Главные вкладки

    Личностно - ориентированный урок
    методическая разработка по теме

    Маслак Екатерина Николаевна

    Уважаемые коллеги!

    Предлагаю Вашему вниманию презентацию об особенностяъ личностно-ориентированного урока с гиперссылками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon loo._winrar.zip272.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Маслак Е.Н. – учитель биологии высшей категории

    МОУ СОШ  №2 с УИОП п. Восточный

    ДИАГНОСТИКИ

    • диагностика уровня обучаемости (по Бурцевой О.Ю.)

    • диагностика ЗБР и ЗАР (по П.И.  Третьякову) – мною разработаны задания для 6, 7 и 8 классов

    • диагностика индивидуального познавательного стиля учеников

          (по Селивановой О.Г.)

    • диагностика «Психологическая модель мышления»

          (по И.Я. Каплуновичу)

    • диагностика функционального доминирования полушарий         (по Павлову И.П.)

    • диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников (по О.Г. Селивановой) – мною разработаны задания для 6, 7 и 8 классов

    1. Диагностика уровня обучаемости

    для учеников я называю это диагностику «Чему я должен научиться»

    (журнал «Биология в школе» №1 – 2003 год:

    О.Ю. Бурцева «Учим ли мы наших детей учиться?»)

    Репродуктивный уровень:

    1. Из любого школьного учебника выпишите определение любого понятия. Укажите название учебника и номер страницы, где можно найти это определение.

    1. Опишите изменение светового режима на планете Земля в течение суток.

    1. Объясните смену дня и ночи на планете Земля.

    1. Какие бывают треугольники?

    Конструктивный уровень:

    1. Обобщите:

                    а) насекомые, рыбы, птицы…

               б) 10, 17,  28, 37, 74 , 101…

    1. Продолжите:

      а) биология, химия, физика…

      б) а, эх, ёрш, конь…

    Творческий уровень:

    1. Сравните собаку и акулу как организмы. Ответ представьте в табличной форме. Признаков для сравнения возьмите 5.

    1. Проклассифицируйте и укажите основание классификации

                    а) вода, молоко, сахар, камень

                    б) слон, бежать, стол, видеть

                    в) 3, 8, 27, 54, 2, 13

    Рассмотрим результаты этой диагностики:

    1. Определение понятий:

    Казалось бы, что может быть проще – бери учебник и выписывай определение любого понятия. Большинство учеников так и делают, а некоторые вместо определения понятия выписывают правило («Не с глаголом пишется отдельно») или теорему, или закон

    1. Описание:

    Простейший ответ: днем светло – ночью темно.

    Здесь ничего объяснять не надо, так как задание начинается словом «опишите»!

    1. Объяснение:

    Некоторые дети пишут так: «Ответ на вопрос №3 см. в ответе на вопрос №2»  - они путают описание и объяснение!

    Верный ответ: причина смены дня и ночи на нашей планете – вращение Земли вокруг своей оси.

    1. Вопрос на широту мышления:

    Подавляющее большинство учеников не выходят за рамки геометрии: треугольники, по их мнению. Бывают равносторонние, равнобедренные и  др.

     И лишь 1% учеников называют Бермудский, любовный, пластмассовый, желтый и т.д.

    1. Обобщение:

    Большинство учеников умеют обобщать (тема про обобщающие слова изучается на русском языке)

    Верные ответы:

    А) животные

    Б) числа (не цифры!)

    1. Продолжите

    Задание А) выполняется легко – нужно добавить предмет естественнонаучного цикла

    По Б) – нужно увидеть  закономерность:

    в 1-ом слове – одна  буква, во 2-ом – две, в третье – три, в четвертом – четыре, поэтому нужно написать слово из 5 букв

    1. Сравните:

    Очень редко ученики выполняют это задание полностью верно:

    • то пишут только сходства или только различия (а «сравни» - это и сходства и различия)
    • то сравнивают собаку и акулу не как организмы, а как героев сказок или что-то другое
    • то не составляю таблицу

    1. Классификация:

    Очень мало учеников выполняют задание верно – им  особенно сложно выделить основание для классификации,  а, например, в задании В) можно разделить:  

    • на цифры и числа
    • на кратные и некратные 2

    1. Диагностика ЗБР и ЗАР (по П.И.  Третьякову)

    Задания для 6 класса

    Вопросы  по теме: «Жизнедеятельность клетки»  из § 8:

    • репродуктивный уровень:
    1. Сколько часов обычно продолжается деление клетки?
    2. Что такое деление?

