Формирование УУД.
материал (5 класс) на тему

Формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УУД50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике учащихся 5 – 6 классов общеобразовательной школы.

Проблема исследования: обоснование и разработка методических рекомендаций, способствующих совершенствованию процесса обучения математике учащихся 5 – 6 классов с помощью формирования и использования познавательных УУД.

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5 – 6 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс обучения математике учащихся 5 – 6 классов, организованный с помощью формирования и использования познавательных УУД.

  • Целью исследования является разработка методики обучения математике в единстве с процессом формирования познавательных УУД у учащихся 5 – 6 классов.
  • Гипотеза исследования: если процесс обучения математике 5 – 6 классов построить на основе формирования и использования адекватных познавательных УУД, то это будет способствовать совершенствованию процесса освоения ими курса математики.

Цель:

  • Выявить теоретические основы формирования познавательных УУД при обучении математике.

Универсальные учебные действия. УУД.

К  метапредметным результатам освоения учебного предмета относятся УУД – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

        Виды УУД.

        1) личностные;

        2) регулятивные;

       3) познавательные;

       4) коммуникативные.

                                 

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

          1. общеучебные;

          2. логические;

          3. постановка и решение проблем.

        Их функция – обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков.

   

  ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УУД.

         направлены на:

        1. поиск необходимой информации;

        2. структурирование информации и знаний;

       3. выполнение знаково-символических действий, в том числе моделирования;

       4. выбор способа решения задач

     ЛОГИЧЕСКИЕ УУД

направлены на:

1. поиск необходимой информации;

2. структурирование информации и знаний;

3. выполнение знаково-символических действий, в том числе моделирования;

4. выбор способа решения задач

  1. Познавательные общеучебные действия
  • принятие и сохранение познавательной цели (учебной задачи);
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи);
  • поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации);
  • структурирование информации, знаний и её понимание;
  • выполнение знаково-символических действий (в т.ч. моделирования);
  • выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • построение речевых высказываний в устной и письменной формах (подробный и сжатый пересказ текста);
  • рефлексия способов и условий действия;
  • самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;

2. Познавательные логические учебные действия

сравнение; подведение под понятие; анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов; синтез (в т.ч. самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов); выведение следствий; сериация и классификация; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждения; доказательство

3. Познавательное действие «Постановка и решение проблем»

формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Учебная задача – задача, связанная с                                        

преобразованием субъекта учебной                              

деятельности, с усвоением им                    

определенных элементов содержания        \

образования. (В.В. Сериков)

                Цель и результат – изменение не предмета, а самого субъекта деятельности.

Учебные задачи

Познавательные УУД, используемые для решения учебных задач

1. Составить предписание для распознавания понятия 

логические УУД «Сравнение», «Анализ», «Синтез» и общеучебное действие «Составление предписания для решения задач определённого типа».

2. Составить схему взаимосвязи понятий 

логическое УУД «Сравнение» и общеучебное действие «Составление классификационной (систематизационной) схемы взаимосвязи понятий»

3. Составить предписание, выражающее общий метод решения задач определённого типа 

логические УУД «Сравнение», «Анализ» и общеучебное действие «Составление предписания для решения задач определённого типа»

4. Составить информационную схему 

логические УУД «Сравнение», «Анализ», «Синтез» и общеучебное действие «Составление информационной схемы».

5. Составить схему поиска решения задачи 

логическое УУД «Выведение следствий»

Реализация ФГОС ООО предполагает наличие в учебниках учебных заданий, следующих видов :

1) выбрать из данных объектов, те которые обладают определёнными свойствами;

2) выбрать верные утверждения;

3) найти ошибки и исправить их;

4) заполнить пропуски в данной записи;

5) выявить закономерность;

6) составить задачу, используя различные приёмы составления задач;

7) привести свои примеры на заданную тему;

8) выполнить задание удобным способом (несколькими способами);

9) составить условие задачи по рисунку (схеме, чертежу, диаграмме);

10) сформулировать утверждение (правило);

11) установление соответствия между утверждениями и предложенными рисунками;

Тема

Учебные задания

Примеры заданий

Познавательные УУД

Деление обыкновенных дробей.

Найти ошибки и исправить их

Логические УУД (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

Наибольший общий делитель

Выявить закономерность

НОД(11,13) = 1, НОД(13, 15) = 1, НОД (35, 37) = 1, НОД(37,39) = 1, … Продолжите этот ряд. Какую закономерность вы подметили?

«Постановка и решение проблем» (выдвижение гипотез и их обоснование)

Приведение подобных слагаемых

Выбрать из данных объектов, те которые обладают определёнными свойствами

Выберите суммы, в которых есть подобные слагаемые, и упростите их:

  1. – 4х – 4х;
  2. 12 + 8х;
  3. 2,3у – 0,35 – 3,25у – 0,5 (стр 20).

Логические УУД (сравнение, анализ, синтез, обобщение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...