Алгоритм работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме
Памятка учителю при работе с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_v_pomoshch_uchitelyu.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы с одаренными детьми
По мнению известного гуманистического психолога Карла Роджерса, это – теплота в отношениях, искренность, эмпатия и, безусловно, позитивное отношение к другим людям, а также уверенность в себе, оптимизм, интуиция и настойчивость. Без них невозможно достичь результата в любом деле, а тем более в оказании психолого-педагогической поддержки подрастающим людям.
Учитель для одаренного ребенка
- является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
- взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Анкета для учителей,
работающих с одаренными учащимися
Вопросы-утверждения | Ответы | |
Да | Нет | |
1. Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно, терпеливо и честно | ||
2. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы | ||
3. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий | ||
4. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать | ||
5. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их | ||
6. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы | ||
7. Я даю ребенку возможность действительно принимать решение | ||
8. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно | ||
9. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате | ||
10. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей |
В наших силах внушить ребенку, что он талантлив, что он обладает способностями в познании разных наук, что у него есть необходимые личностные качества, которые в дальнейшем помогут ему работать в различных сферах.
Общеучебные стимуляции
познавательного интереса учащихся
Репродуктивные умения самостоятельной работы – делить материал на составные части; – выделять главное в тексте, в устном изложении; – составлять план; – составлять тезисы; – составлять конспект текста; – составлять конспект объяснения; – уметь дословно рассказывать (пересказывать); – уметь составлять реферат по материалу статьи, книги; – уметь пользоваться справочной литературой; – находить конкретные примеры понятия, правила (перевод абстрактного в конкретное) по образцам | Творческие умения самостоятельной работы – уметь увидеть проблему; – уметь сформулировать проблему; – уметь выдвинуть гипотезу; – уметь составить план решения проблемы, задачи; – уметь делать обобщение, выводы; – уметь систематизировать материал; – уметь составить доклад по теме (на основании разных источников); – уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы); – уметь решить задачу; – уметь делать прогноз |
Организационно-рефлексивные умения – уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план); – уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями); – уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психические состояния |
Приемы стимуляции
познавательного интереса учащихся
Приемы, | Приемы, | Приемы, относящиеся к характеру познавательной деятельности | Приемы, относящиеся к характеру отношений учителя и учащихся |
Занимательность | Исторические сведения | Умения учиться | Тонус эмоциональной деятельности на уроке |
Наглядность | Показ в известных знаниях нового аспекта | Постановка и решение учебных проблем | Доброжелательность учителя |
Технические средства обучения | Связь с жизнью | Творческие работы | Оптимистический подход к ученикам |
Нестандартные формы урока (ролевые игры, деловая игра и т. д.) | Новизна | Исследовательский | Открытость и естественность учителя |
Организационные формы работы (работа в парах, группах и т. д.) | Структурирование содержания | Дидактические игры, когда действия учащихся являются предметом содержания | Способность учителя к эмпатии |
Типы самостоятельной работы
и соответствующих видов учебных заданий
Типы самостоятельной работы | Особенности познавательной деятельности учащихся | Виды учебных заданий |
1. Самостоятельные работы по образцу (репродуктивное мышление) | Узнавание, опознавание, различение, установление подобия, текстуальное воспроизведение, подведение нового фактора под известное понятие | – Решение типовых задач, примеров по образцу; – выполнение упражнений по образцу и алгоритму; – оформление иллюстраций к изучаемым вопросам по образцам; – проведение наблюдений, опытов, лабораторных работ по образцам и инструкциям; – изготовление предметов и их частей по образцам и инструкциям; – дословный пересказ; – перечисление свойств, признаков, фактов; – нахождение готовых ответов в тексте; – группировка, отбор материала по образцам и примерам; – нахождение конкретных примеров понятия, составление правил по данным образам |
2. Трансформативные (реконструктивные) работы, I уровень творчества | Осмысливание и видоизменение, отображение внутренней структуры объектов, описание и анализ действий с объектом, предвидение возможных исходов | – Использование текстуальных формулировок в новых сочетаниях; – логически преобразованное воспроизведение текста; – составление ответа на вопрос на основе различных источников информации; – отделение существенного в материале от несущественного (в текстовом виде или схематично); – составление планов по темам; – конспектирование; – решение задач в нестандартных ситуациях на изменение известных правил, законов; – составление задач, тезисов; – проведение опытов, наблюдений, лабораторных работ по неполным (свернутым) инструкциям; – изыскание новых средств иллюстрирования изучаемых вопросов; – интерпретация (объяснение) схем, графиков; – задания на сравнение; – задания на предсказание будущих последствий результатов; – задания на установление (вычленение) связей |
3. Эвристическо-исследовательские самостоятельные работы, II уровень | Знания выступают как инструмент познания, ученик «открывает» новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность | – Систематизация и обобщение материала (выход за пределы одного понятия); – высказывание собственных оценок; – разработка методики (способа) выполнения наблюдений, лабораторных и практических работ (и их выполнение); – проектирование предметов; – выделение и формулирование проблем в заданной ситуации; – выдвижение гипотез; – разработка плана решения проблем; – вывод обобщенных умозаключений |
Рекомендуемая литература:
Автор: С.Д. Дерябо
Рецензент: В.В.Давыдов - доктор психологических наук, профессор, вице-президент РАО.
