Профессиональное портфолио студента СПО
статья на тему

Федченко Оксана Александровна

   Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и личным достижениям. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере.

   Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволит будущему специалисту выстроить генеральную линию своей карьеры и удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство. Особенно важно это для студентов технических специальностей.

  Портфолио  является новым  оценочным  средством  в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fedchenko_o.a._portfolio_studentov.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное портфолио студента СПО

Федченко О.А.,

СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»  

 

          Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и личным достижениям. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере.

           Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволит будущему специалисту выстроить генеральную линию своей карьеры и удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство. Особенно важно это для студентов технических специальностей.

          Портфолио  является новым  оценочным  средством  в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.[1]

          Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

-мотивации к образовательным достижениям;

-приобретению опыта к деловой конкуренции;

-обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;

-выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;

-повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

          Следует отметить, что и преподаватель,  и студент должны видеть в портфолио инструмент, который демонстрирует и оценивает профессиональный и личностный рост студентов в процессе обучения. Портфолио нужно рассматривать не как конечный продукт, а как процесс оценивания.

Портфолио студентов может представлять собой папку, в которой хранится определённый объем информационного материала, и которая служит для того, чтобы в любой момент студенты и преподаватель могли использовать имеющиеся информационные носители.

    Портфолио может содержать следующие разделы:

 Титульный лист :

– полное название образовательного учреждения;

– фамилия, имя, отчество обучающегося;

– номер группы;

– профессия/специальность;

– мастер п/о (классный руководитель)

    Раздел 1. «Портфолио документов»:

1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия зачетной книжки, копия ведомости  промежуточной аттестации, копия приказа  о получении именной стипендии).

1.2. Документы, подтверждающие освоение профессиональных модулей (отчет о прохождении производственной практики, свидетельства, подтверждающие уровень квалификации).

1.3. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).

1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни колледжа, органов студенческого самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).

1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.

1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.

1.7. Документы, подтверждающие спортивные и художественные достижения.

1.8. Документы, подтверждающие участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей).

     Раздел  2 .«Портфолио работ»:

2.1. Практические работы (фото-, видеоматериалы, подтверждающие изготовление изделий, деталей, узлов).

2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).

2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).

2.4. Работы по техническому творчеству.

2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.

    Раздел 3.«Портфолио отзывов»:

3.1. Отзыв преподавателя (мастера производственного обучения) о результатах прохождения учебной практики.

3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал  личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).

3.3. Отзыв работодателя о результатах прохождения производственной практики (характеристика).

3.4. Рецензии на выполненные курсовые и выпускные квалификационные работы.

     Раздел 4. Рефлексивное портфолио:

4.1. Материалы анкетирования.

4.2. Резюме.

4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»:

– оценка/самооценка достижения целей;

– оценка ресурсов;

– оценка готовности к профессиональной карьере;

– образовательные планы;

– профессиональные планы;

– позиция в жизни;

– ожидания от обучения в колледже.

 Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

 При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;

– предоставлять достоверную информацию;

– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой в ГБОУ СПО Петровский колледж  структурой портфолио.

 Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:

  • оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
  • оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
  • оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
  • оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
  • оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации.

       Оценивание портфолио может быть как качественным, так и количественным, проводиться оно должно коллегиально. При оценивании портфолио происходит смещение акцента оценивания с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет делать лучше всего. Более того, в данном методе происходит интеграция количественной и качественной оценки, и, наконец,  перенос нагрузки с оценки на самооценку, самоанализ результатов обучения.                                                                         Результаты, отраженные в портфолио студента, наряду с традиционными  показателями результативности образовательного процесса позволяют судить о качестве подготовки выпускника к успешной профессиональной деятельности.  Критерии оценивания, как правило, определяются совместно со студентами, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей дисциплины, целей ее освоения, условий обучения и т. д.

       Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в конкретном виде деятельности, но и помогает будущему специалисту в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения. Эта форма работы помогает решать важные педагогические задачи,   такие как поддержание мотивации к обучению, стремление к высокому уровню знаний в области изучаемой дисциплины, повышение способности студентов к самооценке результатов обучения, развитие рефлексивных и оценочных навыков.

Тема создания портфолио студентов   актуальна среди преподавателей СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж». На заседаниях предметно-цикловых комиссий прошли круглые столы, в результате которых в колледже разработано и утверждено положение о портфолио студента. Преподаватели и студенты колледжа активно начали работу по созданию портфолио.

1. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности.  /Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.

2. Купцова Л.И.   Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций  /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова,  О.П. Томилина //Специалист – 2010. -  № 3. С.- 18.  

3. Переверзев, В.Ю.  Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио студента

Сами создаем портфолио для студента. Работа очень нравится....

портфолио студента

Сами создаем портфолио для студента. Работа очень нравится....

Портфолио студента

Презентация содержит информацию о возможном содержании Портфолио студента колледжа....

Презентация "Портфолио студента"

В данной работе рассмотрены вопросы оформления портфолио студента. По новым ФГОС  портфолио рассматривается как квалификационный экзамен....

положение о портфолио студента

положение о портфолио студента, макет портфолио...

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Реализация в соответствии с ФГОС СПО компетентностного подхода в влечет необходимость дополнения традиционной системы оценивания результатов обучения технологиями, позволяющими проследить формирование...