Тестовый контроль знаний как элемент современных педагогических технологий.
статья на тему

Станар Альбина Милановна

Тестовый контроль знаний студентов при изучении темы "Проецирование геометрических тел и точек, лежащих на их поверхности" на занитиях по дисциплине "Инженерная графика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_test_stanar.doc523.5 КБ

Предварительный просмотр:

А. М. Станар

Тестовый контроль знаний  как элемент современных

педагогических технологий.  Из опыта внедрения

Курский монтажный техникум, преподаватель

    Внедрением образовательных стандартов нового поколения, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений, предполагает, что именно компетентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда.

    Дисциплина «Инженерная графика» является основой любой технической специальности. В современных условиях в нашей стране принята стратегия на инновационное развитие экономики. Данное условие выполнимо при условии воспитания грамотных и эрудированных специалистов в области техники. С внедрением ФГОС СПО по дисциплине «Инженерная графика» резко уменьшился объем аудиторных часов  на ее изучение. В связи с этим, необходимо искать новые формы, как обучения, так и контроля за качеством процесса обучения.

    Согласно требований ФГОС СПО, обучающийся должен уметь пользоваться нормативной документацией при решении задач по составлению строительных и специальных чертежей, выполнять строительные и специальные чертежи в ручной и машинной графике, выполнять эскизы и читать чертежи.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать законы, методы и приемы проекционного черчения, требования государственных стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства по оформлению и составлению строительных и сантехнических чертежей, технологию выполнения чертежей с использованием системы автоматического проектирования.

    Для реализации этих требований по успешному усвоению материала  дисциплины, необходимо скорректировать процесс обучения, но не за счет уменьшения объема изучаемого материала и перенесения части его на самостоятельное изучение, а за счет ускорения процесса систематического контроля знаний студентов. Этот момент особенно актуален для дисциплины «Инженерная графика», где контроль знаний связан с выполнением часто достаточно объемных графических заданий, требующих больших затрат учебного времени на уроке. В связи с этим, для выявления качества и уровня усвоения дисциплинарного материала, преподавателю целесообразно использовать различные варианты тестового контроля знаний.

    Контроль знаний позволяет управлять процессом обучения и вносить в него необходимую коррекцию на основании своевременных данных контроля.

    Тестирование, как одна из форм контроля, отличается объективностью измерения результатов обучения, и в ходе учебного процесса выполняет такие функции как диагностическая, обучающая, организующая, развивающая и воспитывающая.

     Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить точную информацию об уровне усвоения элементов знаний.

   Все тесты необходимо группировать по уровню сложности:

  1. Уровень – наиболее простые тесты, позволяющие проконтролировать элементарные знания.
  2. Уровень – усложненные  по отношению к 1 уровню, тесты, позволяющие осуществить контроль предыдущего материала и создать условия для усвоения последующего, более сложного материала.
  3. Уровень - усложненные  по отношению к 2 уровню, тесты с элементами усвоения нового материала.
  4. Уровень – тесты, дающие возможность контроля всего объема изученного нового материала.

    Количество уровней тестов неограниченно, зависит от объема изучаемого материала (его разделов), целей, определенных преподавателем и квалификации самого преподавателя.

Блок-схема работы с тестами одного уровня.

    Рассмотрим это на конкретном примере. Изучается раздел «Проекционное черчение». Пройдены такие темы, как проецирование точки и ее комплексный чертеж, проецирование отрезка прямой и его комплексный чертеж, проецирование плоскости и ее комплексный чертеж. Осваивается тема: «Геометрические тела (призма, пирамида, конус, цилиндр, сфера) и их комплексный чертеж».

    Студентам предлагается I тест с вопросом: На каком чертеже правильно начерчены горизонтальная и фронтальная проекции (призмы, пирамиды, цилиндра) прямого кругового конуса?

    Правильный ответ студента на данном этапе говорит о том, что усвоен материал по темам точка, прямая и плоскость и их проецирование на 2 взаимно-перпендикулярные плоскости.

