Использование инновационных технологий на уроках русского языка
учебно-методический материал на тему

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

     И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малышева О.М.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ №3, г.Бийск

Обобщение опыта по теме 

«Использование инновационных технологий

на уроках русского языка»

     Слайд 1.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

     И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

          Слайд 2.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок становится и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

          Слайд 3.

     Определение «инновация» как педагогический критерий в методической литературе встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

          Слайд 4.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  • соответствие концепции гуманизации образования;

  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

  • использование личностно ориентированного обучения;

  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

  • соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Слайд 5.

Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

  • формирование личностных качеств учащихся;

  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

  • развитие различных типов мышления.

Слайд 6.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

  • включение учащихся в креативную деятельность;

  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

Слайд 7.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения
  • Технология педагогических мастерских
  • Метод проектов
  • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),  
  • Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
  1. Предметно-ориентированные технологии обучения
  • Технология постановки цели
  • Модульное обучение.
  1. Информационные технологии.
  • ИКТ
  • Технологии дистанционного обучения
  1. Технологии оценивания  достижений учащихся
  • Технология "Портфолио"
  • Безотметочное обучение
  • Рейтинговые технологии
  1. Интерактивные технологии
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  • Технология проведения дискуссий
  • Технология «Дебаты»
  • Тренинговые технологии

     Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

      Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.

     Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

     К  современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

      Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям. 
    Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются. 
    Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение. 

     В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний. 
   

     Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание русского языка и литературы – это всегда полилог.

Слайд 8.

Основными принципами инновационного обучения являются:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.

О принципе наглядности хочется сказать подробнее.

Для разных разделов и этапов обучения русскому языку разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

Слайд 9.

Так, схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его «устройства», главных черт, взаимоотношения частей. Применяется на уроке первичного усвоения.

Слайд 10.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. Начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает «зрительно» в системе увидеть содержание материала.

В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.

Крок – «послесловие» к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство способствует самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический «мини-портрет» изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Лингвистическая визитка – «визитная карточка» изучаемой части речи. Например, причастия, с «именем, отчеством, фамилией» (причастие = глагол + прилагательное), «местом работы» (предложение), «занимаемой должностью» (определение, сказуемое), «домашним адресом» (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.

Слайд 11

 

Учебный клип – «склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке - творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения - лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

     А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

 

Слайд 12

Приёмы и методы инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе:

  • ассоциативный ряд;
  • опорный конспект;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
  • мозговая атака;
  • групповая дискуссия;
  • чтение с остановками и Вопросы Блума;
  • кластеры;
  • синквейн;
  • «Продвинутая лекция»;
  • эссе;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки;

Слайд 13

  • медиапроекты;
  • дидактическая игра;
  • лингвистические карты;
  • лингвистическая аллюзия (намек);
  • исследование текста;
  • работа с тестами;
  • нетрадиционные формы домашнего задания.

На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления, метод проектов, технологию сотрудничества и ИКТ.

Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:

  • «Погружение» предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.

     Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.

     Впервые элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, использовала технологию «погружение» и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осенний парк, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тематику.  

А в 6 классе этот приём успешно помогает учащимся при описании зимнего пейзажа на уроках развития речи по теме «Словесное рисование».

  • Лекция, продолжая оставаться традиционной формой обучения в школе, в современных условиях нуждается в обновлении. Информатизация образования развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий. И здесь большую роль играет компьютерная визуализация учебной информации, позволяющая поставить изучение русского языка в школе на принципиально новый уровень, который дает возможность не только повысить интерес учащихся к изучению предмета, но и раскрыть их творческий потенциал.

Применение мультимедиа-презентаций в виде опорного конспекта лекции, включающего демонстрацию слайдов, видеофрагменты с текстовыми комментариями позволяет:

  1. повысить эффективность и качество образования за счет внедрения новых информационных технологий;
  2. осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к обозначенной цели в результате выполнения заданий различной сложности);
  3. формировать информационную культуру школьников, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).

Очень эффективным, на мой взгляд,  является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся.

  • Очень нравятся мне в этом плане видеоуроки, созданные командой учителей-практиков под руководством Дмитрия Тарасова (Инфоуроки). Я их использую при объяснении нового материала, повторении темы или на уроках – практикумах. Предлагаю вашему вниманию фрагмент такого урока.

