Алгоритм работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме

Памятка учителю при работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_v_pomoshch_uchitelyu.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с одаренными детьми

         По мнению известного гуманистического психолога Карла Роджерса, это – теплота в отношениях, искренность, эмпатия и, безусловно, позитивное отношение к другим людям, а также уверенность в себе, оптимизм, интуиция и настойчивость. Без них невозможно достичь результата в любом деле, а тем более в оказании психолого-педагогической поддержки подрастающим людям.

Учитель для одаренного ребенка

  • является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
  • взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Анкета для учителей,
работающих с одаренными учащимися

Вопросы-утверждения

Ответы

Да

Нет

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно, терпеливо и честно

2. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы

3. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий

4. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать

5. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их

6. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы

7. Я даю ребенку возможность действительно принимать решение

8. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно

9. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате

10. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей

В наших силах внушить ребенку, что он талантлив, что он обладает способностями в познании разных наук, что у него есть необходимые личностные качества, которые в дальнейшем помогут ему работать в различных сферах.

Общеучебные стимуляции
познавательного интереса учащихся

Репродуктивные умения

 самостоятельной работы

делить материал на составные части;

– выделять главное в тексте, в устном изложении;

– составлять план;

– составлять тезисы;

– составлять конспект текста;

– составлять конспект объяснения;

– уметь дословно рассказывать (пересказывать);

– уметь составлять реферат по материалу статьи, книги;

– уметь пользоваться справочной литературой;

– находить конкретные примеры понятия, правила (перевод абстрактного в конкретное) по образцам 

Творческие умения

самостоятельной работы

– уметь увидеть проблему;

– уметь сформулировать проблему;

– уметь выдвинуть гипотезу;

– уметь составить план решения проблемы, задачи;

– уметь делать обобщение, выводы;

– уметь систематизировать материал;

– уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);

– уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);

– уметь решить задачу;

– уметь делать прогноз

Организационно-рефлексивные умения

уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);

– уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

– уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психические состояния 

Приемы стимуляции
познавательного интереса учащихся

Приемы,
использующие внешние средства обучения

Приемы,
относящиеся
к содержанию

Приемы, относящиеся к характеру познавательной деятельности
учащихся

Приемы, относящиеся к характеру отношений учителя и учащихся

Занимательность

Исторические сведения

Умения учиться

Тонус эмоциональной деятельности на уроке

Наглядность

Показ в известных знаниях нового аспекта

Постановка и решение учебных проблем

Доброжелательность учителя

Технические средства обучения

Связь с жизнью

Творческие работы

Оптимистический подход к ученикам

Нестандартные формы урока (ролевые игры, деловая игра и т. д.)

Новизна

Исследовательский
подход

Открытость и естественность учителя

Организационные формы работы (работа в парах, группах и т. д.)

Структурирование содержания

Дидактические игры, когда действия учащихся являются предметом содержания
изучаемого

Способность учителя к эмпатии
и рефлексии

Типы самостоятельной работы
и соответствующих видов учебных заданий

Типы самостоятельной работы

Особенности познавательной деятельности учащихся

Виды учебных заданий

1. Самостоятельные работы по образцу (репродуктивное мышление)

Узнавание, опознавание, различение, установление подобия, текстуальное воспроизведение, подведение нового фактора под известное понятие

– Решение типовых задач, примеров по образцу;

– выполнение упражнений по образцу и алгоритму;

– оформление иллюстраций к изучаемым вопросам по образцам;

– проведение наблюдений, опытов, лабораторных работ по образцам и инструкциям;

– изготовление предметов и их частей по образцам и инструкциям;

– дословный пересказ;

– перечисление свойств, признаков, фактов;

– нахождение готовых ответов в тексте;

– группировка, отбор материала по образцам и примерам;

– нахождение конкретных примеров понятия, составление правил по данным образам

2. Трансформативные (реконструктивные) работы, I уровень творчества

Осмысливание и видоизменение, отображение внутренней структуры объектов, описание и анализ действий с объектом, предвидение возможных исходов

– Использование текстуальных формулировок в новых сочетаниях;

– логически преобразованное воспроизведение текста;

– составление ответа на вопрос на основе различных источников информации;

– отделение существенного в материале от несущественного (в текстовом виде или схематично);

– составление планов по темам;

– конспектирование;

– решение задач в нестандартных ситуациях на изменение известных правил, законов;

– составление задач, тезисов;

– проведение опытов, наблюдений, лабораторных работ по неполным (свернутым) инструкциям;

– изыскание новых средств иллюстрирования изучаемых вопросов;

– интерпретация (объяснение) схем, графиков;

– задания на сравнение;

– задания на предсказание будущих последствий результатов;

– задания на установление (вычленение) связей

3. Эвристическо-исследовательские самостоятельные работы, II уровень
творчества

Знания выступают как инструмент познания, ученик «открывает» новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность

– Систематизация и обобщение материала (выход за пределы одного понятия);

– высказывание собственных оценок;

– разработка методики (способа) выполнения наблюдений, лабораторных и практических работ (и их выполнение);

– проектирование предметов;

– выделение и формулирование проблем в заданной ситуации;

– выдвижение гипотез;

– разработка плана решения проблем;

– вывод обобщенных умозаключений

Рекомендуемая литература:

Автор: С.Д. Дерябо
Рецензент: В.В.Давыдов - доктор психологических наук, профессор, вице-президент РАО.

ББК88.8я73 Л42

Коллективная монография, предлагаемая вниманию читателей, знакомит читателя с методиками диагностики развития обучающихся, позволяющими замерить развивающий эффект авторских проектов образовательных сред, содержит описание диагностических методик, принципы их обработки и алгоритмы составления коррекционных программ, способствующих усилению развивающего эффекта образовательной среды. Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова

Авторы: Н.Ю. Синягина, Г.Е. Чирковская
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Б.З. Вульфов, кандидат психологических наук Т.А. Жаворонкова

ISBN 5-89522-098-5
ББК 88.840 УДК 370.153 С 45

Настоящее методическое пособие посвящено проблеме одаренности и ее развития в личностно-ориентированном обучении экспериментальной школы. Пособие содержит как описание теоретических позиций авторов, так и данные многолетнего научного исследования проблемы на базе реальной экспериментальной школы.
Методическое пособие предназначено для специалистов в области психологии одаренности, школьных психологов, оно может быть интересно педагогам, реализующим личностно- ориентированный подходе обучении, родителям.

Авторы: В.И.Панов, Л.В.Попова, Т.В.Хромова,
Н.Б.Шумакова, Е.И.Щебланова, В.А.Юркевич, Ю.Д.Бабаева.
Рецензент: А.М.Матюшкин, академик РАО, профессор, доктор психологических наук,
руководитель лаборатории психологии одаренности.
 

ББК 74.202.44+      УДК 159.9
 

Ведущие специалисты выделили сведения об особенностях выявления, обучения и развития одаренных детей, которые, в первую очередь, могут понадобиться всем учителям вне зависимости от типа школы, где они работают
Оригинал-макет разраб.
Л.В.Поповой.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.

ISBN 5-92078-116-Х

Представленные в сборнике материалы содержат описание современных теоретических подходов к проблеме одаренности (раздел I), раскрывающих само понятие одаренности, ее виды, принципы интенсификации и возможности прогноза развития одаренности ребенка. Интересной стороной публикуемых докладов является отражение процесса развития Рабочей концепции одаренности, который в данный момент осуществляется авторским коллективом. Раздел II включает материалы, отражающие современный опыт использования положений Рабочей концепции одаренности в условиях отдельных регионов, а также в практике образовательных учреждений разных типов и видов Российской Федерации.

Научно-методические материалы сборника предназначены для специалистов в области психологии одаренности, школьных психологов, руководителей образовательных учреждений разных видов и типов, педагогов, работающих с одаренными детьми, преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов системы повышения квалификации.

Рабочая концепция одаренности

Разработка и издание концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы “Одаренные дети”.

Рецензенты:
канд. пед. наук Березина В.А., доктор психол. наук Кудрявцев В.Т., доктор психол. наук, проф. Обухова Л.Ф., доктор психол. наук, действ. член РАО Поддьяков Н.Н., доктор психол. наук Тарасова К.В.
Авторский коллектив:
Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C.

Издание второе, расширенное и переработанное
УДК 159.922.7/8(075.8)
ББК 88.8
Р13

Предлагаемое второе расширенное и переработанное издание “Рабочей концепции одаренности” отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности. “Концепция” дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д. Предназначена для всех работающих в данной области. Прежде всего, может быть полезна учителям и психологам-практикам, а также сотрудникам исследовательских институтов, аспирантам и студентам педагогических и психологических учебных заведений. Знакомство с ней желательно и для широкой массы родителей.

© Министерство образования Российской Федерации
© Федеральная целевая программа “Одаренные дети”
© Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д, Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. 2003

Федеральная Целевая Программа "Одаренные Дети", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Опыт работы с одаренными детьми в современной России", 19-21 октября 2009 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы с одаренными детьми гуманитарного цикла

Алгоритм работы с одаренными детьми гуманитарного цикла...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...