Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей
методическая разработка на тему

Носова Ксения Васильевна

Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы проведения занятий физкультурно-спортивной направленности для детей

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Глава I Основные формы преподавания занятий……………………5
  2. Глава II Современные формы занятий………………………………..8
  3. Глава III Из опыта работы………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………… . 19

 3

Введение

«Главный принцип развития здоровья заключается не в том, чтобы иметь крепкое тело, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию».

                                       В.А.Ананьев.

В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения занятий физкультурно-спортивной направленности. Посмотрите на наших детей: они бледные, болезненные, уставшие, без блеска в глазах, без цели в жизни. Они без труда работают с современной техникой, блуждают по Интернету, общаются при помощи SМS, ММS,Skype, но совершенно ничего не знают о строении своего тела, о том, как формируется организм человека и какое влияние оказывают на него физические нагрузки, не могут оказать себе первую медицинскую помощь.

Современный учащийся - это ребёнок с IPod в руках, обладающий «клиповым» мышлением. Как его учить? Чему? Современный педагог должен  идти   в   ногу  со   временем, а для этого  необходимо пересмотреть свою работу, сделать ее интересной, информационной и практичной, быть      продвинутым и  компетентным   в различных областях науки, культуры и искусства.

В настоящее время все чаще приходится слышать о необходимости воспитания у учащихся компетентности, комплекса общих учебных умений и навыков, которые помогут ребятам найти себя в этой жизни, не пропасть и не затеряться. Необходимо учить их быть компетентными и в вопросах

4

физического воспитания. Так как сформированная компетентность будет означать высокую степень успешности учащегося в данном виде деятельности. И  главная задача как  педагога - воспитание у детей осознанной потребности в занятиях физической культурой. Чтобы головную боль они лечили не таблетками, а физическими упражнениями, поднимали настроение себе не пивом и энергетическими напитками, а ритмикой, играми, чтобы общались друг с другом не в барах и игровых клубах, а в спортивном зале, на стадионе.

5

Основные формы преподавания занятий

Методическая характеристика

I. Фронтальная


При фронтальной форме проведения занятий проводится со всей группой в полной ее составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания.

Основное и единственное преимущество фронтальной формы учебного процесса заключается в том, что при данной форме занятия значительно облегчается работа педагога.

Фронтальная форма организации занятия применима при изучении нового материала, проводимого методом рассказа, лекции или беседы. Но и в этом случае желательно учитывать различную скорость восприятия учащихся.


2.Групповая

Групповая форма учебного процесса подразумевает два различных варианта организации занятия.

При первом варианте группа условно разделяется на группы по уровню возможностей и способностей учащихся, и каждой из получившихся групп задания и материал предоставляются отдельно. В данном случае каждый учащийся работает с относительно посильной по уровню сложности информацией.
                                                                                                                                  6

Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Группы получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей группы и его выполнение либо невыполнение зачитывается одинаково для всех членов группы. При подобной работе выполнение творческой части задания ложится, естественно, на наиболее способных учащихся, а отстающим, как правило, поручают техническую и оформительскую работу. Однако даже при механической обработке материала они оказываются в состоянии, во-первых, хотя бы частично разобраться в подготовленной для них "лидерами" информации, и, во-вторых, получают необходимые навыки в оформлении работ. Причем распределение ролей в группе происходит без участия учителя, что несет в себе и некоторый воспитательный элемент: "лидером" оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый ученик. Естественно, у

педагога остается возможность (часто это просто необходимо) дифференцировать оценку для различных участников группы

3.Индивидуальная форма

 Индивидуальная форма при организации занятий предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного учащегося. В результате данная форма работы является наиболее трудоемкой для педагога и, следовательно, практически не находит своего применения в практике.

Однако эта форма учебной работы находит свое частичное выражение в некоторых учетно-контрольных занятиях, проводимых в виде зачета, когда производится индивидуальный опрос каждого учащегося, а так же при проведении дополнительных занятий с отстающими. Так, я эту форму работы применяю на консультационных часах, когда ко мне приходят учащиеся и

7

сдают  пропущенный ими  материал  из-за тренировок в виде индивидуальных заданий ( например ответы в тетради на вопросы после параграфа или устные ответы на вопросы пройденных тем).

   

8

Глава II Современные формы занятий

  • Занятия ритмикой.

Выполнение упражнений под счёт зачастую вызывает раздражение у детей. Поэтому целесообразнее использовать музыкальное сопровождение при проведении комплексов ОРУ (общеразвивающих упражнений). Ритмическая гимнастика, шейпинг требуют определенного умения, навыка. А вот упражнения, выполняемые под музыку доступны всем. Кроме воспитания физических качеств мы воспитываем у учащихся ритм, слух, чувство прекрасного, красоту движений. Очень хорошо, если дети будут придумывать собственные упражнения. Это будет развивать их мыслительную и творческую деятельность. Я использую ритмику как элемент занятия. Выполняя упражнения под музыку, можно использовать метод «живого зеркала». Педагог показывает различные упражнения, дети, глядя на педагога, повторяют упражнения за ним, но в зеркальном отображении ( то есть, если педагог поднимает правую руку, то ученик- левую и т.д.). Здесь дополнительно идёт тренировка внимания.

В дальнейшем данные упражнения могут готовить или даже придумывать по ходу наиболее подготовленные дети и проводить с группой учащихся. И здесь мы будем формировать организаторские способности учащихся.

  • Применение ИП (индивидуального  плана).

На занятия физкультурно-спортивной направленности приходят учащиеся с разным уровнем физической подготовленности. ИП, разработанный для каждого ученика, поможет развить его сильные и слабые качества. План может разрабатываться, как на отдельное  занятие, так и на определённый период времени. Кроме того, происходит экономия времени: учащийся получает лист, где расписано его задание на занятие  и приступает к его выполнению.

9

Учащиеся приучаются самостоятельно организовывать занятие, отслеживать нагрузку и ее воздействие на организм, применять приемы контроля и самоконтроля. В качестве домашнего  задания  можно  рекомендовать  задания   вида:   организация самостоятельного занятия, проследить  за восстановлением своего организма после нагрузки с применением восстановительных мероприятий (массажа, бани, релаксации). Индивидуальный план можно использовать в работе с учащимися, которые имеют ограничения в двигательной активности по состоянию здоровья.

  • ИКТ – информационно - коммуникационные технологии.

ИКТ могут поднять интерес и качество проводимых занятий, помочь детям, в частности- «визуалам», лучше усвоить информацию. ИКТ можно

использовать, как при проведении теоретических занятий, так и  при проведении практических занятий в спортивном зале. Например, при изучении спортивных игр прямо на уроке выйти в Интернет и на экране посмотреть правильность выполнения того или иного элемента, посмотреть технико-тактические действия команд в избранном виде спорта. Использовать интересную информацию, статистику. В режиме реального времени просмотреть с ребятами игровой эпизод, либо игру в целом. В виде задания можно поставить учащимся задачу проследить за действиями отдельных игроков, подсчитать количество их технико-тактических действий, КПД, сделать «нарезку» из фрагментов действий, выполненных известным игроком и затем выступить перед товарищами. Вместе с ребятами можно снять учебный видеоролик, где показано правильное выполнение упражнения, элемента, а также указываются возможные ошибки, и использовать его в процессе

10

обучения. В качестве домашнего задания - сделать мультимедийную презентацию, проект. Таким образом, возможности использования ИКТ на уроках физической культуры самые разнообразные. Главное желание и творчество педагога.

  • Case study (анализ сложившейся ситуации).

При подаче материала описывается ситуация и перед учащимся ставится проблема, которую он должен решить путем составления алгоритма своих действий. Например, у учащегося проблемы в силовой подготовке (малое количество подтягиваний на перекладине). Как улучшить эти показатели, какие действия ему предпринять? И вот ученик пошагово определяет для себя алгоритм действий: начать с выполнения комплекса упражнений для укрепления верхнего плечевого пояса, затем перейти к отжиманиям от пола, подтягивание на низкой перекладине, на высокой перекладине, использование упражнений с отягощениями. Главное, чтобы занятия проводились регулярно, систематически, с постепенным увеличением нагрузки и обязательным контролем за результатами. И так можно поступать с любым физическим качеством, любым элементом, любым действием. В этом виде деятельности можно применять наставничество, назначая учащимся помощников из числа наиболее подготовленных учеников.

Здесь я вижу внедрение в образовательный процесс элементов проблемного обучения. Главное в этом направлении - учить детей учиться! Информации очень много. Всё выучить, запомнить невозможно. Но если ученик знает, где и как он может добыть необходимую информацию, он уже будет обладать знаниями.  Необходимо перестраиваться от предметного обучения к проблемному. Элементы проблемного обучения мною используются на

11

занятиях физкультурно-спортивной направленности. Например, учащийся с низким уровнем физической подготовки хочет улучшить свои показатели. Как?

За счёт чего? И мы вместе с ним пошагово определяем путь по исправлению данной проблемы. Главное, чтобы учащийся сам был заинтересован в результате. Отрадно, что дети проявляют большой интерес в вопросах тренировки, распределения нагрузки, проведения самостоятельных занятий, питания, режима дня, восстановления.  Необходимо поддерживать у учащихся этот интерес, помогать им, не отталкивать отказом. Кроме того, не надо бояться давать учащимся сложные задания, упражнения, требующие высокой концентрации, сложнокоординационные упражнения, задания, требующие  творческого подхода. Чтобы они думали, находили выход из сложившейся ситуации, проявляли творчество.

  • Использование на занятиях межпредметных связей будет способствовать формированию у учащихся полного и целостного представления о предмете, развитию эрудиции. Дети должны быть гармонично развитыми и мы, педагоги физкультурно-спортивной направленности должны им всячески в этом помогать. Ещё древние греки старались блюсти равновесие в воспитании между физическим и духовным развитием, именуя его красивым словом «гамонойя». Про неуча   говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать» тем самым выражая максимальный уровень пренебрежения к тому, кто отстаёт в  физическом или интеллектуальном развитии. И для своих учащихся, которые  более мобильны,  более    информированы нам необходимо   быть интересными,    продвинутыми,    компетентными   в различных областях науки, культуры и искусства.

При письменных ответах на карточки  на занятиях физической культуры,

12

обращаю внимание на правильность формулирования детьми своих мыслей, на орфографические ошибки (связь с русским языком). Чтение стихотворений, рассказ поучительных историй из жизни будут нести воспитательную функцию и способствовать мотивированию учащихся на достижение результата (связь с литературой). Многие термины в спортивных играх на английском языке, поэтому говорю ребятам о необходимости правильного произношения и владение английским языком. При выполнении метания мяча, гранаты нам помогают знания физики, так как, чтобы снаряд улетел как можно дальше его необходимо запустить по определённой траектории, на уроках акробатики наибольшую проблему выполнение стойки на голове. Здесь пригодятся знания математики (т.к. опора в виде рук и головы представляет собой треугольник). Связь с историей, географией - при изучении спортивных игр, видов спорта, истории Олимпийских игр.

  • Использование новых видов спорта.

Чтобы поднять интерес у учащихся к новым и забытым видам спорта можно

включить в КТП (за счет вариативной части) либо во внеурочное время (спортивный клуб) занятия видами спорта, которые не входят в учебную программу: настольный теннис, бадминтон, русская лапта, городки, стритбол, футзал, флорбол, софтбол, регби, атлетическая гимнастика и другие. Эти виды спорта набирают популярность, созданы федерации, ассоциации, проводятся соревнования. Использование в процессе обучения новых видов спорта поможет, привлечь дополнительный интерес учащихся, разнообразит спектр «услуг», предлагаемых школой.

13

  • Проведение нетрадиционных занятий физкультурно-спортивной направленности.

Занятие физической культуры должен быть для всех. Главное, чтобы занятие было интересным, полезным, информационным. В качестве инвентаря на этом занятии физической культуры с листом бумаги, газетой, линейкой, карандашом, стулом и т.д.

Применение в образовательном процессе модульной программы:

-модуль «Освоение пространства».

-модуль «Интерпретация известных спортивных и подвижных игр».

-модуль «Игры, в которые можно играть всю жизнь».

-модуль «Современные доступные системы физического воспитания» и другие.

Здесь открываются большие возможности для импровизации и творчества, как самого учителя, так и учащихся.

 Существует три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная, которая делится ещё на две группы. И свое занятие мы строим, исходя из принципа «не навреди»: кого-то сажаем, кому-то что-то запрещаем и т.д. А каково ребёнку это слышать и осознавать, что он не может заниматься вместе с товарищами? Использование форм и приёмов о которых говорилось выше помогут решить эту проблему. Справки от врачей- это целый ребус: «без нагрузок», «освобождён от сдачи нормативов» и т.д. А если врач укажет, например, что запрещены нагрузки, превышающие пульс 150 ударов в минуту, то учитель может подобрать посильную нагрузку в более лёгком пульсовом режиме и ребёнок не будет чувствовать себя ущербным. Нельзя ребёнку бегать и прыгать? Он может выполнять ходьбу, подготовить и провести с группой одноклассников комплекс ОРУ, выполнить метание мяча в цель, выступить в

14

качестве судьи в игре, выполнять упражнения с предметами нетипичными для уроков физической культуры (линейки, карандаши, листы бумаги, газеты и т.д.).

  • Спортивные акции, соревнования, праздники.

Необходимость проведения спортивных акций, вечеров, спортивных

праздников давно доказано временем. В настоящее время необходимо выходить за традиционные рамки проведения мероприятий данного направления. Целесообразно использовать новые формы подачи материала, больше привлекать родителей (родители самые авторитетные люди для детей и их пример может очень сильно воздействовать на детей), представителей общественных организаций, спонсоров. Например,  «Всей семьей на стадион!», «Приведи маму (папу) на стадион», «Моя семья против наркотиков (алкоголя, курения)» и другие. Кроме того, можно  в вечернее время два дня в неделю выделить под семейный час (дети занимаются вместе со своими родителями в спортивном зале школы).

  • Проведение мониторинга.

Проведение мониторинга  позволяет проводить комплексную оценку состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся, осуществлять медицинскую диагностику и мониторинг здоровья учащихся, реализацию проекта программы по формированию стереотипа здорового образа жизни.  Я считаю, что при построении учебного процесса необходимо учитывать мнение детей. С этой целью мною проводятся мониторинги среди учащихся. Кроме того, это поможет сформировать группы по уровню физической подготовки учащихся для рационального распределения нагрузки во время занятия.

Детям  предлагается ответить на следующие вопросы:

15

Нравится ли Вам заниматься на занятиях физической культуры?

Удовлетворены ли Вы подачей учебного материала педагогом на занятиях физической культуры?

Как Вы переносите нагрузку на занятиях физической культуры?

Что бы Вы изменили в проведении занятий физической культуры?  и т.д.

Нельзя не упомянуть и психологический аспект на занятиях физической культуры. Многие дети испытывают страх, тревогу, особенно когда у них что-то не получается. В своей работе я выделила 4 основных способа переключения негативных чувств детей на социально-приемлемое действие:

-дать возможность выговориться и тем самым перевести переживаемое недовольство в слово.

-добиться четкого обозначения словами своих негативных чувств. После такого «разбора» и пристального участия в нём негативное обычно исчезает.

-смоделировать выход из ситуации. Лучше совместно.

-регулярно использовать подвижные, спортивные игры. Они прекрасно снимают напряжение «сражений» дома и в школе.

Очень важно увлечь, заинтересовать детей с начала занятия тем, что придумать занятию имя, интересное, необычное название, эпиграф, прочитать чьё- то высказывание или рассказать поучительную историю, имеющие отношение к теме занятия.

Также необходимо в процессе занятия заниматься воспитанием учащихся: учить их доброте, любви, нравственности, задумываться о смысле жизни, мотивировать их на овладение знаниями, на успешную дальнейшую

16

жизнь. В этом я тоже вижу путь к повышению качества образования. Больше разговаривать с учащимися на уроках, на переменах, во внеурочное время, приводить больше положительных примеров из жизни, из литературы, самому быть примером для учащихся. Это тяжёлый труд, но делать это необходимо сейчас, иначе завтра может быть поздно.

        

Глава III. Из опыта работы        17

Я веду творческое объединение «Фитнес» на базе МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи для детей 7-16 лет

На занятиях фитнесом я обучаю учащихся способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья.