    • конструктивный  уровень:
    1. Чем отличаются клетки в начале и в конце своего роста?
    2. Почему растения назвали растениями?

    Задания для 7 класса

    Вопросы к § 33 «Особенности размножения рыб»

    • репродуктивный  уровень:
    1. Как некоторые рыбы заботятся о потомстве (опишите 1 пример).
    2. Для чего некоторые рыбы мечут очень много икры?

    • конструктивный уровень:
    1. Сравни 2 вида миграций рыб, составив схему.
    2. Почему горбуша нерестится только 1 раз в жизни?

    Задания для 8 класса

    Вопросы  к §21 «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»:

    • репродуктивный уровень:
    1. Во сколько раз может увеличиться кровоток у тренированного

         человека?

    1. Как достигается тренировочный эффект?

    • конструктивный  уровень:
    1. Чем отличается работа тренированного и нетренированного сердце?
    2. Почему говорят «Движение – это жизнь»?

    Если ученик

    • без труда справляется со всеми заданиями – он находится в зоне актуального развития,
    • если затрудняется – в зоне ближайшего развития.
    1. Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников

    (по Селивановой О.Г.)

        Ученикам предлагается рассмотреть по очереди 15 картинок  (сюжетных, портретов, пейзажей и т.д.)  и письменно ответить на вопрос: что изображено на картинке?

    Обработка результатов диагностики:

    • если картина при описании воспринимается как нечто целое в обобщённом виде, значит, у ученика интегральный познавательный стиль (например, картины описаны так: «Весна», «В цирке», «Юноша» и т.д.)
    • если описываются отдельные детали картины, т.е. картина воспринимается, как калейдоскоп, значит,  у ученика дифференциальный познавательный стиль (например, «Светит солнце, журчат ручьи, щебечут птицы, на деревьях распускаются почки», «Красивая арена, мишки – велосипедисты, дрессировщик», «Красивые глаза, кудрявые волосы, высокий лоб, белоснежный воротничок»)

    -  если при  описании картины больше всего существительных – теоретический познавательный стиль,

    -  если преобладают прилагательные – эмоциональный  познавательный стиль,

    -  если много глаголов – деятельностный познавательный стиль.

    Характеристика индивидуальных познавательных стилей                                 

    *Интегрально-теоретический:

    ученик воспринимает информацию посредством своего интеллекта, в целом, но в статике (неподвижности), чаще всего свои мысли выражает односложно с помощью

    существительных

    *Дифференциально-теоретический:

    ученик воспринимает информацию  также посредством своего интеллекта, также в статике, но фрагментарно (как совокупность частей или отдельные детали информации)

    *Интегрально-деятельный:

    ученик воспринимает информацию в целом, но через призму собственных действий,  в динамике (изменении), чаще  всего использует для выражения своих мыслей глаголы

    *Дифференциально-деятельный:

    ученик воспринимает информацию также через призму собственных действий, но фрагментарно (фрагментам задаётся движение)

    *Интегрально-эмоциональный:

    ученик воспринимает информацию в целом, однако она обязательно эмоционально окрашена (выражает свои чувства или отношение к информации)  чаще всего использует для выражения своих мыслей прилагательные

    *Дифференциально-эмоциональный:

    ученик воспринимает информацию также через призму своего отношения к ней, но как совокупность составных частей, каждая из которых эмоционально окрашена

    4. Диагностика «Психологическая модель мышления»

    (по И.Я. Каплуновичу)

    Журнал «Биология в школе» (№1- 2006 год)

    Мышление представляет собой пересечение пяти подструктур:

    • топологической,
    • проективной,
    • порядковой,
    • метрической и
    • композиционной

         У каждого человека все эти подструктуры развиты в разной степени, но одна из них является доминантной.

