Принцип сознательности
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_soznatelnosti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип сознательности, активности, самостоятельности

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач средней школы, призванной готовить активных и самостоятельных членов общества, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Р.С. Черкасов утверждает, что реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий:

а) соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;

б) познавательная активность учащихся в процессе учения;

в) осознание школьниками процесса учения;

г) владение учащимися методами умственной работы в процессе познания «нового».

Результатом догматического усвоения является формализм знаний. Конкретно в обучении математике формализм в знаниях особенно часто проявляется в том, что учащиеся безошибочно дают формулировку определения того или иного понятия, но не могут им воспользоваться при решении задач, доказательстве теорем.

Сознательное обучение обязательно предполагает активную деятельность учащихся в этом процессе.

Умственная активность учащихся в процессе обучения математике имеет особо важное значение при формировании понятий. Поэтому учителю необходимо владеть методическими приемами, возбуждающими мыслительную активность учащихся в этом процессе.

Активность учащихся в обучении проявляется в их инициативности и высокой степени самостоятельности (или познавательной самостоятельности).

Можно ли  утверждать, что если дети на уроке активны (тянут руки, участвуют в решении задач и т.п.), то это способствует успешному усвоению материала?

М.Б. Волович отвечает на этот вопрос следующим образом: «Сама по себе активность учеников в ходе обучения, хотя и  приятно всякому учителю, может и не способствовать усвоению новых знаний. Достаточно вспомнить пятиклассников, которые тянут руки раньше, чем расслышали вопрос. Или учеников, активно решающих серию однотипных задач».

По Ю.М. Колягину  принцип активности в обучении математике предполагает, в частности, что:

 1. Изложение каждого нового раздела или темы начинается с так называемой  «постановкой вопроса», которая служит кратким введением в тему, устанавливает  связь нового материала с предыдущем, выясняет теоретический или практический смысл изучения этой темы, показывает место и значение этой темы в общей системе знаний, относящихся к данному разделу науки, очерчивает примерный круг вопросов, подлежащих изучению в рамках данной темы, намечает основные пути ее изучения, указывает на возможную область практических предложений.

 2. Начиная работу над изучением новой темы , учитель обращается к жизненному опыту учащихся, к их интуиции, организует наблюдение и эксперимент, рассматривает приемы и задачи, приводящие к естественному возникновению абстрактных понятий, иллюстрирует новые понятия на наглядных моделях, способствуя усвоению школьником новых знаний по ступеням: восприятия- представление- понятие.

3. В процессе обучения математике учитель принимает различные приемы и методы, каждый из которых ведет к конкретной цели оптимальным в данных условиях путем, возбуждая и укрепляя интерес учащихся к изучаемой теме, пробуждая у них желание и способность к активной деятельности; при этом предпочтение отдаётся тем методам изучения, которые дают учащимся возможность самим делать «открытия», если только изучаемый материал не требует серьезных математических рассуждений, сложных вкладок (т. е., когда лучше отдать предпочтение живому слову учителя или тексту учебника).

4. У учащихся воспитывается творческий подход при изучении каждого вопроса, которому способствуют самостоятельное решение различных задач и проведение доказательств теорем, ответы на нестандартно поставленные вопросы по изученному ранее материалу или в процессе его изучения, поощрение учителем учащихся к поиску наиболее естественных, коротких или оригинальных способов решения той или иной задачи.

5. У учащихся воспитывается потребность критически оценивать результаты своей работы; формируется способность к самоконтролю, умение коротко и ясно оформлять свои мысли в речи и записи.

6. Домашняя работа учащихся организуется правильно, задания, предполагаемые для этой работы, посильны, укладывается в норму времени, содержат одно-два необязательных упражнения повышенной трудности (включая задания по какой-либо дополнительной литературе).

Если обучение математике будет удовлетворять этим требованиям, учебная работа школьников будет активной, а значит, знания и умения, приобретенные ими, будет сознательными. Не случайно еще Л. Толстой говорил, что «математика имеет задачей не обучение счислению, но обучению приемам человеческой мысли при исчислении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры

      В работе подробно изложены основные приемы работы учителя по развитию физкультурной познавательной деятельности школьников: инструктивная направленность урока, индиви...

Сознательное и рациональное использование компьютеров в учебной деятельности

Формирование информационно-технологических компетентностей обучающихся 5-7 классов, направленных на развитие их познавательного интереса к возможностям применения цифровых образовательных ресурсов....

Учиться - сознательный выбор

У этой женщины желание быть грамотной не было отбито какбыучёбой в школьном возрасте...

«Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии».

Тема:   «Подготовка ученика к сознательному выбору профессии в процессе обучения биологии»     Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо воору...

Реализация принципа сознательности и активности на занятиях физкультурно-спортивной направленности

Характеристика и содержание методического принципа сознательности и активности....

"Развивающее обучение – принцип активного и сознательного обучения. Рефлексия."

Возможные варианты проведения рефлексии после занятий...

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности на занятиях физической культурой...