ББК88.8я73 Л42
Коллективная монография, предлагаемая вниманию читателей, знакомит читателя с методиками диагностики развития обучающихся, позволяющими замерить развивающий эффект авторских проектов образовательных сред, содержит описание диагностических методик, принципы их обработки и алгоритмы составления коррекционных программ, способствующих усилению развивающего эффекта образовательной среды. Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова
Авторы: Н.Ю. Синягина, Г.Е. Чирковская
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Б.З. Вульфов, кандидат психологических наук Т.А. Жаворонкова
ISBN 5-89522-098-5
ББК 88.840 УДК 370.153 С 45
Настоящее методическое пособие посвящено проблеме одаренности и ее развития в личностно-ориентированном обучении экспериментальной школы. Пособие содержит как описание теоретических позиций авторов, так и данные многолетнего научного исследования проблемы на базе реальной экспериментальной школы.
Методическое пособие предназначено для специалистов в области психологии одаренности, школьных психологов, оно может быть интересно педагогам, реализующим личностно- ориентированный подходе обучении, родителям.
Авторы: В.И.Панов, Л.В.Попова, Т.В.Хромова,
Н.Б.Шумакова, Е.И.Щебланова, В.А.Юркевич, Ю.Д.Бабаева.
Рецензент: А.М.Матюшкин, академик РАО, профессор, доктор психологических наук,
руководитель лаборатории психологии одаренности.
ББК 74.202.44+ УДК 159.9
Ведущие специалисты выделили сведения об особенностях выявления, обучения и развития одаренных детей, которые, в первую очередь, могут понадобиться всем учителям вне зависимости от типа школы, где они работают
Оригинал-макет разраб. Л.В.Поповой.
Опыт работы с одаренными детьми в современной России:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
ISBN 5-92078-116-Х
Представленные в сборнике материалы содержат описание современных теоретических подходов к проблеме одаренности (раздел I), раскрывающих само понятие одаренности, ее виды, принципы интенсификации и возможности прогноза развития одаренности ребенка. Интересной стороной публикуемых докладов является отражение процесса развития Рабочей концепции одаренности, который в данный момент осуществляется авторским коллективом. Раздел II включает материалы, отражающие современный опыт использования положений Рабочей концепции одаренности в условиях отдельных регионов, а также в практике образовательных учреждений разных типов и видов Российской Федерации.
Научно-методические материалы сборника предназначены для специалистов в области психологии одаренности, школьных психологов, руководителей образовательных учреждений разных видов и типов, педагогов, работающих с одаренными детьми, преподавателей высших и средних учебных заведений, специалистов системы повышения квалификации.
Рабочая концепция одаренности
Разработка и издание концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы “Одаренные дети”.
Рецензенты:
канд. пед. наук Березина В.А., доктор психол. наук Кудрявцев В.Т., доктор психол. наук, проф. Обухова Л.Ф., доктор психол. наук, действ. член РАО Поддьяков Н.Н., доктор психол. наук Тарасова К.В.
Авторский коллектив:
Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C.
Издание второе, расширенное и переработанное
УДК 159.922.7/8(075.8)
ББК 88.8
Р13
Предлагаемое второе расширенное и переработанное издание “Рабочей концепции одаренности” отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности. “Концепция” дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д. Предназначена для всех работающих в данной области. Прежде всего, может быть полезна учителям и психологам-практикам, а также сотрудникам исследовательских институтов, аспирантам и студентам педагогических и психологических учебных заведений. Знакомство с ней желательно и для широкой массы родителей.
© Министерство образования Российской Федерации
© Федеральная целевая программа “Одаренные дети”
© Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д, Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. 2003
Федеральная Целевая Программа "Одаренные Дети", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы с одаренными детьми гуманитарного цикла
Алгоритм работы с одаренными детьми гуманитарного цикла...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...