        В зависимости от доминантной подструктуры разные люди в одних и тех же объектах выделяют разные признаки, свойства, по-иному видят мир.

    Диагностирующий тест:

    учащимся предлагается рассмотреть рисунок и

    исключить из представленного на нём ряда только один лишний цветок и обосновать свой ответ

    (рис. на стр. 27 журнала)

    Объяснение результатов теста:

    Исключили первую ромашку, т.к. она находится вне замкнутого контура

    Исключили вторую ромашку, т. к.  у неё 6 лепестков и

     4 листа,

    а у остальных:

    4 и 2

    Исключили третью ромашку как единственную расчленённую и состоящую из отдельных частей

    Исключили четвёртую ромашку как нарушившую логическую закономерность т.к. она единственная отбрасывает тень

    Исключили пятую ромашку, т.к.

    она заметно больше других

    топологическая

    подструктура

    метрическая подструктура

    композиционная подструктура

    проективная

    подструктура

    порядковая

    подструктура

    Они в любом объекте в первую очередь выделяют отношения непрерывности, связанности, компактности, принадлежности (внурти – вне)

    Они не любят торопиться, каждое действие осуществляют подробно, стараясь не пропустить ни одного звена.

    Своими поисками логических обоснований каждого действия, вниманием к любой мелочи часто раздражают других

    Они акцентируют своё внимание на количествен-ных характеристи-ках, главный вопрос для них: сколько (какова  длина, площадь, расстояние, величина в числовом выражении)? Там, где нет числа,

    для них – нет конкретики, проблемы, предмета деятельности

    Они  постоянно стремятся к всевозможным комбинациям и манипуляциям, вычленению частей и их  сбору в единое целое, к сокращению и замене нескольких действий одним. Они те самые «торопыги», которые с огромным трудом заставляют себя подробно прослеживать,

    записывать, объяснять все шаги решения или обосновывать собственные действия.

    Думают и делают они всё быстро, но при этом часто ошибаются

    Они любят рассматривать и изучать объект с разных точек зрения, под разным углом, устанавливать соответствие между объектом и его изображением, и наоборот, искать и находить различные возможности использования предмета в практике.

    Если им непонятно

    «зачем это надо», то они просто игнорируют информацию

    Они предпочитают сравнивать и оценивать в общем качественном виде (равно – неравно, больше – меньше, ближе – дальше, выше – ниже, до – после), вместе с тем им очень важна форма объекта, направление движения.

    Эти люди действуют логично и последовательноони выделяются педантичностью, работа по алгоритму – их любимое занятие, именно они не могут приступить к работе до тех пор, пока точно не выяснят, сколько клеток нужно отступить от края строчки.

    5. Диагностика функционального доминирования полушарий

    (из книги Галеевой Н. Л. Современный кабинет биологии. -

    М,, изд. 5 за знания, 2005)

    Для определения наличия

    выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И. П. Павлова,

    при котором  испытуемым  предлагается

    распределить 9 слов в 3 группы по 3 слова:

    • Окунь, перья, бегать, шерсть, летать, чешуя, овца, плавать, орёл,

    • Длина, вода, килограмм, ткань, масса, литр, печенье, метр, объём

    • Сет, шахматы, шайба, мяч, хоккей, партия, теннис, пешка, тайм

          Дети с левополушарным типом мышления делит слова в соответствии с их формальными признаками:

    • в одну группу – названия животных,
    •  в другую – названия покровов этих животных,
    • в третью – глаголы.

          Ребёнок с доминированием правого полушария «соберёт» из слов 3 образа:

    • овца + бегать + шерсть,
    • орёл + летать + перья,
    • окунь + плавать + чешуя.

       

       Если ребёнок собирает слова разными способами, то он не обладает доминированием какого-либо полушария, мы назовём его «равнополушарным».