Урок-презентация предполагает включение вопросов и заданий разных видов.

Например, урок такого типа  по теме «Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум. «Разбор простого предложения» я провожу в 5 классе. Обычно всё занятие ведется по методу «малых групп» или в «парах», где знания являются лишь средством для интеллектуального саморазвития учащегося, где в психологически комфортных условиях они решают учебные задачи, не испытывая подавления авторитетом и словом учителя.

Весь урок строится на этапном повторении пройденного материала с применением практических навыков, от простого к сложному, причем путь решения очередной задачи выбирают сами учащиеся, что создает ситуацию успеха.

  • Предлагаю вашему вниманию фрагмент такого урока.

  • Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Основные задачи дискуссии:

      обмен первичной информацией;

      выявление противоречий;

      переосмысление полученных сведений;

      сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

     уважение к различным точкам зрения ее участников;

     совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

     Данный прием особенно эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии

Слайд 14

  • Очень эффективен урок - игра.

Такие уроки, безусловно, способствуют реализации и развитию творческих способностей учащихся, так как позволяют создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный с отсутствием веры в собственные силы. Такие уроки построены на занимательности, что усиливает интерес к содержанию предметного курса, способствует повышению качества обучения.

Слайд 15

К сожалению, игра относится к малоиспользуемым средствам воспитания и обучения, особенно на уроках контроля ЗУНов учащихся. А зря. Ведь в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – средство, с помощью которого воспитание и обучение переходит в самовоспитание и самообразование. Конечно, когда эта игра «правильная и хорошая», как говорил Макаренко А.С.

 Слайд 16

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда учитель ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика.

Слайд 17

Игра предполагает включение школьника в деятельность и общение, предполагает именно личностный подход.

Слайд 18

Игра не развлечение, а особый метод включения ребенка в учебную, творческую деятельность, метод стимулирования его активности. Гораздо легче просто указать детям: «Делай так», «Повторяй за мной».

Слайд 19

Игра же требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства.

Слайд 20-28 (умный редактор)

  • Давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд, отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово – по горизонтали. Итак,

1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления. (арена)

2. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах. (бакен)

3. Жилище птицы. (гнездо)

4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (айсберг)

5. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)

6. Русская мера длины, равная 75 см. (аршин)

Вот мы с вами и определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор.

  • Предлагаю вашему вниманию разработанный мною интерактивный тест «О, отличник!».

      Инструкция: этот тест к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык: 6 класс»

(М.: Дрофа) поможет организовать и проконтролировать усвоение курса русского языка в течение всего учебного года. С помощью этого тренажера ученик сможет самостоятельно или под руководством учителя оценивать свои успехи по русскому языку. Работать с тестами можно как в школе, так и дома. Тесты полностью соответствуют новому образовательному стандарту (второго поколения).

Тренажер включает в себя 11 вариантов заданий по всем изучаемым в 6 классе разделам русского языка, в каждом варианте по 4 вопроса. Участник выбирает один из вариантов: при правильном ответе ему предоставляется следующий ход, при неправильном – выставляется оценка 2, 6, 8. Каждая оценка комментируется. За правильно выполненный вариант ставится оценка 5. Участник вправе в любой момент закончить игру, нажав на кнопку «Конец».

  • Для 5 класса могу предложить игру «Лингвистический бой»

  • Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

     Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии.   

Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

     На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Подобную работу лучше проводить, когда ребята учатся писать интерпретации при подготовке к сочинениям, олимпиадам, ГИА и ЕГЭ.

Примером метода критического мышления может служить синквейн.

Слайд 29

Методика: Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Пусть каждый из вас сейчас попробует написать синквейн на тему «Школа».

Слайд 30

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Этот прием, как правило, использую в работе с 7 класса при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть «С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

Слайд 31

     При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  • посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

  • вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

  • по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • не бояться записывать все, что приходит на ум;
  • дать волю воображению и интуиции;
  • продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
  • постараться построить как можно больше связей;
  •  не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

  • Давайте попробуем поработать с текстом М. Пришвина,  применив данный метод.

1. Чтение и прослушивание текста с 1 по 11 предложение.

