Исследовательская деятельность. Основы технологии.
учебно-методическое пособие по теме

Смирнова Оксана Александровна

Описание принципов исследовательской деятельности и ее технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost._osnovy_tekhnologii.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность.

Поддьяков Н.Н. выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности:

1) Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2) Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Развивающие  функции познавательно-исследовательской деятельности:

  1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  3. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Методы экспериментально-исследовательской деятельности:

  1. Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...».В какую ситуацию попала галка?);
  2. Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  3. Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  4. Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  5. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим.

Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Отправные моменты исследовательской деятельности:

  1. Реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
  2. Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
  3. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
  4. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  5. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  6. Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

 •физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

 •природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

 •социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

 •познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

 •лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

 •личностный: узнает свои личные возможности;

•волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

 •поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.

Этапы исследовательской деятельности.

1.Выбор темы исследования (мотивация, выделение и постановка проблемы)

А) Подумать самому – для этого используются вопросы к ребёнку: Что тебе интересно больше всего? Что  (о чём) ты хотел бы узнать? Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Б) Спросить у родителей

В) Поговорить со сверстниками

Г) Обсудить с педагогами

Темы исследования бывают:

- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, экспериментов;

- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

2. Цель, задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Например: узнать, что под водой делает водолаз…, выяснить, почему репейник колючий….

Задачи уточняют цель исследования, в них описываются основные шаги исследования.

3.Гипотеза исследования(выдвижение гипотезы;обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем)

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются словами: предположим…, допустим…, возможно…, что,если…

Например: 1) Почему самолёт оставляет в небе след? Допустим, потому что он разрезает небо… Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути…Что если это послание инопланетянам… 2) Что такое хлебное дерево? Предположим, оно вырастает из сухарей…

4. План работы(поиск возможных вариантов решения, сбор материала;опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями)

Чтобы составить план надо ответить на вопрос: как мы может узнать что-то новое о том, что исследуем? Какие материалы нам для этого потребуются?

А) выбрать методы исследования:

- подумать самостоятельно – для этого надо задать себе вопросы: Что я знаю об этом? Что я могу рассказать по этому поводу?

- посмотреть книги – начиная с энциклопедий, справочников, а потом переходить к другим книгам.

- спросить у других людей (взрослых или сверстников). Людей, у которых будем спрашивать, можно разделить на 2 группы: специалисты – те, кто по профессии занимается тем, что тебя интересует, и неспециалисты – все остальные. Например, на вопрос: «Как передвигаются катера на воздушной подушке?»Можно спросить  у мамы, папы, капитана катера и т.п.

- познакомиться с диафильмами, кинофильмами – посмотреть научно-популярные, документальные фильмы, например о дельфинах. Необходим контроль взрослых!

- обратиться к компьютеру (глобальной сети Интернет, информация на компакт-дисках) – можно посетить виртуальные музеи, анимации, схемы.Необходим контроль взрослых!

- наблюдать – для наблюдения необходимы лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и т.п. Например, можно ли увидеть грязь на «чистых» руках? Из чего состоит кожа?

- провести эксперимент – может быть 1 или несколько экспериментов.

Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Необходимо продумать план эксперимента: какие материалы необходимы для его проведения, какие действия будем выполнять и в какой последовательности.

После использования любого метода, необходимо ответить на вопрос: Какие можно сделать выводы из того, что мне  стало известно?

5. Подготовка к защите  исследовательской работы (обобщение полученных данных)

 - определить, о чём будем рассказывать, а о чём нет

- выстроить по порядку основные идеи (с чего начну рассказывать, чем продолжу и чем закончу рассказ)

- описание предметов, явлений, событий

- привести примеры, сравнения, классифицировать (разбить на группы) основные предметы, явления, события, указать противоречия (если обнаружились в процессе исследования)

- сделать выводы

- указать возможные пути (варианты) дальнейшего изучения

- можно подготовить рисунки, иллюстрации, схемы, модели, макеты

- подготовиться к ответам на вопросы

6. Выступление с докладом(если  детьми проводились разные исследования или проверялись различные гипотезы)

7.предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

СавенковА.И. более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

  1. Умение видеть проблему;
  2. Умение формулировать и задавать вопросы;
  3. Умение выдвигать гипотезы;
  4. Умение делать выводы и умозаключения;
  5. Умение доказывать и защищать свои идеи;
  1. Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

1.Самостоятельность.

2.Полнота и логичность ответа.

3.Правильность выводов и формулировок.

+ отношение к деятельности субъекта (ребёнка). Важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.

+ процесс работы ребенка в ходе исследования (оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок).

Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формулирование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.

Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.

Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников: Анкетирование. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Оформление наглядной информации в родительском уголке Консультации.  Памятки.  Рекомендации. Родительские собрания. Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.Совместное детско-взрослое творчество(изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии,  др.). Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. Наблюдения, экскурсии, эксперименты. И другое…

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  8. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  9. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  11. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  12. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  13. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov
  14. Галина Стрельченко – методист ИМК ОО, г. Апатиты. Экспериментальная деятельность в ДОУ. http://ds10slv.ru/specialistam/eksperimentalnaya-deyatelnost
  15. Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2005.- 32с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся

Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Че...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...

Использование методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

Основная цель – привитие интереса к предмету, оптимизация  познавательной активности....

Исследовательская деятельность как технология формирования познавательных навыков школьников

Статья о значимости проектной деятельности   учащихся  в развитии  познавательных навыков...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

Выступление "Интеграция дополнительного образования и исследовательской деятельности - основа развития интеллектуальной личности"

   Практика показывает, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации, самоопределению способствует именно дополнительное образование. Вовлечен...

Проектно-исследовательская деятельность как технология работы с одарёнными обучающимися.

Одарённые, талантливые обучающиеся составляют бесценное национальное достояние нашей страны. В работе с ними использую современные инновационные технологии: исследовательские, частично- поисковые, про...