Мое выступление
статья по теме
Выступление на школьном педсовете по теме "Педагогический опыт учителя, раскрывающий суть его педагогической системы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт учителя, раскрывающий
сущность его методической системы.
Любая деятельность
может быть
либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология на науке.
С искусства все начинается,
технологией - заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.
В современной школе созданы новые педагогические и информационные технологии, которые помогают решить многие проблемы учебного характера, призывают учащихся определиться в углубленном изучении предметов, вызывают заинтересованность. Основное затруднение состоит в разработке методологии творческого отношения к жизни. Наряду с созданием нового, процесс творчества включает в себя и открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Поэтому, работая над проблемой «Развитие творческого мышления и формирование навыков сотворчества», в своей практике чаще всего использую методику сотворчества, которая строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует более активному формированию у ребят механизма творческого мышления: самоанализа, обобщения, самооценки, а также способствует творческому воображению, логической ассоциации, интеллектуальной эрудированности. Всё это стимулирует развитие творческих способностей, внутренней потребности к аналитической работе, формирующей культуру общения, гибкость мышления.
Актуальность и перспективность технологии сотворчества заключается в том, что её использование направлено на изучение личности ребенка, на его воспитание, обучение и развитие. Очень важно, что дети получают не только интеллектуальное, но и нравственное развитие. Данная технология помогает заинтересовать каждого ученика, побудить его не только к самостоятельной, но и коллективной деятельности, помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В современном мире большую ценность приобретает творческая самостоятельность учащихся. Поэтому чувства, переживания, работоспособность школьников, включенные в систему образования, меняют и критерий успеха образовательного процесса. Для учителя важны не только знания учащихся, но и их умения разного характера: задавать и отвечать на вопросы по проблеме, высказывать свое мнение об изучаемом материале, принимать активное участие в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, работать с различной литературой по сбору материала к уроку как самостоятельно, так и в группах.
Уроки в форме технологии сотворчества позволяют использовать новые технические средства и имеют свое продолжение во внеклассной деятельности учащихся. Профессионализм и творчество должны быть главными критериями педагога, так как они способствуют развитию творческих способностей ребят, их внутренней мотивации. Позитивный характер взаимоотношений и взаимодействий учителя и ученика ведет к высоким достижениям учащихся.
Очень интересным и важным, на мой взгляд, является в уроке коллективного творчества совместное с детьми обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления ребятами и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе творческого самоанализа могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства, стоящие на пути предстоящей творческой работы по методике сотрудничества. Анализируя с детьми пути решения какой-либо проблемы, выделяются ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий.
В педагогике и психологии существует много исследований, которые посвящены проблеме методов обучения. Они имеют огромное значение, активизируют учащихся и развивают у них познавательный интерес к предмету. В настоящее время телевидение и компьютеры более интересны подросткам, поэтому любая деятельность ученика направлена на применение в работе компьютера, на самостоятельность в поиске информации через возможности Интернета. При организации творческого урока используется медиапроектор (слайды), при помощи которого можно проследить подготовку учащихся к уроку, создавать тексты собственного сочинения (мини-сочинения), стихи, рисунки, фрагменты музыкальных произведений.
В этом и будет заключаться новизна и перспективность технологии сотворчества, которая допускает включение в этапы урока такие методы как метод проектов, метод чтения вслух, исследовательский метод, метод проблемного обучения, метод сотрудничества, групповая работа, творческая лаборатория. Все они в разной степени являются инновационными способами в сфере образования. Огромную роль в применении разных методов обучения играют взаимоотношения учителя и учащихся и их отношение к предмету.
Используя технологию сотворчества, необходимо изучать природу возникновения творчески активной личности, а тем более тщательно готовить почву для успешной реализации. Тут надо верно подойти к вопросу о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения.
Очень хорошо развита внутренняя мотивация школьников в среднем звене при использовании технологии сотворчества. У детей выражено стойкое желание быть эффективным и осуществлять определенный вид поведения ради него самого. Учащиеся творчески подходят к своей деятельности, получают от этого удовольствие, у них хорошо развито самовыражение. Дети являются победителями различных литературных конкурсов районного, областного и всероссийского уровня.
По использованию данной технологии у меня имеются методические разработки: литературная гостиная «Поэзии любимые страницы», творческая мастерская «Проба пера», урок творчества по теме «Деепричастие», внеклассное мероприятие «Добрые герои из добрых книжек», разработки уроков литературы с использованием собственных стихов, диктантов, сценариев и др. Многолетняя деятельность литературного объединения «Тропинка» носит характер коллективного творчества.
Метод сотворчества в среднем звене как один из приемов данной формы работы, носит позитивный характер. Необходимо отметить, что при использовании методики сотворчества каждый урок становится коллективным творчеством. С работой по результативности технологии сотворчества я участвовала в работе областных конференций, была призером и лауреатом конкурса «Кастальский ключ». Некоторые разработки я поместила на свой личный Интернет - сайт, имею сертификат по созданию сайта, свидетельства по опубликованию методических разработок.
