен в литературе как метод «мозгового штурма», предложенный американским ученым А.Ф.Осборном). Эта перспективная форма учебной деятельности позволяет учителю развивать творческие способности учеников и исследовать их как личность. «Литература – учебник жизни» - тема проведенного мозгового штурма в 6 классе. Я частично использовала данный метод, вопросы и форму проведения данного урока-исследования придумала сама . В эксперименте участвовало 12 учащихся.
Цель: провести урок по данной методике для выявления положительного отношения к литературе как учебному предмету.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы можете объяснить фразу «Литература – учебник жизни»?
- Если бы вас попросили создать памятник учебнику литературы, то какой вариант или варианты вы бы предложили? Обоснуйте свой ответ.
- Придумайте компьютерную модель учебника литературы, используя любимые произведения и иллюстрации.
Класс был разбит на три группы. Первая группа «Психологи» работали по первому вопросу в форме «Круглого стола», вторая группа «Создатели» «создавали» памятник с помощью карандашей, пластилина, красок. Третья группа «Конструкторы» использовали для решения третьего вопроса ноутбук и иллюстрированный материал со схемами и чертежами (электронный и бумажный вариант).
Рефлексия данного урока позволяет сделать вывод, что 70% шестиклассников считают предмет важным и интересным, так как он тесно связан с жизнью, способствует развитию общей культуры, учит обмениваться мнениями о прочитанном, побуждает к творческой мыслительной деятельности.
В ходе анкетирования об отношении к литературе нужно отметить, что несмотря на появление компьютеров, сотовых телефонов и другой чудо-техники, живое слово и творческая работа, а значит и художественная книга всегда будут преобладать над «чудо-техникой». ( опрос производился на данном исследовательском уроке как один из этапов рефлексии).
О росте мотивации к изучению литературы свидетельствуют участие детей в различных литературных конкурсах, качество и результативность творческих работ. Учащиеся занимают призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах на протяжении многих лет.
Следующий этап исследования заключается в следующей анкете - «Ранжирование учебных предметов».
На слайде учителем показываются все учебные предметы. Задание: расположите предметы в цифровом порядке по степени значимости для вас.
Дети работают в течение десяти минут. Затем анализируется результат и составляется диаграмма. Ранжирование проводилось в 5-6 классах. Обследовано 12 учащихся, из них 55% отдают предпочтение литературе, на втором месте русский язык (20%). Далее математика ( 15%), история (10%)
Данное исследование показывает, что изучение литературы в 5-6 классах играет большую роль. Причина заключается в том, что дети в этом возрасте любят читать, им нравится, как объясняет учитель.
Участие детей в проводимых конкурсах
в ноябре-январе 2012-13 учебного года.
№ П/П | НАЗВАНИЕ КОНКУРСА | ФИ УЧ-СЯ | Районный конкурс | Областной конкурс | Всероссийский конкурс |
1 | «Рукописная книга» | Акимова Анастасия | 1 место | ||
2 | «Рукописная книга» | Середа Ксения | 2 место | ||
3 | «Рукописная книга» | Баранова Катя | 3 место | ||
4 | «Рукописная книга» | Шигибаева Динара | 3 место | ||
5 | «МультПарад» | Кулбаева Алина | 1 место | ||
6 | «В мире много сказок» | Баранова Катя | 1 место | ||
7 | «В мире много сказок» | Середа Ксения | 2 место | ||
8 | «В мире много сказок» | Шаткин Никита | 3 место | ||
9 | Олимпиада юных журналистов | Трофименко Анастасия | 2 место | ||
10 | Олимпиада юных журналистов | Акимова Виктория | 3 место | ||
11 | «В мире много сказок» | Шаткин Никита | 2 место | ||
12 | «В мире много сказок» | Баранова катя | 3 место | ||
13 | «В мире много сказок» | Середа Ксения | участие | ||
14 | «МультПарад» | Кулбаева Алина | 3 место | ||
15 | «МультПарад» | Кулмурзаев Рамиз | участие | ||
16 | «МультПарад» | Акимова Виктория | участие |
В настоящее время я продолжаю вести уроки и внеклассные мероприятия с использованием технологии сотворчества, но и фрагментарно другие педагогические технологии, о которых было сказано выше.