Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.
консультация по теме

Сенкова Елена Александровна

Материал предназначен для воспитателей детских садов, использующих в своей работе планирование по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrennie_besedy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

При использовании в воспитательно-образовательной работе тематического планирования большое значение имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности работы педагогов по развитию мышления и речи детей.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа является одновременно методом ознакомления ребенка с окружающим миром и методом развития связной речи. Во время беседы взрослый учит ребенка логически мыслить и связно формулировать свои мысли. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Беседа требует от ребенка обдумывания своего высказывания. Вместе с мышлением развивается и речь: формируются диалогические и монологические формы связной речи, умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Проведение утренних бесед с детьми имеет свои цели:

• введение детей в тему недели;

• активизацию их личного опыта, систематизацию и уточнение представлений, полученных детьми в процесс е их повседневной жизни, а также специально организованных занятий;

• закрепление и обогащение знаний, помощь детям в более глубоком и полном восприятии действительности.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание утренних бесед с детьми напрямую связано с темой недели.

Хотя для утренних бесед с детьми предлагается определенный набор вопросов, но их содержание в течение недели меняется. В понедельник проводится вводная беседа или беседа, предваряющая получение детьми новых знаний. Она является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и знаниями, которые они приобретут. Ее цель выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. В утренние часы вторника, среды и четверга целесообразно проводить беседы, сопровождающие приобретение нового опыта. Их цель - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта; помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. В пятницу проводится беседа заключительная или обобщающая. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Именно этот тип беседы, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, более всего способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. 

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, чтобы мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и пробудить интерес к предстоящим занятиям, вызывать желание участвовать в беседе. Поэтому начать беседу можно с воспоминания педагога, с рассматривания игрушки, предмета, картины; можно использовать загадки, прочитать стихотворение, имеющие прямое отношение к теме беседы.

В основной части беседы перед детьми последовательно ставят вопросы, с целью активизировать их мышление и речевую деятельность. Воспитатель дает объяснения, подтверждает детские ответы, обещает их, вносит добавления, поправки.

Окончание беседы должно характеризоваться определенной завершенностью, содержать обобщающие выводы по всей беседе. В окончании вводной беседы целесообразно оставить ряд вопросов без ответа, а в заключение предложить детям ответить на них в процессе занятий («Сегодня на занятии мы узнаем ... увидим ... проверим ...»). В окончании заключительной беседы дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).  Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.

Успех беседы и достижение ее целей зависит от эмоциональности ее проведения, использования наглядного материала, стихов, загадок, а также от умения педагога пробудить активность детей, привлечь их к участию в беседе. При этом важно помнить, что беседа предполагает равноправное участие в ней всех собеседников. Поэтому воспитатель, хотя инициатива в беседе и принадлежит ему, не должен превращать беседу в свой монолог. Эффективность утренней беседы для речевого развития детей будет достаточно высокой лишь тогда, когда дети смогут активно высказываться и будут уверены в том, что собеседники их внимательно выслушают. Следовательно, большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит речь другой участник беседы.

Важное значение для эффективности утренних бесед имеет то, как сформулированы вопросы воспитателя к детям. Вопросы должны быть  четкими, достаточно краткими и понятными детям. Поэтому воспитатель продумывает их накануне, возможно, делает для себя памятку, записывает перечень вопросов.

Примеры утренних бесед с детьми:

Тема: «Как мы грибы искали»

(воспоминания о прогулке с родителями в лес, когда были найдены грибы). Вопросы к беседе:

• Ты  когда-нибудь ходил в лес с папой и мамой или дедушкой и бабушкой? Расскажи, что ты увидел и узнал нового во время этой прогулки?

• Какой был лес хвойный, лиственный или смешанный? А каких деревьев было больше хвойных или лиственных?

• Вспомни, какие хвойные деревья ты видел в лесу?

• А какие лиственные деревья там были? По каким признакам ты их различал?

• Какие грибы вы нашли во время этой прогулки?

• Ты помнишь, как

взрослые собирали грибы: они осторожно срезали их ножом или просто рвали? А как правильно нужно собирать грибы?

• Что тебе еще запомнилось об этой прогулке по лесу?

• Расскажи, что вы делали с грибами после того, как вернулись домой (на дачу)?

Во время беседы обращать внимание на то, чтобы дети правильно строили предложения, побуждать их к употреблению эпитетов, обогащая их словарный запас.

Тема: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

Вопросы к беседе:

• Как ты считаешь, для чего людям нужны правила дорожного  движения?

• Как ты думаешь, если бы таких правил не было совсем, лучше или хуже жилось бы людям? Почему?

• Расскажи о сигналах светофора. Что они означают?

• В каком месте можно переходить улицу?

• Какой переход называют самым безопасным? Почему?

• Какие правила поведения на проезжей части ты знаешь?

• Можно ли детям играть на проезжей части? А на тротуаре? Почему?

• Вспомни, пожалуйста, когда ты выходишь из автобуса (или троллейбуса) и тебе нужно перейти улицу?  С какой стороны ты будешь обходить автобус спереди или сзади? Почему?

• А с какой стороны нужно обходить трамвай? Почему?

• Какие дорожные знаки тебе известны? Что они обозначают?

Тема: «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Вопросы к беседе:

• Знаешь ли ты, с какого дня (по календарю) начинается осень?

• Какой бывает осень?

•. У какого зверя осенью, в листопад, родятся еще детеныши? (у зайчихи, ее осенние зайчата так и называются листопаднички.)

• Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? (Бабочки окукливаются, жуки откладывают личинки и погибают, насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.)

• Какой зверь сушит себе на деревьях грибы, создавая зимние припасы? (Белка.)

• Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле на дне водоемов.)

• Какие птицы прилетают к нам с севера поздней осенью, зимой?

• Что птицам страшнее зимой голод или холод?

• Как деревья готовятся к зиме?

• Листья каких деревьев осенью краснеют?

• Как готовятся к зиме муравьи?

• От каких зверей колхозники огораживают стога в лесу и на лугах?

Тема: «Деревья  нашего  двора (сада, дачи).

Вопросы к беседе:

• Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Назови их.

• Какие виды деревьев ты знаешь? Почему деревья называют лиственными? Хвойными?

• Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть у каждого дерева.

• Какие лиственные деревья ты можешь назвать?

• А какие хвойные деревья ты знаешь?

• Плодами каких растений  ты любишь лакомиться?

• Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?

• Какие вещи люди научились делать из древесины?

• Почему к деревьям необходимо относиться бережно?

• Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится? Постарайся описать его, нарисовать его словами.

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М.,  Яшина  В.И.  Методика  развития  речи  и обучения  родному языку 

дошкольников. - М.: «Академия», 2000. 

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., 1999. 

  1. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I. - М.: ООО Издательство «Скрипторий », 2007. 








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрен...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рекомендации помогут родителям выявить проблемы в развитии ребенка. А также помогут помогут найти ответы на некоторые вопросы....

Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор,преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной пози...

Методические рекомендации по проведению утренней физической зарядки в кадетской школе.

Утренняя зарядка улучшает метаболизм, поможет зарядить энергией. Организм привыкнет к умеренной физической нагрузке и человек будет бодрым и активным весь день....

Рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Современные требования к проведению коррекционного занятия. Категория детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспи...

Методические рекомендации по организации работы со слабоуспевающими детьми

Планирование мероприятий, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся...