Реализация принципа сознательности и активности на занятиях физкультурно-спортивной направленности
статья по физкультуре

Егорченкова Елена Викторовна

Характеристика и содержание методического принципа сознательности и активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа сознательности и активности  на занятиях физкультурно-спортивной направленности

Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного и устойчивого интереса к занятиям физической культурой, к физическим упражнениям.

Для формирования сознательного отношения учащихся к занятию важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, стремиться к тому, чтобы воспитанники понимали  изучаемый материал. Для этого педагог разъясняет значение физических упражнений, учит правильному выполнению техники упражнений, предупреждая ошибки и исправляя их.

В начале каждого занятия необходимо ставить перед детьми конкретные задачи, указывая, для чего и как нужно выполнять эти задачи и почему именно так. Важно убедиться в том, что задачи поняты учащимися, поняты трудности в выполнении задач. Это повышает активность занимающихся, их интерес.

Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию на занятиях ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала, разнообразности занятий, игр, различного инвентаря.  А также, систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов. Тогда формируется интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения.

Большое стимулирующее влияние на активность занимающихся оказывает выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники и тактики движений.

Для повышения сознательности необходимо стимулировать потребность учеников к самооценке, самоанализу и самоконтролю двигательной деятельности.  Постановка учащегося в положение оценивающего другого, а потом и себя, приводит к формированию самооценки.

Для этого педагог приучает детей к посильному анализу происходящего на занятии, наблюдению за движениями своих товарищей, оценке выполнения их действий и самостоятельному исправлению ошибок. Исправление ошибок самими учащимися является одним из выражений сознательности в изучении двигательных действий.

Необходимой предпосылкой сознательного отношения к физической деятельности является соответствующая ее мотивация. Для формирования  мотивации к занятиям физической культурой  необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности занимающихся, их интересы, склонности, способности и увлечения.

 Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Например, желание укрепить здоровье, достичь высоких спортивных результатов, желание овладеть новыми умениями и навыками,  внести коррекцию в телосложение, рекреационная направленность, общение.

Большое значение в развитии мотивации к занятиям физической культурой имеют формы и методы работы с учащимися. Успешными формами являются использование различных поощрений, организация совместных физкультурно-спортивных мероприятий, совместные выезды на просмотр спортивных состязаний, беседы о физической культуре и спорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях физкультурно-спортивной направленности

Выступление на заседании методического объединения физкультурно-спортивной направленности на тему:«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИНА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» Подготовила: С...

Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей

Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей...

План и методика проведения итогового открытого занятия физкультурно-спортивной направленности

Образец план итогового открытого занятия объединения ДО "Большой теннис" для родителей учащихся.Может быть использован в работе учителями физической культуры и педагогами ДО физкультурно-спо...

Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...

Конспект внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по мини-футболу для учащихся 5 классов с задержкой психического развития

Занятие рассчитано на детей, обучающихся первый год по программе внеурочной деятельности «Мини-футбол». Тема занятия «Основы техники игры в мини-футбол. Правила игры в мини-футбол&ra...

Чек –лист проверки занятий физкультурно-спортивной и художественной направленности (травматизм)

Чек -лист включает в себя перечень критериев, которые необходимо соблюдать педагогу на занятиях для избежания травматизма обучающихся....