По ходу чтения создадим «поле идей», т.е. графически организуем текст. Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

- установите ключевое слово текста;
- вокруг «накидайте» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Слайд 32

(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3) Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4) Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5) В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. (6) И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.

(7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.

(8) Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9) И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…

(10) И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

2. Создание кластера  и беседа по нему.

Слайд 33

http://files.1september.ru/festival/articles/412201/img1.JPG

Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.

- Согласны ли вы с таким выводом?

- Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»?

(Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера.)

- Какое сопутствующее понятие можете назвать?

(Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение.)

- Перечитайте 11 предложение.

(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

Запишите вывод.

Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.

Слайд 34

  • Задачный подход к развитию ключевых компетенций учащихся в инновационной деятельности учителя на уроках русского языка и литературы на сегодня является самым интересным. Что такое «задачный подход»? Деятельностно-ценностная технология обучения (технология ТОГИС, разработанная профессором В.В.Гузеевым
  • Задачный подход в обучении русскому языку и литературе - решение лингвистических задач
  • Задачный подход в обучении русскому языку и литературе тесно связан с проблемой понимания текста

Решить лингвистическую задачу - понять текст

Принципиально новым в задачах является:

  • непосредственный поиск нового знания и его освоения учащимися,
  • в процессе поиска ученики овладевают научными способами познания, с использованием современных информационных средств,
  • по ходу решения ученикам встречается множество разной информации из смежных областей знаний, это помогает обеспечить реализацию межпредметных связей

     Преимущества:

  • делают образовательный процесс более увлекательным и личностно-ценностным,
  • учат работать с новой информацией и информационными носителями,
  • моделируют новый образовательный процесс, отвечающий современным требованиям информационно развитого общества.

Некоторые приемы обучения пониманию текста на уроках русского языка

Работаем в «бюро прогнозов»

  • По первым словам предложения  предугадайте его синтаксическую структуру и общий смысл:

«Женщина, которая…»

« Всегда выдержанный и спокойный…»

Составьте по предложению рассказ:

«Мальчик понял, что никогда не будет чувствовать себя счастливым, пока этот собаколов существует в городе»

  •        Прочти стихотворение и  опиши картину, возникающую в твоем воображении.
  • Сколько запятых будет в предложении : « Деревня, где…», или « Когда мяч, вскочив…»
  • Что вы можете сказать о предложении, которое начинается со слов:

 а) Ой, как...; б) Чей...

  • Закончите предложения:

1) На небе сгущались темные ...

2) Пароход издал длинный, протяжный ...

3) В ноябре выпал первый пушистый ...

4) Самая интересная особенность жирафа - это его длинная...

  • «Расшифруйте предложение»

« Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатывались в меня обратно»

« Раскапывайте погребенных в земле исполинов» ( сколько вариантов ответа)

  • Продолжите предложение:

Никогда не должно отвергать кающегося преступника:...

  • Переделайте неправильно образованные слова и подумайте, почему дети именно так образовали:

махучий хвост;

раздавитая муха;

клевчий петух;

исчезлая собака;

лопнутая бутылка.

Работа с художественным текстом

  • Кипя,
  • Шипя,
  • Журча,
  • Ворча,
  • Струясь,
  • Крутясь,
  • Сливаясь,
  • Вздымаясь,
  • Вздуваясь,
  • Мелькая, шурша,
  • Резвясь и спеша,
  • Скользя, обнимаясь,
  • Делясь и встречаясь,
  • Ласкаясь, бунтуя, летя,
  • Играя, дробясь, шелестя,
  • Блистая, взлетая, шатаясь,
  • Сплетаясь, звеня, клокоча,
  • Взвиваясь, вертясь, грохоча,
  • Морщинясь, волнуясь, катаясь,
  • Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
  • Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
  • Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
  • Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
  • Так падают бурные воды в сверкающем,
  • Быстром Лодоре!

В этом плане мне очень нравится электронный учебник русского языка под ред. С.И.Львовой.

  • Предлагаю вашему вниманию его фрагмент.

         

     В заключение хочется еще раз сказать, что инновационный подход к обучению – это веление времени. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». А сколько они будут гореть? Не потухнут ли? Не будут ли еле-еле мерцать? Это во многом зависит от учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка»...

Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""

В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....