Мое выступление
статья по теме

Дроздова Наталья Анатольевна

Выступление на школьном педсовете по теме "Педагогический опыт учителя, раскрывающий суть его педагогической системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы учителя89.25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт учителя, раскрывающий

 сущность его методической системы.

Любая деятельность

 может быть

либо технологией,

либо искусством.

Искусство основано на интуиции,

технология на науке.

С искусства все начинается,

технологией - заканчивается,

чтобы затем все началось сначала.

В современной школе созданы новые педагогические и информационные технологии, которые помогают решить многие проблемы учебного характера, призывают учащихся определиться в  углубленном изучении предметов, вызывают заинтересованность. Основное затруднение состоит в разработке  методологии творческого отношения к жизни. Наряду с созданием нового, процесс творчества включает в себя и открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.

Поэтому, работая над проблемой «Развитие творческого мышления и формирование навыков сотворчества», в своей практике чаще всего использую методику сотворчества, которая строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует более активному формированию у  ребят механизма творческого мышления: самоанализа, обобщения, самооценки, а также способствует творческому воображению, логической ассоциации, интеллектуальной эрудированности. Всё это стимулирует развитие творческих способностей,  внутренней потребности к аналитической работе, формирующей  культуру общения, гибкость мышления.

Актуальность и перспективность технологии сотворчества  заключается  в том, что её использование  направлено на изучение личности ребенка, на его воспитание, обучение и развитие. Очень важно, что  дети получают не только интеллектуальное, но и нравственное развитие.  Данная  технология помогает заинтересовать каждого ученика, побудить его не только к самостоятельной, но и коллективной деятельности, помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В современном мире большую ценность приобретает творческая самостоятельность учащихся. Поэтому чувства, переживания, работоспособность школьников, включенные в систему образования, меняют и критерий успеха образовательного процесса. Для учителя важны не только знания  учащихся, но и их умения разного характера: задавать и отвечать на вопросы по проблеме, высказывать свое мнение об изучаемом материале, принимать активное участие в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, работать с различной литературой по сбору материала к уроку как самостоятельно, так и в группах.

Уроки в форме технологии сотворчества позволяют использовать новые технические средства и  имеют свое продолжение во внеклассной  деятельности учащихся. Профессионализм и творчество должны быть главными критериями педагога, так как они способствуют развитию творческих способностей ребят, их внутренней мотивации. Позитивный характер взаимоотношений и взаимодействий учителя и ученика ведет к  высоким достижениям учащихся.

Очень интересным и важным, на мой  взгляд,  является в уроке коллективного творчества совместное с детьми обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления ребятами и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе творческого самоанализа могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства, стоящие на пути предстоящей творческой работы по методике сотрудничества. Анализируя с детьми пути решения какой-либо проблемы, выделяются ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий.

В педагогике и психологии существует много исследований, которые посвящены проблеме методов обучения. Они имеют огромное значение, активизируют учащихся и развивают у них познавательный интерес к предмету. В настоящее время телевидение и компьютеры более интересны подросткам, поэтому  любая деятельность ученика направлена на применение в работе компьютера, на самостоятельность в поиске информации через возможности Интернета. При организации творческого урока используется медиапроектор (слайды),  при помощи которого можно проследить подготовку учащихся к уроку, создавать тексты собственного сочинения (мини-сочинения), стихи, рисунки, фрагменты музыкальных произведений.

В этом и будет заключаться новизна и перспективность  технологии сотворчества,  которая допускает включение в этапы урока такие методы как метод  проектов, метод чтения вслух, исследовательский метод, метод проблемного обучения, метод сотрудничества, групповая работа, творческая лаборатория. Все они в разной степени являются инновационными способами в сфере образования. Огромную роль в применении разных методов обучения играют взаимоотношения учителя и учащихся и их отношение к предмету.

             Используя технологию сотворчества, необходимо изучать природу возникновения творчески активной личности, а тем более тщательно готовить почву для  успешной реализации. Тут надо верно подойти к вопросу о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения.

Очень хорошо развита внутренняя мотивация школьников в среднем звене при использовании технологии сотворчества. У детей выражено стойкое желание быть эффективным и осуществлять определенный вид поведения ради него самого. Учащиеся творчески подходят к своей деятельности, получают от этого удовольствие, у них хорошо развито самовыражение.  Дети являются победителями различных литературных конкурсов районного, областного и всероссийского уровня.

По использованию данной технологии у меня имеются методические разработки: литературная гостиная  «Поэзии любимые страницы», творческая мастерская  «Проба пера», урок творчества по теме «Деепричастие», внеклассное мероприятие «Добрые герои из добрых книжек», разработки уроков литературы с использованием собственных стихов, диктантов, сценариев  и др. Многолетняя деятельность литературного объединения «Тропинка» носит   характер коллективного творчества.

Метод сотворчества  в среднем звене как один  из приемов данной  формы работы, носит позитивный характер.  Необходимо  отметить, что при использовании методики сотворчества каждый урок становится коллективным творчеством. С работой по результативности технологии сотворчества я участвовала в работе областных конференций, была призером и лауреатом конкурса «Кастальский ключ». Некоторые   разработки я поместила  на свой  личный Интернет  - сайт, имею сертификат по созданию сайта, свидетельства по опубликованию  методических разработок.