                         

    6. Диагностика уровня сформированности мыслительных операций школьников

    (по О.Г. Селивановой)

    Ученикам предлагается по одной из изученных тем комплекс из 22 заданий разного уровня сложности, но различающихся объёмом и количеством мыслительных операций, необходимых для их выполнения:

    *10 заданий первого уровня сложности:

    1. на опознание
    2. на различение
    3. на соотнесение
    4. на поиск основания для классификации
    5. на воспроизведение фактов, названий, чисел
    6. на воспроизведение правил, понятий, выводов
    7. воспроизведение текстов
    8. на выявление фактов
    9. на перечисление и описание фактов
    10. на описание процессов и способов деятельности

    *7 заданий второго уровня сложности:

    1. на анализ
    2. на синтез
    3. на сравнение
    4. на абстрагирование
    5. на обобщение
    6. на классификацию
    7. на систематизацию

    *5 заданий третьего уровня сложности:

    1. на изменение функций одного из элементов системы
    2. на комбинирование элементов системы
    3. на устранение одного из элементов системы
    4. на выделение элемента в самостоятельную систему
    5. на объединение  двух или более систем в од

    Учитель выявляет, какие именно задания вызывают у школьников затруднения,

    а затем на последующих уроках развивает эти мыслительные операции

    Задания для 7 класса по теме: «Простейшие»

    Задания 1-ого уровня сложности

    1. Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию – выбор альтернативы «да» - «нет»  

      Относится ли к одноклеточным животным эвглена зелёная?

    2. Задания на различение содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный

      К какой систематической группе относится амёба обыкновенная?

              А) Инфузории

              Б) Саркодовые

              В) Жгутиконосцы

    3. Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определённому признаку

    Соотнесите животных и органоиды их движения:

    1. амёба                          а) жгутик

    2. инфузория                 б)  ложноножки

    3. эвглена                       в)  реснички

    4. Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления

    На основании какого признака амёбу, эвглену и инфузорию относят к простейшим?

    5.Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий.

    Перечислите органоиды эвглены зелёной.

    6. Задания на воспроизведение понятий, правил, выводов.

    Что такое пелликула?

    7.Задания на воспроизведение текста, стихов, данных и т.д., требующих при воспроизведении

    определённой последовательности

    Опишите путь пищевых частиц в клетке инфузории- туфельки.

    8.Задания на выявление фактов – измерение, взвешивание, простые вычисления.

    Какие факты говорят о том, что простейшие – животные?

    9.Задания на описание фактов и явлений.

    Опишите размножение эвглены зелёной.

    10.Задания на описание и воспроизведение процессов и способов деятельности, содержащих в себе определённую логику

    Как у простейших протекает обмен веществ?

    Задания 2-ого уровня сложности

    1.Задания на анализ предполагают умение школьниками выделять в объекте признаки и среди них – существенные и устанавливать между ними связи

    Как взаимосвязаны особенности строения простейших и их способность к передвижению?

    2.Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов

    Выявите признак, объединяющий эвглену зелёную и инфузорию-туфельку.

    3.Задания на сравнение

    Сравните размножение амёбы и эвглены.

    4.Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов

    Почему инфузорию нельзя отнести к саркодовым?

    5.Задания на конкретизацию и обобщение

    Почему одни учёные относят эвглену зелёную к растениям, а другие – к животным?

    6.Задания на классификацию

    Что здесь лишнее: питание, раздражимость, дыхание. Объясните свой выбор.

    7.Задания на систематизацию

    Предложите схему «Обмен веществ у простейших»

    Задания 3 –его уровня сложности

    1.Задания на комбинирование элементов системы

    Что произойдёт, если у эвглены исчезнут хлоропласты?

    2.Задания на изменение функций одного из элементов системы

    Что произойдёт, если у инфузории малое ядро утратит свою функцию?

    3.Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения её функций

    Что произойдёт, если сократительные вакуоли у инфузории заменятся на пищеварительные?

    4.Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему

    Докажите, что простейшие обладают раздражимостью.

    5.Задания на объединение двух или более систем в одну

    Смоделируйте схему взаимодействия трёх любых органоидов эвглены зелёной.