Опыт показывает, что благодаря хорошо организованной совместной деятельности, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет определенные роли, можно достигнуть успешности в достижении заданной цели. Повышение качества обучения и воспитания – важнейшая задача дополнительного образования. Я систематически изучаю новинки методической литературы. Изучаю и анализирую опыт коллег. В связи с этим регулярно посещаю семинары педагогов дополнительного образования. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации. Посещаю занятия коллег , изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Использую различные формы и методы проведения занятий.

Главное моё педагогическое кредо –  сочетание уважения и требовательности, нахождение золотой середины, умение помочь раскрыть полный потенциал учащегося, вывести его на дорогу творчества, самостоятельности, умение использовать полученные навыки и умения в жизни, формирование потребности систематически заниматься физкультурой и спортом.

        Здоровое поколение – залог светлого и счастливого будущего для общества и человечества в целом!

18

Заключение

       Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является  рациональная организация  двигательного режима учащихся. Многие недостатки физического воспитания  обусловлены слабым использованием передовых форм и методов. Главной целью этих инноваций является  развитие компетентности  у учащихся, повышение  заинтересованности учащихся, усиление их мотивации, обеспечение реального индивидуального подхода и возможность  выбора.  В этом я вижу наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности детей и подростков.

 

   

        19

Список использованной литературы

  1.  Ахмерова, С.Г. Современные подходы к формированию здоровья учащихся и педагогов в общеобразовательных учебных заведениях методами и средствами гигиенического воспитания [Текст]: автореф. дис. … докт. мед. наук./ Ахмерова  С. Г.– Оренбург, 2000. – 46 с.

    2. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности : в 2 т. Т.2: Объективное изучение личности. / В.М. Бехтерев; отв. ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылева. – СПб.: Алетейя, 1999. – 283 с.

  1.  Выготский Л.С. Психология : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Апрель Пресс; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1007 с.
  2. Гризик, Т. И., Доронова, Т. Н., Соловьёва, Е. В. и др. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. – М.: Просвещение, 2011. – 45 с.
  3. Запорожец, А.В., Маркова, Т.А. Основы дошкольной педагогики. – М.: Просвещение, 1980. – 48с.
  4. Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста. / С.Б. Шарманова, А.И. Федорова /Фундаментальные исследования /, - 2007. - № 12. – С. 35.
  5. Кенеман,  А. В., Хухлаева,  Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - М.:  Просвещение, 1985.  – 201 с.
  6. Кожухова, Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников колледжей / М. А. Рунова. – М. : Мозайк-Синтез, 2000. – 256 с.
  7. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду  / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
  8. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И.Савенков. – СПб.,  2004. – 272 с.: ил.
  9. Сластёнин,  В.А. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М. : Академия, 2008. - 576 с.
  10. Физическая культура студента [Текст]: Учебник/. Под ред. В.И. Ильинича . М: Гардарики, 2003. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях физкультурно-спортивной направленности

Выступление на заседании методического объединения физкультурно-спортивной направленности на тему:«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИНА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» Подготовила: С...

План и методика проведения итогового открытого занятия физкультурно-спортивной направленности

Образец план итогового открытого занятия объединения ДО "Большой теннис" для родителей учащихся.Может быть использован в работе учителями физической культуры и педагогами ДО физкультурно-спо...

Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...

Конспект внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по мини-футболу для учащихся 5 классов с задержкой психического развития

Занятие рассчитано на детей, обучающихся первый год по программе внеурочной деятельности «Мини-футбол». Тема занятия «Основы техники игры в мини-футбол. Правила игры в мини-футбол&ra...

Реализация принципа сознательности и активности на занятиях физкультурно-спортивной направленности

Характеристика и содержание методического принципа сознательности и активности....

Чек –лист проверки занятий физкультурно-спортивной и художественной направленности (травматизм)

Чек -лист включает в себя перечень критериев, которые необходимо соблюдать педагогу на занятиях для избежания травматизма обучающихся....

Нетрадиционные формы и методы проведения занятий в объединении художественной направленности (декоративно-прикладное творчество)

В статье описаны нетрадиционные формы организации и проведения занятий в дополнительном образовании по декоративно-прикладной направленности....