Чтобы эффективнее мотивировать учащихся к учебной деятельности, к внеклассной творческой работе, я провожу  исследование о том, как лучшим образом:

  • добиваться слаженности в работе;
  • находить детям подходящий вариант для успешной работы;
  • делать так, чтобы учебные задания подходили учащимся, способствовали повышению морального духа и результативности;
  • оценивать результаты и создавать мотивы к совершенствованию, к творческому развитию.        

    Исследовательская работа мотивации школьников к литературе        (так как именно этот предмет связан с творчеством) провожу поэтапно.  На первом этапе выявляется внутренняя и внешняя мотивация. Для этого учащимся предлагается методика  диагностики структуры учебной мотивации   

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении  литературы.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание теста-опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

        верно                                – (+ +);

        пожалуй, верно              – (+);

        пожалуй, неверно           – (–);

        неверно                            – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1.      Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.      Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.      В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.      Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.      Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.      При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.      Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.      Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.      На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.  Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.  Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.  Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13.  По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.  Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.  Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.  Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.  Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.  Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.  Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.  Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

     Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

        0–10 баллов – внешняя мотивация;

        11–20 баллов – внутренняя мотивация.

       Анкетирование показало, что 65% детей с внутренней мотивацией, 35% - с внешней мотивацией.

  Диаграмма теста-опросника:

Далее я провела с учащимися  учебный мозговой штурм (известен в литературе  как метод «мозгового штурма», предложенный американским ученым А.Ф.Осборном). Эта перспективная форма учебной деятельности позволяет учителю развивать творческие способности учеников и исследовать их как личность.  «Литература – учебник жизни» - тема проведенного мозгового штурма в 6 классе. Я частично использовала данный метод, вопросы и форму проведения данного урока-исследования придумала сама . В эксперименте участвовало 12 учащихся.

Цель: провести урок по данной методике для выявления положительного отношения к литературе как учебному предмету.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы можете объяснить фразу «Литература – учебник жизни»?
  2. Если бы вас попросили создать памятник учебнику литературы, то какой вариант или варианты вы бы предложили? Обоснуйте свой ответ.
  3. Придумайте компьютерную модель учебника литературы, используя любимые произведения и иллюстрации.

    Класс был разбит на три группы. Первая группа «Психологи» работали по первому вопросу в форме «Круглого стола», вторая группа «Создатели» «создавали» памятник с помощью карандашей, пластилина, красок. Третья группа «Конструкторы»  использовали для решения третьего вопроса ноутбук и иллюстрированный материал со схемами и чертежами (электронный и бумажный вариант).

     Рефлексия данного урока позволяет сделать вывод, что 70% шестиклассников считают предмет важным и интересным, так как он тесно связан с жизнью, способствует развитию общей культуры, учит обмениваться мнениями о прочитанном, побуждает к творческой мыслительной деятельности.

    В ходе анкетирования об отношении к литературе нужно отметить, что несмотря на появление компьютеров, сотовых телефонов и другой чудо-техники, живое слово и творческая работа, а значит и художественная книга всегда будут преобладать над «чудо-техникой». ( опрос производился  на данном исследовательском уроке как один из этапов рефлексии).

  О росте мотивации к изучению литературы свидетельствуют участие детей в различных литературных конкурсах, качество и результативность творческих работ. Учащиеся занимают призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах  на протяжении многих  лет.

              Следующий этап исследования  заключается в следующей анкете  - «Ранжирование учебных предметов».

На слайде учителем показываются все учебные предметы. Задание: расположите предметы в цифровом порядке по степени значимости для вас.

Дети работают в течение десяти минут. Затем анализируется результат и составляется диаграмма. Ранжирование проводилось в 5-6 классах. Обследовано 12 учащихся, из них 55% отдают предпочтение литературе, на втором месте русский язык (20%). Далее  математика ( 15%), история (10%)

Данное исследование показывает, что изучение литературы в 5-6 классах играет большую роль. Причина заключается в том, что дети в этом возрасте любят читать, им нравится, как объясняет учитель.

Участие детей в проводимых конкурсах

в ноябре-январе 2012-13 учебного года.

№ П/П

НАЗВАНИЕ КОНКУРСА

ФИ УЧ-СЯ

Районный конкурс

Областной конкурс

Всероссийский конкурс

1

«Рукописная книга»

Акимова Анастасия

1 место

2

«Рукописная книга»

Середа Ксения

2 место

3

«Рукописная книга»

Баранова Катя

3 место

4

«Рукописная книга»

Шигибаева Динара

3 место

5

«МультПарад»

Кулбаева Алина

1 место

6

«В мире много сказок»

Баранова Катя

1 место

7

«В мире много сказок»

Середа Ксения

2 место

8

«В мире много сказок»

Шаткин Никита

3 место

9

Олимпиада юных журналистов

Трофименко Анастасия

2 место

10

 Олимпиада юных журналистов

Акимова Виктория

3 место

11

«В мире много сказок»

Шаткин Никита

2  место

12

«В мире много сказок»

Баранова катя

3 место

13

«В мире много сказок»

Середа Ксения

участие

14

«МультПарад»

Кулбаева Алина

3 место

15

«МультПарад»

Кулмурзаев Рамиз

участие

16

«МультПарад»

Акимова Виктория

участие

В настоящее время я продолжаю вести уроки и внеклассные мероприятия с  использованием технологии сотворчества, но и фрагментарно другие педагогические технологии, о которых было сказано выше.