Главные вкладки

    Способы описания учебных действий
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о том, как возможно описать учебные действия учащихся и учителя в рамках классической образовательной программы и в рамках деятельностного подхода в образовании

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Корпачёв Вячеслав Викторович

    Способы описания учебных действий

            Учебные действия — это системная совокупность действий участников педагогического взаимодействия — учащихся и педагогов в рамках учебной деятельности по научению и учению детей школьного возраста тем знаниям, умениям и навыкам,  усвоение которых требуются Федеральным государственным образовательным стандартом среднего образования и востребованы обществом от своих членов — субъектов социальной деятельности.

          Эти действия могут быть выстроены  как в рамках традиционной, классической образовательной парадигмы — классно-урочной системы, так и в концепции нетрадиционной педагогики — развивающей педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностной педагогики, гуманистической педагогики.

       Соответственно, и способы описания учебных действий в разных педагогических системах различаются сообразно способам и методам учебной деятельности, типам, видам и формам обучения, а также — эвентуальным целям образовательного процесса, а именно — каким требованиям и стандартам должны соответствовать усвоенные знания, умения и навыки выпускника основной или полной общеобразовательной программы.

         Я полагаю, что таких способов описания — концептуально-обобщённых — может быть два.

         1) Способ описания учебной деятельности в классической образовательной парадигме. Это — способ фиксирующего, констатирующего описания хода и результатов учебного процесса, описание применяемой методики и её результативности применительно как к группе учащихся (класс, профильная группа), так и к отдельным ученикам, фиксация точек затруднения при освоения учебного материала и способов их преодоления, обобщающие выводы по итогам учебной деятельности.

          Очень важная, рефлексивная часть педагогической работы учителя здесь, как правило, присутствует (самоанализ урока,  самооценка и перманентный мониторинг своих учебных действий), но он зачастую носит также описательный, констатирующий характер, характер описания — что сделано, а что не сделано и почему не сделано. Причины и объяснения невыполнения , неполной реализации всего задуманного даются обычно внешнего ряда — нехватка времени, объективные обстоятельства, дефицит тех или иных технических средств обучения или — более тонко — методического обеспечения урока или тематической группы уроков — нехватка учебно-методического комплекта, когнитивно-эмоциональная незрелость и неготовность  учащихся к усвоению данного материала.

          В общем-то, такое описание приемлемо для отчёта и самоотчёта педагога, для его портфолио, и даже — в ограниченных сферах применения — для описательного эмпирического уровня педагогических исследований — в качестве фактологического эмпирического материала в разработке обучающих пособий по данным методикам и тематическим блокам учебной деятельности в конкретных школьных дисциплинах, где обобщаются статистические описательные выборки и даются методические рекомендации практикующим педагогам и экспертам-методистам.

            2) Способ описания учебного действия в неклассической, деятельностно-развивающей педагогике. Это — скорее не фиксирующее описание (хотя фиксация узловых точек учебной деятельности есть и здесь), а описание — проблемное в том смысле, что оно описывает проблему, поставленную в развивающем обучении, заостряет внимание на этой проблеме, предлагает возможные способы решения проблемы или описывает вероятные альтернативные  подходы к проблематике наличных учебных действий.  

           Это могут быть такие проблемные блоки в развивающем обучении, как: -тот или иной алгоритм  решения учебной задачи (критерии обоснованности  выбора того или иного алгоритма);

    -способы взаимодействия субъектов учебного процесса в ходе решения учебной задачи;

    -способы и формы рефлексии участников учебной деятельности;

    -способы, а также степень интенсивности и эффективности коммуникации в процессе учебной деятельности;

    -методы конструирования , нахождения, извлечения исходного отношения, понятия, существенной связи предметов изучения в совместно-распределённой деятельности;

    -эмоционально-когнитивная корреляция психических процессов у субъектов учебной деятельности;

    -принципиальная незавершённость — и незавершаемость — учебной деятельности в  развивающем обучении (как незавершаемо развитие человека), открытость проблематики — как в педагогическом, так и в психологическом  аспектах, адогматичность и недоктринальность выводимых умозаключений.  

      Такое описание скорее стимулирует психолого-педагогическое исследование, чем обобщает закрывает его, ставит печать «одобрено/не одобрено» — и кладёт в ячейку педагогической камеры хранения тот или иной «кусок» учебной деятельности. Учебное действие — как книга по словам Бориса Пастернака: «Дымящийся кусок живой трепещущей совести — и больше ничего».

         Учебная деятельность — это непрекращающееся общение учеников и учителя, не только — и даже не столько учебно-дидактическое, - сколько интимно-личностное, эмоционально и когнитивно развивающее, духовно и нравственно возвышающее — причём как учеников, так и учителя. Разве возможно в этом случае сухое, формулярское описание, разложение учебного действия на полочки, графы, столбцы и строчки? Да, научная строгость, ясность мышления, логическая доказательность и убедительность должна обязательно присутствовать в описании данного типа учебных действий, но эти дело не должно ограничиваться. Иначе говоря, фиксирующая и фактологическая составляющая  — только начальная, обязательная и необходимая, но не достаточная компонента описания учебного действия. Вторая компонента, проблематизирующая узловые моменты учебного действия, и придаёт описанию истинную научность, поскольку давно уже сказано, что истина — не в голом достигнутом результате, а в результате, взятом вместе с процессом, с развитием.

           И мы всегда должны иметь в уме, что мы описываем человека (человек описывает человека), а человек — не химический элемент, и даже — не обезьяна, и поэтому субъектность действия никогда не сможет полностью и окончательно элиминировать субъективность исследовательского взгляда, субъективность, конечно, осознаваемую,  рефлексивно оцениваемую, контролируемую и релевантную.

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

    Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русск...

    Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

    Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

    Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству с описанием универсальных учебных действий. 6 класс.

    Календарно-тематическое планирование с описанием универсальных учебных действий...

    ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

    Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

    Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"

    Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское...

    Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

    Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...