    Задания для 8 класса по теме: «Клетка и ткани организма человека»

    Задания 1-ого уровня сложности

    1. Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию – выбор альтернативы «да» - «нет»

    Способны ли лизосомы переваривать вещества?

    2. Задания на различение содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный

    К какому виду тканей относится жировая ткань

    А) эпителиальная    Б) мышечная  

    В) соединительная   Г) нервная

    3. Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определённому признаку

    Соотнесите органоиды клетки с их функциями:    

    1.митохондрии

    2.ядро

    3.комплекс Гольджи

    4.цитоплазма

    А) хранение наследственной информации

    Б) синтез и транспорт веществ в клетке

    В) клеточное дыхание

    Г) объединение органоидов клетки

    4. Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления.

    По какому признаку костную ткань и кровь относят к соединительным  тканям?

    5.Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий.

    Перечислите функции эпителиальной ткани.

    6. Задания на воспроизведение понятий, правил, выводов.

    Что такое ткань?

    7.Задания на воспроизведение текста, стихов, данных и т.д.,.

    Опишите особенности строения и функции клеточной мембраны.

    8.Задания на выявление фактов – измерение, взвешивание, простые вычисления.

    Какие факты подтверждают, что клетки организма человека  живые?

    9.Задания на описание фактов и явлений.

    Чем нервная ткань отличается от других?

    10.Задания на описание и воспроизведение процессов содержащих в себе определённую логику

    Опишите, как протекает процесс обмена веществ в клетке.

    Задания 2-ого уровня сложности

    1.Задания на анализ предполагают умение школьниками выделять в объекте признаки и среди них – существенные и устанавливать между ними связи.

    Как взаимосвязаны особенности строения и функции мышечной ткани?

    2.Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов.

    Выявите признак, объединяющий мембрану и эндоплазматическую сеть.

    3.Задания на сравнение.

    Сравните эпителиальную и соединительную ткани.

    4.Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов.

    Почему ЭПС способна отвечать за транспорт веществ?

    5.Задания на конкретизацию и обобщение

    Почему жировую ткань нельзя отнести к эпителиальным тканям?

    6.Задания на классификацию

    Что здесь лишнее: хромосомы, центриоли, ядрышко?  Объясните свой выбор.

    7.Задания на систематизацию

    Предложите  схему «Функции тканей организма человека»

    Задания 3 –его уровня сложности

    1.Задания на комбинирование элементов системы

    Что произойдёт, если из клетки исчезнет клеточный центр?

    2.Задания на изменение функций одного из элементов системы

    Что произойдёт с организмом человека, если эпителиальные ткани утратят  секреторную функцию?

    3.Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения её функций

    Что произойдёт в организме человека, если все соединительные ткани заменятся на мышечные?

    4.Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему

    Докажите, что жизнь клетки невозможна без комплекса Гольджи.

    5.Задания на объединение двух или более систем в одну

    Смоделируйте схему взаимодействия трёх любых клеточных органоидов.

    Задания для 6 класса по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники»

    Задания 1-ого уровня сложности

    1. Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию – выбор альтернативы «да» - «нет»  

    Можно ли дрожжи назвать грибами?

    2. Задания на различение содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный

    Какой гриб относится к пластинчатым?

    А) белый

    Б) сыроежка

    В) подосиновик

    3. Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определённому признаку

    Соотнесите бактерий с их формами:

    1. бацилла
    2. вибрион
    3. стрептококк

    А) извитые

    Б) шарообразные

    В) палочковидные

    4. Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления

    Почему подосиновик относят к шляпочным грибам?

    5.Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий.

    Перечислите виды лишайников.

    6. Задания на воспроизведение понятий, правил, выводов.

    Кто такие спорофиты?

    7.Задания на воспроизведение текста, стихов, данных и т.д., требующих при воспроизведении

    определённой последовательности

    Опишите питание лишайников

    8.Задания на выявление фактов – измерение, взвешивание, простые вычисления.

    Какие факты говорят о том, что лишайники – живые организмы?

    9.Задания на описание фактов и явлений.

    Опишите размножение грибов.

    10.Задания на описание и воспроизведение процессов и способов деятельности, содержащих в себе определённую логику

    Как питаются бактерии?

    Задания 2-ого уровня сложности

    1.Задания на анализ предполагают умение школьниками выделять в объекте признаки и устанавливать между ними связи

    Как бактерии гниения  и почвенные бактерии участвуют в почвообразовании?

    2.Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов

    Что объединяет мукор и дрожжи?

    3.Задания на сравнение

    Сравните мукор и пеницилл.

    4.Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов

    Почему анаэробы так называются?

    5.Задания на конкретизацию и обобщение

    Почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным?

    6.Задания на классификацию

    Что здесь лишнее и почему?

    • Чага
    • Пеницилл
    • Мухомор

    7.Задания на систематизацию

    Придумайте схему «Значение грибов»

    Задания 3 –его уровня сложности

    1.Задания на комбинирование элементов системы

    Что произойдёт, если мукор утратит способность образовывать споры?

    2.Задания на изменение функций одного из элементов системы

    Что произойдёт, если исчезнут палочковидные бактерии?

    3.Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения её функций

    Что произойдёт, если все бактерии станут автотрофами?

    4.Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему

    Докажите, что бактерии – это особая группа организмов, не похожая на другие.

    5.Задания на объединение двух или более систем в одну

    Придумайте схему взаимодействия в природе бактерий, грибов и лишайников.

    РЕКОМНЕДАЦИИ  

    ПО  ПРИМЕНЕНИЮ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ДИАГНОСТИК  

    В  ПРАКТИКЕ  РАБОТЫ  

    по результатам диагностики индивидуального познавательного стиля учеников:

    • Школьники с интегральным стилем лучше усваивают информацию от общего к  частному, а с дифференциальным стилем – от частного к общему

    Необходимо на уроке сочетать эти виды логики

    (например, в учебнике материал изложен от частного к общему,

    а на уроке учитель его преподаёт наоборот)

    • Школьникам с интегральным стилем трудно запомнить конкретные фаты, названия, цифры, привести примеры – им нужно подсказать: «уточни» или «приведи пример»

    • Школьники с дифференциальным стилем могут долго и подробно рассказывать (у них очень хорошая память), но им трудно выстроить логику и сделать вывод – им нужно подсказать: «давай обобщим» или «что является главным» или «сделай вывод»

    • Школьники с теоретическими стилями лаконичны, хорошо усваивают теории, теоремы, законы, однако не могут применить знания на практике – им нужно подсказать «как можно это применить» или «где это встречается в природе»
    •  Школьники с деятельными стилями отличаются активностью, любят самостоятельную работу, однако не всегда бывают к ней готовы – им необходима помощь в выработке алгоритма действия

    • Школьники с эмоциональными стилями имеют на всё своё мнение, своё отношение,  но не могут аргументировать, доказывать свою точку зрения – их нужно нацеливать на поиск фактов и аргументов.

    • по результатам диагностики «Психологическая модель мышления»

        Зная структуру мышления и учеников, можно реализовать индивидуальный подход на уроках, например, при проведении контрольных работ:

    всем учащимся предлагается одно общее задание из вопросов, которые требуют от ученика не обычного воспроизведения информации (опоры на память),  а интеллектуальных усилий.

     Например: 6 класс.

    Тема «Органы и системы органов животных» (учебник Н.Сонина):

    1. Учёные обнаружили неизвестное древнее животное. При его изучении было выявлено, что оно обладало способностью перелетать на расстояние до 9 – 10 м и одновременно активно передвигалось по суше со скоростью до 70 км/ч. Питалось оно сырой растительной пищей. Каковы ваши предположения о возможном строении дыхательной и пищеварительной систем у данного животного.

    1. Вспомните, по какой системе поступает кислород ко всем органам и тканям у насекомых. Может ли такая дыхательная система быть у крупных животных? Ответ обоснуйте.

    1. Предположим, что через миллиард лет рыбы будут порхать в воздухе, а улитки скакать по деревьям. Какие изменения в строении систем органов этих животных могут произойти? Ответ поясните.

    1. С чем связано то обстоятельство, что у многих паразитических червей пищеварительная система не развита?

    1. Участвует ли кровь в переносе газов у насекомых? Ответ поясните.

    Подобные вопросы будут способствовать продвижению ученика в зоне его ближайшего развития.

        Ученикам, затрудняющимся ответить на вопросы, могут быть предложены подсказки.

    Например, при ответе на 1 вопрос:

    • Ученику - «проективисту»: рассмотри иллюстрации с изображением дыхательной и пищеварительной систем и подумай, какие функции выполняют отделы этих систем
    • Учащимся с композиционной структурой стимулом для дальнейших рассуждений может послужить вопрос: какие принципиальные отличия в строении пищеварительной и дыхательной систем  должны произойти?
    • «метристу» поможет акцентирование внимания на числах, приведённых в задаче, и возможности их соотнесения со строением систем
    • «тополог» ухватиться за предложение построить логическую цепочку между строением отдельных систем органов и их взаимосвязи в организме с образом жизни животного
    • детям с порядковой доминантой в качестве подсказки можно предложить следующий алгоритм рассуждений: с изучения какой системы следует начать анализ проблемы? Рассмотри строение системы и порядок расположения в ней органов, установи связи между особенностями жизнедеятельности организма и строением системы

    Практика показывает, что индивидуально дозированных подсказок оказывается достаточно для стимуляции мыслительной деятельности.

       После завершения любой темы необходима  рефлексия. Например:

    • Что было сложным для тебя в процессе изучения темы?
    • Чем ты объяснишь эти сложности?
    • Как бы ты сам оценил свои знания по теме?
    • Какие ошибки тебе нужно учесть при изучении следующей темы?

    Заметим, что ответы у разных по психологической модели мышления учеников будут разными:

    • «проективистам» будет трудно без графики и практических выводов
    • «порядковцам» - без алгоритмов, правил, текстовых выделений
    • «метристам» - без чисел
    • «топологов» будет угнетать лаконичность описания,
    • котрая очень понравиться «композиционистам
    • по результатам определения функционального доминирования полушарий

    Если у ученика доминирующее полушарие левое, то комфортность работы в кабинете ему обеспечат

    Если у ученика доминирующее полушарие правое, то комфортность работы в кабинете ему обеспечат

    • Расстановка столов традиционно – «в затылок»
    • Индивидуальные формы работы, желательно за отдельным столом
    • Анализ подробностей процессов и объектов – с разбором их на составные части (что, где, когда)
    • Поиск закономерностей
    • Прослушивание текстов, лекций учителя
    • Выполнение роли учителя - устное объяснение однокласснику учебного материала
    • Работа на плоскости, в двумерном пространстве – на доске, в тетради
    • Работа на правой полусфере тёмной классной доски светлым мелом
    • Тишина на уроке!!!

    • Расстановка столов по кругу, «каре», сдвоенными столами
    • Возможность работать в группе, паре
    • Работа в активном диалоге
    • Изучение взаимосвязей в сложном объекте – синтез целого из частей (как)
    • Выявление сходства разных объектов, сравнение фактов, поиск смысла (зачем)
    • Экскурсия, путешествия
    • Возможность работать тёмным мелом (фломастером) на левой полусфере классной доски
    • Возможность  тут же на уроке связать получаемую информацию с реальной жизнью
    • Возможность работать в «пространстве» - с моделями, трёхмерными объектами, если изучаются термины – по карточкам, а не списком
    • Возможность реализовать социальную значимость учебной деятельности  (коллективная работа на   единую   цель, выполнение значимых для конкретных людей учебных проектов)
    • музыкальный фон, особенно во время самостоятельной деятельности!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

    Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

    ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

    Содержание личностного ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности...

    личностно-ориентированный урок

    Главная задача – обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе следующие: Как...

    Презентация "Личностно-ориентированный урок иностранного языкаы

    Данная презентация была использована при выступлении на РМО учителей иностранного языка (август 2011г.)...

    «Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

    Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

    Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

    СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...