Чтобы эффективнее мотивировать учащихся к учебной деятельности, к внеклассной творческой работе, я провожу исследование о том, как лучшим образом:
- добиваться слаженности в работе;
- находить детям подходящий вариант для успешной работы;
- делать так, чтобы учебные задания подходили учащимся, способствовали повышению морального духа и результативности;
- оценивать результаты и создавать мотивы к совершенствованию, к творческому развитию.
Исследовательская работа мотивации школьников к литературе (так как именно этот предмет связан с творчеством) провожу поэтапно. На первом этапе выявляется внутренняя и внешняя мотивация. Для этого учащимся предлагается методика диагностики структуры учебной мотивации
Диаграмма теста-опросника:
Далее я провела с учащимися учебный мозговой штурм (известен в литературе как метод «мозгового штурма», предложенный американским ученым А.Ф.Осборном). Эта перспективная форма учебной деятельности позволяет учителю развивать творческие способности учеников и исследовать их как личность. «Литература – учебник жизни» - тема проведенного мозгового штурма в 6 классе. Я частично использовала данный метод, вопросы и форму проведения данного урока-исследования придумала сама . В эксперименте участвовало 12 учащихся.
Цель: провести урок по данной методике для выявления положительного отношения к литературе как учебному предмету.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы можете объяснить фразу «Литература – учебник жизни»?
- Если бы вас попросили создать памятник учебнику литературы, то какой вариант или варианты вы бы предложили? Обоснуйте свой ответ.
- Придумайте компьютерную модель учебника литературы, используя любимые произведения и иллюстрации.
Класс был разбит на три группы. Первая группа «Психологи» работали по первому вопросу в форме «Круглого стола», вторая группа «Создатели» «создавали» памятник с помощью карандашей, пластилина, красок. Третья группа «Конструкторы» использовали для решения третьего вопроса ноутбук и иллюстрированный материал со схемами и чертежами (электронный и бумажный вариант).
Рефлексия данного урока позволяет сделать вывод, что 70% шестиклассников считают предмет важным и интересным, так как он тесно связан с жизнью, способствует развитию общей культуры, учит обмениваться мнениями о прочитанном, побуждает к творческой мыслительной деятельности.
В ходе анкетирования об отношении к литературе нужно отметить, что несмотря на появление компьютеров, сотовых телефонов и другой чудо-техники, живое слово и творческая работа, а значит и художественная книга всегда будут преобладать над «чудо-техникой». ( опрос производился на данном исследовательском уроке как один из этапов рефлексии).
О росте мотивации к изучению литературы свидетельствуют участие детей в различных литературных конкурсах, качество и результативность творческих работ. Учащиеся занимают призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах на протяжении многих лет.
Следующий этап исследования заключается в следующей анкете - «Ранжирование учебных предметов».
На слайде учителем показываются все учебные предметы. Задание: расположите предметы в цифровом порядке по степени значимости для вас.
Дети работают в течение десяти минут. Затем анализируется результат и составляется диаграмма. Ранжирование проводилось в 5-6 классах. Обследовано 12 учащихся, из них 55% отдают предпочтение литературе, на втором месте русский язык (20%). Далее математика ( 15%), история (10%)
Данное исследование показывает, что изучение литературы в 5-6 классах играет большую роль. Причина заключается в том, что дети в этом возрасте любят читать, им нравится, как объясняет учитель.
Участие детей в проводимых конкурсах
в ноябре-январе 2012-13 учебного года.
№ П/П | НАЗВАНИЕ КОНКУРСА | ФИ УЧ-СЯ | Районный конкурс | Областной конкурс | Всероссийский конкурс |
1 | «Рукописная книга» | Акимова Анастасия | 1 место | ||
2 | «Рукописная книга» | Середа Ксения | 2 место | ||
3 | «Рукописная книга» | Баранова Катя | 3 место | ||
4 | «Рукописная книга» | Шигибаева Динара | 3 место | ||
5 | «МультПарад» | Кулбаева Алина | 1 место | ||
6 | «В мире много сказок» | Баранова Катя | 1 место | ||
7 | «В мире много сказок» | Середа Ксения | 2 место | ||
8 | «В мире много сказок» | Шаткин Никита | 3 место | ||
9 | Олимпиада юных журналистов | Трофименко Анастасия | 2 место | ||
10 | Олимпиада юных журналистов | Акимова Виктория | 3 место | ||
11 | «В мире много сказок» | Шаткин Никита | 2 место | ||
12 | «В мире много сказок» | Баранова катя | 3 место | ||
13 | «В мире много сказок» | Середа Ксения | участие | ||
14 | «МультПарад» | Кулбаева Алина | 3 место | ||
15 | «МультПарад» | Кулмурзаев Рамиз | участие | ||
16 | «МультПарад» | Акимова Виктория | участие |
В настоящее время я продолжаю вести уроки и внеклассные мероприятия с использованием технологии сотворчества, но и фрагментарно другие педагогические технологии, о которых было сказано выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Некоторые выступления Логвиненко О.В на заседаниях ЦК. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное приме...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...