    II тест предлагается с вопросом: На каком чертеже правильно начерчен комплексный чертеж прямого кругового конуса?

   Правильный ответ студента на этом этапе говорит о том, что усвоен материал по темам точка, прямая и плоскость, геометрические тела и их проецирование на 3 взаимно-перпендикулярные плоскости.

    III тест сопровождается вопросом: На каком чертеже правильно начерчена прямоугольная изометрическая проекция прямого кругового конуса?

    Правильный ответ студента на этом этапе говорит о том, что усвоен материал по теме геометрические тела и их комплексный чертеж  и аксонометрическая проекция.

    IV тест и его сопровождает вопрос: На каком чертеже правильно найдены 3 проекции точки, лежащей на поверхности прямого кругового конуса?

   Правильный ответ студента на IV этапе говорит о том, что усвоен материал по вопросу проецирование геометрических тел и точек, лежащих на их поверхностях.

    V тест и его вопрос к нему: На каком чертеже изометрической проекции конуса правильно построена при помощи координатной ломаной 1 точка?

    Из правильного ответа студента на V этапе тестирования, можно сделать вывод о том, что материал по теме проецирование геометрических тел и точек,

   Из правильного ответа студента на V этапе тестирования, можно сделать вывод о том, что материал по теме проецирование геометрических тел и точек,

лежащих на их поверхностях, студентом усвоен. Не правильный ответ, данный студентом на соответствующем этапе тестирования, позволит преподавателю точно выявить какая часть изучаемого материала не усвоена студентом и принять соответствующие корректирующие меры.

     Длительный опыт применения тестирования при изучении дисциплины «Инженерная графика» позволяет сделать выводы:

      Составленные с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и для итогового контроля знаний и умений студентов, а также для проведения анализа этих знаний. Естественно, не все необходимые показатели усвоения учебного материала можно получить средствами тестирования. Такие  показатели, как умение обосновать свой ответ, дополнить его примерами, умение доказать свою точку зрения, выразить свои мысли и некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием затруднительно. Следовательно, тестовый контроль знаний должен обязательно сочетаться с традиционными формами и методами контроля знаний.

   Тестовые формы контроля имеют свои положительные стороны: возможность проверить большой объем материала, быстро обработать полученные результаты, скорректировать знания каждого студента;

   И свои отрицательные стороны: мыслительная деятельность студента и ее результат могут быть только вероятностным; имеет место возможность угадывания верного ответа.

   Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы образовательной деятельности и сформированная высокоавтоматизированная информационная среда стали началом преобразования традиционной системы образования.  Особенно хорошо здесь просматриваются дальнейшие перспективы тестового контроля знаний по дисциплине «Инженерная графика» с использованием новейших программных продуктов вообще и систем автоматизированного проектирования в частности.

Литература

  1. И.С. Вышнепольский. Техническое черчение. – М.: Высшая школа, 2009.
  2. Н. Ф. Ефремова. Тестовый контроль в образовании. - М.: Высшая школа, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка тестовых материалов для внутришкольного итогового контроля в 5 классах (технология)

Цель проведения данного тестирования - проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (2012-2013 учебный год),  получение объективных данных и определение уровня дост...

выпускная квалификационная работа "Тестовый контроль на уроках истории - как форма текущего и итогового контроля"

  В основу работы положена гипотеза, согласно которой использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по истории. Воспитывает ценностное отношение к у...

Информационные технологии как средство тестового контроля при обучении математике

Высокие результаты учебной деятельности, положительные результаты вступительных испытаний в ВУЗЫ, достигаются за счет внедрения современных образовательных технологий ,в частности ИКТ.В сложившейся си...

Технология тестового контроля уровня знаний физики

Технология тестового контроля уровня знаний физики (Учитель Кустова Н.И.). Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управлени...

Тестовый контроль за первое полугодие по технологии 7 класс (девочки)

Тестовый контроль за первое полугодие по технологии 7 класс (девочки) по разделам: "Технология домашнего хозяйства",  "Электротехника", "Кулинария", "Свойства т...

«Использование технологии тестового контроля на уроках географии»

В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего...